Влияние социального интеллекта на профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 19 мин. чтения

Резюме

Важность интеграции обучающихся с инвалидностью в образовательную среду обусловлена необходимостью их социализации и профессиональной реабилитации, в том числе и прежде всего через формирование и развитие социального интеллекта. Именно социальный интеллект позволяет понимать социальные нормы, адаптироваться к ним и выстраивать эффективные отношения в обществе, включая учебную и учебно-профессиональную сферу. Теоретической основой исследования послужило то, что основная характеристика социального интеллекта, связанная со способностью понимать других и реагировать на них, является ключевым фактором в создании социальных условий, способствующих профессиональному самоопределению. Цель. Изучить влияние социального интеллекта на профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью. Гипотеза. Уровень социального интеллекта у обучающихся с инвалидностью положительно коррелирует с успешным профессиональным самоопределением. Методы и материалы. В исследовании приняли участие обучающиеся с инвалидностью, а также обучающиеся, у которых отсутствует инвалидность; все участники в период исследования обучались на II и III курсах по программам среднего профессионального образования в колледжах г. Москвы. В оценке уровневых и содержательных характеристик социального интеллекта использовалась методика, направленная на определение четырех способностей (факторов) в структуре социального интеллекта, включающая четыре субтеста. Анализ профессионального самоопределения проводился по специальным шкалам профессионального самоопределения. Результаты. Результаты показали наличие взаимосвязи между социальным интеллектом обучающихся с инвалидностью и особенностями их профессионального самоопределения, выявлены сильные положительные корреляции. Это означает, что чем выше уровень социального интеллекта, тем больше объективных показателей сформированности профессионального самоопределения у обучающихся с инвалидностью. Выводы. Социальный интеллект обеспечивает важнейшую основу детерминации профессионального самоопределения у обучающихся с инвалидностью. Выявленные в результате исследований данные могут быть интересны специалистам, занимающимся психолого-педагогическим сопровождением обучающихся с инвалидностью и профориентационной работой. Профконсультантам, психологам, педагогическим работникам рекомендуется обратить внимание в работе с обучающимися с инвалидностью именно на развитие социального интеллекта, т. к. он существенно влияет на адаптацию, на мотивацию, на выбор профессиональной сферы и специализации, на карьерные решения обучающихся с инвалидностью в ситуациях ограниченных возможностей и специфики ресурсов. Полученные результаты обладают потенциалом для дальнейших исследований особенностей профессионального самоопределения лиц с инвалидностью.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, социальный интеллект, социализация, влияние, обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, факторы профессионального самоопределения

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220311

Поступила в редакцию 05.09.2025

Поступила после рецензирования 10.09.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Джафар-Заде, Д.А. (2025). Влияние социального интеллекта на профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью. Вестник практической психологии образования, 22(3), 169–182. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220311

© Джафар-Заде Д.А., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью играет особую роль в их социализации и самореализации в общественной жизни, т. к. основной аспект профессионального самоопределения лиц с инвалидностью — осознанный выбор и обучение с учетом своих особенностей и возможностей, требований в учебной и учебно-профессиональной деятельности, а также социально-экономических условий. Физические ограничения всегда предопределяли понимание особой природы процесса взаимодействия человека с окружающей средой, но противоречие современных тенденций профессионального самоопределения состоит в настоятельной жизненной необходимости социальной интеграции. Важность интеграции обучающихся с инвалидностью в инклюзивную безбарьерную образовательную среду (Левченко и др., 2018) обусловлена необходимостью их социализации и профессиональной реабилитации. Получение профессионального образования выступает одним из основных и неотъемлемых условий их социализации (Бикбулатова и др., 2018). Большую роль в этом играет формирование и развитие социального интеллекта, который позволяет понимать социальные нормы, адаптироваться к ним и выстраивать эффективные отношения. Современные исследования показывают, что уровень развития социального интеллекта может оказывать существенное влияние на особенности профессионального самоопределения (Егоренко, 2018; Корниенко, Вагнер, 2015). К основным аспектам профессионального самоопределения можно отнести объективность профессиональных ожиданий, мотивацию профессионального самоопределения, реалистичность профессиональных планов и др. (Волгина, 2017; Джафар-заде, 2015; Дмитриева, Харькова, 2020).

