Культурно-историческая психология
2015. Том 11. № 3. С. 25–43
doi:10.17759/chp.2015110304
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, социальное познание, социальное понимание (social understanding), ментализация, теория психического (Theory of mind), диалогическое мышление, модель диалогического мышления (dialogical thinking model), интериоризация, эгоцентрическая речь, интенциональный субъект (intentional agent), ментальный субъект (mental agent), социальная мотивация, социальная ангедония, кооперативная коммуникация, высшие и натуральные психические функции, теория привязанности, эмоциональный диалог, психические новообразования, рефлексия, субъектная позиция, партнерское сотрудничество
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110304
Для цитаты: Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 25–43. DOI: 10.17759/chp.2015110304
Фрагмент статьи
.В. Лурия был уверен, что идеи Л.С. Выготского значительно опережают современную ему психологию. Анализируя источники кризиса в психологии начала ХХ в., Л.С. Выготский усматривал его в разрыве между описательной и объяснительной психологией, который отражал методологический разрыв в возможностях изучения сложных и элементарных психических процессов: «Пропасть между физиологическими объяснениями элементарных актов и менталистическими описаниями сложных психических процессов будет сохраняться до тех пор, пока мы не сможем понять, каким образом естественные процессы, как, например, физическое созревание и сенсорные механизмы, взаимодействуют с процессами, определяемыми культурой; именно это взаимодействие и создает психическую деятельность взрослого человека. Нам нужно выйти за пределы организма, чтобы обнаружить источники специфически человеческих форм психологической деятельности» [19].
Литература
- Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: автореф. дисс… докт. психол. наук. М., 2002. 45 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Киев: Next, 1994. 511 с.
- Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарика, 2003. 480 с.
- Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 232 с.
- Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби: предисловие // Д. Боулби. Привязанность. М.: Гардарики. 2003. С. 212.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса: Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 291—436.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций: Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1984. С. 133—163.
- Выготский Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей: Собр. соч.: в 6 т. Т. 5 М.: Педагогика 1983. С. 101—115.
- Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии): Собр.соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243—432.
- Выготский Л.С. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 105—111.
- Давыдов В.В., Рубцов В.В., ред. Развитие рефлексивных процессов младших школьников в учебной деятельности. Новосибирск, 1995. 226 c.
- Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—104.
- Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—26.
- Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
- Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 98—109.
- Коул М. Переплетение филогенетической и культурной истории в онтогенезе. Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 3—16.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 253 с.
- Леонтьев А.А. Лев Семенович Выготский. М.: Просвещение, 1990. 158 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ, 1982. 388 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Концепция «социального мозга» как основы социального познания и его нарушений при психической патологии. Часть I. Концепция «социальный мозг» — продукт современной нейронауки // Культурно-историческая психология. 2012 (а). № 3. С. 86—94.
- Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Концепция «социального мозга» как основы социального познания и его нарушений при психической патологии. Часть II. Концепция «социальный мозг» — структурные компоненты и связь с психопатологией // Культурно-историческая психология. 2012 (б). № 4. С. 86—95.
- Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Социальная ангедония и нарушения социальной направленности при шизофрении // Сб. материалов науч. конф. «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии». ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, М.: МГППУ, 2013. С. 92—93.
- Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 412 с.
- Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии, 1995. № 3. С. 149.
- Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SVR-Аргус, 1995. 359 с.
- Холмогорова А.Б. Нарушения рефлексивной регуляции познавательной деятельности при шизофрении: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1983. 38 с.
- Холмогорова А.Б. Обострение борьбы парадигм в науках о психическом здоровье: в поисках выхода // Социальная и клиническая психиатрия. 2014. № 4. С. 53—61.
- Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 8—26.
- Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Пуговкина ОД. Социальное познание и его нарушения в процессе онтогенеза. Часть 1: История и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2015 (а). № 5. С. 1—11.
- Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Пуговкина О.Д. Социальное познание и его нарушения в процессе онтогенеза. Часть 2: Модели и методы исследования // Вопросы психологии. 2015 (б). № 6. (В печати).
- Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли быть полезна российская психология в решении проблем современной психотерапии: размышления после ХХ конгресса интернациональной федерации психотерапии (IFP). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. № 4. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения 8. 11. 2010).
- Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция Л.С.Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108—118.
- Холмогорова А.Б., Минакова К.Ю. Социальная ангедония, депрессия и социальный интеллект у больных шизофренией: существует ли связь? // Психическое здоровье. 2014. № 12. С. 52—69.
- Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. 1971. № 10.
- Юханссон И. Особое детство. М.: Теревинф, 2010. 86—98.
- Adolphs R. The neurobiology of social cognition // Curr. Opin. Neurobiol. 2001. Vol. 11 (2). P. 231—239.
- Astington J.W., Jenkins J.M. Theory of mind development and social understanding // Cognition and Emotions. 1995. Vol. 9. P. 151—165.
- Astington J., Baird J. Why language matters for theory of mind. Oxford: Oxford University Press, 2005. 355 p.
- Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a 'theory of mind' // Cognition. 1985. Vol. 21.P. 37—46.
- Baron-Cohen S., Wheelwright S., Hill J., Raste Y., Plumb I. The «Reading the Mind in the Eyes» Test Revised Version: A Study with Normal Adults, and Adults with Asperger Syndrome or High-functioning Autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2001. Vol. 42 (2). P. 241—251.
- Bateman A., Fonagy P. Psychotherapy for borderline personality disorder. Mentalization-based treatment. Oxford: Oxford university press, 2003. 381 p.
- Bohl V. We read minds to shape relationships // Philosophical Psychology. 2014. Vol. 3. P. 347—351.
- Bohl V., Fiske A.P. In and Out of Each Other's Bodies: Theory of Mind, Evolution, Truth, and the Nature of the Social. Maurice Bloch. Boulder, CO: Paradigm, 2012. 161 p.
- Brothers L. The social brain: A project for integrating primate behaviour and neurophysiology in a new domain // Concepts Neurosciense. 1990. Vol. 1. P. 227—251.
- Burns J. The social brain hypothesis of schizophrenia // World psychiatry. 2006. Vol. 5(2). P. 77—81.
- Carpendale J., Lewis C. How children develop social understanding. Oxford: Blackwell, 2006. P. 1239—1247.
- Crawford M. The cooperative solving of problems by young chimpanzees // Comparative psychology monographs. 1937. Vol. 14. P. 1—88.
- Cuthbert B.N. The RDoC framework: facilitating transition from ICD/DSM to dimensional approaches that integrate neuroscience and psychopathology // World Psychiatry. 2014. № 13. P. 28—35.
- Cutting A.L., Dunn J. Theory of mind, emotion understanding, language, and family background: individual differences and interrelation // Child Development. 1999. Vol. 70. P. 853—865.
- Dorris L., Espie C.A. Knott F., Salt J. Mind-reading difficulties in the siblings of peoples with Asperger's syndrome: evidence for a genetic influence in the abnormal development of a specific cognitive domain // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2004. Vol. 45. P. 412—418.
- Dunn J., Brown J., Bearsdall L. Family talk about feeling states and children's later understanding of others emotions // Developmental Psychology. 1991. Vol. 27. P. 448—455.
- Eley T.C., Stirling L., Ehlers A., Clark D.M. Attentional biases and childhood anxiety: a pilot study. Кesented at the British Psychological Society Developmental Section Annual Conference, University of Sussex, 2002.
- Fernyhough C. Getting Vygotskian about theory of mind: Mediation, dialogue, and the development of social understanding // Developmental Review. 2009. Vol. 28. P. 225—262.
- Fernyhough C., Meins E. Private speech and theory of mind: Evidence for developing interfunctional relations // Private speech, executive functioning, and the development of verbal self-regulation / A. Winsler, C. Fernyhough & I. Mon-tero. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 315—329.
- Fonagy P., Gergely G., Jurist E.L., Target M. Affect regulation, mentalization, and the development of self. N. Y.: Other Press, 2002. P. 579.
- Fonagy P., Gergely G., Jurist E.L., Terget M. Affect regulation, mentalization, and the development of self. N. Y.: Other Press. 2003. P. 592.
- Fonagy P., Steele H., Moran G., Steele M., Higgit A. The capacity for understanding mental states: the reflective self in parent and child and its significansce for security of attachment // Infant Mental Health Journal. 1991. Vol. 12. P. 201—218.
- Frances A. RDoC is necessary, but very oversold // World Psychiatry. 2014. № 13. P. 48—49.
- Frith C. The cognitive neuropsychology of schizophrenia. N. J., 1992. P. 167.
- Hughes C., Cutting A.L. Nature, nurture, and individual differences in early understanding of mind // Psychological Science. 1999. Vol. 10. P. 429—432.
