Культурно-историческая психология
2016. Том 12. № 3. С. 129–148
doi:10.17759/chp.2016120308
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: переживание, культурно-историческая психология, социальная ситуация развития, единица анализа, драма
Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120308
Для цитаты: Вересов Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 129–148. DOI: 10.17759/chp.2016120308
Фрагмент статьи
В лекции «Проблема среды в педологии» (1933) Выготский определяет переживание уже несколько иначе, а именно как то, «…каким образом ребенок осознает, осмысливает, как он аффективно относится к известному событию» [8, c. 74]. Здесь речь уже не идет об общем названии для всех психических процессов, переживание определяется как интегральное единство, как комплекс психических процессов, включающий эмоциональные, когнитивные и даже волевые компоненты. В этом смысле, переживание не может сводиться лишь к эмоциональному отношению к социальной среде.
Литература
- Варшава Б, Выготский Л. Психологический словарь. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. 207c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 486 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 487 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 365 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. 396 c.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник Московского университета. 1986. № 1. С. 52—66.
- Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 2001. 303 c.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М: Директ- Медиа, 2014. 578 с.
- Antoniadou V. Virtual collaboration, ‘perezhivanie’ and teacher learning: a socio-cultural-historical perspective // Bel- laterra Journal of teaching & learning language & literature. 2011. Vol. 4 (3). P. 53—70.
- Brennan M. Perezhivanie: What Have We Missed about Infant Care? // Contemporary Issues in Early Child- hood. 2014. Vol. 15. P. 284—292.
- Chen F. Parents’ perezhivanie supports children’s de- velopment of emotion regulation: a holistic view // Early child development and care. 2015. Vol. 185(6). P. 851—867.
- Daniels H. Vygotsky and research. New York: Rout- ledge, 2008. 216 p.
- Fleer M. Theorising Play in the Early Years. Melbourne: Cambridge University Press, 2013. 256p.
- Fleer M., Hammer M. ‘Perezhivanie’ in group settings: A cultural-historical reading of emotion regulation // Austral- asian Journal of Early Childhood. 2013. Vol. 38 (3). P. 127— 134.
- Mahn H., John-Steiner V. The gift of confidence: A Vy- gotskian view of emotions // Learning for Life in the 21st Century: Sociocultural Perspectives on the Future of Educa- tion / G. Wells & G. Claxton (eds.). Oxford: Blackwell, 2002. P. 46—58.
- Rieber R., Wollock J. Notes to the English Edition. On Vygotsky’s creative development // The Collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 3. Problems of the theory and history of psychology. New York: Plenum, 1997. P. 371—390.
- Smagorinsky P. Vygotsky’s stage theory: the psychol- ogy of art and the actor under the direction of perezhivanie // Mind, Culture, and Activity. 2011. Vol 18. Р. 319—341.
- Veresov N. Duality of categories or dialectical concepts? // Integrative psychological and social science. 2016. Vol. 50 (2). P. 244—256.
- Veresov N. Perezhivanie in focus: methodological chal- lenges and empirical implications. In Scientific school of Vy- gotsky: traditions and innovations // The materials of interna- tional symposium. 2016. M., P. 127—130.
- Veresov, N., Fleer, M. Perezhivanie as a theoretical con- cept for researching young children’s development // Mind, Culture and activity. 2016. (In press). doi:10.1080/10749039.2016.1186198
- Vygotsky L.S. The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 5. New York: Plenum Press, 1998. 362 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4300
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 3692
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 0