Детское развитие: две парадигмы

3929

Аннотация

Существует два взгляда на понимание детского развития. Первый взгляд характеризуется тем, что подчеркивается культурная сущность человека. В этом случае ребенок рассматривается как существо, которое не владеет культурой и перед которым стоит задача ее освоения. Существенной составляющей культуры является система норм, включая различные средства и образцы, так называемые «идеальные формы». Носителем этих идеальных форм или культуры выступает взрослый. В зоне ближайшего развития не изобретаются новые формы культуры, наоборот, осваиваются уже сложившиеся (в этом смысле старые) нормы. Другой взгляд на ребенка заключается в том, что он понимается как человек, обладающий бесконечными, безграничными возможностями. Тогда задача, которая встает перед взрослым, состоит в том, чтобы обеспечить реализацию детских возможностей. Реализация возможностей предполагает выход за пределы зоны ближайшего развития, поскольку они безграничны. Для этого необходимо другое пространство, ориентированное на новые, еще не существующие формы культуры. Мы назвали его пространством детской реализации. В нем ведущая роль принадлежит ребенку. Это пространство противоположно по своему значению зоне ближайшего развития, в которой происходит освоение старой нормы, т. е. уподобление ребенка культуре; наоборот, в пространстве реализации — создании нового, где взрослый помогает ребенку реализовать его замысел, культура уподобляется ребенку.

Общая информация

Ключевые слова: зона ближайшего развития, детство, пространство реализации, культура

Рубрика издания: Дискуссии и дискурсы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140211

Для цитаты: Веракса Н.Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14. № 2. С. 102–108. DOI: 10.17759/chp.2018140211

Фрагмент статьи

Один из распространенных взглядов на ребенка состоит в том, что ребенок понимается как малоопытный субъект, который не может включиться в производственную деятельность взрослого сообщества, что вызывает необходимость наличия особого подготовительного к взрослой жизни периода, или детства. Этот подход разделяется многими отечественными авторами.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 64 с.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  3. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Изд- во Удм. Ун-та, 1996. 303 с.
  4. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. 426 с.
  5. Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС ДО по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2 С. 16—31.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  7. Эльконин Д.Б. Психологии игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
  8. Alasuutari M. Voicing the child? A case study in Finnish early childhood education // Childhood. 2014. № 21. P. 242—259.
  9. Alasuutari M., Markstrom A.-M. The Making of the Ordinary Child in Preschool // Scandinavian Journal of Educational Research. 2011. № 5. P. 517—535.
  10. Canella G.S. Deconstructing early childhood education: social justice and revolution. New York: Peter Lang, 1997.
  11. Cheung P.R.H. Teacher-child directed versus child-centered: the challenge of promoting creativity in Chinese preschool classrooms // Pedagogy, Culture & Society. 2017. № 1. P. 73—86.
  12. Einarsdottir J. Children’s perspectives on the role of preschool teachers // European Early Childhood Education Research Journal. 2014. № 5. P. 679—697.
  13. Formosinho J., Figueiredo I. Promoting equity in an early years context: the role of participatory educational teams // European Early Childhood Education Research Journal. 2014. № 3. P. 397—411.
  14. Miller E., Almon J. Crisis in the kindergarten: Why children need to play in school. College Park: Alliance for Childhood, 2009.
  15. Sargeant J., Gillett-Swan J. Empowering the disempowered through voice-inclusive practice: Children’s views on adult-centric educational provision // European Educational Research Journal. 2015. № 14(2). P.177—191.
  16. Singer E. Play and playfulness in early childhood education and care // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8(2). Р. 27—35.
  17. Walker L.J., Taylor J.H. Family Interactions and the Development of Moral Reasoning // Child Development. 1991. № 62. P. 264—283.

Информация об авторах

Веракса Николай Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, профессор факультета психологии кафедры психологии образования и педагогики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), главный научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3752-7319, e-mail: neveraksa@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3196
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 3929
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7