Развитие через развертывание учебной деятельности

991

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты, связанные с личностным развитием студентов, обучающихся по комбинированным программам (blendedlearning). Представлены материалы проекта по изучению изменений Япозиции и развития мыслительных процессов у студентов, принимавших участие в комбинированном обучении. Данный проект, в свою очередь, включает в себя два исследования, проведенные в одном из университетов Италии. В рамках первого исследования изучались изменения Я-позиции у студентов в ходе групповых дискуссий. Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что подобные изменения в процессе обучения тесно связаны с вовлечением в разные виды деятельности, предусмотренные комбинированными программами, и опосредованы использованием новых технологий в обучении. В ходе первого исследования возникли новые вопросы касательно взаимосвязи разных видов деятельности и развития мышления. Второе исследование ставило своей целью описать и проанализировать поток мыслей студентов в процессе решения задач. Результаты, полученные во втором исследовании, говорят о многомерной структуре мышления, меняющейся в ходе решения задачи, и показывают, что характер деятельности оказывает непосредственное влияние на конечный результат.

Общая информация

Ключевые слова: комбинированная система обучения, Я-позиция, развитие мыслительных процессов, структура мышления

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лигорио М.Б., Лоперфидо Ф.Ф. Развитие через развертывание учебной деятельности // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 1. С. 17–25.

Литература

  1. Adams G., Markus H. R. Culture as patterns: An alternative approach to the problem of reification. Culture and Psychology. Vol. 7. 2001.
  2. Bakhtin M. M. Problems o Dostoevsky's poetics. MI., 1984.
  3. Bakhtin M. M. The Dialogic Imagination. A., 1981.
  4. Black S. D., Levin J. A., Mehan H., Quinn C. N. Real and non-real time interaction: Unraveling multiple threads of discourse. Discourse Processes. Vol. 6. 1983.
  5. Bonk C. J., Graham C. R. Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. S. F., 2005.
  6. Brown A. L., Campione J. C. Communities of learning or a content by any other name. In D. Kuhn (Ed.) Contribution to human development (108—126). N. Y., 1990.
  7. Henri F. Computer conferencing and content analysis. In A. R. Kaye (Ed.). Collaborative learning through computer conferencing. L., 1992.
  8. Hermans H. J. M. The dialogical self: Toward a theory of personal and cultural positioning. Culture & Psychology. Vol. 7. 2001.
  9. Hermans H. J. M. The person as a motivated storyteller: Valuation theory and the Self-Confrontation Method. In R. A. Neimeyer, & G. J. Neimeyer (Eds.) Advances in Personal Construct Psychology (p. 3—38). 2002.
  10. Hermans H. J. M. Voicing the self: From information processing to dialogical interchange. Psychological Bulletin. Vol. 119. 1996.
  11. Hermans H. J. M., Hermans-Konopka A. Dialogical self theory. Positioning and Counter-Positioning in a Globalizing Society. CA., 2010.
  12. Hermans H. J. M. The dialogical self: Between exchange and power. In H. J. M.
  13. Hermans, & G. Dimaggio (Eds.). The dialogical self in psychotherapy: An introduction (p. 13—28). N. Y., 2004.
  14. Holland D., Lachiocotte W., Skinner D., Cain C. Identity and agency in cultural worlds. M A., 1998.
  15. Holquist M. Bakhtin and his world. N.Y., 1990.
  16. Hsieh H._F., Shannon S. E. Three approaches to qualitative content analysis. Learning Sciences. Vol. 6. 1997.
  17. Jefferson G. Transcript notation. In J. M. Atkinson, & J. Heritage (Eds.) Structures of Social Action: Studies in Conversation Analysis (p. 9—16). CA., 1984.
  18. Ligorio M. B. Identity as a product of knowledge building: The role of mediated dialogue. Qwerty. Vol. 4. 2009.
  19. Ligorio M. B. The dialogical self and educational research: A fruitful relationship. In H. Hermans & T. Gieser (Eds.) Handbook of the Dialogical Self (p. 849—965). CA., 2011.
  20. Ligorio M. B., Fuiano L. Using e-learning: the students' point of view. Jelks. Vol. 1. 2006.
  21. Minichiello V., Aroni R., Timewell E., Alexander L. In-Depth Interviewing: Researching People. H.K., 1990.
  22. Polman J. L. The Journal Of The Learning Sciences. Vol. 15. 2006.
  23. Schilling J. On the pragmatics of qualitative assessment: Designing the process for content analysis. European Journal of Psychological Assessment. Vol. 22. 2006.
  24. Valsiner J. Making Decisions About Taking Medicines: A Social Coordination Process [79 paragraphs]. Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research [On-line Journal], 5 (1). 2004. Electronic document: http://www.qualitative_research.net/fqs_texte/1_04/1_04joerchelvalsiner_e.htm
  25. Van Someren M. W., Barnard Y. F., Barnard J. A. C. The think aloud method. A practical guide to modeling cognitive processes. L., 1994.
  26. Veresov N. Introducing cultural historical theory: main concepts and principles of genetic research methodology. Cultural-Historical Psychology. Vol. 4. 2010.
  27. Vygotsky L. S. Mind and Society N. Y., 1978.
  28. Vygotsky L. S. Sobranie sochinenii. MO. Vol. 3. 1983.
  29. Vygotsky L. S. Sobranie sochinenii. Vol. 5. MO., 1984.
  30. Wenger E. Communities of Practice. Learning, meaning and identity. CA., 1998.
  31. Wortham S. From good student to an outcast: The emergence of a classroom identity. Graduate School of Education GSE Publications. 2004. Electronic document:http://repository.upenn.edu/gse pubs/49

Информация об авторах

Лигорио Мария Беатриче, PhD, доцент, доцент, факультет педагогических наук, психологии, коммуникации, Университет Бари, Бари, Италия, e-mail: mariabeatrice.ligorio@uniba.it

Лоперфидо Федела Фельдиа, аспирант, Университета г. Бари, Бари, Италия, e-mail: feldialop@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2098
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 991
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0