Культурно-историческая психология
2010. Том 6. № 1. С. 89–95
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Этические вопросы консультирования он-лайн
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: этика, адаптация, интернет-технологии
Рубрика издания: Психологическая практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Меновщиков В.Ю. Этические вопросы консультирования он-лайн // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 1. С. 89–95.
Полный текст
Психологическое консультирование он-лайн (в интернете) усиленно развивается. При этом в связи с новизной и малой изученностью темы возникает масса дискуссионных вопросов. Часть из них касается этики применения консультирования он-лайн.
В целом в отношении профессионального использования интернета различные этические вопросы были поставлены почти с самого начала его использования. Есть неспецифические (например, лицензирование) и специфические этические проблемы, которые были идентифицированы как то, что вызывает беспокойство при осуществлении дистантного консультирования. Они включают конфиденциальность (например, безопасность информации о здоровье клиента), идентификацию (например, имеется ли у консультанта диплом и может ли он быть доступен клиенту, или идентификация клиента), а также помощь в кризисных ситуациях и т. д.
Поскольку перечень этических проблем достаточно широк и их описание все увеличивается, предлагаем разделить все основные проблемы на три группы: 1. Проблемы, связанные с консультантом; 2. Проблемы, связанные с клиентом; 3. Проблемы, связанные с обществом в целом.
Следует оговориться, что предлагаемая нами классификация достаточно условна, и этические вопросы зачастую связаны между собой, взаимопроникают, пересекаются, вытекают один из другого. Опишем содержание каждого из обозначенных нами этических разделов.
Этические проблемы, связанные с консультантом
Обучение, лицензирование и сертификация
Одни из самых распространенных этических проблем в консультировании он-лайн имеют отношение к вопросам лицензирования и сертификации поставщиков психологических сервисов на основе интернета, будь то терапия, тестирование или просто предоставление информации. Уже в начале бурного роста психологической помощи он-лайн Лойд (Lloyd) и Уэкер (Uecker) указали, что интернет очень «хрупок» в этих областях, предоставляя относительно легкую возможность для шарлатанства и даже для вреда людям, с одной стороны, и вреда целостности и качеству профессионального обслуживания, с другой [18; 29].
Использование интернета облегчает предложение психологических услуг для шарлатанов или для профессионалов без достаточной подготовки, поскольку пользователь имеет очень немного возможностей для получения истинной и полной информации о поставщике услуг; следовательно, пользователи остаются незащищенными. Поскольку в некоторых случаях очень трудно обнаружить или отследить владельцев веб-сайта, потенциал для мошенничества и эксплуатации в сети огромен. Отсутствие цензуры, контроля или регулирования в сети создает условия не только для шарлатанства, но и даже для воровства (информации и денег).
Стрикер (Stricker) в социологическом исследовании консультирования он-лайн продемонстрировал ряд проблем, таких, как обучение и экспертиза квалификации терапевта, оказывающего помощь в интернете, и др. Он также предложил несколько строгих предосторожностей в применении терапии он-лайн [26]. Блум (Bloom), Мерфи (Murphy) и Митчелл (Mitchell) рассмотрели и проанализировали многочисленные этические проблемы, защищая принятие и максимальное осуществление строгих руководящих принципов для терапии он-лайн, так же как и соответствующего обучения для врачей он-лайн [8; 19].
В то же время, Томас (Thomas), Фохт (Forcht) и Каунтс (Counts) отмечают, что интернет не может опираться только на одни законы, нужны также этические правила. Из-за исключительной природы интернета как терапевтического способа важно, чтобы поставщики помощи — службы психического здоровья — были обучены и имели опыт консультирования через сеть. Это особенно важно для терапии через электронную почту (индивидуальной или с группами) из-за природы отношений, установленных на основе текста. Например, он-лайн коммуникации могут вызвать эмоции и поведение, которые являются нетипичными в нормальных терапевтических ситуациях; и врачи (консультанты) должны быть к этому готовы [28].
