Культурно-историческая психология
2014. Том 10. № 2. С. 105–109
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Отчет о XIX всемирной конференции Международной ассоциации игры (International Play Association (IPA))
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: конференция, Международная ассоциация игры (IPA – International Play Assotiation), игра, право на игру, плейвокер, игровая площадка, площадка игр и приключений
Рубрика издания: Научная жизнь
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Смирнова Е.О., Соколова М.В., Котляр И.А. Отчет о XIX всемирной конференции Международной ассоциации игры (International Play Association (IPA)) // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 2. С. 105–109.
Полный текст
Главный фокус XIX Международной конференции был направлен на проекты, обеспечивающие право ребенка на игру, закрепленное в статье 31 Конвенции о правах ребенка. Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками IPA в разных странах мира, игра детей часто находится в кризисном состоянии — отмечается недостаточность мест и времени для игры детей, перегруженность трафиком в городах, гиперпротекция взрослых в организации детских активностей, нивелирование роли игры в развитии и жизни человека различными социальными институтами — от семьи и школы до правительства страны. В докладах был представлен обзор новых технологий и методов сопровождения игры ребенка в разных возрастах, воспитательных и образовательных средах; включение медиа, социально значимых групп (родителей, специалистов) в новые виды сопровождения игровой деятельности детей. Особое внимание было уделено разработке и дизайну, истории и инновациям в создании игровых сред и оборудования для игры, анализу успешно реализованных практических проектов, как локальных и национальных, так и международных.
На конференции собрались более 450 представителей всех континентов — психологов, педагогов, антропологов, социальных работников, дизайнеров и ландшафтных архитекторов, производителей оборудования для уличных детских площадок, плейвокеров. Междисциплинарность участников обеспечивала возможность многоуровневого анализа состояния детской игры и условий, ее поддерживающих и ограничивающих.
В центре внимания всех участников стало право ребёнка на игру и доступность игры для всех. Одним из важных достижений IPA стало принятие ООН общего комментария и дополнений к статье 31 Конвенции о правах ребёнка, провозглашающей право на игру. Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для её поддержки [1]. В феврале 2013 года данные дополнения и комментарии к статье 31 были внесены в текст Декларации о правах ребёнка и утверждены ООН. Об этом сообщила в приветственном слове на открытии конференции президент IPA Theresa Casey (Великобритания). Право на игру признаётся жизненно важным для ребенка наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребёнок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности. В Декларации и, следовательно, в большинстве исследований и практических проектах, представленных на конференции, игра рассматривается максимально широко — как спонтанная свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения и приносящая позитивные эмоции и уверенность в себе. С этой точки зрения к игре относится не только сюжетная игра, но и физическая активность (бег, лазанье, катание на самокатах, велосипедах, каруселях и пр.), продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, создание фигур и т. д.), экспериментирование с разными материалами и пр. В качестве определения игры часто приводится высказывание одного мальчика: «Игра — это то, что я делаю, когда никто не говорит мне, что я должен делать». Более научные определения игры также весьма широки: «игра — это главный способ проживания детства и переживания радостей жизни»; «это возможность переживания себя ребёнком»; «игра — это то, что дети и молодые люди делают естественно, без принуждения» и пр. Это понимание было обобщено и представлено на утренней лекции Artin Goncu, профессора Иллинойского университета (Чикаго, США). Можно отметить, что данные определения существенно расходятся с понятием детской игры, принятым в отечественной психологии [2].
Особенно стоит отметить, что право на игру распространяется на все возрасты — не только на дошкольников, но и на детей школьного возраста, подростков, юношей и даже взрослых. Лозунги «Никогда не поздно играть», «Игра для всех возрастов» стали ключевыми для участников конференции. В сообщениях игра рассматривалась как важнейший ресурс для разных сфер развития человека — физической, коммуникативной, интеллектуальной, творческой, личностной и пр. Важнейшей функцией игры при этом является обеспечение эмоционального благополучия и свободного самовыражения детей и подростков.
В центре внимания участников конференции была реальная практическая работа по реализации права на игру. Право на игру предполагает время и место для реализации свободной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей. Такая деятельность даёт возможность искать, пробовать себя, проявлять инициативу, делать осознанный выбор и в дальнейшем нести за него ответственность. Выступающие отмечали, анализируя свой практический, педагогический опыт, что дети, ведомые взрослыми (родителями и воспитателями), лишены возможности выбора, они не видят результатов своей инициативы, не придумывают самостоятельных занятий и в конечном счёте не чувствуют себя, своей самостоятельности и независимости. Таким образом, игра в широком смысле слова оказывает безусловно положительное воздействие на становление личности ребёнка — его самостоятельности, инициативности и ответственности.
Одним из главных условий для полноценной игры является организация игрового пространства. Особое внимание было уделено созданию игровых площадок в городе. Неоднократно отмечалось, что городская среда (интенсивный трафик, плотность застройки, мусор во дворах и парках и пр.), препятствует свободной игре детей. Создание специальных игровых сред в пространстве города является важнейшим условием реализации права на игру. В докладе доктора Ahmet Yildizcia, профессора факультета ландшафтной архитектуры Стамбульского технического университета были представлены исследования, посвященные истории развития детских городских площадок, насчитывающей уже более 120 лет.
