Жизнь в детском саду: дискурсы повседневности

1810

Аннотация

Настоящая статья ставит своей целью, во-первых, выявить те виды знаний о культурном развитии, которые могут скрываться за примерами из повседневной жизни годовалых детей и воспитателей в детском саду — примерами, касающимися питания, сна на открытом воздухе и музыкальных занятий. Во-вторых, найти методологическое обоснование положению о том, что дискурсивный анализ уместно применять для рассмотрения повседневных практик как непосредственно отражающих доминирующие дискурсы о дошкольных учреждениях. Этот тип анализа особенно подходит для исследования условий культурного развития и лучшего понимания процессов смыслопорождения в повседневных действиях. Для тех, кто работает в детском саду, может оказаться полезным разобраться в сути конкретных практик и получить возможность обсудить, что им в них нравится, а что, вероятно, следовало бы изменить. Выбор теории дискурса французского философа Мишеля Фуко (и его идей касательно дискурсов, знания-власти, субъектной позиции и места) в качестве инструмента анализа практик, существующих в дошкольных учреждениях, позволяет распознать, каким образом «версии истины», т. е. то, что считается само собой разумеющимся, нормальным, правильным и хорошим, управляет человеческим поведением, проникает в повседневную жизнь и заставляет людей действовать строго определенным образом. О конформизме таких учреждений, как детские сады, школы, больницы и другие организации, в которых задействованы большие группы людей, почти не говорится, однако они обладают большой эффективностью в плане регуляции поведения, поскольку общепринятые представления о хорошем, нормальном и разумном позволяют успешно ограждать действия от их осмысления.

Общая информация

Ключевые слова: детский сад, годовалые дети, персонал дошкольных учреждений, культурное развитие, дискурсивный анализ, Мишель Фуко, повседневность, нормальность

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Скай Т.Б. Жизнь в детском саду: дискурсы повседневности // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 2. С. 31–37.

Фрагмент статьи

In this article kindergarten as an arena for cultural formation will be discussed by highlighting three examples from routines and everyday life in a kindergarten. Seemingly insignificant activities are placed on the agenda. Such activities in kindergarten might be loaded with critical knowledge about formatting processes, processes about how kindergarten as an institutional space with its "inhabitants", with its artifacts, its rules, regulations and curricula constitute an arena for cultural formation.

Информация об авторах

Скай Тири Бергесен, доктор искусствоведения, доцент факультета образования, Бергенский университетс колледжа, e-mail: tbs@hib.no

Метрики

Просмотров

Всего: 2572
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1810
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2