Преподавание математики как контекст развития исполнительных функций у младших школьников

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 7 мин. чтения

Резюме

Положительное влияние образования на когнитивное развитие было подтверждено многолетними исследованиями в области образования и образовательной политики. В рамках этой взаимосвязи приобретение и практическое применение ранних математических навыков (например, счет, сложение, вычитание) были связаны с развитием исполнительных функций (ИФ). ИФ необходимы для выполнения сложных, целенаправленных действий, таких как принятие решений, организация и планирование. Основными компонентами ИФ являются рабочая память, ингибиторный контроль, а также когнитивная гибкость. Все математические действия требуют определенного уровня ИФ. В настоящее время в области образования проводится множество исследований, посвященных ИФ как факторам, способствующим успехам в математике. Эти результаты способствуют разработке математических интервенций, направленных на развитие ИФ в раннем детстве, когда мозг обладает высокой пластичностью и претерпевает значительные изменения в развитии, особенно в префронтальной коре. В данной статье обобщается литература, в которой изучаются занятия по математике как инструмент развития ИФ у детей в дошкольном и раннем школьном возрасте (0—6 лет).

Общая информация

Ключевые слова: исполнительные функции, изучение математики, дети, развивающее дошкольное образование, детский сад

Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140308

Финансирование. Подготовка данной статьи поддержана Национальным институтом здравоохранения (T32 MH019139, PI: Mellins и P30 MH043520, PI: Remien). Грантополучатели могут свободно выражать свое профессиональное мнение. Содержание статьи является исключительной ответственностью авторов и не обязательно отражает официальную точку зрения Национального института здравоохранения.

Благодарности. Авторы благодарят Кортни Кирш и Стивена Айронса за помощь в подготовке данной рукописи.

Поступила в редакцию 11.08.2025

Поступила после рецензирования 19.09.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Тан, М. (2025). Преподавание математики как контекст развития исполнительных функций у младших школьников. Современная зарубежная психология, 14(3), 95–104. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140308

