Культурно-историческая психология
2016. Том 12. № 4. С. 14–25
doi:10.17759/chp.2016120402
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Выготский vs Фрейд: о переосмыслении психоанализа с точки зрения культурно-исторической психологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психоанализ, культурно-историческая психология, вершинная психология, теория сознания, смысл, динамическая смысловая система, свобода, норма
Рубрика издания: Памятные даты
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2016120402
Для цитаты: Завершнева Е.Ю. Выготский vs Фрейд: о переосмыслении психоанализа с точки зрения культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 4. С. 14–25. DOI: 10.17759/chp.2016120402
Фрагмент статьи
Несмотря на высокую значимость темы отношений между психоанализом и культурно-исторической психологией, ее исследования весьма немногочисленны. Причиной этого является, с одной стороны, объективная трудность методологической работы по соотнесению двух концепций, основания которых не до конца прояснены и уходят за пределы психологии в философию.
Литература
- Биренбаум Г.В., Зейгарник Б.В. К динамическому анализу расстройств мышления // Советская невропа- тология, психиатрия и гигиена. 1935. Т. 1. № 6. С. 75— 98.
- Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический ме- тод и психология сознания: в поисках утраченного (ста- тья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 1. С. 117—126. doi:10.17759/chp.2015110113
- Волошинов В.Н. По ту сторону социального: О фрей- дизме // Звезда. 1925. № 5. С. 186—214.
- Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк. М.; Л: ГИЗ, 1927. 164 c.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом раз- витии ребенка // Психология развития. СПб: Питер, 2001. С. 56—79.
- Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. С. 1020— 1038.
- Выготский Л.С. К проблеме психологии шизофре- нии // Советская невропатология, психиатрия и психоги- гиена. 1932. Т. 1. № 8. С. 352—364.
- Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Из- дательский дом «Удмуртский университет», 2001. 304 с.
- Выготский Л.С. Психика, сознание и бессознатель- ное // Элементы общей психологии. Вып. 4. / Под. ред. К.Н. Корнилова. М.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1930. С. 48—61.
- Выготский Л.С. Проблема умственной отстало- сти // Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 426—450.
- Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. / Под. ред. В.В. Иванова. М.: Искусство, 1986. 573 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Во- просы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Дет- ская психология. М.: Педагогика, 1984. 433 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Ос- новы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 366 с.
- Выготский Л.С. Сон и сновидения // Элементы об- щей психологии / Под ред. К.Н. Корнилова. М.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1930. С. 62—75.
- Выготский Л.С., Лурия А.Р. Предисловие // Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Со- временные проблемы, 1925. С. 3—16.
- Гонзалес А. Автореферат книги «Фрейд в Выгот- ском. Бессознательное и язык» // Культурно-историче- ская психология. 2007. № 1. С. 114—120.
- Завершнева Е.Ю. Две линии развития категории «смысл» в работах Л.С. Выготского // Вопросы психоло- гии. 2015. № 3. С. 116—132.
- Завершнева Е.Ю. Записные книжки, заметки, на- учные дневники Л.С. Выготского: результаты исследова- ния семейного архива // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 120—136.
- Завершнева Е.Ю. «Ключ к психологии человека»: комментарии к блокноту Л.С. Выготского из больницы «Захарьино» (1926 г.) // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 123—141.
- Завершнева Е.Ю. Представления о смысловом поле в теории динамических смысловых систем Л.С. Выготско- го // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 119—135.
- Завершнева Е.Ю. Проблема свободы как отличи- тельной характеристики человека в работах Л.С. Выгот- ского // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 89—105.
- Лакатос И. Фальсификация и методология научно- исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. 236 с.
- Лурия А.Р. Психоанализ как система монистиче- ской психологии // Психология и марксизм / Под ред. К.Н. Корнилова. Л.: ГИЗ, 1925. С. 47—80.
- Самухин Н.В., Биренбаум Г.В., Выготский Л.С. К во- просу о структуре деменции при болезни Пика // Совет- ская невропатология, психиатрия и психогигиена. 1934. Т. 3. № 6. C. 97—136.
- Улыбина Е.В. Знаковое опосредование в культурно- исторической теории и психоанализе. Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 64—72.
- Фрейд З. Бессознательное // Основные психологи- ческие теории в психоанализе. Очерк истории психоанали- за: Сборник. СПб.: Алетейя, 1998. С. 151—193.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: На- ука, 1991. 456 c.
- Freud S. Neue folge der vorlesungen zur einführung in die psychoanalyse. Wien: Internationaler Psychoanalitischer Verlag, 1933. 254 p.
- Kozulin A. The concept of regression and vygotskian developmental theory // Developmental review. 1990. № 10. P. 218—238.
- Pešić J., Baucal A. Vygotsky and psychoanalysis: To- ward dialogue // Journal of Russian and East European Psy- chology. 1996. № 34(1). P. 33—39.
- Van der Veer R. Tatyana on the couch: the vicissitudes of psychoanalysis in Russia // Cultural psychology and psy- choanalysis: pathway to synthesis / S. Salvatore, T. Zittoun (Eds.). Charlotte, N.C.: Information Age Publishing, 2011. P. 49—55.
- Wertsch J.V. A meeting of paradigms: Vygotsky and psy- choanalysis // Contemporary Psychoanalysis. 1990. № 26(1). P. 53—73.
- Wilson A., Weinstein L. An investigation into some im- plications of a Vygotskian perspective on the origins of the mind: psychoanalysis and Vygotskian psychology, Part I // Journal of the American Psychoanalytic Association. 1992. № 40. P. 357—387.
- Wilson A. Weinstein L. Language and the psychoana- lytic process: Psychoanalysis and Vygotskian psychology, Part II // Journal of the American Psychoanalytic Association. 1992. № 40. P. 725—760.
- Wilson A., Weinstein L. Language, thought, and inte- riorization: A Vygotskian and psychoanalytic perspective // Contemporary Psychoanalysis. 1990. № 26(1). P. 24—41.
- Wilson A., Weinstein L. The transference and the zone of proximal development // Journal of the American Psychoana- lytic Association. 1996. № 44(1). P. 167—199.
- Zavershneva E. The problem of consciousness in Vy- gotsky’s cultural-historical psychology // The Cambridge handbook of cultural-historical psychology / A. Yasnitsky,
- van der Veer, M. Ferrari (Eds.). Cambridge, UK: Cam- bridge University Press, 2014. P. 63—100.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6919
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 4525
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4