Учебная деятельность как эффективный способ развития метапредметных и личностных компетенций у младших школьников

335

Аннотация

В статье приведены данные многолетних исследований, подтверждающих тот факт, что основанная на методе учебной деятельности система обучения младших школьников создает условия для успешного когнитивного, социального и личностного развития детей в начальной школе. Учащиеся 10—11 лет обнаруживают более высокий уровень овладения ключевыми компетенциями, чем их сверстники, обучающиеся на основе традиционных методов и приемов организации учебной работы. Достоверно установлено, что «развивающая» образовательная среда позволяет сформировать у детей более высокие результаты по таким важным показателям умения учиться, как умение отделять известное от неизвестного и задавать вопросы о неизвестном. Показатели развития основ теоретического мышления (содержательный анализ, глубина планирования, рефлексия) у детей, обучающихся на основе метода учебной деятельности, выше, чем у детей, обучающихся в традиционной школе. «Развивающая» образовательная среда, в отличие от традиционной школы, в большей степени способствует эффективному развитию у детей социальных компетенций — умения взаимодействовать, преодолевать когнитивный конфликт, осуществлять взаимный контроль и оценку выполняемых действий.

Общая информация

Ключевые слова: развивающая образовательная среда, образовательная среда традиционного обучения, умение учиться, когнитивные метапредметные результаты, социальные компетенции

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160207

Для цитаты: Рубцов В.В., Улановская И.М. Учебная деятельность как эффективный способ развития метапредметных и личностных компетенций у младших школьников // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 2. С. 51–60. DOI: 10.17759/chp.2020160207

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Улановская Ирина Михайловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник , лаборатория психологии младших школьников, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6605-0615, e-mail: iulanovskaya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1090
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 335
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6