Культурно-историческая психология
2016. Том 12. № 3. С. 58–92
doi:10.17759/chp.2016120305
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Значение культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии*
Аннотация
Общая информация
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 14-18-03461) на базе ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России.
Ключевые слова: социальное познание, культурно-историческая психология, интенциональный субъект , модель диалогического мышления , психотерапия, рефлексия, ментализация, майндфулнесс, сензитивный период, подростковой возраст, комплексная многофакторная модель социального познания
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120305
Для цитаты: Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 58–92. DOI: 10.17759/chp.2016120305
Фрагмент статьи
С позиций культурно-исторической психологии удается также дать ответ на вопрос, почему многие современные методы психотерапии сфокусированы на разработке инструментария для компенсации дефицита способности к социальному познанию, а также выдвинуть предположение о сензитивном периоде для развития его высших форм в процессе онтогенеза.
Литература
- Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления: дисс. … докт. психол. наук. М., 2002.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Киев, 1994. 511 с.
- Бейтман Э., Фонаги П. Лечение пограничного расстройства личности с опорой на ментализацию: практиче- ское пособие. М.: Институт общегуманитарных исследова- ний, 2014. 248 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка. Т. 2. М.: Изд- во БЗО 2 МГУ,, 1930. 167 с.
- Выготский Л.С. Исторический смысл психологиче- ского кризиса. М.: Педагогика, 1982. С. 291—436. (Выгот- ский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1).
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. С.5—301. (Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2).
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. М.: Педагогика, 1982. С. 291—436. (Выготский, Л.С. Собра- ние сочинений: в 6 т. Т. 3).
- Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной) психологии. М.: Педагогика, 1984. С.243—432. (Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4).
- Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных рас- стройств как основа их интегративной психотерапии // Со- циальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1. С. 94—102.
- Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексив- но-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 8—37.
- Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Может ли культур- но-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты // Куль- турно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108—118.
- Лайнен М. Когнитивно-поведенческая терапия погра- ничного расстройства личности. М.; СПб.; Киев, 2008. 590 c.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ, 1962. 431 с.
- Мак-Вильямс Н. Формулирование психоаналитиче- ского случая. М.: НФ «Класс», 2015. 328 с.
- Минакова К.Ю, Холмогорова А.Б. Социальная анге- дония, депрессия и социальный интеллект у больных ши- зофренией: существует ли связь? // Психическое здоровье. 2014. № 12. С. 52—69.
- Обухова Л.Ф. Неоконченные споры: П.Я. Гальпе- рин и Ж. Пиаже // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 31—41.
- Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп / А.Б. Холмо- горова, Т.В. Авакян, Е.Н. Клименкова, Д.А. Малюкова // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 102—129.
- Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрас- те // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 1. С. 29—43.
- Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Семейные факторы социальной тревожности у детей дошкольного возраста // Дефектология. 2010. № 6. С. 30—38.
- Прихожан А.М. Толстых Н.Н. Психология подрост- кового возраста. М: ЮРАЙТ, 2016. 406 c.
- Пуговкина О.Д., Холмогорова А.Б. Основные этапы и направления изучения когнитивных дисфункций при депрессиях [Электронный ресурс] // Медицинская пси- хология в России: электронный научный журнал. 2015. № 6(35). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2015_6_35/nomer02.php (дата обращения: 09.06.2016).
- Рубцов В.В. Развитие рефлексивных процессов млад- ших школьников в учебной деятельности. Новосибирск, 1995.
- Рычкова О.В. Нарушения социального интеллекта при шизофрении: дисс. … докт. психол.наук. М., 2013. 478 с.
- Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Концепция «соци- ального мозга» как основы социального познания и его нарушений при психической патологии. Ч. I: Концепция «социальный мозг» — продукт современной нейронауки // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 86—94.
- Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Концепция «социального мозга» как основы социального познания и его нарушений при психической патологии: Ч. II: Концепция «социальный мозг» — структурные компоненты и связь с психопатологией // Культурно-историческая психология. 2012. № 4. С. 86—95.
- Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Нарушения соци- ального познания: Новая парадигма в исследованиях цен- трального психологического дефицита при шизофрении. М.: Форум, 2016. 288 с.
- Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. Социальная ангедония и нарушения социальной направленности при ши- зофрении // Сборник материалов научной конференции «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии». М.: ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, МГППУ, 2013. С. 92—93.
- Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Мо- дель психического в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 416с.
- Сигел Д. Майндсайт. М., 2015. 323 с.
- Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 25—35.
- Социальный интеллект: теория, измерение, иссле- дования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Инсти- тут психологии РАН, 2004 176 с.
- Толстых Н.Н. Современное взросление // Консуль- тативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7—24.
- Холмогорова А.Б. Когнитивно-бихевиоральная тера- пия «на гребне третьей волны»: революционный поворот или новые акценты? // Современная психотерапия психи- ческих расстройств. 2016. № 2. C. 16—21.
- Холмогорова А.Б. Нарушения рефлексивной регуля- ции познавательной деятельности при шизофрении: авто- реф. дис. … канд. психол. наук.— М., 1983.
