Введение
Профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью играет особую роль в их социализации и самореализации в общественной жизни, т. к. основной аспект профессионального самоопределения лиц с инвалидностью — осознанный выбор и обучение с учетом своих особенностей и возможностей, требований в учебной и учебно-профессиональной деятельности, а также социально-экономических условий. Физические ограничения всегда предопределяли понимание особой природы процесса взаимодействия человека с окружающей средой, но противоречие современных тенденций профессионального самоопределения состоит в настоятельной жизненной необходимости социальной интеграции. Важность интеграции обучающихся с инвалидностью в инклюзивную безбарьерную образовательную среду (Левченко и др., 2018) обусловлена необходимостью их социализации и профессиональной реабилитации. Получение профессионального образования выступает одним из основных и неотъемлемых условий их социализации (Бикбулатова и др., 2018). Большую роль в этом играет формирование и развитие социального интеллекта, который позволяет понимать социальные нормы, адаптироваться к ним и выстраивать эффективные отношения. Современные исследования показывают, что уровень развития социального интеллекта может оказывать существенное влияние на особенности профессионального самоопределения (Егоренко, 2018; Корниенко, Вагнер, 2015). К основным аспектам профессионального самоопределения можно отнести объективность профессиональных ожиданий, мотивацию профессионального самоопределения, реалистичность профессиональных планов и др. (Волгина, 2017; Джафар-заде, 2015; Дмитриева, Харькова, 2020).
Изучение влияния социального интеллекта на профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью представляет собой актуальное направление исследований, позволяющее выявить факторы, детерминирующие процесс профессионального самоопределения данной категории лиц. Социальный интеллект, рассматриваемый как интегральная способность, обеспечивающая эффективность социального познания и взаимодействия (Аршанская (Шешукова), 2018), может оказывать существенное влияние на формирование адекватных, реалистичных планов профессионального самоопределения, учитывающих как индивидуальные особенности и предпочтения, так и объективные требования профессиональной деятельности и социальной среды.
Методологической основой нашего исследования послужили научные труды И.Ю. Левченко, Т.И. Бонкало, Н.С. Пряжникова, С.В. Власовой, С.Т. Кохан, Д.А. Джафар-заде, Е.А. Петровой, Н.А. Романович, Е.С. Романовой, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, К.А. Абульхановой-Славской, Э. Торндайка, Дж. Гилфорда, В.Н. Куницыной, Е.С. Михайловой, А.И. Савенкова (Бонкало, Цыганкова, 2015; Зеер, Павлова, Садовникова, 2020; Климов, 2012; Левченко, 2022; Guilford,, 1967; Thorndike, Stein, 1937).
Дж. Гилфорд понимает под социальным интеллектом способность человека адекватно понимать поведение социума и умение выстраивать глубинные и длительные интеракции с другими людьми (Кабанов, 2013).
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено в научный тезаурус Ю.Н. Емельяновым (Корниенко, Вагнер, 2015). Он определял социальный интеллект как сферу потенциальных возможностей субъект-субъектного познания личности, понимая под этим устойчивую, базирующуюся на специфике когнитивных процессов и апперцепции способность понимать себя, других людей, взаимоотношения с ними, а также прогнозировать изменения в жизни ближайшего социального окружения (Шалаева, 2000).
Несмотря на отсутствие согласия между исследователями в определении содержания концепции социального интеллекта, анализ эмпирических исследований показывает, что социальный интеллект является важным компонентом социально компетентного поведения, представляя адаптацию социальных и культурных изменений в ситуации обучения, профессионального определения и профессионального развития (Candeias, 2008).
Анализ научных источников позволяет выделить несколько аспектов взаимосвязи профессионального самоопределения и социального интеллекта, имеющих особую значимость для обучающихся с инвалидностью. Социальный интеллект, включающий способность понимать других людей, прогнозировать их поведение и выстраивать эффективные стратегии взаимодействия, создает основу для адекватной оценки социальных аспектов профессиональной деятельности, понимания профессиональных ролей и отношений, а также прогнозирования возможных трудностей и способов их преодоления.
Для обучающихся с инвалидностью, чья социальная ситуация развития часто характеризуется ограниченностью социального опыта и трудностями коммуникации, развитый социальный интеллект может выступать в качестве компенсаторного механизма, позволяющего как преодолевать барьеры социальной адаптации в профессиональной сфере, так и выстраивать весь процесс профессионального самоопределения.
