Развитие личностной автономии как условие формирования ориентации подростка в моральной сфере

1860

Аннотация

В работе обсуждаются результаты исследования взаимосвязи уровня развития личностной автономии и особенностей моральной ориентации подростков, определяемой приоритетом ценности справедливости или заботы в рамках когнитивистского (Ж. Пиаже, Л. Кольберг) и эмпатийного подхода (К. Гиллиган, Н. Айзенберг). Получено подтверждение гипотезы о том, что высокий уровень автономии в когнитивном компоненте связан с высокой самооценкой подростком моральных качеств в различных контекстах общения. Показано, что низкий уровень эмоциональной автономии связан с ориентацией на ценности заботы, высокий уровень — с ориентацией на ценности справедливости. Выявлена связь уровня автономии с моральными суждениями. Подростки с низким уровнем автономии обнаруживают большую ориентировку на мнение других, стремление быть хорошим в глазах других; подростки с гетерохронностью структуры личностной автономии более ориентированы на стадию конвенционального уровня: мнение других, стремление быть хорошим в глазах других, значимость социального закона и порядка, рефлексивную эмпатическую позицию, утверждающую идею самопожертвования и защиты прав других людей.

Общая информация

Ключевые слова: автономия, подростковый возраст, эмоциональная автономия, когнитивная автономия, ценностная автономия, поведенческая автономия, моральная ориентация, моральные суждения, ценности, самооценка

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110402

Для цитаты: Молчанов С.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А., Маркина О.С. Развитие личностной автономии как условие формирования ориентации подростка в моральной сфере // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 4. С. 22–29. DOI: 10.17759/chp.2015110402

Фрагмент статьи

В психологии морального развития тра­диционно выделяют два основных принципа, лежа­щих в обосновании морального выбора: принцип справедливости, ориентированный на когнитивные составляющие морального сознания, и принцип за­боты, основанный на сочувствии и сопереживании другому человеку.

Литература

  1. Байковская Н.А. Развитие идеи Л. Кольберга о меж­культурной универсальности становления моральных суждений в современных исследованиях [Электронный ре­сурс] // Психологическая наука и образование. 2013. № 2. С. 190—202. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/ n2/61344_full.shtml (дата обращения: 15.11.2015).
  2. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии [Электронный ре­сурс] // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 40—56. URL: https://psyjournals.ru/mip/2007/n4/43001. shtml (дата обращения: 15.11.2015).
  3. Молчанов С.В. Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития [Электрон­ный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 73—79. https://psyjournals.ru/kip/2007/n1/ Molchanov.shtml (дата обращения: 15.11.2015).
  4. Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль за­боты: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. Т. 14. № 2. С. 59—72.
  5. Молчанов С.В. Условия и факторы решения мораль­ных дилемм в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 42—51.
  6. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2014. № 4(16). С. 34—41.
  7. Рахматуллина Е.А. Возрастная динамика деятельност­ноориентированных переживаний в подростковом возрасте // Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 8—16.
  8. Рубцова О.В. Подростковый кризис и проблема ро­левой идентичности // Культурно-историческая психоло­гия. 2012. № 1. С. 2—7.
  9. Beckert, Tr. E., Fostering Autonomy in Adolescents: a Mod­el of Cognitive Autonomy and Self-Evaluation // Utah State Uni­versity Paper presented at the American Association of Behavioral and Social Sciences. Las Vegas, Nevada. 2005. February 16.
  10. Steinberg, L., Silverberg, S.B. The Vicissitudes of Auton­omy in Early Adolescence/ / Child Development. 1986. № 57. P. 841—851.
  11. Zimmer-Gembeck M.J., Collins W.A. Autonomy Develop­ment during Adolescence // Blackwell Handbook of Adolescence edited by G.R. Adams, M.D. Berzonsky. 2003. P. 175—204.

Информация об авторах

Молчанов Сергей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВПО МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5147-3551, e-mail: s-molch2001@mail.ru

Поскребышева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9124-530X, e-mail: pskr@inbox.ru

Запуниди Анна Александровна, кандидат психологических наук, специалист по учебно-методической работе отдела аспирантуры и докторантуры факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: elenvir@gmail.com

Маркина Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (ФГОБУ ВО «Финансовый университет»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3853-7789, e-mail: osmarkina@fa.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3100
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1860
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5