Изменяя мир для детей с нарушениями приема пищи: культурно-исторический анализ трансформирующей субъектности

230

Аннотация

Как добиться позитивных изменений — ключевая задача культурно-исторической концепции. Остается актуальной важность рассмотрения изменений сквозь призму переплетения индивидуального и социального. Определенные возможности для этого открывает концепция субъектности/агентности (agency), средства, с помощью которого люди могут не просто справляться с проблемами или адаптироваться к текущему положению вещей, но прилагать усилия к тому, чтобы создавать будущее, которое должно стать реальностью. Данная работа опирается на идеи трансформирующей позиции активизма (TAS) А. Стеценко, трансформирующей субъектности посредством метода двойной стимуляции (TADS) А. Саннино и социальной субъектности (relational agency) А. Эдвардс, прослеживая возникновение и проигрывание субъектности у родителей детей с нарушениями приёма пищи. Это дети, которые не в состоянии питаться самостоятельно, через рот, поэтому для их кормления необходимо прибегать к специальной трубке (зонду). Каждая семья усиленно конструировала, а затем воплощала в жизнь будущее, в котором их ребенок мог есть самостоятельно, без трубки. Родители действовали из позиции субъектности и руководствовались теми способами, которые согласовывались со значимыми культурными средствами. Эти средства — краеугольный камень будущего, в котором есть больше пространства для инклюзии, равенства и заботы, как для детей, так и для их родителей. В статье подчёркивается значимость современных культурно-исторических подходов к субъектности для понимания и инициирования изменений на стыке индивидуального и социального.

Общая информация

Ключевые слова: субъектность (agency), субъектность, трансформация, культурные средства , родительство, кормление, Выготский Л.С., зондовое питание

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170215

Финансирование. Работа выполнена при финансовой поддержке Maridulu Budyari Gumal / The Sydney Partnership for Health, Research, Education & Enterprise: начальное финансирование ELDOH Clinical Academic Group, 2017-18 и 2018-19.

Благодарности. Авторы выражают признательность коллегам-сооснователям SUCCEED Энн Дадич и Кэди Мораби, а также благодарят за вклад матерей, чьи истории рассказаны в данной работе.

Для цитаты: Хопвуд Н., Эллиот К., Поинтон К. Изменяя мир для детей с нарушениями приема пищи: культурно-исторический анализ трансформирующей субъектности // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 155–166. DOI: 10.17759/chp.2021170215