Так, Е.А. Климов изучает профессиональное самоопределение через согласование физических возможностей человека, умения адаптироваться к социально-экономическим и другим условиям социума, его способностей с содержанием и требованиями конкретной профессии (Гуйджиева, 2020; Климов, Носкова, 2025). Профессиональное самоопределение рассматривается также в качестве одного из важнейших проявлений психического развития личности, ее включения в профессиональное сообщество и более широко — в социальное сообщество (Джафар-заде, 2025; Павлова, 2008). Современные исследования представляют профессиональное самоопределение как проблему взаимодействия индивида и социума (Гребенникова, Никитина, 2015).
Социальный интеллект может оказывать особое влияние на определение профессиональной сферы в отношении профессий, предполагающих интенсивное взаимодействие с людьми. Исследования показывают, что лица с высоким уровнем развития социального интеллекта чаще выбирают профессии типа «человек-человек» и демонстрируют более адекватные представления о требованиях и содержании данных профессий. Например, для обучающихся с инвалидностью вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата, выбирающих профессии социономического типа, развитый социальный интеллект может выступать в качестве важного ресурса, компенсирующего ограничения, связанные с состоянием здоровья, и обеспечивающего успешную профессиональную адаптацию (Истомина, 2024; Левченко, Приходько, 2001). Социальный интеллект у молодых людей с инвалидностью существенно влияет на выбор профессии, на успешное освоение учебно-профессиональной деятельности, на способность понимать социальную динамику в процессе профессионального самоопределения и принимать правильные, эффективные карьерные решения, понимая свои собственные возможности и ограничения в соответствии с состоянием здоровья и благополучием. Развитие социального интеллекта, высокий уровень социального интеллекта является ключевым фактором карьерного роста и достижения успеха на всех этапах профессионального самоопределения.
Материалы и методы
Исходя из положения о том, что социальный интеллект является существенным детерминирующим фактором профессионального самоопределения, а также связан с успешной социальной интеграцией обучающихся с инвалидностью в образовательную и профессиональную среду, в современное общество (Джафар-заде, 2023), исследование социального интеллекта и профессионального самоопределения проводилось у обучающихся с инвалидностью, получающих образование в средних профессиональных образовательных организациях (СПО). В исследовании приняли участие 110 обучающихся на II и III курсах колледжей г. Москвы: 65 человек — группа респондентов с инвалидностью, где большую часть группы составили обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата со 2 группой инвалидности и с нарушениями слуха и зрения со 2 группой инвалидности (обозначена как I группа); и группа из 55 человек, у которых отсутствует инвалидность (обозначена как II группа). Для выявления способностей в структуре социального интеллекта и оценки уровневых и содержательных характеристик социального интеллекта использовалась «Методика социального интеллекта» Дж. Гилфорда, М. Салливена в адаптации Е.С. Михайловой (Михайлова (Алешина), 1996). Для оценки профессионального самоопределения была разработана авторская анкета, включающая вопросы о наличии/отсутствии профессионального плана, построении профессионального плана в соответствии с возможностями по нозологии/без учета возможностей по нозологии, мотивах профессионального самоопределения, информированности о содержании профессиональной деятельности, наличии дополнительных вариантов профессионального самоопределения. Обработка и анализ результатов осуществлялись методами математической статистики: корреляционный анализ социального интеллекта с профессиональным самоопределением проводился с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена для выявления взаимосвязей между переменными; критерий Манна — Уитни использован для сравнения показателей в независимых выборках.
Результаты
В результате исследования влияния социального интеллекта на профессиональное самоопределение обучающихся с инвалидностью, было выявлено следующее.
Композитная оценка, характеризующая социальный интеллект в целом, в обследуемых группах имеет существенные различия (табл. 1). Так, в группе обследуемых обучающихся с инвалидностью (I группа) данный показатель составляет в среднем 3,2 стена при стандартном отклонении 0,8, в то время как у респондентов II группы данный показатель равен 3,7 стена при стандартном отклонении 0,7, т. е. различия есть и у обучающихся с инвалидностью композитная оценка значительно меньше.
Таблица 1 / Тable 1
Результаты исследования социального интеллекта (общий показатель)
The results of the social intelligence study (general indicator)
|
Показатели / Indicators |
Группа / Group |
Min |
Max |
M |
SD |
|
Композитная оценка социального интеллекта (стены) / Composite assessment of social intelligence (walls) |
I |
2,2 |
4,3 |
3,2 |
0,8 |
|
II |
2,8 |
4,6 |
3,7 |
0,7 |
Исследования социального интеллекта в результате комбинации визуальных и вербальных стимулов для оценки различных аспектов социально-когнитивных процессов по четырем субтестам выявили следующее (табл. 2).