Современные исследования посвящены особенностям функционирования и привлекательности игровых площадок, использования отдельных объектов и материалов разными категориями посетителей (исследования ландшафтных архитекторов из Копенгагена A. Dahl Refshauge, U.K. Stigsdotter, L.S. Petersen, а также авторов данного отчета). В докладах также обсуждались возможности создания игровых сред в школах и школьных дворах, парках, дворах. Особый интерес в этой связи представляет движение, суть которого заключается в создании особого пространства («Adventure playground» — APG — «Площадки приключений»), создающего возможности для наиболее полноценной реализации права ребенка на игру. На площадках приключений разворачиваются самые разные формы активности детей и подростков (игры, исследования, общение, продуктивные виды деятельности). Площадки существуют с учётом местных условий, а именно имеющейся площади, количества и возраста детей, живущих в конкретном микрорайоне, потребностей и возможностей детей с особыми нуждами, природных и ландшафтных условий, возможностей родителей, участвующих в проекте, и пр. [см. обзор 3]. На конференции был представлен опыт работы на площадках приключений Уэльса, Германии (Франкфурт на Майне), Бразилии.
Другим важнейшим условием игры является педагогическое сопровождение со стороны специалистов — «работников игры» (playworker)[IV]. Плейвокеры поучают базовое педагогическое образование (например, в Великобритании) или образование социального педагога (например, в Германии), а затем проходят дополнительное обучение. Во многих странах мира специалисты по игре включены в практику воспитания детей. Они работают на игровых площадках, в летних лагерях, в школах после уроков (аналог российской группы продленного дня), в игровых автобусах. На конференции было уделено большое внимание подготовке таких специалистов.
Анализ деятельности плейвокеров был представлен в докладах английских специалистов — Chris Martin, Wendy Russel и других. Обсуждались принципы работы плейвокеров, среди которых особо выделяется чувствительность к потребностям детей, помощь в принятии собственных решений, содействие в принятии ответственности за свои действия, поддержка игры без контроля и оценок детских действий и пр. Основная задача плейвокера — фасилитация игровой и продуктивной деятельности детей, медиация конфликтов. Плейвокер скорее партнер по получению нового опыта, нежели учитель или носитель образцов действий. Самый важный и тонкий момент в работе этих специалистов — возможность и форма непосредственного вмешательства в игру детей. Они не должны проявлять инициативу, предлагать детям какую-либо активность или навязывать свои ценности. Они позволяют детям самим решать, что и как те будут делать, и вмешиваются только по просьбе детей в качестве участника. Вмешательство допускается только при возникновении серьёзных конфликтов, рисков жизни и здоровью детей.
В настоящее время во многих странах Европы разработаны и активно работают различные программы подготовки плейвокеров, которые основаны на практике наблюдения за игрой и участия в ней (Stuart Lester, например, представил международные программы подготовки магистров в университетах Великобритании).
Значительная часть выступлений была посвящена анализу просветительских практических мероприятий, направленных на понимание ценности игры и её роли в жизни и в общем развитии детей. Например, были представлены проекты освоения детьми городского пространства (проекты «Карта города», «Городские истории», реализуемые в Мюнхене общественной педагогической организацией «SPIELkultur e.V.» в сотрудничестве с администрацией города), международный проект создания детских площадок силами местных сообществ «Playgronds Idea» и др.
Многие доклады на конференции были посвящены традиционным играм разных народов и формам поддержки игры в разных странах. Например, на мастер-классе игрового педагога из Австралии Cathy Hope «Глобальные игры» был представлен материал о сходстве игр «резиночка», «классики» и т. п.
Отдельное место в работе конференции заняло обсуждение факторов, препятствующих развитию детской игры. В докладе John Carr (Лондонская школа экономических и политических наук) были представлены результаты исследований использования детьми компьютеров, планшетов и т. п., начиная с младенческого возраста. Широкое распространение этого явления во многих странах вызывает опасения педагогов, психологов, медиков, родителей.
Важным вопросом в обсуждении создания условий для детской игры является вопрос о безопасности и рисках. Какая площадка может считаться безопасной? Ведь один из ключевых элементов настоящей игры — это элемент риска. Как удержать баланс между опасным поведением ребенка и его естественной потребностью в опробовании своих возможностей, исследования своих границ? Эти вопросы поднимались в сообщениях многих докладчиков. Особо отметим результаты исследования, представленного сотрудником университета Утрехта Martin van
Rooijen (Голландия), показавшего, что оценка опасности того или иного игрового объекта, площадки матерями сначала очень высока, а затем уменьшается. И матери, сначала ограничивая возможности детей в исследовании площадок, с течением времени ослабевают свой контроль.
