«Двойственность» совместной деятельности как основа становления психологических новообразований: пути развития деятельностного подхода

284

Аннотация

Статья посвящена анализу методологического статуса категории совместной деятельности и ее роли в раскрытии психологических механизмов развития человека. Особое внимание уделяется содержанию терминов «объект деятельности» и «предмет деятельности», которое определяет понимание основных характеристик деятельности как процесса орудийного преобразования объекта деятельности в ее предмет, воплощающего собой осуществленный способ деятельности. Ключевыми пунктами анализа деятельностного подхода А.Н. Леонтьева являются положения об источниках, условиях и психологических механизмах деятельности, определяющих внутреннюю динамику развития ее противоречий. Эти противоречия возникают в ходе изменений в предметно-орудийной и коммуникативной составляющих совместной деятельности, которые выступают, соответственно, ведущими формами преобразования предметной действительности и средствами организации взаимодействия субъектов в рамках решения задач совместной деятельности. Подчеркивается, что именно через способ деятельности выражается ее двойственный характер как системы, включающей предметно-орудийную и коммуникативную составляющие. Противоречия, вызревающие в этих составляющих деятельности, разрешаются путем их взаимообуславливающих трансформаций, что ведет к изменению мотивационной основы деятельности, определяющей развитие предметно-орудийных способов действий, которое, в свою очередь, приводит к развитию способов коммуникативной регуляции системы отношений.

Общая информация

Ключевые слова: cовместная деятельность, объект и предмет деятельности, коммуникация, способ деятельности, способы действия, развитие, система отношений, общение, мотивация, противоречия деятельности

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160304

Для цитаты: Нечаев Н.Н. «Двойственность» совместной деятельности как основа становления психологических новообразований: пути развития деятельностного подхода // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 3. С. 27–37. DOI: 10.17759/chp.2020160304

Информация об авторах

Нечаев Николай Николаевич, доктор психологических наук, действительный член Российской академии образования, профессор, профессор Международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6965-2312, e-mail: nnnechaev@gmail.com