Изучение влияния социального интеллекта на профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью представляет собой актуальное направление исследований, позволяющее выявить факторы, детерминирующие процесс профессионального самоопределения данной категории лиц. Социальный интеллект, рассматриваемый как интегральная способность, обеспечивающая эффективность социального познания и взаимодействия (Аршанская (Шешукова), 2018), может оказывать существенное влияние на формирование адекватных, реалистичных планов профессионального самоопределения, учитывающих как индивидуальные особенности и предпочтения, так и объективные требования профессиональной деятельности и социальной среды.

Методологической основой нашего исследования послужили научные труды И.Ю. Левченко, Т.И. Бонкало, Н.С. Пряжникова, С.В. Власовой, С.Т. Кохан, Д.А. Джафар-заде, Е.А. Петровой, Н.А. Романович, Е.С. Романовой, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, К.А. Абульхановой-Славской, Э. Торндайка, Дж. Гилфорда, В.Н. Куницыной, Е.С. Михайловой, А.И. Савенкова (Бонкало, Цыганкова, 2015; Зеер, Павлова, Садовникова, 2020; Климов, 2012; Левченко, 2022; Guilford,, 1967; Thorndike, Stein, 1937).

Дж. Гилфорд понимает под социальным интеллектом способность человека адекватно понимать поведение социума и умение выстраивать глубинные и длительные интеракции с другими людьми (Кабанов, 2013).

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено в научный тезаурус Ю.Н. Емельяновым (Корниенко, Вагнер, 2015). Он определял социальный интеллект как сферу потенциальных возможностей субъект-субъектного познания личности, понимая под этим устойчивую, базирующуюся на специфике когнитивных процессов и апперцепции способность понимать себя, других людей, взаимоотношения с ними, а также прогнозировать изменения в жизни ближайшего социального окружения (Шалаева, 2000).

Несмотря на отсутствие согласия между исследователями в определении содержания концепции социального интеллекта, анализ эмпирических исследований показывает, что социальный интеллект является важным компонентом социально компетентного поведения, представляя адаптацию социальных и культурных изменений в ситуации обучения, профессионального определения и профессионального развития (Candeias, 2008).

Анализ научных источников позволяет выделить несколько аспектов взаимосвязи профессионального самоопределения и социального интеллекта, имеющих особую значимость для обучающихся с инвалидностью. Социальный интеллект, включающий способность понимать других людей, прогнозировать их поведение и выстраивать эффективные стратегии взаимодействия, создает основу для адекватной оценки социальных аспектов профессиональной деятельности, понимания профессиональных ролей и отношений, а также прогнозирования возможных трудностей и способов их преодоления.

Для обучающихся с инвалидностью, чья социальная ситуация развития часто характеризуется ограниченностью социального опыта и трудностями коммуникации, развитый социальный интеллект может выступать в качестве компенсаторного механизма, позволяющего как преодолевать барьеры социальной адаптации в профессиональной сфере, так и выстраивать весь процесс профессионального самоопределения.

Так, Е.А. Климов изучает профессиональное самоопределение через согласование физических возможностей человека, умения адаптироваться к социально-экономическим и другим условиям социума, его способностей с содержанием и требованиями конкретной профессии (Гуйджиева, 2020; Климов, Носкова, 2025). Профессиональное самоопределение рассматривается также в качестве одного из важнейших проявлений психического развития личности, ее включения в профессиональное сообщество и более широко — в социальное сообщество (Джафар-заде, 2025; Павлова, 2008). Современные исследования представляют профессиональное самоопределение как проблему взаимодействия индивида и социума (Гребенникова, Никитина, 2015).

