Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения

5805

Аннотация

Представлены результаты сравнительного исследования личностных особенностей подростков с девиантным поведением и подростков относительной нормы. Исследовались показатели самоотношения, самооценки, рефлексии, направленности локуса контроля, типы отношения к группе сверстников и особенности проявления защитных механизмов. В результате исследования подтвердилась гипотеза о более высокой выраженности внутриличностного конфликта в неосознаваемой сфере личности подростков с девиантным поведением по сравнению с подростками условной нормы.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, девиантное поведение, самоотношение, самооценка, рефлексия, локус контроля, защитные механизмы

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Панцырь С.Н., Новгородцева А.П. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 2. С. 64–72.

Фрагмент статьи

В данной работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте — как проявление индивидуальной активности. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией — как состоянием сниженной способности реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Литература

  1. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
  2. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
  4. Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1984.
  5. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В. и др. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? М., 2011.
  6. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). 2[1]е изд., испр. М., 2003.
  7. Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. СПб., 2008.
  8. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М., 2004.
  9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб., 2005.
  10. Новгородцева А.П. Переживание подростками чувства взрослости // Психологическая наука и образование. 2006. № 2.
  11. Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2006. № 3.
  12. Панцырь С.Н. Самоотношение подростков с девиантным поведением // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. Электронная версия: www.psyedu.ru
  13. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996.
  14. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2010.
  16. Фрейд А. Норма и патология детского развития // Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов: Сб. раб. / Сост. М.М. Решетников. СПб., 1997.
  17. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. М., 2004.
  18. Холмогорова А.Б., Смирнова Н.С. Комплексная модель интерперсональных отношений как теоретическая основа для их изучения у подростков с нарушениями поведения // Культурно-историческая психология. 2009. № 4.
  19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  20. Becker H. Outsiders. N.Y., 1963.
  21. Meier F.R., Clinnard B.M. Sociology of Deviant Behavior. 13th ed. Watsworth, 2008.
  22. Parsons T. Deviant behavior // Social deviance. Philadelphia, 1975.

Информация об авторах

Панцырь Сергей Николаевич, кандидат психологических наук, методист Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический универстет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2772-7627, e-mail: sergey-p84@mail.ru

Новгородцева Александра Павловна, кандидат психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: irsana@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5077
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 5805
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5