Культурно-историческая психология
2013. Том 9. № 3. С. 98–105
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Использование чисел в вышивке цельталей, индейцев майя
Аннотация
В мезоамериканской цивилизации, особенно в культуре майя, числа предстают элементами картины мира, а не только инструментом для осуществления вычислений, как это происходит в западных обществах, где их функция воспринимается почти исключительно как вспомогательная при различного рода подсчетах и моделировании реальности. Изучение того, как пользуются числами в своей повседневной жизни цельтали, индейцы группы майя, позволяет рассмотреть количественные отношения сквозь призму культурно и исторически обусловленных социальных практик. В настоящей статье представлен ана- лиз использования чисел женщинами-вышивальщицами племени майя, выявивший некоторые когнитивные и социокультурные аспекты, касающиеся, в том числе, специфических культурных смыслов, связанных с космологией майя. Особенно важными оказываются смыслы, напрямую отсылающие к сердцу и тому, что является священным. В статье показано, как через повседневное использование чисел в своей работе вышивальщицы выражают и сами участвуют в поддержании издревле существующих культурных и социальных представлений майя о мире. Схожим образом эти представления отражаются и в названиях чисел, вобравших в себя элементы общественного устройства майя, телесной организации, и даже имена богов.
Общая информация
Ключевые слова: культура, количественные отношения, космология, сердце
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Мендес М.М. Использование чисел в вышивке цельталей, индейцев майя // Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. № 3. С. 98–105.
Литература
- Barriga F. (2004). Los numeros y la numerologia entre los mayas. Tesis doctoral. Escuela Nacional de Antropologia e Historia. Mexico.
- Bishop A. (1999). Enculturacion matematica. La educa- cion matematica desde una perspectiva cultural. Barcelona: Paidos.
- Bonfil G. (1988) Mexico profundo, una civilizacion negada. Mexico: Grijalbo.
- Brunhouse R. (1973). In Search of the Maya. The First arqueologists. Alburquerque: University of New Mexico Press.
- Commaroff, Jean and John Commaroff (2003). Ethnog- raphy on an awkward scale: Postcolonial Anthropology and the violence of abstraction. Ethnography 4 (2): 147—79.
- De Sousa B. (2010) Refundacion del estado en America Latina, perspectivas desde una epistemologia del sur. Mexico: Siglo XXI.
- Geertz C. (1987). La interpretacion de las culturas. Me- xico: Gedisa.
- Guiteras C. (1965) Los peligros del alma. Vision del mundo de un tzotzil. Mexico: Fondo de Cultura Economica.
- Hernandez N. (1998). Mas alla de los 500 anos, en In tlahtoli, in ohtli. La palabra, el camino. Memoria y destino de los pueblos indigenas, Mexico: Plaza y Valdes, pp. 63—68.
- Lave J. (2011) Apprenticeship in critical ethnographic practice. Chicago: University of Chicago Prees.
- Lenkersdorf G. (1999) Cosmovision Maya. Mexico: CeAcatl.
- Lenkersdorf C. (2004) Conceptos tojolabales de filosofia y del altermundo. Mexico: Plaza y Valdes Editores.
- Leon Portilla M. (1992) Literaturas Indigenas de Me - xico. Mexico: Fondo de Cultura y Economica.
- Leon Portilla M. (2007) El reverso de la conquista. Me- xico: Joaquin Morritz.
- Lopez Austin A. (2005) Modelos a distancia: antiguas concepciones nahuas, en El modelo en la ciencia y la cultura. Mexico: Siglo XXI-UNAM.
- LopezAustin A., Millones L. (2008) Dioses del Norte, Dioses del Sur. Mexico: ERA.
- Nunes T. (1992). Ethnomathematics and everyday cog- nition. In D. A. Grouws (Ed.), Handbook of research on math- ematics teaching and learning: A project of the National Council of Teachers of Mathematics (pp. 557—574). New York: Macmillan Publishing Company.
- Saxe G.B. (1988). Candy selling and mathematics learning. Educational Researcher. August 1988 vol. 17 no. 6. pp. 141—21.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2075
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 817
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1