Социальный интеллект может оказывать особое влияние на определение профессиональной сферы в отношении профессий, предполагающих интенсивное взаимодействие с людьми. Исследования показывают, что лица с высоким уровнем развития социального интеллекта чаще выбирают профессии типа «человек-человек» и демонстрируют более адекватные представления о требованиях и содержании данных профессий. Например, для обучающихся с инвалидностью вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата, выбирающих профессии социономического типа, развитый социальный интеллект может выступать в качестве важного ресурса, компенсирующего ограничения, связанные с состоянием здоровья, и обеспечивающего успешную профессиональную адаптацию (Истомина, 2024; Левченко, Приходько, 2001). Социальный интеллект у молодых людей с инвалидностью существенно влияет на выбор профессии, на успешное освоение учебно-профессиональной деятельности, на способность понимать социальную динамику в процессе профессионального самоопределения и принимать правильные, эффективные карьерные решения, понимая свои собственные возможности и ограничения в соответствии с состоянием здоровья и благополучием. Развитие социального интеллекта, высокий уровень социального интеллекта является ключевым фактором карьерного роста и достижения успеха на всех этапах профессионального самоопределения.

Материалы и методы

Исходя из положения о том, что социальный интеллект является существенным детерминирующим фактором профессионального самоопределения, а также связан с успешной социальной интеграцией обучающихся с инвалидностью в образовательную и профессиональную среду, в современное общество (Джафар-заде, 2023), исследование социального интеллекта и профессионального самоопределения проводилось у обучающихся с инвалидностью, получающих образование в средних профессиональных образовательных организациях (СПО). В исследовании приняли участие 110 обучающихся на II и III курсах колледжей г. Москвы: 65 человек — группа респондентов с инвалидностью, где большую часть группы составили обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата со 2 группой инвалидности и с нарушениями слуха и зрения со 2 группой инвалидности (обозначена как I группа); и группа из 55 человек, у которых отсутствует инвалидность (обозначена как II группа). Для выявления способностей в структуре социального интеллекта и оценки уровневых и содержательных характеристик социального интеллекта использовалась «Методика социального интеллекта» Дж. Гилфорда, М. Салливена в адаптации Е.С. Михайловой (Михайлова (Алешина), 1996). Для оценки профессионального самоопределения была разработана авторская анкета, включающая вопросы о наличии/отсутствии профессионального плана, построении профессионального плана в соответствии с возможностями по нозологии/без учета возможностей по нозологии, мотивах профессионального самоопределения, информированности о содержании профессиональной деятельности, наличии дополнительных вариантов профессионального самоопределения. Обработка и анализ результатов осуществлялись методами математической статистики: корреляционный анализ социального интеллекта с профессиональным самоопределением проводился с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена для выявления взаимосвязей между переменными; критерий Манна — Уитни использован для сравнения показателей в независимых выборках.

Результаты

В результате исследования влияния социального интеллекта на профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью, было выявлено следующее.

Композитная оценка, характеризующая социальный интеллект в целом, в обследуемых группах имеет существенные различия (табл. 1). Так, в группе обследуемых обучающихся с инвалидностью (I группа) данный показатель составляет в среднем 3,2 стена при стандартном отклонении 0,8, в то время как у респондентов II группы данный показатель равен 3,7 стена при стандартном отклонении 0,7, т. е. различия есть и у обучающихся с инвалидностью композитная оценка значительно меньше.

Таблица 1 / Тable 1

Результаты исследования социального интеллекта (общий показатель)

The results of the social intelligence study (general indicator)

Показатели / Indicators

Группа / Group

Min

Max

M

SD

Композитная оценка социального интеллекта (стены) / Composite assessment of social intelligence (walls)

I

2,2

4,3

3,2

0,8

II

2,8

4,6

3,7

0,7

 

Исследования социального интеллекта в результате комбинации визуальных и вербальных стимулов для оценки различных аспектов социально-когнитивных процессов по четырем субтестам выявили следующее (табл. 2).