- Холмогорова А.Б. Обострение борьбы парадигм в науках о психическом здоровье: в поисках выхода // Со- циальная и клиническая психиатрия. 2014. № 4. С. 53—61.
- Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в психо- логии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. № 3. С. 25—43.
- Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Пуговкина ОД. Со- циальное познание и его нарушения в процессе онтогенеза: Ч. 1: История и современное состояние проблемы // Во- просы психологии. 2015. № 5. С. 1—11.
- Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Пуговкина ОД. Со- циальное познание и его нарушения в процессе онтогенеза: Ч. 2: Модели и методы исследования // Вопросы психоло- гии. 2015. № 6. (в печати).
- Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. М.: Медпрактика-М, 2011. 480 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 116 с. URL: http://psychlib.ru/inc/ absid.php?absid=94361 (дата обращения: 01.09.2016).
- Baer R.A. Using selfreport assessment methods to explore facets of mindfulness / R.A. Baer, G. Smith, J. Hopkins, J. Krietemeyer, L. Toney // Assessment. 2006. Vol. 13. P. 27—45.
- Blakemore S.J. The social brain in adolescence // Nature Reviews Neuroscience. 2008. Vol. 9. P. 267—277. doi: 10.1038/ nrn2353
- Bosco F.M., Gabbatore I., Tirassa M. A broad assessment of theory of mind in adolescence: the complexity of mindreading // Consciousness and Cognition. 2014. Vol. 24. P.84—97.
- Brink K.A., Lane J.D., Wellman H.M. Developmental pathways for social understanding: linking social cognition to social contexts // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. P. 1—11.
- Brizio A. «No more a child, not yet an adult»: studying social cognition in adolescence / A. Brizio, I. Gabbatore,
- Tirassa, F. Bosco // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 6. P. 1—12.
- Brothers L. The social brain: a project for integrating primate behaviour and neurophysiology in a new domain // Concepts Neurosciense. 1990. Vol. 1. P. 227—251.
- Carpendale J., Lewis C. How children develop social understanding. Oxford: Blackwell, 2006. 323 p.
- Casey B.J., Caudle K. The teenage brain self control // Current Directions in Psychological Science. 2013. Vol.22. P. 82—87.
- Choudhury S., Blakemore S.-J., Charman T. Social cognitive development during adolescence // Oxford University Press. 2006. Vol. 1, P. 165—174.
- Costello E.J. Development and natural history of mood disorders / E.J. Costello, D.S. Pine, C. Hammen, J.S. March,
- P.M. Plotsky, M.M. Weissman et al. // Biol. Psychiatry. 2002. Vol. 52. P. 529—542.
- Crafa D., Nagel S.R. Traces of culture: the feedback loop between brain, behavior, and disorder // Transcultural Psychiatry (in press). 2015. 46 p.
- Crawford M. The cooperative solving of problems by young chimpanzees // Comparative psychology monographs. 1937. Vol. 14. P. 1—88.
- Cuthbert B.N. The RDoC framework: facilitating transition from ICD/DSM to dimensional approaches that integrate neuroscience and psychopathology // World Psychiatry. 2014. Vol. 13. P. 28—35.
- Dahl R.E. Adolescent brain development: a period of vulnerabilities and opportunities. Keynote address // Annals of The New York Academy of Sciences. 2004. Vol. 1021. P. 1—22. doi: 10.1196/annals.1308.001
- Daniels H., Cole M., Wertsch J.V. The Cambridge Companion to Vygotsky. N.Y.; NY: Cambridge University Press. 2007. 434 p.
- Davey C.G., Yucel M., Allen N.B. The emergence of depression in adolescence: Development of the prefrontal cortex and the representation of reward // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2008. Vol. 32 (1), P. 1—19.
- Dumontheil I., Apperly I.A., Blakemore S.-J. Online usage of theory of mind continues to develop in late adolescence // Developmental Science. 2010. Vol. 13. P. 331—338.
- Dunbar R. How many friends does one person need?: Dunbar’s number and other evolutionary quirks. London: Faber & Faber, 2010. 302 p.
- Fernyhough C., Meins E. Private speech and theory of mind: Evidence for developing interfunctional relations // Private speech. executive functioning and the development of verbal self-regulation / A. Winsler (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 315—329.
- Fett A.K.J. Trust and social reciprocity in adolescence—a matter of perspective-taking / A.K.J. Fett, S.S. Shergill, P.M. Gromann, I. Dumontheil, S.-J. Blakemore, F. Yakub et al. // Journal of Adolescence. 2014. Vol. 37. P175—184 doi: 10.1016/j.adolescence.2013.11.011
- Frances A. RDoC is necessary, but very oversold // World Psychiatry. 2014. Vol. 13. P. 48—49.
- Goddings A. The influence of puberty on subcortical brain development / A. Goddings, K.L. Mills, L. Clasenc, J.N. Giedd, R.M. Viner, S.-J. Blakemore // Neuroimage. 2014. Vol. 88. P. 242—251. doi: 10.1016/j.neuroimage.2013.09.073
- Gottfried J.A. Neurobiology of sensation and reward. Boca Raton, FL: CRC Press, 2011. 466 p.