© Тан М., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

В статье обобщается научная литература, посвященная использованию математически ориентированных занятий как средства развития исполнительных функций у детей, преимущественно в дошкольном возрасте и в первые годы обучения в начальной школе (от раннего детства до 6 лет).
Исполнительные функции (ИФ) являются основой сложных когнитивных и поведенческих процессов, включая обучение, контроль поведения, постановку целей, решение проблем, планирование и метапознание (Korzeniowski et al., 2021). Они начинают формироваться в младенчестве и продолжают развиваться вплоть до ранней взрослости, достигая пиков в сенситивные периоды — раннее детство и начало подросткового возраста (Diamond, 2013; Obradović, Willoughby, 2019). Развитие ИФ связано с функционированием префронтальной коры — области мозга с наиболее продолжительным периодом созревания (Korzeniowski et al., 2021). Важно отметить, что овладение ранними математическими навыками (например, сложением и вычитанием) тесно коррелирует с развитием ИФ.
ИФ опираются на когнитивные навыки, активируемые в условиях, требующих сосредоточенности, внимания и произвольного контроля, а не автоматических, импульсивных или инстинктивных реакций (Diamond, 2013; Miyake et al., 2000). Наиболее признанными компонентами ИФ считаются: (1) рабочая память, (2) ингибиторный контроль и (3) когнитивная гибкость (Diamond, 2013; Miyake et al., 2000). Рабочая память обеспечивает кратковременное удержание информации для ее непосредственной обработки и играет ключевую роль в понимании устной и письменной речи, а также в выполнении устных арифметических операций (Diamond, 2013). Ингибиторный контроль предполагает как подавление нежелательных поведенческих реакций (торможение реакции), так и способность игнорировать нерелевантные стимулы (когнитивное торможение). Когнитивная гибкость связана с умением переходить от одной стратегии к другой, рассматривать ситуацию с альтернативных позиций и адаптироваться к изменяющимся условиям (Diamond, 2013).
Согласно иерархическим моделям (Diamond, 2013; Miyake et al., 2000) ИФ рассматриваются как производные от базовых когнитивных процессов, таких как внимание и кратковременная память. Их координация с основными компонентами ИФ позволяет выполнять сложные задачи. Простейшие формы ИФ начинают формироваться в младенчестве и достигают зрелости к трем годам. При этом развитие ИФ определяется не только биологическим созреванием префронтальных структур мозга, но и социальным контекстом: навыки активируются и модифицируются под воздействием знаний, убеждений, норм, ценностей и предпочтений (Doebel, 2020). Таким образом, различия в опыте ребенка могут определять вариативность траекторий развития ИФ, что имеет важные последствия для разработки и внедрения интервенций в разных условиях.
В литературе представлено более 100 исследований интервенций, направленных на развитие ИФ у детей; их результаты систематизированы в ряде обзоров и метаанализов (например, Diamond, Ling, 2016; Takacs, Kassai, 2019). Часть обзоров имеет широкий охват, тогда как другие фокусируются на отдельных типах интервенций — тренировке рабочей памяти с использованием цифровых технологий (Scionti et al., 2020), практиках осознанности (Bockmann, Yu, 2023; Pearce et al., 2025) или физической активности (Wang et al., 2023; Wood et al., 2020).
Мы рассматриваем недавний метаанализ, включивший 85 исследований интервенций (опубликованных с 2000 по 2020 год), реализованных в дошкольных классах с типично развивающимися детьми в возрасте от 3 до 6 лет (Muir et al., 2023). Эти интервенции были весьма разнообразны по характеру; наиболее часто изучались опосредованная структурированная игра (n = 16), практики осознанности (n = 12) и физическая активность (n = 12). Примечательно, что лишь четыре из 85 исследований описывают интервенции, направленные на развитие ИФ посредством обучения математике (Clements et al., 2020; Kroesbergen et al., 2004; Kyttälä et al., 2015; Passolunghi, Costa, 2016). В целом, интервенции в области обучения математике были признаны Мьюиром и коллегами наименее эффективными. Однако мы утверждаем, что математическое обучение обладает значительным потенциалом для развития ИФ в раннем детстве — оптимальном периоде для интервенций. Во-первых, нейронные цепи, обеспечивающие формирование математических представлений, присутствуют уже при рождении и готовы к дальнейшему развитию, когда дети достигают школьного возраста. Во-вторых, выполнение любых математических операций в той или иной мере опирается на ИФ (DREME, 2024).
Согласно исследованиям, все животные, включая человека, обладают врожденным «чувством числа» (Dehaene, 1997; Krasa et al., 2022) — нейронными механизмами, обеспечивающими восприятие количества как значимой характеристики окружающей среды (Krasa et al., 2022). Еще до поступления в школу у детей складываются базовые формы математического мышления. Даже не владея цифрами и числовыми названиями, они способны ранжировать предметы по размеру или длине (например, палочки или стержни). К этому времени многие также усваивают значение базовых количественных слов — «больше», «меньше», «длиннее» — относя их как к физическим объектам, так и к абстрактным категориям, таким как время (Krasa et al., 2022). Эти знания служат когнитивной основой для успешного освоения школьной математики.
На ранних этапах обучения простые математические операции тесно связаны с отдельными когнитивными навыками. Рабочая память, в частности, задействована в сравнении величин (Nelwan et al., 2022), упорядочивании (Finke et al., 2021) и оценке чисел на числовой прямой (Namkung, Fuchs, 2016). Обширные исследования в области образования подтверждают роль ИФ как предиктора и фактора, поддерживающего математические достижения (Bull & Lee, 2014; Cragg, Gilmore, 2014).
В исследовании Вэлша и коллег (Welsh et al., 2010) проверялось, предсказывают ли рабочая память и контроль внимания развитие навыков грамотности и счета в дошкольный период. Неожиданно оказалось, что именно базовые математические навыки в начале обучения предсказывали уровень ИФ; аналогичной связи с грамотностью выявлено не было. Последующие лонгитюдные исследования подтвердили двунаправленную связь между математикой и ИФ (Zhang, Peng, 2023). С тех пор ученые стремятся показать, как навыки ИФ выявляются и развиваются в ходе выполнения математических заданий, сочетая теоретический и эмпирический подходы.
Интервенции, направленные на развитие интеллектуальных способностей младших детей через математические упражнения (Clements et al., 2020; Kroesbergen et al., 2004; Kyttälä et al., 2015; Passolunghi, Costa, 2016; Scerif et al., 2025), остаются ограниченными и находятся на ранней стадии исследования. Тем не менее отдельные подходы показали определенные перспективы (Muir et al., 2023). Общие выводы о долгосрочной эффективности этих интервенций затруднены из-за вариативности размеров выборок и различий в методах реализации. Однако, несмотря на небольшие размеры эффектов, участие в математических интервенциях улучшало как математические навыки, так и ИФ через год, что свидетельствует о потенциальной долговременной пользе высококачественных ранних программ интервенций (Clements et al., 2020). Эти данные согласуются с гипотезой «перетекания», которая предполагает, что высококачественные академические программы, направленные на раннее развитие навыков чтения и математики, одновременно способствуют формированию когнитивных навыков, регулярно задействуемых в процессе обучения (Weiland & Yoshikawa, 2013).
Мы делаем вывод, что ранние интервенции, направленные на обучение математике и развитие ИФ, требуют дальнейшего изучения и совершенствования, поскольку математика тесно связана с развитием ИФ. В соответствии с концепцией Дебеля, ИФ развиваются в рамках конкретных, контекстуально обусловленных целей, то есть через осмысленную деятельность (Doebel, 2020). Математическое обучение реализует общепринятые образовательные цели, например стремление определить «сколько» посредством счета (Clements, Sarama, 2021), что делает его особенно подходящим инструментом для развития ИФ во всем мире.
 