Наименьшие различия выявлены по субтесту 3 «Вербальная экспрессия» (различие в 0,2 стена), т. е. в обеих группах отмечается похожесть способностей понимать словесные выражения и классифицировать их для интерпретации социального поведения, что указывает на то, что у обучающихся с инвалидностью есть потенциал познания преобразований поведения, понимания изменений значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации (рис. 1).

Таблица 2 / Тable 2

Результаты исследования социального интеллекта по субтестам

The results of the study of social intelligence by subtests

Показатели / Indicators

Группа / Group

Min

Max

M

SD

Субтест 1 «Истории с завершением» /
Subtest 1 “Stories with completion”

I

2,3

4,6

3,1

0,9

II

3,0

4,7

3,5

0,8

Субтест 2 «Группы экспрессии» /
Subtest 2 “Expression groups”

I

2,1

4,2

2,7

1,1

II

2,6

4,5

3,6

0,9

Субтест 3 «Вербальная экспрессия» /
Subtest 3 “Verbal expression”

I

2,6

4,4

3,5

0,7

II

2,9

4,6

3,7

0,8

Субтест 4 «Истории с дополнением» /
Subtest 4 “Stories with additions”

I

2,0

4,3

2,8

0,8

II

2,7

4,6

3,3

0,7

Рис. 1

Рис. 1. Сравнение уровневых показателей социального интеллекта в группах

Fig. 1. Comparison of the level indicators of social intelligence in groups

Что касается остальных субтестов, то здесь у обучающихся с инвалидностью самые высокие значения стандартного отклонения по субтесту 2 (SD = 1,1), измеряющему фактор познания классов поведения, что говорит о низких способностях к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, что может объясняться недостаточным социальным опытом в силу различных ограничений по здоровью. Существенные различия также выявлены по субтесту 4 (различие в 0,5 стена), что может указывать на сложности с интерпретацией последовательностей социального поведения для понимания общего социального взаимодействия; также может быть обусловлено недостаточным опытом социального взаимодействия и недостаточным развитием способности к анализу причинно-следственных связей в межличностных отношениях.

Результаты исследования характеристик профессионального самоопределения выявили статистическую значимость наблюдаемых различий в основных показателях особенностей профессионального самоопределения у обучающихся с инвалидностью (табл. 3).

Таблица 3 / Тable 3

Результаты исследования характеристик профессионального самоопределения

The results of the study of the characteristics of professional self-determination

Показатели профессионального самоопределения / Indicators of professional self-determination

Кол-во обучающихся в % / Number of student in %

U-критерий

p

I группа / Group I
(n = 65)

II группа / Group II (n=55)

Профессиональное самоопределение в соответствии с возможностями по нозологии / Professional self-determination in accordance with the possibilities of nosology

52%

85%

315,0

0,008**

Профессиональный план / Professional plan

69%

73%

462,5

0,624

Мотивация профессионального самоопределения / Motivation for professional self-determination

44%

70%

298,5

0,005**

Объективность профессиональных ожиданий / The objectivity of professional expectations

48%

76%

348,0

0,012*

Информированность о возможностях карьерного развития / Awareness of career development opportunities

62%

89%

356,5

0,034*

Примечание: * — p < 0,05; ** — p < 0,01.

Note: * — p < 0,05; ** — p < 0,01.

Наиболее существенные различия выявлены в показателях объективности профессиональных ожиданий и мотивации профессионального самоопределения (p = 0,005 и p = 0,008, соответственно), где у обучающихся с инвалидностью данные аспекты профессионального самоопределения выявлены меньше чем у половины обследуемых в группе (тогда как во второй группе наличие объективности профессиональных ожиданий и мотивации профессионального самоопределения выявлены более чем у половины группы); статистически значимые различия не выявлены по показателю «Профессиональный план» (69% и 73%, p = 0,624).