Наименьшие различия выявлены по субтесту 3 «Вербальная экспрессия» (различие в 0,2 стена), т. е. в обеих группах отмечается похожесть способностей понимать словесные выражения и классифицировать их для интерпретации социального поведения, что указывает на то, что у обучающихся с инвалидностью есть потенциал познания преобразований поведения, понимания изменений значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации (рис. 1).
Таблица 2 / Тable 2
Результаты исследования социального интеллекта по субтестам
The results of the study of social intelligence by subtests
|
Показатели / Indicators |
Группа / Group |
Min |
Max |
M |
SD |
|
Субтест 1 «Истории с завершением» / |
I |
2,3 |
4,6 |
3,1 |
0,9 |
|
II |
3,0 |
4,7 |
3,5 |
0,8 |
|
|
Субтест 2 «Группы экспрессии» / |
I |
2,1 |
4,2 |
2,7 |
1,1 |
|
II |
2,6 |
4,5 |
3,6 |
0,9 |
|
|
Субтест 3 «Вербальная экспрессия» / |
I |
2,6 |
4,4 |
3,5 |
0,7 |
|
II |
2,9 |
4,6 |
3,7 |
0,8 |
|
|
Субтест 4 «Истории с дополнением» / |
I |
2,0 |
4,3 |
2,8 |
0,8 |
|
II |
2,7 |
4,6 |
3,3 |
0,7 |
Рис. 1. Сравнение уровневых показателей социального интеллекта в группах
Fig. 1. Comparison of the level indicators of social intelligence in groups
Что касается остальных субтестов, то здесь у обучающихся с инвалидностью самые высокие значения стандартного отклонения по субтесту 2 (SD = 1,1), измеряющему фактор познания классов поведения, что говорит о низких способностях к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, что может объясняться недостаточным социальным опытом в силу различных ограничений по здоровью. Существенные различия также выявлены по субтесту 4 (различие в 0,5 стена), что может указывать на сложности с интерпретацией последовательностей социального поведения для понимания общего социального взаимодействия; также может быть обусловлено недостаточным опытом социального взаимодействия и недостаточным развитием способности к анализу причинно-следственных связей в межличностных отношениях.
Результаты исследования характеристик профессионального самоопределения выявили статистическую значимость наблюдаемых различий в основных показателях особенностей профессионального самоопределения у обучающихся с инвалидностью (табл. 3).
Таблица 3 / Тable 3
Результаты исследования характеристик профессионального самоопределения
The results of the study of the characteristics of professional self-determination
|
Показатели профессионального самоопределения / Indicators of professional self-determination |
Кол-во обучающихся в % / Number of student in % |
U-критерий |
p |
|
|
I группа / Group I |
II группа / Group II (n=55) |
|||
|
Профессиональное самоопределение в соответствии с возможностями по нозологии / Professional self-determination in accordance with the possibilities of nosology |
52% |
85% |
315,0 |
0,008** |
|
Профессиональный план / Professional plan |
69% |
73% |
462,5 |
0,624 |
|
Мотивация профессионального самоопределения / Motivation for professional self-determination |
44% |
70% |
298,5 |
0,005** |
|
Объективность профессиональных ожиданий / The objectivity of professional expectations |
48% |
76% |
348,0 |
0,012* |
|
Информированность о возможностях карьерного развития / Awareness of career development opportunities |
62% |
89% |
356,5 |
0,034* |
Примечание: * — p < 0,05; ** — p < 0,01.
Note: * — p < 0,05; ** — p < 0,01.
Наиболее существенные различия выявлены в показателях объективности профессиональных ожиданий и мотивации профессионального самоопределения (p = 0,005 и p = 0,008, соответственно), где у обучающихся с инвалидностью данные аспекты профессионального самоопределения выявлены меньше чем у половины обследуемых в группе (тогда как во второй группе наличие объективности профессиональных ожиданий и мотивации профессионального самоопределения выявлены более чем у половины группы); статистически значимые различия не выявлены по показателю «Профессиональный план» (69% и 73%, p = 0,624).
Результаты исследования взаимосвязи уровня социального интеллекта с профессиональным самоопределением представлены в табл. 4.
Проведенный анализ взаимосвязи социального интеллекта с основными аспектами профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью позволил выявить значимые корреляционные связи (коэффициент корреляции Спирмена) между социальным интеллектом обучающихся с инвалидностью и особенностями их профессионального самоопределения. Наиболее сильные корреляции выявлены между общим уровнем социального интеллекта и объективностью профессиональных ожиданий (rs = 0,479, p < 0,01), а также мотивацией профессионального самоопределения (rs = 0,441, p < 0,01).
