Нарратив как культурный медиатор развития личности: взгляд сквозь призму культурно-исторической психологии

2025

Аннотация

Рассматриваются особенности нарративного подхода как новой методологии изучения личности и механизмов ее развития. Обсуждаются базовые установки социального конструкционизма, в рамках которого на сегодняшний день осуществляется большая часть нарративных исследований. Раскрываются основные подходы и концепции нарративного подхода. Показываются его возможности в исследовании процесса социализации и становления идентичности человека в контексте культурно-исторического подхода. Анализируются некоторые специфические функции нарратива, такие как: способность структурировать опыт и придавать ему смысл; создавать систему базовых ценностных ориентиров; формировать и перестраивать собственную идентичность и влиять на других; устанавливать временной порядок и смысловые связи между прошлым, настоящим и будущим; транслировать культурный опыт и оказывать влияние на сообщества. Все эти функции: структурирующая, ценностно-ориентирующая, перформативная, темпоральная, транслирующая — предлагается рассматривать с точки зрения культурно-исторической психологии, предполагая в нарративе культурное средство, опосредствующее развитие личности.

Общая информация

Ключевые слова: нарратив, нарративный подход, социализация, идентичность, социальный конструкционизм, культурное опосредствование

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120203

Для цитаты: Турушева Ю.Б. Нарратив как культурный медиатор развития личности: взгляд сквозь призму культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 24–32. DOI: 10.17759/chp.2016120203

Фрагмент статьи

Интерес к нарративу в гуманитарных науках возник в конце 1980-х гг. на фоне общего интереса к языку и его роли в формировании наших представлений о мире и о самих себе. Не только в психологии, но и в социологии, культурологи, антропологи, истории и ряде других дисциплин повествование было осмыслено как универсальное культурное средство — все известные нам культуры были культурами, рассказывающими истории. И хотя нарратив «…может очерчивать сугубо индивидуальные и ситуационно-специфические версии реальности, он используется в общепринятых лингвистических формах…Таким образом, рассказываемая история, вовлеченные в нее рассказывающие и слушающие и ситуация, в которой она рассказывается, оказываются связанными с базовой культурно-исторической структурой» [7. с. 31].

Литература

  1. Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. М.: «Европа», 2007. 612 с.
  2. Барский Ф.И. Личность как черты и как нарратив: воз- можности уровневых моделей индивидуальности // Методо- логия и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 3. С. 93—105.
  3. Барский Ф.И., Грицук А.Г. «Интервью о жизненной истории» Д. Макадамса как метод исследования нарративной идентичности // Журнал практического психолога. 2010. № 5. С. 158—204.
  4. Барт Р. Введение в структурный анализ повество- вательных текстов // Зарубежная эстетика и теория ли- тературы XIX—XX вв.: трактаты, статьи, эссе / Под ред. Г.К. Косикова. М.: МГУ, 1987. С. 387—422.
  5. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: NEXT, 1994. 512 с.
  6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирова- ние реальности: трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. 323 c.
  7. Брокмайер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обе- щания одной альтернативной парадигмы // Вопросы фи- лософии. 2000. № 3. С. 29—42.
  8. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнекласси- ческая психология. 2005. № 1(2). С. 9—29.
  9. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. М.: Ахилл, 1991. 200 с.
  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. История развития высших психических функций. М.: Пе- дагогика, 1983. 368 с.
  11. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искус- ство, 1968. 576 с.
  12. Даренский В.Ю. Нарративы самособирания «Я» в художественной автобиографии [Электронный ресурс] // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1(10). С. 79—86. URL: http://www.culturalresearch.ru (дата обращения: 10.12.15).
  13. Джерджен К.Дж. Движение социального конструк- ционизма в современной психологии // Социальная пси- хология. Саморефлексия маргинальности. М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 51—73.
  14. Леонтьев Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Фило- софские науки. 2009. № 10. С. 5—10.
  15. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
  16. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. M.: Языки русской культуры, 1996. 448 с.
  17. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Отдел образования, администрации Октябрьского района, 1997. 688 с.
  18. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. М.: Ad Marginem, 1997. 547 p.
  19. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психо- логия автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000. 320 с.
  20. Сарбин Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психо- логии // Постнеклассическая психология. 2004. № 1. С. 6—28.
  21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологиче- ской антропологии. Психология человека. Введение в пси- хологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  22. Турушева Ю.Б. Особенности нарративного подхо- да как метода изучения идентичности [Электронный ре- сурс] // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 33. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.12.15).
  23. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 367 с.
  24. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб.: Б.С.К., 1997. 181 с.
  25. Atkins, K.M. Narrative identity, practical identity and ethical subjectivity // Continental Philosophy Review. 2004. № 37 (3). Р. 341—366.
  26. Bauman R. Story, performance, and event: Contextual studies of oral narrative. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. 144p.
  27. Brockmeier J. From the end to the beginning. Retro- spective teleology in autobiography // Narrative and identity: Studies in autobiography, self, and culture. Amsterdam: John Benjamins, 2001. Р. 247—282.
  28. Brockmeier J., Carbaugh D. Narrative and identity // Narrative and identity: Studies in autobiography, self, and cul- ture. Amsterdam: John Benjamins, 2001. Р. 1—24.
  29. Feldman C.F. Narratives of national identity as group narratives. Patterns of interpretive cognition // Narrative and identity: Studies in autobiography, self, and culture. Amster- dam: John Benjamins, 2001. Р. 129—144.
  30. Freeman M., Brockmeier J. Narrative integrity. Auto- biographical identity and the meaning of the «good life». In:
  31. J. Brockmeier, D. Carbaugh (Eds.), Narrative and identity: studies in autobiography, self, and culture. Amsterdam: John Benjamins, 2001. Р. 75—103.
  32. Giddens A. Modernity and self-identity: Self and soci- ety in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press, 1991. 264 p.
  33. Gone J.P., Miller P.J., Rappaport J. Conceptual self as normatively oriented: The suitability of past personal narra- tive for the study of cultural identity // Culture & Psychology. 1999. № 5. Р. 371—398.
  34. Hermans H., Hermans-Konopka A. Dialogical Self Theory: Positioning and Counter-Positioning in a Global- izing Society. New York: Cambridge University Press, 2010. 404 p.
  35. Hydén L., Identity, Self, Narrative // Beyond Narrative Coherence. John Benjamins Publishing Company. Amsterdam: John Benjamins, 2010. № 1. Р. 33—48.
  36. Labov W., Waletzky J. Narrative analysis: Oral versions of personal experience // J. Helm (Ed.), Essays on the verbal and visual arts. Seattle,WA: University, 1967. Р. 12—44.
  37. Langellier K. M. “You’re marked”: Breast cancer, tattoo, and the narrative performance of identity // Narrative and identity: Studies in autobiography, self, and culture. Amster- dam: John Benjamins, 2001. Р. 145—184.
  38. Lifton R.J. The Protean Self. Human Resilience in an Age of Fragmentation. N.Y., 1995. 272 p.
  39. Nelson K. Event Knowledge: Structure and Function in Development. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Asso- ciates, 1986. 288 p.
  40. Plummer K. Telling sexual stories. London: Routledge, 1996. 256 p.
  41. Tavernier, R., Willoughby, T. Adolescent turning points: the association between meaning-making and  psychologi- cal well-being // Developmental Psychology. 2012. № 48(4). Р. 1058—1068.

Информация об авторах

Турушева Юлия Борисовна, Младший научный сотрудник лаборатории психологии подростка, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Аспирантка лаборатории психологии подростка, ФГБНУ «Психологический институт РАО», e-mail: turusheva.yulia@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4204
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2025
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0