Результаты исследования взаимосвязи уровня социального интеллекта с профессиональным самоопределением представлены в табл. 4.

Проведенный анализ взаимосвязи социального интеллекта с основными аспектами профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью позволил выявить значимые корреляционные связи (коэффициент корреляции Спирмена) между социальным интеллектом обучающихся с инвалидностью и особенностями их профессионального самоопределения. Наиболее сильные корреляции выявлены между общим уровнем социального интеллекта и объективностью профессиональных ожиданий (rs = 0,479, p < 0,01), а также мотивацией профессионального самоопределения (rs = 0,441, p < 0,01).

Таблица 4 / Тable 4

Взаимосвязь социального интеллекта с профессиональным самоопределением

The relationship of social intelligence with professional self-determination

Основные аспекты профессионального самоопределения / The main aspects of professional self-determination

Общий уровень социального интеллекта / General level of social intelligence

Профессиональное самоопределение в соответствии
с возможностями по нозологии / Professional self-determination in accordance with the possibilities of nosology

0,394*

Мотивация профессионального самоопределения / Motivation for professional self-determination

0,441**

Объективность профессиональных ожиданий /
The objectivity of professional expectations

0,479**

Примечание: * — p < 0,05; ** — p < 0,01.

Note: * — p < 0,05; ** — p < 0,01.

Обсуждение результатов

В результате проведенной работы и в соответствии с целью исследования были получены результаты, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу о положительной корреляции уровня социального интеллекта у обучающихся с инвалидностью с их успешным профессиональным самоопределением. Изучение социального интеллекта выявило, что композитная оценка, характеризующая социальный интеллект в целом, у обучающихся с инвалидностью находится на среднем уровне, а некоторые отдельные показатели социального интеллекта в обследуемой группе находятся на уровне ниже среднего и низком; так, выявлен низкий показатель познания классов поведения (2,7 при возможном Max 4,2), соответственно, у обследуемых обучающихся с инвалидностью низкие способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, что сказывается на их потенциале профессионального самоопределения; также выявлены низкие показатели в понимании логики развития социальных ситуаций и способности предвидеть последствия поведения людей в определенных обстоятельствах (2,8 при возможном Max 4,3), что может повлиять на возможности строить профессиональные планы, находить карьерные решения. В этой связи стоит отметить, что, соответственно, и такие показатели сформированности профессионального самоопределения, как мотивация профессионального самоопределения, объективность профессиональных ожиданий, у обучающихся с инвалидностью выявлены только у половины обследуемых (мотивация у 44%, объективность у 48%, соответственно).

Что касается прямых корреляционных связей, демонстрирующих взаимосвязь социального интеллекта с профессиональным самоопределением обучающихся с инвалидностью, здесь нами выявлено, что существует положительная корреляция между общим уровнем социального интеллекта и объективностью профессиональных ожиданий (0,479), — обучающиеся с инвалидностью с низким уровнем социального интеллекта недостаточно способны оценивать как свои возможности, в том числе в связи с нарушениями по здоровью, так и оценивать реалии выбранной профессии и рынка труда; также выявлена корреляционная связь между уровнем социального интеллекта и мотивацией (0,441), у обучающихся с низким и ниже среднего уровнем социального интеллекта недостаточно сформирован мотивационный компонент профессионального самоопределения; при этом выявленные значения выше среднего (3,7 при Max 4,6) способности понимать изменение значения сходных вербальных реакций в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации положительно коррелируют (0,458) и с наличием профессионального плана, и с мотивацией, что может свидетельствовать о том, что, во-первых, речевые компоненты социального интеллекта страдают в меньшей степени по сравнению с невербальными, а во-вторых, способность к вербальному взаимодействию значительно способствует всем аспектам объективного, содержательного и успешного процесса профессионального самоопределения у обучающихся с инвалидностью.