Зак (Zack) отмечает: «Вообще, консультация он-лайн вовлекает в тот же самый общий процесс, как и консультация “лицом к лицу”, таким образом, правила выдачи лицензий должны примениться как и в материальном мире» [32]. Однако технические трудности и потребность в специальных навыках делают обслуживание он-лайн весьма отличным от традиционной психологической сессии. Поставщики психологического обслуживания он-лайн должны получить соответствующее обучение и использовать специальные навыки в обеспечении их услуг.
В отношении условий допуска к терапии он-лайн решение этого вопроса путем проверки сертификата (диплома) врача было найдено еще в 1997 г. Эйнсворт (Ainsworth) и Грохол (Grohol), представителями двух психологических ассоциаций он-лайн. Они предложили врачам он-лайн возможность регистрироваться у них и иметь специальный мандат (свидетельство, сертификат), например, подтверждающий соответствующие образование и опыт. После проверки эти терапевты получили бы особое изображение (знак), которое можно было бы представить на их веб-сайте. Пользователи могли бы связаться с создателями (знака), чтобы проверить его подлинность [1].
Такая практика начала приживаться за рубежом. В России пока не существует ни подобной этической практики, ни профессиональных ассоциаций, готовых взять на себя ответственность за обучение, проверке качества помощи и лицензирование профессионалов он-лайн.
Идентичность консультанта
Продолжением предыдущего вопроса является другая этическая проблема, которая касается возможности клиентов идентифицировать их консультанта через компьютерную связь на дистанции [25]. В ответ на это беспокойство было представлено несколько решений. Во-первых, консультанты он-лайн могут обеспечить доступ ко всем соответствующим свидетельствам и пунктам выдачи лицензий [15], что обеспечивает проверку мандата (лицензии), которая превышает возможности в консультации FTF («лицом к лицу»), поскольку клиент может немедленно отыскать лицензию консультанта и увидеть, имеет ли он разрешение (см. например, Cyberchoices.org). Во-вторых, он-лайн консультирующие клиники осуществляют процесс проверки, который подтверждает идентичность консультанта через ряд пунктов выдачи разрешений и личных или профессиональных ссылок.
Этические проблемы, связанные с клиентом
Идентификация клиента
Другие этические вопросы касаются идентичности клиента. В интернет-среде клиенты имеют право оставаться анонимными, и уже показано, что анонимность способствует обращению за психологической помощью для ряда клиентов, которые, возможно, никогда бы за ней не обратились «очно». К ним следует отнести, например, людей застенчивых и сосредоточенных на самих себе, а также тех, кто имеет «клеймо» или страдает социальной фобией. В то же время через интернет к нам могут обращаться различные шутники и проверяющие; дети, играющие роль взрослых, и т. д. и т. п. При подозрении на такого рода обращение возникает реальная потребность проверки идентичности клиента.
В зарубежной литературе, посвященной данной этической проблеме, показано, что есть способы подтвердить идентичность клиента, которые обычно платят за услуги консультации через чек или кредитную карточку (и время от времени страхованием). Эти способы и раскрывают имя клиента и его адрес. В связи с этим некоторые профессионалы он-лайн уверены, что способность идентифицировать клиента в дистантном консультировании увеличена [11]. Кроме того, консультанты на дистанции имеют возможность получить копии водительских прав клиента, свидетельства о рождении и карты социального обеспечения через факс или с помощью электронной почты. Консультанты могут сравнить подписанную форму соглашения с подписью на водительских правах клиента. Возможности идентифицировать клиентов через технологию на дистанции настолько разнообразны, что один из экспертов заявляет: «Можно утверждать, что клиенты он-лайн могут обеспечить более точную информацию, чем те, кто посещает клиницистов лично. Врачи вообще никогда не спрашивают подтверждения идентификации от их клиентов, и если клиент (FTF) сам платит за терапевтические услуги, он может легко обеспечить полностью фиктивную информацию относительно идентичности и местоположения» [11, с. 41].
