Становление субъектного действия

612

Аннотация

В статье рассматривается цикл становления субъектного действия. Исходными основаниями для рассмотрения действия как развивающейся реальности послужили положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского: понимание развития как взаимодействия реальной и идеальной форм психического (поведения); представление об интериоризации как механизме развития; представление о стадиальности перехода от интерформы к интраформе действия и знаковом опосредствовании этого перехода. В рассматриваемой модели акта выделяются такие стадии как спонтанная активность, совокупное действие; совместнораспределенное действие; индивидуальное субъектное действие. Обсуждаются особенности результата развития, определяемого как самостоятельное произвольное действие, оснащенное обобщенным способом. Предлагается рассматривать результат в контексте возможностей дальнейшего развития. Возможность такого рассмотрения связывается с понятием функционально-смыслового поля.

Общая информация

Ключевые слова: интериоризация, интерформа, совокупное действие, совместно-распределенное действие, самостоятельное произвольное действие, функционально-смысловое поле, реальная форма, культурно-историческая психология

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Жуланова И.В., Медведев А.М. Становление субъектного действия // Культурно-историческая психология. 2011. Том 7. № 4. С. 47–54.

Литература

  1. Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. № 4.
  2. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
  3. Библер В. С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога.) М., 1975.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
  5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984. Т. 3.
  6. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестн. Моск. ун_та. Сер. 14. Психология. 1986. № 1.
  7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2005.
  8. Громыко Ю. В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1982.
  9. Гузман Р. Я. Роль моделирования совместной деятельности в решении учебных задач // Вопросы психологии. 1980. № 3.
  10. Жуланова И. В., Медведев А. М. Прототипы субъектного действия // Культурно-историческая психология. 2010. № 1.
  11. Жуланова И. В., Медведев А. М. Психологическая реальность субъектного действия // Культурно_историческая психология. 2011. № 1.
  12. Завершнева Е. Ю. Записные книжки, заметки, научные дневники Л. С. Выготского: результаты исследования семейного архива // Вопросы психологии. 2008. № 2.
  13. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Совокупная деятельность как генетически исходная единица психического развития // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
  14. Коростелев А. Ю. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников // Вопросы психологии. 1980. № 4.
  15. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  16. Медведев А. М. Ранняя юность: самосознание и жизненная перспектива. Волгоград, 2008.
  17. Медведев А. М., Жуланова И. В., Марокова М. В. Генетико_моделирующий метод в исследовании психического развития. Волгоград, 2011.
  18. Медведев А. М., Марокова М. В. Организация зоны ближайшего развития планирующей функции мышления у школьников // Культурно_историческая психология. 2010. № 1.
  19. Медведев А. М., Нежнов П. Г. Метод и результаты исследования сформированности содержательного анализа как компонента рефлексивного мышления // Развитие основ рефлексивного мышления в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск, 1995.
  20. Нежнов П. Г. «Функциональное поле» как целевой ориентир в развивающем обучении // Тезисы Всерос. научно_практич. конф. «Культурно_историческая теория Л. С. Выготского и основания современной психологии развития» (Москва, 14—16 апреля 2005). М., 2005.
  21. Поливанова К. Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. 1998. № 3—4.
  22. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  23. Рубцов В. В. Основы социально_генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  24. Рубцов В. В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно_исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. № 1.
  25. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  26. Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  27. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. № 3.
  28. Эльконин Б. Д. Л. С. Выготский—Д. Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  29. Эльконин Б. Д. Психология развития. М., 2005.
  30. Эльконин Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск, 2010.
  31. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  32. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Информация об авторах

Жуланова Ирина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, e-mail: irina.julanova2010@yandex.ru

Медведев Александр Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, e-mail: al.medvedeff2009@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1470
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 612
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1