Литература

  1. Bakhurst D. Vygotsky’s demons. In H. Daniels, M. Cole, J.V. Wertsch (Eds.), The Cambridge companion to Vygotsky (pp. 50—76). Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
  2. Bal A., Afacan K., Cakir H. I. Transforming schools from the ground-up with local stakeholders: Implementing learning lab for inclusion and systemic transformation at a middle school. Interchange, 2019, Vol. 50, pp. 359—387. DOI:10.1007/s10780-019-09353-5
  3. Bal A., Bird Bear A. Ko D., Orie L. Indigenous Learning Lab: Inclusive knowledge-production and systemic design toward Indigenous prolepsis. In W. Cavendish, J.F. Samson (Eds.), An intersectionally-based policy analysis framework in education policy and research. New York, NY: Teachers College Press, 2021.
  4. Borowitz K.C., Borowitz S.M. Feeding Problems in Infants and Children: Assessment and Etiology. Pediatric Clinics of North America, 2018, Vol. 65(1), pp. 59—72. DOI:10.1016/j.pcl.2017.08.021
  5. Chaiklin S. A conceptual perspective for investigating motive in cultural-historical theory. In M. Hedegaard, A. Edwards, M. Fleer (Eds.), Motives in children’s development: Cultural-historical approaches (pp. 209—224). Cambridge: Cambridge University Press, 2012.
  6. Clot Y., Kostulski K. Intervening for transforming: The     horizon     of     action     in     the     Clinic     of     Activity. Theory & Psychology, 2011, Vol. 21(5), pp. 681—696. DOI:10.1177/0959354311419253
  7. Cole M. Cultural psychology: A once and future discipline. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 1996.
  8. Cole M., Ferholt B., Jornet A., Nardi B., Rajala A., Vadeboncoeur J., Williams J. Acknowledging changes and the challenges ahead. Mind, Culture, and Activity, 2019, Vol. 26(4), pp. 283—285. DOI:10.1080/10749039.2019.1701682
  9. Daniels H. Pedagogy. In H. Daniels, M. Cole, J.V. Wertsch (Eds.), The Cambridge companion to Vygotsky (pp. 307—331). Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
  10. del Río P., Álvarez A. Inside and outside the Zone of Proximal Development: an ecofunctional reading of Vygotsky. In H. Daniels, M. Cole, J. Wertsch (Eds.), The Cambridge companion to Vygotsky (pp. 276—303). Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
  11. Dias Fonseca T. The internet as a global playground: young citizens and informal spaces of agency, a Portuguese case study. Mind, Culture, and Activity, 2019, Vol. 26(4), pp. 353—370. DOI:10.1080/10749039.2019.1683208
  12. Disher-Quill K. Be not afraid of my body. Available at https://www.katedisherquill.com/be-not-afraid-of-my-body (accessed 13 May 2021).
  13. Edwards A. Revealing relational work. In A. Edwards (Ed.), Working relationally in and across practices: Cultural-historical approaches to collaboration (pp. 1—21). Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
  14. Edwards A. Agency, common knowledge and motive orientation: Working with insights from Hedegaard in research on provision for vulnerable children and young people. Learning, Culture and Social Interaction, 2020, Vol. 26. DOI:10.1016/j.lcsi.2018.04.004
  15. Edwards A., Daniels H., Gallagher T., Leadbetter J., Warmington P. Improving inter-professional collaborations: Multi-agency working for children’s wellbeing. London: Routledge, 2009.
  16. Edwards A., Fay Y. Supporting the transitions to work of autistic young people: building and using common knowledge. In M. Hedegaard, A. Edwards (Eds.), Support for children, young people and their carers in difficult transitions: Working in the zone of social concern (pp. 456—486). London: Bloomsbury, 2019.
  17. Edwards A., Chan J., Tan D. Motive orientation and the exercise of agency: Responding to recurrent demands in practices. In A. Edwards, M. Fleer, L. Bøttcher (Eds.), Cultural-historical approaches to studying learning and development: Societal, institutional and personal perspectives (pp. 201—214). Dordrecht: Springer, 2019.
  18. Edwards S., Davis A. M., Bruce A., Mousa H., Lyman B., Cocjin J., Dean K., Ernst L., Almadhoun O., Hyman P. Caring for tube-fed children: A review of management, tube weaning, and emotional considerations. Journal of Parenteral and Enteral Nutrition & Dietetics, 2016, Vol. 40(5), pp. 616— 622. DOI:10.1177/0148607115577449
