Культурно-историческая психология
2013. Том 9. № 3. С. 74–80
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Понятие социальной компенсации у Выготского: исследуя психическое развитие человека и его нарушения
Аннотация
В данной статье исследуется понятие компенсации, введенное Л.С. Выготским и представленное в его работах, вышедших под общим названием «Основы дефектологии». В стремлении как можно глубже понять развитие человека Выготский поднимает вопросы, касающиеся нарушений и отклонений раз- вития, биологических и социальных его составляющих. Цель настоящей работы — проанализировать понятие компенсации в рамках культурно-исторической традиции и выявить его влияние на современные практики в системе образования. В статье также рассматривается несколько ситуаций из повседневной жизни одной государственной средней школы г. Сан-Паулу, Бразилия. В контексте инклюзивного образования особое внимание уделяется противоречию между теорией и действительностью, сигнализирующему о необходимости обновления теории и обогащения её во взаимосвязи с практикой. Рассмотренные ситуации сжато и точно иллюстрируют всю драматичность отношений в школе. Они также свидетельствуют о том, что понятие компенсации в значительной степени усиливается гуманизирующей функцией образования, которое предстает, таким образом, неотъемлемым условием того, что означает «быть человеком».
Общая информация
Ключевые слова: образование, Выготский Л.С., нарушения развития, компенсация, человеческое развитие
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Даниез Д. Понятие социальной компенсации у Выготского: исследуя психическое развитие человека и его нарушения // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 3. С. 74–80.
Литература
- Adler A. (1967). A ciencia da natureza humana. Campanha Editora Nacional: S~ao Paulo, 6. ed.
- Adler A. (2003). A educac,~ao das crianc,as. Salvador: Arteem Palavras.
- Akhutina T. (2011). Mini Curso: A neuropsicologia de Vigotski-Luria e a correc,~ao das dificuldades do ensino. In: Semana de Psicologia — A Psicologia historico-cultural. Evento organizado pela coordenac,~ao do curso de Psicologia, direc,~ao FACES, administrac,~ao superior do UniCEUB (Brasilia-DF) e Universidades da Russia.
- Bakhtin M. (2003). Estetica da criacao verbal. Sao Paulo: Martins Fontes, 4. ed.
- Bakhtin M. (2006). Marxismo e filosofia da linguagem. S~ao Paulo: Hucitec, 12.ed.
- Borges D.S., Kittel R. (2002). Constituindo-se sujeito: uma historia de compensac,~ao social. Ponto de Vista, 3 (4), 47—58.
- Carvalho M.F. (2004). A relacao do sujeito com o con- hecimento: condic,oes de possibilidades no enfrentamento da deficiencia mental. Tese (Doutorado em Educacao), Universidade Estadual de Campinas (Faculdade de Educac,~ao).
- Cunha N.V.S., Ayres N., Moraes B. (2010). A teoria da compensac,~ao em Adler e em Vigotski. Revista Eletronica Arma da Critica, 2, 61—71.
- Dainez D., Smolka A.L.B. (2011). Praticas de educac,~ao inclusiva e condic,о~es de desenvolvimento: o conceito de com- pensac,~ao em discuss~ao. In: Anais do VIII Congresso Brasileiro de Psicologia do Desenvolvimento. Brasilia-DF: Associac,~ao brasileira de psicologia do desenvolvimento.
- De Carlo M.M.R, do. (2001). Se essa casa fosse nossa...: Instituic,о~es e processos de imaginacao na educac,~ao especial. S~ao Paulo: Plexus.
- Eilam G. (2003). The philosophical foundations of Aleksandr R. Luria’s neuropsychology. Science in context, 16 (4), 551—577.
- Ezpeleta J., Rockwell E. (1986). Pesquisa Participante. S~ao Paulo: Cortez: Autores Associados.
- Garcia M.T., Beaton G.A. (2004). Necessidades educa- tivas especiais: desde o enfoque historico-cultural. S~ao Paulo: Linear B.
- Gindis B. (1995). The social/cultural implication of disability: Vygotsky’s paradigm for special education. Educational Psychologist, 30 (2), 77—81.
- Glozman J. M. (1999). Russian Neuropsychology after Luria. Neuropsychology review, 9 (1), 33—44.
- Goes M.C.R. de. (2002). Relac,о~es entre desenvolvimen- to humano, deficiencia e educac,~ao: contribuic,о~es da abor- dagem historio-cultural. In: Oliveira M.K.; Souza D.T.R.; Rego T.C. (org.). Psicologia, Educac,~ao e as tematicas da vida contemporanea (95—114). Sao Paulo: Moderna.
- Hazin I., et al. (2010). Contribuic,о~es da Neropsicologia de Alexsandr Romanovich Luria para o debate contemporaneo sobre relac,о~es mente-cerebro. Mnemosine, 6 (1), 88—110.
- Korkman M. (1999). Applying Luria’s diagnostic principles in the neuropsychological assessment of children. Neuropsychology review, 19 (2), 89—105.
- Kozulin A., Gindis B. (2007). Sociocultural theory and education of children with special needs - from defectology to remedial pedagogy. In: Daniels, H.; Cole, M; Wetsch, J. The Cambridge Companion to Vygotsky (pp. 332—362), Cambridge University Press.
- Kramer S. (1982). Privac,~ao cultural e educac,~ao com- pensatoria: uma analise critica. Cad. Pesquisa, S~ao Paulo, v. 42, 54—62.
- Prestes Z., Tunes E. (2011). Notas biograficas e bibli- ograficas sobre L.S. Vigotski. Universitas: Ciencias da Saude, Brasilia, 9 (1), 101—135.
- Rivie`re A. (1985). La psicologia de Vygotski. Madrid: Visor, 2 ed.
- Siems M.E.R. (2010). Identidade docente em questao: educacao especial em tempos de educacao inclusiva. Sao Carlos, SP: Pedro & Jo~ao Editores.
- Smolka A.L.B. (1989). O trabalho pedagogico na diver- sidade (adversidade?) da sala de aula. Cadernos do CEDES (UNICAMP), 23 (23), 39—47.
- Van Der Ver R., Valsiner J. (2001). Vygotsky uma sin- tese. S~ao Paulo: Loyola, 4 ed.
- Vigotski L.S. (1996). Teoria e metodo em psicologia. S~ao Paulo: Martins Fontes.
- Vygotski L.S. (1995). Problemas del desarrollo de la psique — Obras Escogidas, v. III. Madrid: Visor Distribui- ciones, S.A.
- Vygotski L.S. (1997). Fundamentos de Defectologia - Obras Escogidas, v.V. Madrid: Visor Distribuiciones, S.A.
- Vygotsky L.S. (1993). The fundamentals of Defectology (abnormal psychology and learning disabilities). The collected Works of L.S. Vygotsky., v.II, New York, London: Plenum Press.
- Vygotsky L.S. (1994). The problem of environment. In: Van Der Ver, R.; Valsiner.J. (Orgs). The Vygotsky Reader (pp. 338—354). Oxford -UK: Blackwell Publishers.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3030
В прошлом месяце: 66
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 1024
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 5