Культурно-историческая психология
2017. Том 13. № 1. С. 23–36
doi:10.17759/chp.2017130102
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
«Зона ближайшего развития» и «zone of proximaldevelopment»: есть ли разница?
Аннотация
Рассматриваются некоторые проблемы понимания содержания теоретического понятия «зона ближайшего развития» в англоязычной литературе, связанные с недоступностью источников и неточностями в переводах. Показано, что в результате таких неточностей, понятие «zone of proximal development» оказывается отличным по теоретическому содержанию от понятия «зона ближайшего развития». Упрощение и фрагментация основных теоретических идей приводят к серьезным последствиям, которые создают трудности как в поисках общего понимания и дальнейшего развития культурно-исторической теории, так и в практическом применении метода зоны ближайшего развития в образовательных практиках.
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, зона ближайшего развития, zone of proximal development
Рубрика издания: Памятные даты
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2017130102
Благодарности. Я благодарю исследовательскую группу факультета образования университета Монаш (Child and Community Development Faculty Research group) за поддержку и плодотворное обсуждение этой работы. Благодарю профессора М. Дафермакиса за ценные замечания. Особая благодарность — неизвестному добровольцу, собравшему и подарившему мне более 200 статей о ZPD, опубликованных в 2010—2016 гг.
Для цитаты: Вересов Н.Н. «Зона ближайшего развития» и «zone of proximaldevelopment»: есть ли разница? // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 1. С. 23–36. DOI: 10.17759/chp.2017130102
Литература
- Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология и марксизм / Под ред. К. Корнилова. М.—Л.: Госиздат. С. 158—198.
- Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.—Л.: Учпедгиз, 1935. 135 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 487 c.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 365 c.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 c.
- Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96—04.
- Blake B., Pope T. Developmental psychology: Incorporating Piaget’s and Vygotsky’s theories in classrooms // Journal of Cross-Disciplinary Perspectives in Education. Vol. 1 (1). P. 59—67.
- Bodrova E., Leong D.J. Scaffolding emergent writing in the zone of proximal development // Literacy Teaching and Learning. Vol. 3(2). P.1—18.
- Brown A.L., Campione J.C. Guided discovery in a community of learners // Classroom Lessons: Integrating Cognitive Theory and Classroom Practice / K. McGilly (Ed.). Cambridge, MA: MIT Press/Bradford Books, 1994. P. 229— 270.
- Brown A.L., Campione J.C. Psychological theory and the design of innovative learning environments: On procedures, principles, and systems // Innovations in Learning: New Environments for Education / L. Schauble, R. Glaser (Eds.). Mahwah, NJ: Erlbaum, 1996. P. 289—325.
- Chaiklin S. The zone of proximal development in Vygotsky’s analysis of learning and Instruction// Vygotsky’s Educational Theory and Practice in Cultural Context / A. Kozulin, B. Gindis, V. Ageyev, S. Miller (Eds.). Cambridge: Cambridge University, 2003. P. 40—63.
- Fania T., Ghaemib F. Implications of Vygotsky’s Zone of Proximal Development (ZPD) in teacher education: ZPTD and self-scaffolding // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 29. P. 1549—1554.
- Hobsbaum A., Peters S., Sylva K. Scaffolding in reading recovery // Oxford Review of Education. Vol. 22(1). P.17—35.
- Lambert B., Clyde M. Re-thinking Early Childhood Theory and Practice. Australia: Social Science Press, 2000. 430 p.
- Lee C., Smagorinsky P. (Eds.). Vygotskian Perspectives on Literacy Research. Cambridge University Press, 2000. 486 p.
- Palinscar A.S. Keeping the metaphor of scaffolding fresh — A response to C. Addison Stone’s “The metaphor of scaffolding: Its utility for the field of learning disabilities” // Journal of Learning Disabilities. Vol. 31. P. 370—373.
- Smagorinsky P. Vygotsky and Literacy Research: A Methodological Framework. Rotterdam/Boston/Taipei: Sense Publishers, 2011. 420 p.
- Tudge J. Processes and consequences of peer collaboration: A Vygotskian analysis // Child Development. 1992. Vol. 63. P. 136—137.
- Valsiner J., van der Veer R. The encoding of distance: The concept of the zone of proximal development and its interpretations // Development and Meaning of Psychological Distance / R.R. Cocking, K.A. Renninger (Eds.). Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1993. P. 35—62.
- Veresov N. Forgotten methodology: Vygotsky’s case // Methodological Thinking in Psychology: 60 Years Gone Astray? /A. Toomela, J. Valsiner (Eds.). IAP, United States, 2010. P. 267—295.
- Vygotsky L.S. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes / M. Cole, V. John-Steiner, S. Scribner, E. Souberman (Eds.). Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1978. 159 p.
- Vygotsky L.S. The dynamics of the schoolchild’s mental development in relation to teaching and learning // Journal of Cognitive Education and Psychology. Vol. 10 (2). P. 198—211.
- Vygotsky L.S. The collected works. Vol. 1. N.Y.: Plenum Press, 1987. 287 p.
- Vygotsky L.S. Consciousness as a problem in the psychology of behavior // Soviet Psychology. Vol. 17 (4). P. 3—35.
- Vygotsky L.S. The Collected Works. Vol. 3. N.Y.: Plenum Press, 1997. 426 p.
- Vygotsky L.S. The Collected Works. Vol. 5. N.Y.: Plenum Press, 1998. 362 p.
- Wells G. Dialogic Inquiry: Towards a Sociocultural Practice and Theory of Education. Y.: Cambridge University Press, 1999. 389 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3656
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 2207
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4