  19. Engeström Y. Putting Vygotsky to work: The Change Laboratory as an application of double stimulation. In H. Daniels, M. Cole, J. Wertsch (Eds.), The Cambridge companion to Vygotsky (pp. 363—382). Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
  20. Gutiérrez K.D., Becker B.L. C., Espinoza M.L., Cortes K.L., Cortez A., Lizárraga J.R., Rivero E., Villegas K., Yin P. Youth as historical actors in the production of possible futures. Mind, Culture, and Activity, 2019, Vol. 26(4), pp. 291— 308. doi:10.1080/10749039.2019.1652327
  21. Haapasaari A., Engeström Y., Kerosuo, H. The emergence of learners’ transformative agency in a Change Laboratory intervention. Journal of Education and Work, 2016, Vol. 29(2), pp. 232—262. DOI:10.1080/13639080.2014.900168
  22. Hedegaard M. Children’s perspectives and institutional practices as keys in a wholeness approach to children’s social situations of development. Learning, Culture and Social Interaction, 2020, Vol. 26. DOI:10.1016/j.lcsi.2018.04.008
  23. Hedges H. The place of interests, agency and imagination in funds of identity theory. Mind, Culture, and Activity, 2020, pp. 1—14. doi:10.1080/10749039.2020.1833931
  24. Hopwood N., Elliot C., Moraby K., Dadich A. Parenting children who are enterally fed: How families go from surviving to thriving. Child: Care, Health & Development, 2020, Vol. 46(6), pp. 741—748. DOI:10.1111/cch.12808
  25. Hopwood N., & Gottschalk B. Double stimulation “in the wild”: Services for families with children at risk. Learning, Culture and Social Interaction, 2017, Vol. 13, pp. 23—37. DOI:10.1016/j.lcsi.2017.01.003
  26. Hopwood N., Gottschalk B. From volitional action to transformative agency: double stimulation in services for families with young children. Pedagogy, Culture & Society, 2020, DOI:10.1080/14681366.2020.1805494
  27. Hopwood N., Moraby K,. Dadich A., Gowans J., Pointon K., Ierardo A., Reilly C., Syrmis M., Frederiksen N., Disher-Quill K., Scheuring N., Heves R., Elliot, C. Paediatric tube-feeding: An agenda for care improvement and research. Journal of Paediatrics and Child Health, 2021 Vol. 57(2), pp. 182—187. DOI:10.1111/jpc.15286
  28. Kajamaa A., Kumpulainen K. Agency in the making: Analyzing students’ transformative agency in a school-based makerspace. Mind, Culture, and Activity, 2019, Vol. 26(3), pp. 266—281. DOI:10.1080/10749039.2019.1647547
  29. Krom H., van Zundert S. M.C., Otten M.G.M., van der Sluijs Veer L., Benninga M.A., Kindermann A. Prevalence and side effects of pediatric home tube feeding. Clinical Nutrition, 2019, Vol. 38(1), pp. 234—239. DOI:10.1016/j. clnu.2018.01.027
  30. Lemos M.F., Cunha Jr, F R.D. Facebook in Brazilian schools: Mobilizing to fight back. Mind, Culture, and Activity, 2017, Vol. 25(1), pp. 53—67. doi:10.1080/10749039.2017.1379823
  31. Miettinen R. Creative encounters and collaborative agency in science, technology and innovation. In K. Thomas, J. Chan (Eds.), Handbook of research on creativity (pp. 435— 449). Cheltenham: Edward Elgard, 2013.
  32. Nardi B. The transformative mind: Expanding Vygotsky’s approach to development and education (Book Review). Mind, Culture, and Activity, 2017, Vol. 24(4), pp. 393—396. DOI:10.1080/10749039.2017.1346687
  33. Roth W.M., Lee Y.J., Hsu P.L. A tool for changing the     world:     Possibilities     of     cultural-historical     activity theory     to     reinvigorate     science     education.     Studies     in Science Education, 2019,    Vol.       45(2),   pp.        131—167. DOI:10.1080/03057260903142269
  34. Roth W.-M., Tobin K., Elmesky R., Carambo C., McKnight Y.-M., Beers J. Re/making identities in the praxis of urban schooling: A cultural historical perspective. Mind, Culture, and Activity, 2004, Vol. 11(1), pp. 48—69. DOI:10.1207/s15327884mca1101_4
  35. Sannino A. The emergence of transformative agency and double stimulation: Activity-based studies in the Vygotskian tradition. Learning, Culture and Social Interaction, 2015a, Vol. 4, pp. 1—3. DOI:10.1016/j.lcsi.2014.07.001
  36. Sannino, A. The principle of double stimulation: a path to volitional action. Learning, Culture and Social Interaction, 2015b, Vol. 6, pp. 1—15. DOI:10.1016/j.lcsi.2015.01.001
  37. Sannino A. (2016). Double stimulation in the waiting experiment with collectives: testing a Vygotskian model of the emergence of volitional action. Integrative Psychological and Behavioural Science, 50(1), 142—173. DOI:10.1007/s12124-015-9324-4