Наконец, есть некоторое беспокойство, что клиент-самозванец может занять место реального клиента в консультации на дистанции, «украсть идентичность». Однако это также маловероятно по следующим причинам: (1) самозванец, вероятно, будет иметь другой стиль письма, манеру речи и голоса, отличные от истинного клиента; (2) консультанты будут в состоянии различить, знаком ли человек с темпом и содержанием предшествовавшего длительного диалога; (3) есть, вероятно, дополнительные препятствия типа нехватки мотивации для того, чтобы сделать так; (4) реальный клиент имеет защищающий пароль доступа к консультанту.
В России пока имеются трудности как с адаптацией самой технологии помощи он-лайн, так и с оплатой этой помощи кредитными картами и т. п. Однако, на наш взгляд, это временное явление и просто этап внедрения новой технологии, который успешно будет пройден в ближайшее время.
Проблема сохранения тайны и секретности (конфиденциальность)
Хотя эта проблема привлекла большое внимание относительно недавно, особенно из-за массового количества коммерческих сделок в сети, фактически все поставщики психологических услуг (например, таких, как информационные ресурсы, терапия, тестирование) используют незащищенные веб-сайты. Это означает, что информация (содержание сессии) — обычно очень частная и чувствительная — может быть перехвачена чужими людьми или операторами системы где-нибудь в сети или с компьютера, где информация сохраняется незащищенной. Эта проблема особенно волнует клиентов, которые смущаются раскрывать информацию из-за оправданного беспокойства о конфиденциальности. Еще раз повторим, что в 1996 г. Стрикер в социологическом исследовании консультирования он-лайн продемонстрировал ряд проблем, таких, как сохранение тайны и конфиденциальность клиента [26].
Конфиденциальность является важной проблемой в дистантном консультировании. Она включает и безопасность коммуникаций, и записи о клиентах. Однако некоторые консультанты считают, что консультирование на дистанции дает большую безопасность, чем консультация FTF. Предполагается, что FTF-коммуникации часто ставятся под угрозу «случайными нарушениями безопасности» (людьми, подслушивающими за дверью консультативного офиса, или теми, кто находится поблизости) [11, с. 42]. Клиенты могут быть замечены другими в комнате ожидания клиники или у входа в офис консультанта. В этих случаях консультант фактически не может повлиять на конфиденциальность. Кроме того, в консультировании FTF отчеты часто сохраняются в запертом картотечном блоке. Там безопасность минимальна, поскольку файлы доступны любому человеку с ключом, ломом или владеющим ноу-хау, чтобы открыть замок.
Напротив, при дистантном консультировании возможностей «случайных» нарушений безопасности меньше [11, с. 43]. Нет комнаты ожидания или офиса, вокруг которого мог бы быть замечен клиент. Кроме того, специфика коммуникаций такова, что нарушение конфиденциальности затруднено. Например, если бы кто-то хотел подслушать консультанта или клиента, говорящего по телефону в течение сессии, он услышал бы лишь половину беседы.
Возможности человека, врывающегося в систему интернета, чтобы получить доступ к консультативным отчетам, минимизированы несколькими факторами. Во-первых, только чрезвычайно опытные люди имеют специальные знания или способности поставить под угрозу текущую безопасность интернет-информации. Во-вторых, побуждение таких людей, чтобы ворваться в эти системы, должно быть связано с финансовой выгодой. Это вряд ли касается отчетов, содержащих консультативную информацию [11]. Кроме того, факт, что многие банки и фирмы обмениваются финансовой информацией по интернету каждый день, служит основанием к общей вере в то, что интернет-информация находится в достаточно безопасной среде.