Заключение

Таким образом, гипотеза о том, что уровень социального интеллекта у обучающихся с инвалидностью положительно коррелирует с профессиональным самоопределением, подтвердилась. Результаты исследования показывают взаимосвязь уровневых характеристик показателей социального интеллекта с основными факторами профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью. Отличаются своей значимостью результаты оценки социального интеллекта, связанные с низкой способностью обучающихся с инвалидностью к познанию систем поведения, пониманию логики развития ситуаций взаимодействия и значения поведения людей в этих ситуациях, а также анализу последовательностей социального поведения для понимания общего социального взаимодействия, что, безусловно, может сказываться на процессе профессионального самоопределения, при построении профессиональных планов, при решениях возможных ситуаций профессиональных кризисов, в том числе учебно-профессиональных, связанных с мотивацией, с объективностью оценки своих возможностей. Все это может быть препятствием как для профессионального развития, так и для развития личности в целом, препятствием для удовлетворения от выбранной деятельности и, главное, как итог может создать сложности в полноценной социальной интеграции обучающихся с инвалидностью.

Руководствуясь результатами исследования, в качестве предложений психологам, профконсультантам, специалистам, сопровождающим и поддерживающим обучающихся с инвалидностью на всех уровнях образования, рекомендовано в качестве психолого-педагогического сопровождения обратить внимание на такой важный фактор и потенциал профессионального самоопределения, как социальный интеллект, на развитие способностей социального интеллекта, связанных с когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами и отражающих разные аспекты структуры социального интеллекта.