 

Литература

  1. Лебедева, Е.И., Ильина, Е.А. (2024). Имплицитное понимание неверных мнений: Современное состояние исследований. Современная зарубежная психология, 13(2), 44—52. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130204
    Lebedeva, E.I., Ilina, E.A. Implicit false beliefs: the state of art. Journal of Modern Foreign Psychology, 13(2), 44—52. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130204
  2. Сергиенко, Е.А. (2014). Модель психического как парадигма познания социального мира. Психологическое исследование, 7(36). URL: https://psystudy.ru/num/issue/view/46 (дата обращения: 10.09.2025).
    Sergienko, E.A. (2014). Theory of mind as a paradigm for understanding the social world. Psychological Studies, 7(36). (In Russ.). URL: https://psystudy.ru/num/issue/view/46 (viewed: 10.09.2025).
  3. Alvares, G.A., Bebbington, K., Cleary, D., Evans, K., Glasson, E.J., Maybery, M.T., Pillar, S., Uljarević, M., Varcin, K., Wray, J., Whitehouse, A.J.O. (2020). The misnomer of «high functioning autism»: Intelligence is an imprecise predictor of functional abilities at diagnosis. Autism, 24(1), 221—232. https://doi.org/10.1177/1362361319852831
  4. American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. Washington: American Psychiatric Publishing. ttps://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596
  5. Bennett, T.A., Szatmari, P., Bryson, S., Duku, E., Vaccarella, L., Tuff, L. (2013). Theory of mind, language and adaptive functioning in ASD: A neuroconstructivist perspective. Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 22(1), 13—19. https://doi.org/10.1007/s00787-012-0311-8
  6. Berenguer, C., Miranda, A., Colomer, C., Baixauli, I., Roselló, B. (2018). Contribution of theory of mind, executive functioning, and pragmatics to socialization behaviors of children with high-functioning autism. Journal of autism and developmental disorders, 48(2), 430—441. https://doi.org/10.1007/s10803-017-3349-0
  7. Chatham, C.H., Taylor, K.I., Charman, T., Liogier D’ardhuy, X., Eule, E., Fedele, A., Hardan, A.Y., Loth, E., Murtagh, L., del Valle Rubido, M., San Jose Caceres, A., Sevigny, J., Sikich, L., Snyder, L., Tillmann, J.E., Ventola, P.E., Walton-Bowen, K.L., Wang, P.P., Willgoss, T., Bolognani, F. (2018). Adaptive behavior in autism: Minimal clinically important differences on the Vineland-II. Autism Research, 11(2), 270—283. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28941213/
  8. Chiu, H.M., Chen, C.T., Tsai, C.H., Li, H.J., Wu, C.C., Huang, C.Y., Chen, K.L. (2023). Theory of mind predicts social interaction in children with autism spectrum disorder: A two-year follow-up study. Journal of Autism and Developmental Disorders, 53(9), 3659—3669. https://doi.org/10.1007/s10803-022-05662-4
  9. Demetriou, E.A., Lampit, A., Quintana, D.S., Naismith, S.L., Song, Y.J.C., Pye, J.E., Hickie, I.B., Guastella, A.J. (2018). Autism spectrum disorders: A meta-analysis of executive function. Molecular Psychiatry, 23(5), 1198—1204. https://doi.org/10.1038/mp.2017.75
  10. Eisenhower, A., Martinez Pedraza, F., Sheldrick, R.C., Frenette, E., Hoch, N., Brunt, S., Carter, A.S. (2021). Multi-stage screening in early intervention: A critical strategy for improving ASD identification and addressing disparities. Journal of autism and developmental disorders, 51(3), 868—883. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04429-z
  11. Fombonne, E. (2020). Camouflage and autism. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 61(7), 735—738. https://doi.org/10.1111/jcpp.13296
  12. Fossum, I.N., Øie, M.G., Orm, S., Andersen, P.N., Skogli, E.W. (2025). Longitudinal Predictors of Adaptive Functioning in Emerging Adults with and without Autism Spectrum Disorder. Research on Child and Adolescent Psychopathology, 53(2), 137—149. https://doi.org/10.1007/s10802-024-01265-y