Оценка эмоционального и психического статуса клиента
Имеются ограничения интернет-среды, для того чтобы точно оценить эмоциональный и психический статус клиента. И это создает другую этическую проблему, поскольку существует ряд ограничений на работу с клиентом он-лайн [10]. Неверный диагноз, например, принятие эндогенного депрессивного расстройства за «невинное» снижение настроения или психоза за невроз может привести к неоправданным консультативным действиям, ухудшению состояния клиента.
Соответственно, психолог должен знать как об этих ограничениях, так и о том, как справиться с ними, чтобы обеспечить качественное обслуживание. Эти вопросы связаны с вопросами оказания помощи в кризисных ситуациях, на которых мы остановимся ниже.
Суицидальные клиенты или клиенты, представляющие собой угрозу для других
Есть две этические проблемы, касающиеся самоубийц или опасных клиентов. Прежде всего, способны ли консультанты на расстоянии обеспечить подходящую терапию людям, находящимся в кризисе или имеющим суицидальные намерения. Вторая проблема — достаточно ли дистантное консультирование для того, чтобы выполнить свои этические обязанности, чтобы предостеречь или сообщить в официальные инстанции, если возникает ситуация, при которой сообщение становится необходимым из-за угрозы другим людям.
Имеются различные философские подходы к проблеме обращения кризисного клиента он-лайн. Хотя дистантное консультирование, возможно, не лучший способ для таких клиентов, некоторые консультанты считают, что лучше что-то, чем ничего.
Факт, что некоторые клиенты могут отказаться или быть неспособными получить помощь в иной форме, кроме консультации на дистанции, сделал дистантное консультирование чрезвычайно выгодным для части консультантов, наиболее обеспокоенных проблемами оказания экстренной помощи. Например, «Самаритяне», группа добровольцев в Англии, отмечает, что потенциал консультирования на дистанции «обеспечивает эмоциональную поддержку любому человеку, который является суицидальным или отчаявшимся» через телефон и он-лайн-консультирование [14, с. 328].
Вторая проблема касается способности консультантов, использующих консультативную технологию на дистанции, обеспечить чрезвычайный ответ, т. е. эффективно ответить на запросы клиента, который является угрозой себе или другим. Это, к примеру связано с возможностью определения настоящего имени и местонахождения клиента, чтобы оказать ему реальную помощь.
Хотя одни специалисты считают, что дистантное консультирование — это практика, где клиенты всегда анонимны [14], другие эксперты полагают, что консультирование на дистанции имеет преимущество в отношении идентификации клиента и ответа на кризисные ситуации: «Поскольку он-лайн-клиент обычно вводит номер кредитной карточки или номер страхового счета, терапевты фактически имеют более точную, современную и доступную информацию относительно местоположения клиента, чем в ситуации «лицом к лицу». Фактически, некоторые e-клиники обеспечивают механизм, который немедленно даст возможность терапевтам войти в контакт с полицией, больницей или чрезвычайными службами, находящимися близко к местоположению клиента» [11, с. 42].
То есть в ситуации, где клиент — угроза себе или другим, консультант должен действовать так же, как во время сессии FTF: связаться с властями и попытаться предупредить стороны о потенциальной опасности. В России подобная практика уже существует в отношении телефонного консультирования. Вероятно ее распространение и на консультирование он-лайн.
Проблема интернет-пользователя, остающегося без непосредственной (лицом к лицу или он-лайн) поддержки
Существует проблема интернет-пользователя, который вынужден оставаться перед индивидуальной психологической информацией без непосредственной (лицом к лицу или он-лайн) поддержки. Это верно как для использования информации о психологической проблеме, так и для трактовки результатов теста. В обоих случаях информация может быть трудно принимаема и создавать эмоциональные трудности.
Хотя эта проблема, на наш взгляд, действительно может вызвать затруднения, есть способы минимизации риска и вредных последствий такой ситуации. Например, существуют способы контакта с клиентом он-лайн, но в реальном времени, через чат или с использованием видеоконференции. Консультанты он-лайн способны организовать получение клиентом немедленной обратной связи.