Игра — деятельность, доступная всем, вне зависимости от состояния здоровья. Игра — один из уникальных инструментов и механизмов инклюзии. Этой теме было посвящено несколько секционных заседаний, на которых обсуждались не только конкретные примеры включения детей с ограниченными возможностями здоровья, но и вопросы проектирования уличных площадок, игровых сред. Например, в докладе Harry Harbottle (Великобритания) был обобщен многолетний опыт проектирования инклюзивных детских площадок, обозначены трудности и ограничения инклюзии, рассмотрены конкретные примеры.
Наряду с пленарными и секционными выступлениями и лекциями в работе конференции значительное место уделялось разнообразным мастер- классам, презентациям, выставкам производителей игрового уличного оборудования. В дни работы конференции прошла конкурс-выставка проектов детских площадок, выполненных студентами-ланд- шафтными архитекторами, получающими образование в Стамбульском техническом университете. На открытом воздухе проводились мастер-классы, демонстрирующие игровые приемы работы с детьми или особенности использования игровых материалов и оборудования. Третий день конференции завершился трехчасовым фестивалем игры, в котором приняли участие дети из местных школ. Некоторые участники конференции приняли самое активное участие в организации и проведении игр фестиваля, другие могли наблюдать за деятельностью плейвокеров, поддерживающих детскую игру. Фестиваль игры был развернут вокруг одной из в Европе традиционной, а в Турции инновационной формы организации детской игры — игрового автобуса (Playmobil — анг., Spielmobil — нем.). Игровой автобус представляет собой переоборудованный автобус (или автофургон), передвигающийся по городу и делающий длительные (на 3—6 часов) остановки в парках, на площадях города. В автобусе работают несколько плейвокеров, которые не только выносят из автобуса игровое оборудование (прежде всего для подвижных и спортивных игр), но и объясняют всем желающим правила игр, поддерживают желание поиграть, исследовать игровое оборудование и т. п.
Российская делегация по традиции конференции была так же мультидисциплинарна, в нее вошли психологи (МГППУ, Международный университет «Дубна»), ландшафтные архитекторы (Ландшафтная группа «Александр Фронтов и архитекторы»), на протяжении последних двух лет плодотворно сотрудничающие в области проектирования детских уличных пространств.
Сотрудники МГППУ с 2011 года участвуют в деятельности IPA в рамках персонального сотрудничества со специалистами из Великобритании, Германии и Швеции, а также в конференциях, посвященных вопросам игры и правовой поддержки игровой деятельности детей. В рамках конференции 21 мая 2014 г. в России открылось представительство IPA. Руководителем отделения выбрана сотрудник Центра игры и игрушки МГППУ, канд. психол. наук М.В. Соколова. Среди основных направлений работы российского отделения IPA можно назвать следующие: разработка и проведение мероприятий, направленных на поддержку игры детей и подростков, в частности, проведения общегородского ежегодного Дня Игры, проведение исследований игры детей и взрослых, создание новых игровых пространств в городе, проведение семинаров и конференций, посвященных проблемам и изучению игры.
Следующая, XX конференция IPA состоится в Канаде, в Калгари осенью 2017 года.
Официальный сайт IPA — http://ipaworld.org/
Информацию о деятельности Российского отделения можно получить по электронному адресу rus- siaipa@gmail.com
[*] Смирнова Елена Олеговна. Доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки, ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия. E-mail: smirneo@mail.ru
[†] Соколова Мария Владимировна. Кандидат психологических наук, специалист Центр игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета (ГБОУ ВПО МГППУ), Москва, Россия. E-mail: sokolovamw@mail.ru
[‡] Котляр Инна Александровна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (ГБО ВПО Университет «Дубна»), Московская область, г. Дубна, Россия. E-mail: iakorepanova@gmail.com
[IV] В России также существуют схожие профессиональные компетенции. Роль плейвокеров принимают на себя педагоги дополнительного образования, психологи, организаторы внешкольной работы, вожатые в детских лагерях и др.
[**] Elena O. Smirnova. PhD in Psychology, head of the Center of Play and Toys, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia. E-mail address: smirneo@mail.ru
[††] Maria V. Sokolova. PhD in Psychology, specialist at the Center of Play and Toys, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia. E-mail address: sokolovamw@mail.ru
[‡‡] Inna A. Kotlyar. PhD in Psychology, associate professor, Department of Psychology, Faculty of Social Sciences and Humanities, "Dubna" International University for Nature, Society and Man, Dubna, Russia. E-mail address: iakorepanova@gmail.com
Литература
- Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5—10.
- Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Подходы к пониманию игры в современной западной психологии [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. № 1. URL: https://psyjournals.ru/jmfp (да- та обращения: 6.06.2014).
- Котляр И.А., Соколова М.В. Площадка приключений как пример реализации права ребенка на игру [Эле- ктронный ресурс] // Электронный журнал Психологическая наука и образование. Принято в печать URL: https://psyjournals.ru
- PlayRights Magazine. Special Edition: Celebrating 50 Years. May 2011.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3017
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 979
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0