  13. Franchini, M., Smith, I.M., Sacrey, L., Duku, E., Brian, J., Bryson, S.E., Vaillancourt, T., Armstrong, V., Szatmari, P., Roberts, W., Roncadin, C., Zwaigenbaum, L. (2023). Continuity of trajectories of autism symptom severity from infancy to childhood. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 64(6), 895—906. https://doi.org/10.1111/jcpp.13744
  14. Frith, U. (1994). Autism and theory of mind in everyday life. Social Development, 3(2), 108—124. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.1994.tb00031.x
  15. Hemmers, J., Baethge, C., Vogeley, K., Falter-Wagner, C.M. (2022). Are executive dysfunctions relevant for the autism-specific cognitive profile? Frontiers in Psychiatry, 13, Article 886588. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.886588
  16. Hodge, M.A., Boulton, K.A., Sutherland, R., Barnett, D., Bennett, B., Chan, E., Cramsie, J., Drevensek, S., Eapen, V., Ganesalingam, K., Masi, A., Ong, N., Williamsz, M., Guastella, A. J., Silove, N. (2021). Predictors of adaptive functioning in preschool aged children with autism spectrum disorder. Autism research: Official journal of the International Society for Autism Research, 14(7), 1444—1455. https://doi.org/10.1002/aur.2501
  17. Ibrahim, N., El-abdeen, A.M.Z., Ng, F., Zoromba, M., Haikal, A. (2020). Socioeconomic and demographic factors associated with adaptive behaviour among children diagnosed with autism spectrum disorder in Egypt. Middle East Current Psychiatry, 27, Article 38. https://doi.org/10.1186/s43045-020-00047-8
  18. Igliozzi, R., Cagiano, R., Berni, M., Pecini, C., Viglione, V., Masi, G., Muratori, F., Calderoni, S., Tancredi, R. (2024). Effects of difficulties in executive functions on behavioral and adaptive problems in Italian autistic preschoolers. Clinical Neuropsychiatry, 21(6), 509—523. https://doi.org/10.36131/cnfioritieditore20240604
  19. Jahromi, L.B. (2017). Self-regulation in young children with autism spectrum disorder: An interdisciplinary perspective on emotion regulation, executive function, and effortful control. International Review of Research in Developmental Disabilities, 52, 45—89. https://doi.org/10.1016/bs.irrdd.2017.07.007
  20. Kanne, S.M., Gerber, A.J., Quirmbach, L.M., Sparrow, S.S., Cicchetti, D.V., Saulnier, C.A. (2011). The role of adaptive behavior in autism spectrum disorders: Implications for functional outcome. Journal of Autism and Developmental Disorders, 41(8), 1007—1018. https://doi.org/10.1007/s10803-010-1126-4
  21. Leung, R.C., Vogan, V.M., Powell, T.L., Anagnostou, E., Taylor, M.J. (2016). The role of executive functions in social impairment in autism spectrum disorder. Child Neuropsychology, 22(3), 336—344. https://doi.org/10.1080/09297049.2015.1005066
  22. Livingston, L.A., Colvert, E., Social Relationships Study Team, Bolton, P., Happé, F. (2019). Good social skills despite poor theory of mind: Exploring compensation in autism spectrum disorder. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 60(1), 102—110. https://doi.org/10.1111/jcpp.12886
  23. Lupi, E., Tucci, F., Casula, L., Novello, R.L., Guerrera, S., Vicari, S., Valeri, G. (2023). Early and stable difficulties of everyday executive functions predict autism symptoms and emotional/behavioral problems in preschool age children with autism: A 2-year longitudinal study. Frontiers in Psychology, 14, Article 1092164. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1092164
  24. Montes, G., Halterman, J.S. (2008). Association of childhood autism spectrum disorders and loss of family income. Pediatrics, 121(4), e821—e826. https://doi.org/10.1542/peds.2007-1594
  25. Napolitano, A., Schiavi, S., La Rosa, P., Rossi-Espagnet, M.C., Petrillo, S., Bottino, F., Tagliente, E., Longo, D., Lupi, E., Casula, L., Valeri, G., Piemonte, F., Trezza, V., Vicari, S. (2022). Sex differences in autism spectrum disorder: Diagnostic, neurobiological, and behavioral features. Frontiers in Psychiatry, 13, Article 889636. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.889636