Этические проблемы, связанные с обществом в целом
Предоставление психологических услуг в интернете косвенно продвигает использование компьютеров. Это можно рассмотреть как антиобщественную деятельность, потому что (в отличие от голосования) прямо противоречит призывам к уменьшенному или ограниченному использованию интернета вследствие его предполагаемого отрицательного влияния. В дополнение к предварительно полученным данным относительно возможного негативного эмоционального и социального воздействия на семьи и отдельных людей, Краут (Kraut) и Шерер (Sherer) и другие исследователи указывают на следующие ключевые отрицательные проблемы [17; 21]. Первая из них — интенсивное использование интернета — позволяет снабжать пользователей «отрицательными материалами», легко находимыми в сети, типа порнографии, и будучи привлекательным для пользователя, может стать вредной привычкой [4; 6; 7]. Во-вторых, интенсивное использование интернета, особенно в активной и диалоговой коммуникации, может вызвать зависимость [9; 12; 16; 31]. Это явление особенно может характеризовать он-лайн-услуги, касающиеся поддержки и деятельности по самопомощи [13; 24; 30]. Все это — серьезные проблемы, и профессиональное сообщество психологов (терапевтов) он-лайн, конечно, должно будет найти способы справиться с ними.
Выводы и заключение
Подобно FTF-консультированию, в консультации на дистанции есть различные этические проблемы, многими из которых необходимо управлять, а для этого нужно быть «подготовленным и добросовестным консультантом» [32]. Например, такие этические проблемы, как поддержание конфиденциальности, обращение с кризисом, идентификация клиента и т. п., хотя и вызывают напряжение, могут быть восприняты по-другому. Из них можно извлечь определенные выгоды, используя расстояние для оказания квалифицированной помощи нетипичным группам клиентов [32; 11].
Однако полное согласие относительно ряда этических проблем и их восприятия еще находится на рассмотрении профессионального сообщества. Следует заметить, что предшествующее обсуждение дает представление только о части этических вопросов и типичных примеров этических проблем, которые волнуют отдельных профессионалов и профессиональные ассоциации [5].
Чтобы справиться с этическими проблемами, профессиональные ассоциации за рубежом опубликовали этические руководящие принципы относительно использования сети в предоставлении различных сервисных услуг (см.: [27; 3; 23]. Эти руководящие принципы играют дополнительную специальную роль в разъяснении стандартов помощи в сети [20; 22].
Несмотря на бурное развитие предложения психологической помощи он-лайн, подобная работа в России пока не ведется и есть настоятельная необходимость как информирования профессионалов о существующих этических проблемах в интернете, так и адаптации зарубежных этических принципов на отечественной почве, в том числе через профессиональные психологические сообщества.
Литература
- Ainsworth M., Grohol J. Credentials check [on-line].1997. Электронная версия: http://www.cmbc.com/check
- ACA code of ethics. American Counseling Association.Alexandria, 2005.
- APA statement on services by telephone, teleconference,and Internet: A
statement by the ethics committee of the American Psychological Association.
American Psychological
Association. 1997, November. Электронная версия: http://www.apa.org/ethics/stmnt01.html - Barak A., Fisher W. A. Effects of interactive computer erotica on men's attitudes and behavior toward women: An experimental study // Computers in Human Behavior. 1997. № 13
- Barak A. Psychological applications on the Internet:A discipline on the threshold of a new millennium // Applied & Preventive Psychology. 1999. № 8.
- Barak A., Fisher W. A., Belfry S., Lashambe D. R. Sex,guys, and cyberspace: Effects of Internet pornography and individual differences on men's attitudes toward women //Journal of Psychology and Human Sexuality. 1999. № 11
- Binik Y. M., Cantor J., Ochs E., Meana M. From the couch to the keyboard: Psychotherapy in cyberspace // S. Kiesler (еd.). Culture of the Internet. Mahwah, N. J.: Erlbaum, 1997.
