Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей

3503

Аннотация

На переходе от дошкольного к школьному детству понятийная игра может стать источником детской инициативности и самостоятельности — именно тех начал, которых лишена учебная деятельность в ее истоках. Нарративный сюжет понятийной игры помогает детям, еще не обладающим системным мышлением, удерживать целостность, связность отдельных заданий учителя, окрашивает их эмоционально и придает дополнительные смыслы каждому действию ученика. Если учитель использует игру и нарратив лишь как мощные мотиваторы учения, не наделяя их понятийным содержанием, то учебно-познавательные интересы будут развиваться в основном у тех детей, которые пришли в школу с запасом любознательности и вкуса к интеллектуальному усилию. В понятийной игре, действуя от лица персонажей, персонифицирующих понятия, ученик совершает те операции, освоение которых необходимо для формирования понятия. Средства действия персонажей понятийных игр — учебные (схемы). На материале начального обучения грамоте показано, как понятийные игры помогают ребенку удерживать одновременное существование равноправных (равно-правильных) точек зрения на предмет изучения. Тем самым закладывается основа будущей позиционности понятийного мышления — способности удерживать и координировать разные стороны понятийного противоречия. Благодаря нарративным сюжетам понятийных игр ребенок получает возможность вплетать в сюжет учебной игры собственные коннотации и ощущать себя соавтором учебного занятия, влиять на его направление.

Общая информация

Ключевые слова: Переход от игры к учебной деятельности, понятийная игра, нарративный сюжет понятийных игр, предпосылки письменной речи

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120201

Для цитаты: Цукерман Г.А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 4–13. DOI: 10.17759/chp.2016120201

Фрагмент статьи

Идея о том, что маленькие дети через игру приобретают множество способностей, знаний и умений, получая при этом удовольствие, давным-давно миновала все три фазы жизни всякой конструктивной идеи (первая фаза: этого не может быть! Вторая: в этом что-то есть! Третья: ну кто же этого не знает?!). Наши пра-прапрабабушки привычно делали «козу рогатую» и «сороку-воровку», не рассуждая, что при этом занимаются развитием мелкой моторики, чувства ритма, памяти и зрительно-слухо-двигательной координации.

Литература

  1. Аверинцев С.С. Поэты. М.: Языки русской культуры, 1996. 368 с.
  2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обуче- ния младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. 144 с.
  3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуж- дения. М.: Знание, 1987. 96 с.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом разви- тии ребенка // Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. С. 200—223.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  6. Зализняк А.А. Проблема внутренней формы слова в типологическом аспекте // Язык. Личность. Текст / Под ред. В.Н. Топорова. М.: Языки славянских культур, 2005. C. 87—108.
  7. Зализняк А.А. Внутренняя форма слова [Элек- тронный ресурс]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/ gumanitarnye_nauki/lingvistika/VNUTRENNYAYA_ FORMA_SLOVA.html (дата обращения: 15 05.1916).
  8. Зинченко В.П. Плавильный тигль Вильгельма Гум- больдта и внутренняя форма слова Густава Шпета в контексте проблемы творчества // Психология. Журнал Выс- шей школы экономики. 2007. Т. 4, № 3. С. 79—97.
  9. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1987. 272 с.
  10. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 616 с.
  11. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: но- вый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребен- ка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5—10.
  12. Цукерман Г.А., Школяренко Е.К. Как Винни-Пух и Все-все-все научились читать. Сказка-букварь. М.: ИН- ТОР, 1997. 92 с.
  13. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. Иваново: Изд- во ИГУ, 1999. 196 с.
  14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психиче- ского развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6—20.
  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  16. Bruner J. The narrative construction of reality // Critical Inquiry. 1991. Т. 18. №. 1. С. 1—21.
  17. IPA Declaration of the Child’s Right to Play [Элек- тронный ресурс]. URL:. http://ipaworld.org/ (дата обраще- ния: 15 05.1916).

Информация об авторах

Цукерман Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Психологический институт имени Л.Г. Щукиной (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7982-6424, e-mail: galina.zuckerman@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 6220
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 3503
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10