  26. Pickles, A., Le Couteur, A., Leadbitter, K., Salomone, E., Cole-Fletcher, R., Tobin, H., Gammer, I., Lowry, J., Vamvakas, G., Byford, S., Aldred, C., Slonims, V., McConachie, H., Howlin, P., Parr, J.R., Charman, T., Green, J. (2016). Parent-mediated social communication therapy for young children with autism (PACT): Long-term follow-up of a randomised controlled trial. The Lancet, 388(10059), 2501—2509. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(16)31229-6
  27. Polónyiová, K., Kruyt, J., Ostatníková, D. (2024). To the roots of theory of mind deficits in autism spectrum disorder: A narrative review. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 1—5. https://doi.org/10.1007/s40489-024-00457-y
  28. Restoy, D., Oriol-Escudé, M., Alonzo-Castillo, T., Magán-Maganto, M., Canal-Bedia, R., Díez-Villoria, E., Gisbert-Gustemps, L., Setién-Ramos, I., Martínez-Ramírez, M., Ramos-Quiroga, J.A., Lugo-Marín, J. (2024). Emotion regulation and emotion dysregulation in children and adolescents with Autism Spectrum Disorder: A meta-analysis of evaluation and intervention studies. Clinical psychology review, 109, Article 102410. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2024.102410
  29. Roselló, B., Berenguer, C., Baixauli, I., García, R., Miranda, A. (2020). Theory of mind profiles in children with autism spectrum disorder: Adaptive/social skills and pragmatic competence. Frontiers in Psychology, 11, Article 567401. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.567401
  30. Schalock, R.L., Luckasson, R., Tassé, M.J. (2021). Intellectual disability: Definition, diagnosis, classification, and systems of supports (12th ed.). Washington: American Association on Intellectual and Developmental Disabilities. URL: https://www.researchgate.net/publication/349409269 (viewed: 12.09.2025).
  31. Sparrow, S.S., Cicchetti, D.V., Balla, D.A. (2005). Vineland adaptive behavior scales: Survey Forms Manual Survey Interview Form and Parent/Caregiver Rating Form (2nd ed.). Circle Pines: American Guidance Service. URL: https://archive.org/details/vineland-2-manual/page/n23/mode/2up (viewed: 12.09.2025).
  32. St. John, B., Ausderau, K. (2021). Relationships between household income and functional independent behavior for children with autism. OTJR: Occupation, Participation and Health, 41(4), 243—250. https://doi.org/10.1177/15394492211012654
  33. Terroux, A., Mello, C., Morin, D., Rivard, M. (2024). Everyday executive function in preschoolers with autism and links with intellectual functioning, adaptive behavior, and autism symptoms. Journal of Autism and Developmental Disorders, Preprint. https://doi.org/10.1007/s10803-024-06463-7
  34. Wang, Q., Jia, S., Cai, Z., Jiang, W., Wang, X., Wang, J. (2025). The canonical correlation between executive function and social skills in children with autism spectrum disorder and potential pathways to physical fitness. Scientific Reports, 15(1), Article 10367. https://doi.org/10.1038/s41598-025-94334-1
  35. Yon-Hernández, J.A., Canal-Bedia, R., Wojcik, D.Z., García-García, L., Fernández-Álvarez, C., Palacio-Duque, S., Franco-Martín, M.A. (2023). Executive functions in daily living skills: A study in adults with autism spectrum disorder. Frontiers in Psychology, 14, Article 1109561. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1109561

Информация об авторах

Мей Тан, Постдокторант, Центр клинических и поведенческих исследований ВИЧ, Отдел по изучению вопросов гендера, сексуальности и здоровья, Психиатрический институт штата Нью-Йорк, Психиатрический институт штата Нью-Йорк, Колумбийский университет, Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6408-6091, e-mail: Mei.tan@times.uh.edu

Метрики

 Просмотров web

За все время: 91
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 24
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 115
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 3