Современная зарубежная психология
2025. Том 14. № 3. С. 95–104
doi:10.17759/jmfp.2025140308
ISSN: 2304-4977 (online)
Преподавание математики как контекст развития исполнительных функций у младших школьников
Резюме
Положительное влияние образования на когнитивное развитие было подтверждено многолетними исследованиями в области образования и образовательной политики. В рамках этой взаимосвязи приобретение и практическое применение ранних математических навыков (например, счет, сложение, вычитание) были связаны с развитием исполнительных функций (ИФ). ИФ необходимы для выполнения сложных, целенаправленных действий, таких как принятие решений, организация и планирование. Основными компонентами ИФ являются рабочая память, ингибиторный контроль, а также когнитивная гибкость. Все математические действия требуют определенного уровня ИФ. В настоящее время в области образования проводится множество исследований, посвященных ИФ как факторам, способствующим успехам в математике. Эти результаты способствуют разработке математических интервенций, направленных на развитие ИФ в раннем детстве, когда мозг обладает высокой пластичностью и претерпевает значительные изменения в развитии, особенно в префронтальной коре. В данной статье обобщается литература, в которой изучаются занятия по математике как инструмент развития ИФ у детей в дошкольном и раннем школьном возрасте (0—6 лет).
Общая информация
Ключевые слова: исполнительные функции, изучение математики, дети, развивающее дошкольное образование, детский сад
Рубрика издания: Психология развития и возрастная психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140308
Финансирование. Подготовка данной статьи поддержана Национальным институтом здравоохранения (T32 MH019139, PI: Mellins и P30 MH043520, PI: Remien). Грантополучатели могут свободно выражать свое профессиональное мнение. Содержание статьи является исключительной ответственностью авторов и не обязательно отражает официальную точку зрения Национального института здравоохранения.
Благодарности. Авторы благодарят Кортни Кирш и Стивена Айронса за помощь в подготовке данной рукописи.
Поступила в редакцию 11.08.2025
Поступила после рецензирования 19.09.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Тан, М. (2025). Преподавание математики как контекст развития исполнительных функций у младших школьников. Современная зарубежная психология, 14(3), 95–104. https://doi.org/10.17759/jmfp.2025140308
© Тан М., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Полный текст
Литература
- Лебедева, Е.И., Ильина, Е.А. (2024). Имплицитное понимание неверных мнений: Современное состояние исследований. Современная зарубежная психология, 13(2), 44—52. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130204
Lebedeva, E.I., Ilina, E.A. Implicit false beliefs: the state of art. Journal of Modern Foreign Psychology, 13(2), 44—52. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130204 - Сергиенко, Е.А. (2014). Модель психического как парадигма познания социального мира. Психологическое исследование, 7(36). URL: https://psystudy.ru/num/issue/view/46 (дата обращения: 10.09.2025).
Sergienko, E.A. (2014). Theory of mind as a paradigm for understanding the social world. Psychological Studies, 7(36). (In Russ.). URL: https://psystudy.ru/num/issue/view/46 (viewed: 10.09.2025). - Alvares, G.A., Bebbington, K., Cleary, D., Evans, K., Glasson, E.J., Maybery, M.T., Pillar, S., Uljarević, M., Varcin, K., Wray, J., Whitehouse, A.J.O. (2020). The misnomer of «high functioning autism»: Intelligence is an imprecise predictor of functional abilities at diagnosis. Autism, 24(1), 221—232. https://doi.org/10.1177/1362361319852831
- American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5. Washington: American Psychiatric Publishing. ttps://doi.org/10.1176/appi.books.9780890425596
- Bennett, T.A., Szatmari, P., Bryson, S., Duku, E., Vaccarella, L., Tuff, L. (2013). Theory of mind, language and adaptive functioning in ASD: A neuroconstructivist perspective. Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 22(1), 13—19. https://doi.org/10.1007/s00787-012-0311-8
- Berenguer, C., Miranda, A., Colomer, C., Baixauli, I., Roselló, B. (2018). Contribution of theory of mind, executive functioning, and pragmatics to socialization behaviors of children with high-functioning autism. Journal of autism and developmental disorders, 48(2), 430—441. https://doi.org/10.1007/s10803-017-3349-0
