Обучение грамотности в особом социальном и культурном контексте: создание новых социальных практик детьми и их матерями

683

Аннотация

Настоящее качественное исследование посвящено практикам обучения грамотности детей и матерей, существующим в социальном и культурном контексте штата Сан-Луис-Потоси в Мексике. Автор рассматривает результаты полевого исследования с точки зрения культурно-исторического подхода. Показано, что участие матерей в занятиях по обучению грамотности вместе с первоклассниками способствовало развитию самостоятельности и уверенности в своих с силах у участников образовательного процесса и дало начало — через симметричные взаимодействия между детьми, матерями и учителями — новым социальным практикам. Одним из важных итогов было принятие окружающими возможности участия матерей в обучении грамотности. Также немаловажными явились межкультурные взаимодействия, возникшие между участниками в процессе освоения письма, чтения и устной речи, способствовавшие осмыслению социального и культурного контекста действительности и его проигрыванию. Наконец, еще одним значимым итогом стало создание новых социальных практик как в рамках учебного класса, так и в более широком социальном и культурном контексте.

Общая информация

Ключевые слова: взаимодействие, культурный контекст, социальные практики, практики обучения грамотности

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140107

Для цитаты: Мендес Х.М. Обучение грамотности в особом социальном и культурном контексте: создание новых социальных практик детьми и их матерями // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 1. С. 59–64. DOI: 10.17759/chp.2018140107

Литература

  1. Bertely M. Conociendo nuestras escuelas. Un acercamiento etnográfico a la cultura escolar. México: Paidós, 2000. 131 p.
  2. Comisión Económica para América Latina y el Caribe. Panorama social de América Latina. Santiago de Chile: CREPAL, 2000. 312 p.
  3. Chartier R. On the Edge of the Cliff: History, Language, and Practices. Baltimore-Londres: The Johns Hopkins University Press, 1997. 191 p.
  4. Fierro C., Fortoul B. Propuesta metodológica de intervención docente para el aprendizaje y la convivencia en contextos vulnerables. Orientaciones para el trabajo de campo. Documento de trabajo. México, 2014. 17 p.
  5. Freire P. Pedagogía del oprimido. Buenos Aires: Siglo XXI Editores, 1970. 171 p.
  6. Freire P. Cartas a quien pretende enseñar. 9ª ed. México: Siglo XXI Editores, 2004. 141 p.
  7. Freire P. La importancia de leer y el proceso de liberación. 16ª ed. México: Siglo XXI Editores, 2004. 176 p.
  8. Instituto Nacional de Estadística y Geografía. 2010 [Electronic document]. http://www.inegi.org.mx
  9. Kalman J. Saber lo que es la letra. Una experiencia de lectoescritura con mujeres de Mixquic. México: Siglo XXI Editores, 2004. 190 p.
  10. Kalman J. Discusiones conceptuales en el campo de la cultura escrita // Revista iberoamericana de educación. 2008. Vol. 46. P. 107—134.
  11. Kozulin A. Instrumentos psicológicos. La educación desde una perspectiva sociocultural. Barcelona: Paidós, 2000. 205 p.
  12. Lerner D. Leer y escribir en la escuela. Lo real, lo posible y lo necesario. México: SEP, 2004. 193 p.
  13. López-Bonilla G. & Pérez C. Lenguaje y educación. Temas de investigación educativa en México. México: Fundación SM, 2013. 318 p.
  14. Meek M. En torno a la cultura escrita. México: FCE, 2004. 347 p.
  15. Plinio A., Márquez G. El olor de la guayaba. Conversaciones con Gabriel García Márquez. México: Diana, 2010. 168 p.
  16. Schmelkes S. Educación intercultural. Reflexiones a la luz de experiencias recientes // Revista Sinéctica. 2003. Vol. 23, 26—34.
  17. Rubvstov V.V. Scientific school of L.S. Vygotsky: traditions and innovations symposium (27—28 June 2016). M.: Moscow State University of Psycjology & Education, 2016. 342 p.
  18. Street B.V. Literacy in Theory and Practice. Cambridge, Nueva York, Nueva Rochelle, Melbourne y Sydney. (Cambridge Studies in Oral and Literate Culture Series, 9), Cambridge University Press, 1984. 243 p.
  19. Street B.V. Understanding and defining literacy. Paper commissioned for the EFA Global Monitoring Report 2006, Literacy for Life. UNESCO, 2005. 25 p.
  20. UNESCO (2014). Alfabetización para el desarrollo sostenible y el empoderamiento de las mujeres. Hamburgo: UNESCO. 39 p.
  21. Veresov N. Introducing cultural historical theory: main concepts and principles of genetic research methodology // Cultural-Historical Psychology. 2010. Vol. 4. P. 83—90.
  22. Vygotsky L.S. El desarrollo de los procesos psicológicos superiores. (Trad. Español, Silvia Furió). Barcelona: Editorial Crítica, 1979. 226 p.
  23. Vygotsky L.S. Thought and Language. (Translation. Alex Kozulin). London: The MIT Press, 1986. 307 p.

Информация об авторах

Мендес Хуана Мария, соискатель, Школе штата Сан-Луис-Потоси, Сан-Луис-Потоси, Мексика, e-mail: juanitamendezg@hotmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1523
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 683
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0