Мониторинг развития школьников с легкими формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного образования: теория и практика реализации

4736

Аннотация

Подготовка специалистов для реализации инклюзивного образования требует за относительно короткий срок создать у них достаточно полное представление о различных категориях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У педагогов и психологов должно появиться отчетливое понимание сущности психолого-педагогического сопровождения и возможностей оценки его эффективности в условиях общеобразовательной школы, т. е. путях организации мониторинга развития ребенка с ОВЗ. Предлагаемая статья посвящается проблемам обучения самой многочисленной из категорий детей с ОВЗ — школьников с легкими формами интеллектуальной недостаточности. Задача их инклюзивного образования может быть решена при соблюдении большого количества условий, к важнейшим из которых относится работа по формированию различных аспектов социальной компетентности (житейской, коммуникативной, аутопсихологической). Должна проводиться профилактика школьной дезадаптации и нарушений послешкольной социализации. Мониторинг является необходимым инструментом, позволяющим рефлексировать успехи и неудачи в этом процессе. Важнейшим требованием в данном случае становится наличие концептуальной основы организации сопровождения. В статье предлагается апробированная схема сопровождения и мониторинга развития, которая, с одной стороны, может использоваться в школах, с другой — при подготовке специалистов (магистров) инклюзивного образования. Полагаем, что указанная схема с соответствующими модификациями может быть использована при организации мониторинга развития детей с другими видами ОВЗ.

Общая информация

Ключевые слова: мониторинг, сопровождение, интеллектуальная недостаточность, легкое психическое недоразвитие, умственная отсталость, функциональный диагноз

Рубрика издания: Научно-методические материалы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Инденбаум Е.Л. Мониторинг развития школьников с легкими формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного образования: теория и практика реализации // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. Том 2. № 1. С. 132–141.

Литература

  1. Дети в России. 2009 [Электронный ресурс]: статистический сборник / Федер. служ. гос. стат. М.: Статистика России, 2009. — 121 с. — Режим доступа: http://www.gks.ru/doc_2009/deti09_rus.pdf. — Загл. с экрана.
  2. Инденбаум Е.Л. Новый взгляд на старую проблему: к вопросу о формах отставания в психическом развитии, образовательных потребностях детей и возможных путях помощи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 5.
  3. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкими формами интеллектуальной недостаточности // Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2011.
  4. Коробейников И.А. Диагностические аспекты коррекции и прогноза при нарушениях психического развития / И. А. Коробейников // Предпосылки и условия успешной социализации при трудностях развития: сб. науч. тр. / науч. ред. Е.Л. Инденбаум, Л.Ю. Долгих; Иркут. гос. пед. ун-т. Иркутск, 2008.
  5. Коробейников И.А. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легким психическим недоразвитием / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум // Дефектология. 2009. № 5.
  6. Коробейников И.А. Функциональный диагноз как основа комплексной коррекции нарушений психического развития // Сб. науч. тр. по итогам Всероссийской конференции. Иркутск: ВСГАО, 2011.
  7. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте: классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Всемир. орг. здравоохранения; пер. на рус. яз. О.Ю. Донец; науч. ред. рус. текста и предисл. А.Н. Моховикова; вступ. ст. А.А. Северного. 2-е изд., исправл. М.: Смысл: Academia, 2008.
  8. Олигофренопедагогика: учебн. пособие для вузов / Т.В. Алышева [и др.]. М.: Дрофа, 2009.
  9. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции /Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Дефектология. 2009. № 1.
  10. Щербакова А.М. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью/ А.М. Щербакова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. 2010. № 2.
  11. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида // Дефектология. 2001. № 3

Информация об авторах

Инденбаум Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой клинико-психологических основ дефектологии и логопедии факультета специальной педагогики и психологии Восточно-Сибирской Государственной академии образования, Иркутск, Россия, e-mail: eleon-irk@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2524
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 4736
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1