Культурно-историческая психология
2018. Том 14. № 1. С. 59–64
doi:10.17759/chp.2018140107
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Обучение грамотности в особом социальном и культурном контексте: создание новых социальных практик детьми и их матерями
Аннотация
Настоящее качественное исследование посвящено практикам обучения грамотности детей и матерей, существующим в социальном и культурном контексте штата Сан-Луис-Потоси в Мексике. Автор рассматривает результаты полевого исследования с точки зрения культурно-исторического подхода. Показано, что участие матерей в занятиях по обучению грамотности вместе с первоклассниками способствовало развитию самостоятельности и уверенности в своих с силах у участников образовательного процесса и дало начало — через симметричные взаимодействия между детьми, матерями и учителями — новым социальным практикам. Одним из важных итогов было принятие окружающими возможности участия матерей в обучении грамотности. Также немаловажными явились межкультурные взаимодействия, возникшие между участниками в процессе освоения письма, чтения и устной речи, способствовавшие осмыслению социального и культурного контекста действительности и его проигрыванию. Наконец, еще одним значимым итогом стало создание новых социальных практик как в рамках учебного класса, так и в более широком социальном и культурном контексте.
Общая информация
Ключевые слова: взаимодействие, культурный контекст, социальные практики, практики обучения грамотности
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140107
Для цитаты: Мендес Х.М. Обучение грамотности в особом социальном и культурном контексте: создание новых социальных практик детьми и их матерями // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 1. С. 59–64. DOI: 10.17759/chp.2018140107
Литература
- Bertely M. Conociendo nuestras escuelas. Un acercamiento etnográfico a la cultura escolar. México: Paidós, 2000. 131 p.
- Comisión Económica para América Latina y el Caribe. Panorama social de América Latina. Santiago de Chile: CREPAL, 2000. 312 p.
- Chartier R. On the Edge of the Cliff: History, Language, and Practices. Baltimore-Londres: The Johns Hopkins University Press, 1997. 191 p.
- Fierro C., Fortoul B. Propuesta metodológica de intervención docente para el aprendizaje y la convivencia en contextos vulnerables. Orientaciones para el trabajo de campo. Documento de trabajo. México, 2014. 17 p.
- Freire P. Pedagogía del oprimido. Buenos Aires: Siglo XXI Editores, 1970. 171 p.
- Freire P. Cartas a quien pretende enseñar. 9ª ed. México: Siglo XXI Editores, 2004. 141 p.
- Freire P. La importancia de leer y el proceso de liberación. 16ª ed. México: Siglo XXI Editores, 2004. 176 p.
- Instituto Nacional de Estadística y Geografía. 2010 [Electronic document]. http://www.inegi.org.mx
- Kalman J. Saber lo que es la letra. Una experiencia de lectoescritura con mujeres de Mixquic. México: Siglo XXI Editores, 2004. 190 p.
- Kalman J. Discusiones conceptuales en el campo de la cultura escrita // Revista iberoamericana de educación. 2008. Vol. 46. P. 107—134.
- Kozulin A. Instrumentos psicológicos. La educación desde una perspectiva sociocultural. Barcelona: Paidós, 2000. 205 p.
- Lerner D. Leer y escribir en la escuela. Lo real, lo posible y lo necesario. México: SEP, 2004. 193 p.
- López-Bonilla G. & Pérez C. Lenguaje y educación. Temas de investigación educativa en México. México: Fundación SM, 2013. 318 p.
- Meek M. En torno a la cultura escrita. México: FCE, 2004. 347 p.
- Plinio A., Márquez G. El olor de la guayaba. Conversaciones con Gabriel García Márquez. México: Diana, 2010. 168 p.
- Schmelkes S. Educación intercultural. Reflexiones a la luz de experiencias recientes // Revista Sinéctica. 2003. Vol. 23, 26—34.
- Rubvstov V.V. Scientific school of L.S. Vygotsky: traditions and innovations symposium (27—28 June 2016). M.: Moscow State University of Psycjology & Education, 2016. 342 p.
- Street B.V. Literacy in Theory and Practice. Cambridge, Nueva York, Nueva Rochelle, Melbourne y Sydney. (Cambridge Studies in Oral and Literate Culture Series, 9), Cambridge University Press, 1984. 243 p.
- Street B.V. Understanding and defining literacy. Paper commissioned for the EFA Global Monitoring Report 2006, Literacy for Life. UNESCO, 2005. 25 p.
- UNESCO (2014). Alfabetización para el desarrollo sostenible y el empoderamiento de las mujeres. Hamburgo: UNESCO. 39 p.
- Veresov N. Introducing cultural historical theory: main concepts and principles of genetic research methodology // Cultural-Historical Psychology. 2010. Vol. 4. P. 83—90.
- Vygotsky L.S. El desarrollo de los procesos psicológicos superiores. (Trad. Español, Silvia Furió). Barcelona: Editorial Crítica, 1979. 226 p.
- Vygotsky L.S. Thought and Language. (Translation. Alex Kozulin). London: The MIT Press, 1986. 307 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1523
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 683
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0