Культурно-историческая психология
2016. Том 12. № 1. С. 35–45
doi:10.17759/chp.2016120104
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Использование рисунков как культурных средств при установлении сходства между решениями алгебраических задач
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: алгебраические задачи, решение , репрезентация, символизация, культурные средства
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120104
Для цитаты: Котов А.А., Котова Т.Н. Использование рисунков как культурных средств при установлении сходства между решениями алгебраических задач // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 1. С. 35–45. DOI: 10.17759/chp.2016120104
Фрагмент статьи
В школьной практике объяснение различий между задачами сводится или к их тематическому содержанию (задачи на работу, на движение и т. д.), или к способу решения (уравнение или система уравнений). Это различие невозможно использовать для объяснения учащимся, с какой задачей они столкнулись в текущий момент и как именно следует начинать ее решение, поскольку как у достаточно непохожих по содержанию задач может быть общий тип уравнения для решения, так и наоборот, задачи со сходным содержанием могут решаться разными уравнениями [14].
Литература
- Ахутина Т.В., Обухова Л.Ф., Обухова О.Б. Трудности усвоения начального курса математики в форме ква- зиисследовательской деятельности // Психологическая наука и образование. 2001. № 1. С. 65—78.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. «Институт практической психологии», 1996. 392 с.
- Валуева Е., Лаптева Е. Использование подсказок при решении задач: модальная специфичность или универ- сальная способность // Российский журнал когнитивной науки. 2015. № 2 (2—3). С. 53—65.
- Веракса А.Н., Якупова В.А., Мартыненко М.Н. Сим- волизация в структуре способностей детей дошкольного и школьного возраста // Культурно-историческая психоло- гия. 2015. Т. 11. № 2. С. 48—56.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. M.: Лабиринт, 2012. 352 c.
- Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 5—18.
- Гальперин П.Я. О формировании умственных дей- ствий и понятий // Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 111—114.
- Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной дея- тельности школьников // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 13—26.
- Крутецкий В.А. Психология математических спо- собностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 431 с.
- Спиридонов В.Ф. Психологические механизмы ре- шения текстовых задач по математике. Вестник РГГУ. 2006. № 1. C. 156—173.
- Bernardo A.B. Analogical problem construction and transfer in mathematical problem solving // Educational Psy- chology. 2001. Vol. 21. №2. P. 137—150.
- Beveridge M., Parkins E. Visual representation in ana- logical problem solving // Memory & Cognition. 1987. Vol. 15. № 3. P. 230—237.
- Catrambone R., Holyoak K.J. Overcoming contextual limitations on problem-solving transfer // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1989. Vol. 15. № 6. P. 1147.
- Charles A W., Kintsch W. Enhancing students’ compre- hension of the conceptual structure of algebra word problems // Journal of Educational Psychology. 1992. Vol. 84. № 4. P. 419—428.
- DeLoache J.S. Symbolic functioning in very young chil- dren: Understanding of pictures and models // Child Develop- ment. 1991. Vol. 62. P. 736—752.
- Gallistel C.R. Mental representations, psychology of // Encylopedia of the Behavioral and Social Sciences. N.Y.: Else- vier, 2001. P. 9691—9695.
- Gick M.L., Holyoak K.J. Analogical problem solving // Cognitive Psychology. 1980. Vol. 12. № 3. P. 306—355.
- Holyoak K.J., Koh K. Surface and structural similarity in analogical transfer // Memory & Cognition. 1987. Vol. 15. № 4. P. 332—340.
- Kintsch W., Weaver C. A. Enhancing students’ com- prehension of the conceptual structure of algebra word prob- lems // Journal of Educational Psychology. 1992. Vol. 84. P. 419—428.
- Novick L.R. Transferring symbolic representations across nonisomorphic problems // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1994. Vol. 20. P. 1296—1321.
- Ohlsson S. Learning from performance errors // Psy- chological Review. 1996. Vol. 103. № 2. P. 241—262.
- Reed D.K., Dempster A., Ettinger M. Usefulness of analo- gous solutions for solving algebra word problems // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1985. Vol. 11. P. 106—125.
- Rehder B. Detecting unsolvable algebra word prob- lems // Journal of Educational Psychology. 1999. Vol. 91. № 4. P. 669—683.
- Seifert C.M., McKoon G., Abelson R.P., Ratcliff R. Memory connections between thematically similar episodes // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 1986. Vol. 12. № 2. P. 220.
- Waltz J.A., Lau A., Grewal S.K., Holyoak K.J. The role of working memory in analogical mapping // Memory & Cogni- tion. 2000. Vol. 28. № 7. P. 1205—1212.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2297
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 628
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2