Литература

  1. Аршанская (Шешукова), О.В. (2018). Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность: Монография. Тамбов: Консалтинговая компания Юком. https://doi.org/10.17117/mon.2018.06.01
    Arshanskaya (Sheshukova), O. V. (2018). Psychological conditions of the formation of social intelligence: history and modernity: Monograph. Tambov: Yukom Consulting Company LLC. (In Russ.). https://doi.org/10.17117/mon.2018.06.01
  2. Бонкало, Т.И., Цыганкова, М.Н. (2015). Активизация личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: Монография. М.: РГСУ.
    Bonkalo T.I., Tsygankova M.N. (2015). Activation of personal and professional self-determination of students with disabilities in the context of inclusive education: Monograph. Moscow: RSSU Publ. (In Russ.).
  3. Бикбулатова, А.А., Джафар-заде, Д.А., Карплюк, А.В., Паршин, Г.Н., Серебряков, А.Г. (2018). Методика выявления профориентационных интересов и склонностей у старшеклассников с инвалидностью. Психологическая наука и образование, 23(2), 50—58. https://doi.org/10.17759/pse.2018230206
    Bikbulatova, A.A., Karplyuk, A.V., Parshin, G.N., Jafar-zade, D.A., Serebryakov, A.G. (2018). Technique for Measuring Vocational Interests and Inclinations in High-School Students with Disabilities. Psychological Science and Education, 23(2), 50—58. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2018230206
  4. Волгина, Н.Ю. (2017). Повышение мотивации к учению студентов колледжа на занятиях общеобразовательных дисциплин как элемент профессионального самоопределения. Инновационная наука, 2(4), 30—33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29062968 (дата обращения: 19.06.2025).
    Volgina, N.Yu. (2017). Increasing the motivation of college students to study in general education classes as an element of professional self-determination. Innovation Science, 2(4), 30—33. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29062968 (viewed: 19.06.2025).
  5. Гребенникова, В.М., Никитина, Н.И. (2015). Некоторые аспекты социально-педагогического сопровождения профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 9-3, 30—34. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24141415 (дата обращения: 30.04.2025).
    Grebennikova, V.M., Nikitina, N.I. (2015). Some aspects of socio-pedagogical support for career guidance of students with disabilities. Actual Problems of Humanities and Natural Sciences, 9-3, 30—34. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24141415 (viewed: 30.04.2025).
  6. Гуйджиева, Г.Э. (2020). Направленность профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья. Молодой ученый, 52(342), 401—403. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44463576 (дата обращения: 19.06.2025).
    Guijieva, G.E. (2020). The orientation of professional self-determination of children with disabilities. Young Scientist, 52(342), 401—403. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44463576 (viewed: 19.06.2025).
  7. Джафар-заде, Д.А. (2015). Мотивационная обусловленность успешности личности в современных социальных условиях в процессе получения профессионального образования. Профессиональная ориентация, 2, 3–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25126998 (дата обращения: 30.04.2025).
    Dzhafar-zade, D.A. (2015). Motivational determination of personality success in the modern social context in the process of vocational education. Career Guidance, 2, 3–10. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25126998 (viewed: 30.04.2025).
  8. Джафар-заде, Д.А. (2023). Современные тенденции профессионального самоопределения студентов лиц с инвалидностью. В: Р.Г. Резаков (ред.), Большая конференция МГПУ: сборник тезисов. В 3 т. Т. 3. Городские социально-гуманитарные практики (с. 572—575). М.: ПАРАДИГМА. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54332969 (дата обращения: 13.05.2025).
    Dzhafar-zade, D.A. (2023). Current trends in professional self-determination of students with disabilities. In: R.G. Rezakov (Ed.), The Big Conference of MSPU: Abstract book. In 3 vols., Vol. 3. Urban socio-humanitarian practices (pp. 572—575). Moscow: Paradigma Publ. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54332969 (viewed: 13.05.2025).
  9. Джафар-заде, Д.А., Калькова, Г.В. (2025). Психологические особенности профессионального самоопределения обучающихся выпускников с расстройствами аутистического спектра. Вестник практической психологии образования, 22(2), 165—177. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220212
    Jafar-zade, D.A., Kalkova, G.V. (2025). Psychological features of professional self-determination of graduate students with autism spectrum disorder. Bulletin of Practical Psychology of Education, 22(2), 165—177. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/bppe.2025220212
  10. Дмитриева, Д.В., Харькова, О.А. (2020). Теоретические аспекты профессионального самоопределения. Инновационная наука, 11, 175—178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44156887 (дата обращения: 13.05.2025).
    Dmitrieva, D.V., Kharkova, O.A. (2020). Theoretical aspects of professional self-determination. Innovation Science, 11, 175—178. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44156887 (viewed: 13.05.2025).
  11. Егоренко, Т.А. (2018). Роль социального интеллекта в процессе профессионального становления личности на этапе обучения в вузе. Современная зарубежная психология, 7(3), 109—114. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070310