- Hughes C., Jaffee S.R., Happe F., Taylor A., Caspi A., Moffitt T.E. Origins of individual differences in theory of mind: from nature to nurture? // Child Development. 2005. Vol. 76. P. 356—370.
- Meins E. Security of attachment and the social development of cognition. Hove: Psychology Press, 1997. P. 187.
- Meins E., Fernyhough C., Wainwright R., Clark-Carter D., Das Gupta M., Fradley E., Tuckey M. Pathways to understanding mind: Construct validity and predictive validity of maternal mind-mindedness // Child Development. 2003. Vol. 74. P. 1194—1211.
- Nelson K. Towards a collaborative community of minds (Commentary on Carpendale & Lewis) // Behavioral and Brain Sciences. 2004. Vol. 27. P. 119—120.
- Perner J., Ruffman T., Leekam S.R. Theory of mind is contagious: you catch it from your sibs // Child Development. 1994. Vol. 65. P. 1228—1238.
- Phillips M.R. Will RDoC hasten the decline of America's global leadership role in mental health? // World Psychiatry. 2014. № 13. P. 40—41.
- Richerson P., Boyd R. Not by Genes alone. Chicago: The university of Chicago press, 2005. P. 342.
- Symons, D.K. (). Mental state discourse, theory of mind, and the internalization of self-other understanding // Developmental Review. 2004. Vol. 24. 159—188.
- Shaked M., Gmliel I., Yirmiya N. Theory of mind in young siblings of children with autism // Autism. 2006. Vol. 10. P. 173—187.
- Sharp K., Fonagy P., Goodyer I.M. Imaging your child's mind: psychosocial adjustment and mother's ability to predict their children's attributional response styles // British Journal of Developmental Psychology. 2006. Vol. 24. P. 197—214.
- Sharp K., Fonagy P., Goodyer I. (Eds.) Social cognition and developmental psychopathology. N. Y.: Oxford University Press, 2008. P. 1—28.
- Sharp K., Fonagy P., Goodyer I. Introduction // Social cognition and developmental psychopathology / K. Sharp, P. Fonagy, I. Goodyer. Introduction (Eds.). N. Y.: Oxford University Press, 2008. P. 1—28.
- Sharp K., Fonagy P., Goodyer I. (Eds.) Social cognition and developmental psychopathology. N. Y.: Oxford University Press, 2008. P. 498.
- Suddendorf T., Fletcher-Flinn C.M. Theory of mind and the origins of divergent thinking // Journal of Creative Behaviour. 1997. Vol. 31. P. 169—179.
- Sutton J. ToM goes to school: social cognition and social values in bulling // In Individual differences in theory of mind: implications for typical and atypical development / B. Repacholi, V. Slaughter (Eds.) N. Y.: Psychology Press, 2003. P. 99—120.
- Taylor M., Carlson S.M. The relation between individual differences in fantasy and theory of mind // Child Development. 1997. Vol. 68. P. 436—455.
- Tomasello M. The Cultural Origins of Human Cognition. Cambridge: Harvard University Press, 1999. P. 256.
- Tomasello M. A Natural History of Human Thinking. Cambridge: Harvard University Press, 2014. P. 192.
- Van Hooren S., Versmissen D., Janssen J. et al. Social cognition and neurocognition as independent domains in psychosis // Schizophrenia Research. 2008. Vol. 103. P. 257—265.
- Wakefield Jerome C. Wittgenstein's nightmare: why the RDoC grid needs a conceptual dimension // World Psychiatry. 2014. № 13. P. 38—39.
- Wertsch J.V. The regulation of human action and the given-new organization of private speech // G. Zivin (ed.). The development of self-regulation through private speech. N. Y.: Wiley, 1979. P. 79—98.
- Wertsch J.V. From social Interaction to Higher Psychological Processes. A Clarification and Application of Vygotsky's Theory // Human Development. 2008. Vol. 51. P. 66—79.
- Wertsch J., Stone C. The concept of internalization in Vygotsky's account of the genesis of the higher mental functions // J.V. Wertsch (ed.). Culture, communication and cognition: Vygotskian perspectives. Cambridge: Cambridge University Press, 1985. P. 162—179.
- Wilde-Astington J. Sometimes necessary, never sufficient: false-belief understanding and social competence // Individual differences in theory of mind: implications for typical and atypical development / B. Repacholi, V. Slaughter (Eds.). N. Y.: Psychology Press. 2003. P. 13—38.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3977
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1803
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3