О подготовке студентов по методологии психологии

597

Аннотация

В статье проводится анализ возможностей методологической подготовки специалистов-психологов средствами учебной дисциплины «Базовые методологические подходы в современной психологии». Несмотря на то, что методологическая подготовка студентов-психологов постоянно присутствует в профессиональном образовании психолога, авторы выделяют наиболее актуальные проблемы в ней. Авторы утверждают, что ключевой проблемой методологической подготовки является понимание того, как должно быть организовано обучение студентов на уровне когнитивного содержания методологического знания. Новизна подхода состоит в предлагаемом авторами содержании новой учебной дисциплины «Базовые методологические подходы в современной психологии», содержание которой включает наиболее актуальные проблемы современной методологии психологии. Авторы указывают, что важным условием успешного изучения методологии психологии является преемственность подготовки психолога в бакалавриате и магистратуре. Авторами предложена программа изучения дисциплины «Базовые методологические подходы в современной психологии», включающая лекционные, практические и семинарские занятия.

Общая информация

Ключевые слова: методология, бакалавриат, магистратура, компетенции, базовые методологические подходы в современной психологии

Рубрика издания: Научно-методические материалы

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. О подготовке студентов по методологии психологии // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2015. Том 5. № 2. С. 99–106.

Фрагмент статьи

Так, подготовка бакалавра предполагает, что методологическое знание позволит психологу глубже понять современные концепции картины мира на основе сформи­рованного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); использовать системы категорий и методов, необходи­мых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); понять средства и способы применения знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономер­ностей функционирования и развития психики (ПК-9), а также участвовать в про­ведении психологических исследований на основе применения общепрофессио­нальных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11). Конечно, формирование этих компетенций, как и любых дру­гих, пересекается с изучением других дисциплин в образовательном стандарте (об­щая психология, история психологии, психология развития и др.), однако роль именно методологической подготовки здесь крайне высока.

Литература

  1. Зинченко В.П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Ярослав­ского методологического семинара. Т. 1. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2003. С. 98—134.
  2. Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007. 344 с.
  3. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы. Ярославль: МАПН, 2001. 112 с.
  4. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Компетентностный подход в формировании про­фессионального сознания психолога // Бюллетень Учебно-методического объеди­нения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. Выпуск № 1. (6). 2014. С. 79—86.
  5. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль: МАПН, 2004. С. 276—291.
  6.  ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 — Психология (квалифика­ция (степень) «магистр») / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 797.
  7.  ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 759.
  8.  ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое об­разование (квалификация (степень) «бакалавр») / Приказ Министерства образова­ния и науки Российской Федерации от 22 марта 2010 г. № 200.
  9.  ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое об­разование (квалификация (степень) «магистр») / Приказ Министерства образова­ния и науки Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. № 376.
  10. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
  11. Юревич А.В. Методы интеграции психологического знания // Труды Яро­славского методологического семинара. Т. 3. Метод психологии. Ярославль: МАПН, 2005. С. 377—397.

Информация об авторах

Мазилов Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0646-6461, e-mail: v.mazilov@yspu.org

Слепко Юрий Николаевич, доктор психологических наук, доцент, декан педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6768-4652, e-mail: slepko@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1050
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 597
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0