Таблица 4 / Тable 4
Взаимосвязь социального интеллекта с профессиональным самоопределением
The relationship of social intelligence with professional self-determination
|
Основные аспекты профессионального самоопределения / The main aspects of professional self-determination |
Общий уровень социального интеллекта / General level of social intelligence |
|
Профессиональное самоопределение в соответствии |
0,394* |
|
Мотивация профессионального самоопределения / Motivation for professional self-determination |
0,441** |
|
Объективность профессиональных ожиданий / |
0,479** |
Примечание: * — p < 0,05; ** — p < 0,01.
Note: * — p < 0,05; ** — p < 0,01.
Обсуждение результатов
В результате проведенной работы и в соответствии с целью исследования были получены результаты, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу о положительной корреляции уровня социального интеллекта у обучающихся с инвалидностью с их успешным профессиональным самоопределением. Изучение социального интеллекта выявило, что композитная оценка, характеризующая социальный интеллект в целом, у обучающихся с инвалидностью находится на среднем уровне, а некоторые отдельные показатели социального интеллекта в обследуемой группе находятся на уровне ниже среднего и низком; так, выявлен низкий показатель познания классов поведения (2,7 при возможном Max 4,2), соответственно, у обследуемых обучающихся с инвалидностью низкие способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, что сказывается на их потенциале профессионального самоопределения; также выявлены низкие показатели в понимании логики развития социальных ситуаций и способности предвидеть последствия поведения людей в определенных обстоятельствах (2,8 при возможном Max 4,3), что может повлиять на возможности строить профессиональные планы, находить карьерные решения. В этой связи стоит отметить, что, соответственно, и такие показатели сформированности профессионального самоопределения, как мотивация профессионального самоопределения, объективность профессиональных ожиданий, у обучающихся с инвалидностью выявлены только у половины обследуемых (мотивация у 44%, объективность у 48%, соответственно).
Что касается прямых корреляционных связей, демонстрирующих взаимосвязь социального интеллекта с профессиональным самоопределением обучающихся с инвалидностью, здесь нами выявлено, что существует положительная корреляция между общим уровнем социального интеллекта и объективностью профессиональных ожиданий (0,479), — обучающиеся с инвалидностью с низким уровнем социального интеллекта недостаточно способны оценивать как свои возможности, в том числе в связи с нарушениями по здоровью, так и оценивать реалии выбранной профессии и рынка труда; также выявлена корреляционная связь между уровнем социального интеллекта и мотивацией (0,441), у обучающихся с низким и ниже среднего уровнем социального интеллекта недостаточно сформирован мотивационный компонент профессионального самоопределения; при этом выявленные значения выше среднего (3,7 при Max 4,6) способности понимать изменение значения сходных вербальных реакций в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации положительно коррелируют (0,458) и с наличием профессионального плана, и с мотивацией, что может свидетельствовать о том, что, во-первых, речевые компоненты социального интеллекта страдают в меньшей степени по сравнению с невербальными, а во-вторых, способность к вербальному взаимодействию значительно способствует всем аспектам объективного, содержательного и успешного процесса профессионального самоопределения у обучающихся с инвалидностью.
Заключение
Таким образом, гипотеза о том, что уровень социального интеллекта у обучающихся с инвалидностью положительно коррелирует с профессиональным самоопределением, подтвердилась. Результаты исследования показывают взаимосвязь уровневых характеристик показателей социального интеллекта с основными факторами профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью. Отличаются своей значимостью результаты оценки социального интеллекта, связанные с низкой способностью обучающихся с инвалидностью к познанию систем поведения, пониманию логики развития ситуаций взаимодействия и значения поведения людей в этих ситуациях, а также анализу последовательностей социального поведения для понимания общего социального взаимодействия, что, безусловно, может сказываться на процессе профессионального самоопределения, при построении профессиональных планов, при решениях возможных ситуаций профессиональных кризисов, в том числе учебно-профессиональных, связанных с мотивацией, с объективностью оценки своих возможностей. Все это может быть препятствием как для профессионального развития, так и для развития личности в целом, препятствием для удовлетворения от выбранной деятельности и, главное, как итог может создать сложности в полноценной социальной интеграции обучающихся с инвалидностью.
Руководствуясь результатами исследования, в качестве предложений психологам, профконсультантам, специалистам, сопровождающим и поддерживающим обучающихся с инвалидностью на всех уровнях образования, рекомендовано в качестве психолого-педагогического сопровождения обратить внимание на такой важный фактор и потенциал профессионального самоопределения, как социальный интеллект, на развитие способностей социального интеллекта, связанных с когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами и отражающих разные аспекты структуры социального интеллекта.