Культурно-историческая психология
2015. Том 11. № 3. С. 75–85
doi:10.17759/chp.2015110307
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Призмы концепций: опыт анализа исследования в области дошкольного образования с точки зрения трех различных подходов
Аннотация
В современных западных исследованиях сотрудничество между учеными ценится очень высоко, однако для ученых, придерживающихся различных теоретических подходов, использовать эту активно развивающуюся в последнее время практику бывает затруднительно. Тем не менее, несмотря на все сложности, попытка проанализировать данные одного и того же исследования сквозь призму нескольких концепций может оказаться весьма полезным опытом. Авторы настоящей статьи, работающие в рамках разных подхо-дов, предприняли подобную попытку с тем, чтобы узнать чуть больше о научном мировоззрении и интер-претациях друг друга, нежели для того, чтобы вмиг стать экспертами по другим подходам. Анализируемые данные представляют собой несколько интервью с родителями дошкольников, проведенных в рамках более крупного исследования, посвященного дошкольному образованию в Австралии. В статье приводится анализ фрагментов двух интервью с точки зрения трех различных подходов: феноменографии, конверсационного анализа и культурно-исторической теории. Результаты настоящей работы показывают, что использование сразу нескольких концептуальных «линз» для анализа данных позволяет не только по-разному их проинтерпретировать, но и увидеть сильные и слабые стороны этих интерпретаций, а также открывающиеся возможности. В статье утверждается, что практика сотрудничества между учеными, придерживающимися разных научных взглядов, обогащает их представления о разнообразных принципах и методах работы, расширяя возможности и повышая уровень и качество исследования.
Общая информация
Ключевые слова: дошкольный возраст, исследовательские позиции, феноменография, конверсационный анализ, культурно-историческая психология
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110307
Для цитаты: Ирвин С., Дэвидсон К., Вересов Н.Н., Адамс М., Деви А. Призмы концепций: опыт анализа исследования в области дошкольного образования с точки зрения трех различных подходов // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 75–85. DOI: 10.17759/chp.2015110307
Литература
- Abes E. Theoretical Borderlands: Using multiple theoretical perspectives to challenge inequitable power structures in student development theory // Journal of College Student Development. 2009. Vol. 50 (2). P. 141—156.
- Akerlind G.S. Variation and commonality in phenomenographic research methods // Higher Education Research and Development. 2005. Vol. 24(4). P. 321—334.
- Atkinson J.M., Heritage J. Jefferson's transcript notation. In: Jaworski A., Coupland N.(eds.). The Discourse Reader. Routledge. London; New York, 1999. P. 158—166.
- Bowden J.A. Experience of phenomenographic research: A personal account. In: Bowden J. and Walsh. E. (eds.). Phenomenography. Melbourne: RMIT, 2000. P. 47—61.
- Burck C. Comparing qualitative research methodologies for systematic research: the use of grounded theory. discourse analysis and narrative analysis // Journal of Family Therapy. 2005. Vol. 27. P. 237—262.
- Collier D.R., Moffat L. and Perry M. Talking. wrestling. and recycling: An investigation of three analytical aProaches to qualitative data in education research // Qualitative Research. 2014. P. 1—16. DOI: 10.1177/1468794114538896.
- Davidson C. Transcription: Imperatives for qualitative research // International // Journal of Qualitative Methods. 2009. Vol. 88(2). P. 35—62.
- Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. Toronto: Prentice-Hall, 1967. 304 p.
- Green J., Harker J. Multiple perspective analyses of classroom discourse. Norwood; N.J: Ablex Publishing Corporation, 1988. 360 p.
- Hedegaard M., Fleer M. Studying Children: A Cultural-Historical Aproach. New York: McGaw Hill Open University Press, 2008. 232 p.
- Honan E., Knobel M., Barker C. and Davis B. Producing possible Hannahs: theory and the subject of research // Qualitative Inquiry. 2000. Vol. 6(9). P. 9—32.
- Irvine S. Parent conceptions of their role in Early Childhood Education and Care: A phenomenographic study from Queensland. Australia. Doctoral thesis. Brisbane: Queensland University of Technology, 2005. 316 p.
- Leontev A.N. Problems in the development of the mind. Moscow. Russia: Progress, 1981. 419 p.
- Marton F. Phenomenography: Describing conceptions of the world around us // Instructional Science. 1981. Vol. 10. P. 177—200.
- Marton F. Phenomenography: A research aProach to investigating different understandings of reality // Journal of Thought. 1986. Vol. 21. P. 28—49.
- Marton F. The structure of awareness. In: Bowden J.A. and Walsh E. (eds.). Phenomenography. Melbourne: RMIT, 2000. P. 102—116.
- Marton F. Necessary conditions of learning. New York: Routledge, 2015. 324 p.
- Nardi B.A. Studying context: A comparison of activity theory. situated action models. and distributed cognition. In: Nardi B. (ed.). Context and consciousness: Activity theory and human-computer interaction. United States of America: Massachusetts Institute of Technology, 1996. P. 69—102.
- Patrick K. Exploring conceptions: Phenomenography and the object of study. In: Bowden J.A. and Walsh E. (eds.). Phenomenography Melbourne: RMIT, 2000. P. 117—136.
- Sacks H. Lectures on conversation / Harvey Sacks; edited by Gail Jefferson; with an introduction by Emanuel A. Schegloff. Oxford: Blackwell, 1995. 1520 p.
- Sacks H., Schegloff E.A., Jefferson G. A simplest systematics for the organization of turn-taking for conversation // Language, 1974. Vol. 50. P. 696—735.
- Schegloff E. Sequence organization in interaction: A primer in conversation analysis. Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 318 p.
- Schutz A. On phenomenology and social relations: Selected writing. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1970. 366 p.
- Slaughter S., Dean Y., Knigh H., Krieg B. The Inevitable Pull of the River's Current: Interpretations Derived From a Single Text Using Multiple Research Traditions // Qualitative Health Research. 2007. Vol. 17(4). P. 548—561.
- Veresov N. Refocusing the lens on development: Towards genetic research methodology. In Fleer M. and Ridgway A. (eds.). Visual Methodologies and Digital Tools for Researching with Young Children: Transforming Visuality. Switzerland: Springer, 2014. P. 129—149.
- Vygotsky L.S. The problem of the environment. In. van der Veer R and Valsiner J. (eds.). The Vygotsky reader. Oxford: Blackwell, 1994. P. 338—350.
- Vygotsky L.S. The collected works. Vol. 4. New York: Plenum Press, 1997. 294 p.
- Vygotsky L.S. The problem of age. In: Vygotsky L.S. The Collected Works. New York: Plenum Press, 1998. Vol. 5. P. 187—207.
- Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Oxford: Basil Blackwell, 1968. 250 p.
- Zimmerman J. and Shunk D. Self regulated learning and academic achievement theory. research and practice. New York: Springer. 1989. 288 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2192
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 938
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0