- Chatham, C.H., Taylor, K.I., Charman, T., Liogier D’ardhuy, X., Eule, E., Fedele, A., Hardan, A.Y., Loth, E., Murtagh, L., del Valle Rubido, M., San Jose Caceres, A., Sevigny, J., Sikich, L., Snyder, L., Tillmann, J.E., Ventola, P.E., Walton-Bowen, K.L., Wang, P.P., Willgoss, T., Bolognani, F. (2018). Adaptive behavior in autism: Minimal clinically important differences on the Vineland-II. Autism Research, 11(2), 270—283. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28941213/
- Chiu, H.M., Chen, C.T., Tsai, C.H., Li, H.J., Wu, C.C., Huang, C.Y., Chen, K.L. (2023). Theory of mind predicts social interaction in children with autism spectrum disorder: A two-year follow-up study. Journal of Autism and Developmental Disorders, 53(9), 3659—3669. https://doi.org/10.1007/s10803-022-05662-4
- Demetriou, E.A., Lampit, A., Quintana, D.S., Naismith, S.L., Song, Y.J.C., Pye, J.E., Hickie, I.B., Guastella, A.J. (2018). Autism spectrum disorders: A meta-analysis of executive function. Molecular Psychiatry, 23(5), 1198—1204. https://doi.org/10.1038/mp.2017.75
- Eisenhower, A., Martinez Pedraza, F., Sheldrick, R.C., Frenette, E., Hoch, N., Brunt, S., Carter, A.S. (2021). Multi-stage screening in early intervention: A critical strategy for improving ASD identification and addressing disparities. Journal of autism and developmental disorders, 51(3), 868—883. https://doi.org/10.1007/s10803-020-04429-z
- Fombonne, E. (2020). Camouflage and autism. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 61(7), 735—738. https://doi.org/10.1111/jcpp.13296
- Fossum, I.N., Øie, M.G., Orm, S., Andersen, P.N., Skogli, E.W. (2025). Longitudinal Predictors of Adaptive Functioning in Emerging Adults with and without Autism Spectrum Disorder. Research on Child and Adolescent Psychopathology, 53(2), 137—149. https://doi.org/10.1007/s10802-024-01265-y
- Franchini, M., Smith, I.M., Sacrey, L., Duku, E., Brian, J., Bryson, S.E., Vaillancourt, T., Armstrong, V., Szatmari, P., Roberts, W., Roncadin, C., Zwaigenbaum, L. (2023). Continuity of trajectories of autism symptom severity from infancy to childhood. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 64(6), 895—906. https://doi.org/10.1111/jcpp.13744
- Frith, U. (1994). Autism and theory of mind in everyday life. Social Development, 3(2), 108—124. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.1994.tb00031.x
- Hemmers, J., Baethge, C., Vogeley, K., Falter-Wagner, C.M. (2022). Are executive dysfunctions relevant for the autism-specific cognitive profile? Frontiers in Psychiatry, 13, Article 886588. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.886588
- Hodge, M.A., Boulton, K.A., Sutherland, R., Barnett, D., Bennett, B., Chan, E., Cramsie, J., Drevensek, S., Eapen, V., Ganesalingam, K., Masi, A., Ong, N., Williamsz, M., Guastella, A. J., Silove, N. (2021). Predictors of adaptive functioning in preschool aged children with autism spectrum disorder. Autism research: Official journal of the International Society for Autism Research, 14(7), 1444—1455. https://doi.org/10.1002/aur.2501
- Ibrahim, N., El-abdeen, A.M.Z., Ng, F., Zoromba, M., Haikal, A. (2020). Socioeconomic and demographic factors associated with adaptive behaviour among children diagnosed with autism spectrum disorder in Egypt. Middle East Current Psychiatry, 27, Article 38. https://doi.org/10.1186/s43045-020-00047-8
- Igliozzi, R., Cagiano, R., Berni, M., Pecini, C., Viglione, V., Masi, G., Muratori, F., Calderoni, S., Tancredi, R. (2024). Effects of difficulties in executive functions on behavioral and adaptive problems in Italian autistic preschoolers. Clinical Neuropsychiatry, 21(6), 509—523. https://doi.org/10.36131/cnfioritieditore20240604
- Jahromi, L.B. (2017). Self-regulation in young children with autism spectrum disorder: An interdisciplinary perspective on emotion regulation, executive function, and effortful control. International Review of Research in Developmental Disabilities, 52, 45—89. https://doi.org/10.1016/bs.irrdd.2017.07.007
- Kanne, S.M., Gerber, A.J., Quirmbach, L.M., Sparrow, S.S., Cicchetti, D.V., Saulnier, C.A. (2011). The role of adaptive behavior in autism spectrum disorders: Implications for functional outcome. Journal of Autism and Developmental Disorders, 41(8), 1007—1018. https://doi.org/10.1007/s10803-010-1126-4
- Leung, R.C., Vogan, V.M., Powell, T.L., Anagnostou, E., Taylor, M.J. (2016). The role of executive functions in social impairment in autism spectrum disorder. Child Neuropsychology, 22(3), 336—344. https://doi.org/10.1080/09297049.2015.1005066
- Livingston, L.A., Colvert, E., Social Relationships Study Team, Bolton, P., Happé, F. (2019). Good social skills despite poor theory of mind: Exploring compensation in autism spectrum disorder. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 60(1), 102—110. https://doi.org/10.1111/jcpp.12886