- Gur R.C., Gur R.E. Social Cognition as an RDoC Domain //Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet. 2016. Vol. 171B. P. 132—141.
- Hayes S.C. Acceptance and commitment therapy, relational frame theory, and the third wave of behavioral and cognitive therapies // Behavior Therapy. 2004. Vol. 35. P. 639—665.
- Kabat-Zinn J. Wherever you go, there you are: mindfulness meditation in everyday life. N. Y.; NY: Hyperion, 1994. 304 p.
- Kernberg O. Mentalization, mindfulness, insight, empathy, and interpretation // The inseparable nature of love and aggression: clinical and theoretical perspectives / O.F. Kernberg (ed.). Washington, DC London, England: American Psychiatric Publishing, 2011. P. 57—79.
- Klapwijk E.T. Increased functional connectivity with puberty in the mentalising network involved in social emotion processing / E.T. Klapwijk, A.L. Goddings, S.B. Heyes, G. Bird, R.M. Viner, S.-J. Blakemore // Hormones and Behavior. 2013. Vol. 64. P. 314—322. doi: 10.1016/j.yhbeh.2013.03.012
- McGinn L.K., Newman, M.G. Status update on social anxiety disorder // International Journal of Cognitive Therapy. 2013. Vol. 6 (2). P. 88—113.
- Mehrabian A., Ksionzky S. A theory of affiliation. Lexington: Mass Lexington Books, 1974. 212pp.
- Mellick W., Sharp K. Neuroeconomics for the study of social cognition in adolescent depression // Clinical Psychology Science and Practice. 2015. Vol. 9. P. 255—276.
- Pierce T. Shyness and technology: face-to-face communication versus technological communication among teens // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 24. Iss. 6. P. 1367—1372.
- Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioural and Brain Sciences. 1978. V. 1. P. 515—526.
- Sankararaman S. The genomic landscape of Neanderthal ancestry in present-day humans / S. Sankararaman, S. Mallick, Dannemann, K. Prüfer, J. Kelso, S. Pääbo, N. Patterson, D. Reich // Nature. 2014. Vol. 20. P. 354—357.
- Sebastian C.L. et al. Neural processing associated with cognitive and affective Theory of Mind in adolescents and adults / C.L. Sebastian, N.M. Fontaine, G. Bird, S.-J. Blakemore, S.A. De Brito, E.J. McCrory et al. // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2011. Vol. 7. P. 53—63.
- Sebastian C. Social cognition in adolescence: Social rejection and theory of mind // Psicología Educativa. 2015. Vol. 21. P. 125—131.
- Spear L.P. Heightened stress responsivity and emotional reactivity during pubertal maturation: implications for psychopathology // Development and Psychopathology. 2009. Vol. 21. P. 87—97. doi: 10.1017/S0954579409000066
- Teasdale J.D. Metacognitive awareness and prevention of relapse in depression: empirical evidence / J.D. Teasdale, R.G. Moore, H. Hayhurst, M. Pope, S. Williams, Z.V. Segal // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2002. Vol. 70. Iss. 2. P. 275—287.
- Tomasello M. A natural history of human thinking. Cambridge: Harvard University Press, 2014. 192 p.
- Tomasello M. The cultural origins of human cognition. Cambridge: Harvard University Press, 1999. 254 p.
- Van Os J., Kapur S. Schizophrenia // Lancet. 2009. Vol. 374. P. 635—645.
- Venta A. Social cognition mediates the relation between attachment schemas and posttraumatic stress disorder [Элек- тронный ресурс] / A. Venta, C. Hatkevich, W. Mellick, S. Vanwoerden, C. Sharp // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2016. June 23 URL: http:// psycnet.apa.org/?&fa=main.doiLanding&doi=10.1037/tra0000165 (дата обращения: 01.09.2016). doi: 10.1037/ tra0000165
- Vygotsky L.S. Mind in society: the psychology of higher mental functions. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978. 91 p.
- Wakefield J.C. Wittgenstein’s nightmare: why the RDoC grid needs a conceptual dimension // World Psychiatry. 2014. Vol. 13. P. 38—39.
- Wells A. Metacognitive therapy // Acceptance and mindfulness in cognitive behavior therapy / J.D. Herbert &
- E.M. Forman (Eds.). Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc, 2011. P. 83—108.
- Wells A. Metacognitive therapy: a practical guide. New York: Guilford Press. 2008. 316 p.
- Wertsch J., Stone C. The concept of internalization in Vygotsky’s account of the genesis of the higher mental functions // Culture, communication and cognition: Vygot- skian perspectives / J.V. Wertsch (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1985. 378 p.
- Wertsch J.V. From social interaction to higher psychological processes: a clarification and application of Vygotsky’s theory // Human Development. 2008. Vol. 51. P. 66—79.
- Wrzus C. Social network changes and life events across the life span: a meta-analysis / C. Wrzus, M. Hänel, J. Wagner, F.J. Neyer/ / Psychological Bulletin. 2013. Vol. 139. P. 53—80. doi: 10.1037/a0028601
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8177
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 4003
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 5