Гармоническая личность: структура, механизмы развития, индивидуальные различия

1443

Аннотация

Статья посвящена анализу понятия «гармоническая личность», ее устоявшимся и спорным характеристикам. Представлена концепция структуры и источников развития этого психологического феномена, созданная Л.И. Божович. Проанализированы функции внутреннего интеллектуального плана как основного механизма преодоления мотивационного конфликта, ведущего к дисгармонизации личности. Выдвинута гипотеза о том, что при разных способах разрешения подростком такого конфликта внутренний интеллектуальный план варьирует по содержанию и речевому оформлению. Приведены эмпирические данные, подтверждающие это предположение.

Общая информация

Ключевые слова: гармоническая личность, мотивационные тенденции, внутренний интеллектуальный план, внутриличностный конфликт, нравственная проблемная ситуация, нравственные нормы, проективные методы исследования

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150211

Для цитаты: Божович Е.Д. Гармоническая личность: структура, механизмы развития, индивидуальные различия // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 2. С. 91–98. DOI: 10.17759/chp.2019150211

Фрагмент статьи

Проблема структуры, источников и динамики развития гармонической личности — одна из древнейших в философии и психологии. Она входила еще в круг интересов мыслителей Античности (Платон, Аристотель), философов и педагогов средних веков и Нового времени; особенно четко обозначилась в эпо хи Ренессанса и Просвещения (Коменский, Руссо).

Литература

  1. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. С. 257—284.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Питер, 2008. 398 с.
  3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 80—90.
  4. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности // Вопросы психологии. 1976. № 1. С. 130—139.
  5. Божович, Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 55—68.
  6. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 259—349.
  7. Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. С. 284—305.
  8. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. 319 с.
  9. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности. М.: Наука, 1979. С. 85—113.
  10. Маслоу А. Мотивация и личность. 3—е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
  11. Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности [Электронный ресурс]. М., 2003. URL: http://old.nkozlov.ru/library/psychology/d1449/ (дата обращения: 10.12.2018).
  12. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. С. 112—146.
  13. Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию: Пер. с англ. М.М. Исениной / Под ред. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 1994. 256 с.
  14. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. 149 с.
  15. Слово в действии: Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Павловой. СПб.: Алетейя, 2000. 316 с.
  16. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика. СПб: Речь, 2005. 624 с.
  17. Соловьева Д.И. Возрастные и индивидуальные особенности разрешения подростками нравственных проблемных ситуаций: дипломная работа / Н рук. Е.Д. Божович. М.: МГППИ, 1998. 105 с.
  18. Флоренская Т.А. Исследования одного типа личности в различных психологических концепциях // Новые исследования в психологии. 1974. № 2 (10). С 21—23.
  19. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  20. Kohlberg L. Essays on Moral Development. Vol. 2: The Psychology of Moral Development / Ed. by L. Kolhberg. San- Francisco: Harper and Row, 1984. 580 p.

Информация об авторах

Божович Елена Дмитриевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8015-9040, e-mail: elenabozhovich@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1818
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1443
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 3