- Lupi, E., Tucci, F., Casula, L., Novello, R.L., Guerrera, S., Vicari, S., Valeri, G. (2023). Early and stable difficulties of everyday executive functions predict autism symptoms and emotional/behavioral problems in preschool age children with autism: A 2-year longitudinal study. Frontiers in Psychology, 14, Article 1092164. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1092164
- Montes, G., Halterman, J.S. (2008). Association of childhood autism spectrum disorders and loss of family income. Pediatrics, 121(4), e821—e826. https://doi.org/10.1542/peds.2007-1594
- Napolitano, A., Schiavi, S., La Rosa, P., Rossi-Espagnet, M.C., Petrillo, S., Bottino, F., Tagliente, E., Longo, D., Lupi, E., Casula, L., Valeri, G., Piemonte, F., Trezza, V., Vicari, S. (2022). Sex differences in autism spectrum disorder: Diagnostic, neurobiological, and behavioral features. Frontiers in Psychiatry, 13, Article 889636. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.889636
- Pickles, A., Le Couteur, A., Leadbitter, K., Salomone, E., Cole-Fletcher, R., Tobin, H., Gammer, I., Lowry, J., Vamvakas, G., Byford, S., Aldred, C., Slonims, V., McConachie, H., Howlin, P., Parr, J.R., Charman, T., Green, J. (2016). Parent-mediated social communication therapy for young children with autism (PACT): Long-term follow-up of a randomised controlled trial. The Lancet, 388(10059), 2501—2509. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(16)31229-6
- Polónyiová, K., Kruyt, J., Ostatníková, D. (2024). To the roots of theory of mind deficits in autism spectrum disorder: A narrative review. Review Journal of Autism and Developmental Disorders, 1—5. https://doi.org/10.1007/s40489-024-00457-y
- Restoy, D., Oriol-Escudé, M., Alonzo-Castillo, T., Magán-Maganto, M., Canal-Bedia, R., Díez-Villoria, E., Gisbert-Gustemps, L., Setién-Ramos, I., Martínez-Ramírez, M., Ramos-Quiroga, J.A., Lugo-Marín, J. (2024). Emotion regulation and emotion dysregulation in children and adolescents with Autism Spectrum Disorder: A meta-analysis of evaluation and intervention studies. Clinical psychology review, 109, Article 102410. https://doi.org/10.1016/j.cpr.2024.102410
- Roselló, B., Berenguer, C., Baixauli, I., García, R., Miranda, A. (2020). Theory of mind profiles in children with autism spectrum disorder: Adaptive/social skills and pragmatic competence. Frontiers in Psychology, 11, Article 567401. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.567401
- Schalock, R.L., Luckasson, R., Tassé, M.J. (2021). Intellectual disability: Definition, diagnosis, classification, and systems of supports (12th ed.). Washington: American Association on Intellectual and Developmental Disabilities. URL: https://www.researchgate.net/publication/349409269 (viewed: 12.09.2025).
- Sparrow, S.S., Cicchetti, D.V., Balla, D.A. (2005). Vineland adaptive behavior scales: Survey Forms Manual Survey Interview Form and Parent/Caregiver Rating Form (2nd ed.). Circle Pines: American Guidance Service. URL: https://archive.org/details/vineland-2-manual/page/n23/mode/2up (viewed: 12.09.2025).
- St. John, B., Ausderau, K. (2021). Relationships between household income and functional independent behavior for children with autism. OTJR: Occupation, Participation and Health, 41(4), 243—250. https://doi.org/10.1177/15394492211012654
- Terroux, A., Mello, C., Morin, D., Rivard, M. (2024). Everyday executive function in preschoolers with autism and links with intellectual functioning, adaptive behavior, and autism symptoms. Journal of Autism and Developmental Disorders, Preprint. https://doi.org/10.1007/s10803-024-06463-7
- Wang, Q., Jia, S., Cai, Z., Jiang, W., Wang, X., Wang, J. (2025). The canonical correlation between executive function and social skills in children with autism spectrum disorder and potential pathways to physical fitness. Scientific Reports, 15(1), Article 10367. https://doi.org/10.1038/s41598-025-94334-1
- Yon-Hernández, J.A., Canal-Bedia, R., Wojcik, D.Z., García-García, L., Fernández-Álvarez, C., Palacio-Duque, S., Franco-Martín, M.A. (2023). Executive functions in daily living skills: A study in adults with autism spectrum disorder. Frontiers in Psychology, 14, Article 1109561. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1109561
Информация об авторах
Метрики
Просмотров web
За все время: 91
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 3
Скачиваний PDF
За все время: 24
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0
Всего
За все время: 115
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 3