    Egorenko, T.A. (2018). The role of social intelligence in the process of professional development of personality at the stage of higher education. Journal of Modern Foreign Psychology, 7(3), 109—114. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070310
  12. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Садовникова, Н.О. (2020). Профориентология: теория и практика: Учебное пособие. М.: Академический проект.
    Zeer, E.F., Pavlova, A.M., Sadovnikova, N.O. (2020). Career guidance: theory and practice: Textbook. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russ.).
  13. Истомина, Е.В. (2024). Условия трансформации профессионально-трудовой Я-концепции лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мир науки. Педагогика и психология, 12(1), Статья 38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67318458 (дата обращения: 13.05.2025).
    Istomina, E.V. (2024). Conditions for the transformation of the professional and labor self-concept of persons with musculoskeletal disorders. World of Science. Pedagogy and Psychology, 12(1), Article 38. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67318458 (viewed: 13.05.2025).
  14. Кабанов, А.Б. (2013). Мировая история и социальный интеллект. М.: Типография на Нижегородской.
    Kabanov, A.B. (2013). World history and social intelligence. Moscow: Tipografiya na Nizhegorodskoi Publishing House. (In Russ.).
  15. Климов, Е.А. (2012). Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20115644 (дата обращения: 30.04.2025).
    Klimov, E.A. (2012). Psychology of professional self-determination: Textbook. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20115644 (viewed: 30.04.2025).
  16. Климов, Е.А., Носкова О.Г. (Ред.). (2025). Психология труда: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт.
    Klimov, E.A., Noskova, O.G. (Eds.). (2025). Work psychology: Textbook. 2nd rev. and enl.ed. Moscow: Yurayt Publ. (In Russ.).
  17. Корниенко, А.В., Вагнер, А.В. (2015). Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Молодой ученый, 10(90), 1337—1339. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23581068 (дата обращения: 30.04.2025).
    Kornienko, A.V., Vagner, A.V. (2015). Features of professional self-determination of older adolescents with different levels of social intelligence. Young Scientist, 10(90), 1337—1339. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23581068 (viewed: 30.04.2025).
  18. Левченко, И.Ю. (2022). Некоторые вопросы профессиональной ориентации обучающихся с НОДА. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Современный колледж», 2(2), 38—47. https://doi.org/10.25688/2782-6597.2022.2.2.4
    Levchenko, I.Yu. (2022). Some questions of professional orientation of students from the NODE. MCU Journal of Modern Collede, (2)2, 38–47. (In Russ.). https://doi.org/10.25688/2782-6597.2022.2.2.4
  19. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. (2001). Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия.
    Levchenko I.Y., Prikhodko O.G. (2001). Technologies of education and upbringing of children with disorders of the musculoskeletal system. Moscow: Akademiya. (In Russ.).
  20. Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г., Гусейнова, А.А., Мануйлова, В.В. (2018). Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство: Учебное пособие. М.: Национальный книжный центр.
    Levchenko, I.Yu., Prikhodko, O.G., Guseynova, A.A., Manuylova, V.V. (2018). Inclusive education: Special conditions for inclusion of students with disabilities in the educational environment: Textbook. Moscow: National Book Center. (In Russ.).
  21. Михайлова (Алешина), Е.С. (1996). Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб: ГП «ИМАТОН».
    Mikhailova (Aleshina), E.S. (1996). Methodology of social intelligence research: Adaptation of the test by J. Gilford and M. Sullivan: A guide to use. Saint Petersburg: State Enterprise “IMATON”. (In Russ.).
  22. Павлова, А.М. (2008). Психология труда: учебное пособие (Э.Ф. Зеер, ред.). Екатеринбург: РГППУ.
    Pavlova, A.M. (2008). Work psychology: Textbook (E.F. Zeer, ed.). Yekaterinburg: RGPPU Publ. (In Russ.).
  23. Шалаева, Т.И. (2000). Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании. Саратов: Издательство Поволжского межрегионального учебного центра.
    Shalaeva, T.I. (2000). Using the methodology of social intelligence research in professional counseling. Saratov: Publishing House of the Volga Region Interregional Studies Center. (In Russ.).
  24. Candeias, A.A. (2008). A inteligência social: Estudos teóricos e instrumentos de avaliação [Social intelligence: theoretical studies and evaluating measures]. In: A.A. Candeias, L.S. Almeida, A. Roazzi, R. Primi. Inteligência: Definição e medida na confluência de múltiplas concepções. São Paulo: Casa do Psicólogo.
  25. Guilford, J.P. (1967). The nature of human intelligence. New York, NY: McGraw-Hill Book Company.
  26. Thorndike, R.L., Stein, S. (1937). An evaluation of the attempts to measure social intelligence. Psychological Bulletin, 34(5), 275—285. https://doi.org/10.1037/h0053850

Информация об авторах

Дарья Авсафовна Джафар-Заде, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования, Институт психологии и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5161-733X, e-mail: dasha713@mail.ru

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 98
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 10

 Скачиваний PDF

За все время: 18
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 116
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 10