- Bloom W. J. The ethical practice of WebCounseling. //British Journal of Guidance and Counselling. 1998. № 26.
- Brenner V. Psychology of computer use: XLVII. Parameters of Internet use, abuse and addiction: The first 90 days of the Internet use survey // Psychological reports. 1997. № 80.
- Centore A. J. Distance Counseling: Perceived advantages and
disadvantages among christian Counselors.A Dissertation Presented to the
Faculty of Liberty University In Partial Fulfillment of The Requirements for
the Degree of
Doctor of Philosophy, March 2006. - Derrig-Palumbo K., Zeine F. Online therapy: A therapist's guide to expanding your practice. N. Y.: W. W. Norton,2005.
- Fenichel M. «Internet addiction»: Addictive behavior,transference
or more? [Online]. 1997.
Электроннаяверсия:http://web0.tiac.net/biz/drmike/addiction2html.
Huang M. E., Alessi N. E. The Internet and the future of psychiatry // American Journal of Psychiatry. 1996. № 153. - Hughes R. S. Cybercounseling and regulations: Quagmire or quest? // J. Bloom & G. Walz (еds.) Cybercounseling and cyberlearning: Strategies and resources for the millennium.Greensboro: American Counseling Association. 2000.
- Jencius M., Sager D. E. The practice of marriage and family counseling in cyberspace // The Family Journal. 2001.V. 9. № 3.
- King S. A. Is the Internet addictive, or are addicts using the lntemet? [on-line] 1996. Электронная версия: http://rdz.stjohns.edu/storm/iad.html
- Kraut R., Patterson M., Lundmark V., Kiesler S., Mukopadhyay T., Scherlis W. Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? // American Psychologist. 1998. № 53.
- Lloyd M. G. Have you had a long-distance therapeutic relationship? You will // Ethics and Behavior. 1996. № 6.
- Murphy L. J., Mitchell D. L. When writing helps to heal:e-mail as therapy // British Journal of Guidance and Counseling. 1998. № 26.
- Shapiro D. E., Schulman C. E. Ethical and legal issues in e-mail therapy // Ethics & Behavior. 1996. № 6.
- Sherer K. College life on-line: Healthy and unhealthy Internet use // Journal of College Student Development. 1997. № 38.
- Sleek S. Online therapy services raise ethical questions // APA Monitor. November. 1995.
- Standards for the ethical practice of web counseling.National Board for Certified Counselors. 2001. Электронная версия: http://www.nbcc.org/ethics/wcstandards.htm
- Stein D. J. Internet addiction, Internet psychotherapy // American Journal of Psychiatry. 1997. № 154.
- Stofle G. S. Choosing an online therapist: A step-by-step guide to finding professional help on the web. USA:White Hat. 2001.
- Stricker G. Psychotherapy in cyberspace // Ethics and Behavior. 1996. № 6. P. 169.
- Suggested principles for the online provision of mental health services. International Society for Mental Health On-line. 2001, January.Электронная версия: http://www.ismho.org
- Thomas D. S., Forcht K. A., Counts R. Legal considerations of Internet use-Issues to be addressed // lnternet Research:Electronic Networking Applications and Policy. 1998. № 8.
- Uecker E. Z. Psychodynamic considerations of online counseling. Perspectives: A Mental Health Magazine, January—February 1997 IOn-line]. Электронная версия: http://www.cmhc.com/perspectives/articles/artO 1971.htm.
- Woo J. The hazards of staying on the Net for too long IOn-line]. 1996. Электронная версия: http://home.hkstar.com/joewoo/hazard.html
- Young K. S. Psychology of computer use: XL. Addictive use of the Internet: A case that breaks the stereotype //Psychological Reports. 1996. № 79.
- Zack J. Online counseling: The future for practicing psychologists? // National Psychologist. 2002. September/October. V. 11. № 5.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6092
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 1035
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7