  38. Sannino A. Counteracting the stigma of homelessness: The Finnish Housing First strategy as educational work. Educação, 2018, Vol. 41(3), 385—392. DOI:10.15448/1981-2582.2018.3.32025
  39. Sannino A. Enacting the utopia of eradicating homelessness: Toward a new generation of activity-theoretical studies     of     learning.     Studies     in     Continuing     Education, 2020a, Vol. 42(2), pp. 163—179. DOI:10.1080/015803 7x.2020.1725459
  40. Sannino A. Transformative agency as warping: How collectives accomplish change amid uncertainty. Pedagogy, Culture & Society, 2020,DOI:10.1080/14681366.2020.1805493
  41. Sannino A., Laitinen, A. Double stimulation in the waiting experiment: testing a Vygotskian model of the emergence of volitional action. Learning, Culture and Social Interaction, 2015, Vol. 4, pp. 4—18. DOI:10.1016/j.lcsi.2014.07.002
  42. Stetsenko A. The challenge of individuality in cultural-historical activity theory: “Collectividual” dialectics from a transformative activist stance. Outlines — Critical Practice Studies, 2013, Vol. 14(2), pp. 7—28.
  43. Stetsenko A. Theory for and as social practice of realizing the future. In J. Martin, J. Sugarman, K. L. Slaney (Eds.), The Wiley handbook of theoretical and philosophical psychology: Methods, approaches and new directions for social sciences (pp. 102—116). London: John Wiley & Sons, 2015.
  44. Stetsenko A. Vygotsky’s theory of method and philosophy of practice: implications for trans/formative methodology. Educação, 2016, Vol. 39(esp. supl.), pp. s32—s41. DOI:10.15448/1981-2582.2016.s.24385
  45. Stetsenko A. The transformative mind: expanding Vygotsky’s approach to development and education. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.
  46. Stetsenko A. Agency and creativity in all of us: An egalitarian perspective from a transformative activist stance. In M.C. Connery, V. John-Steiner, A. Marjanovic-Shane (Eds.), Vygotsky and creativity: A cultural-historical approach to play, meaning making and the arts (pp. 431—446). Oxford: Peter Lang, 2018a.
  47. Stetsenko A. Creativity as dissent and resistance: Transformative approach based on social justice agenda. In I. Lebuda, V. Glaveanu (Eds.), The Palgrave handbook of social creativity research (pp. 431—445). London: Palgrave, 2018b.
  48. Stetsenko A. Radical-transformative agency: continuities and contrasts with relational agency and implications for education. Frontiers in Education, 2019, Vol. 4. DOI:10.3389/feduc.2019.00148
  49. Stetsenko A. Critical challenges in cultural-historical activity theory: The urgency of agency. Cultural-Historical Psychology, 2020a, Vol. 16(2), pp. 5—18. DOI:10.17759/ chp.2020160202
  50. Stetsenko A. Hope, political imagination, and agency in Marxism and beyond: Explicating the transformative worldview          and       ethico-ontoepistemology.         Educational Philosophy and Theory, 2020b, Vol. 52(7), pp. 726—737. doi:10 .1080/00131857.2019.1654373
  51. Stetsenko A. Personhood through the lens of radical-transformative agency. In J. Sugarman, J. Martin (Eds.), A humanities approach to the psychology of personhood (pp. 65—83). New York: Routledge, 2020c.
  52. Stetsenko A. Research and activist projects of resistance: The ethical-political foundations for a transformative ethico-onto-epistemology. Learning, Culture and Social Interaction, 2020d, Vol. 26. DOI:10.1016/j.lcsi.2018.04.002
  53. Stetsenko     A.     Transformative-activist     and     social justice approaches to the history of psychology. Oxford Research Encyclopedia, Psychology, 2020e, DOI:10.1093/ acrefore/9780190236557.013.466
  54. Stetsenko A., Selau B. Vygotsky’s approach to disability in the context of contemporary debates and challenges: Charting the next steps. Educação, 2018, Vol. 41(3), pp. 325— 333. DOI:10.15448/1981-2582.2018.3.32668
  55. Syrmis M., Frederiksen N., Reilly C. Weaning children from temporary tube feeding: Staff survey of knowledge and practices. Journal of Paediatrics and Child Health, 2020, Vol. 56(8), pp. 1290—1298. DOI:10.1111/ jpc.14927
  56. Virkkunen J. Dilemmas in building shared transformative agency. activités, 2006, Vol. 3(1), pp. 43—66. DOI:10.4000/activites.1850
  57. Wilken M., Bartmann P., Dovey T.M., Bagci S. Characteristics of feeding tube dependency with respect to food aversive behaviour and growth. Appetite, 2018, Vol. 123, pp. 1—6. DOI:10.1016/j.appet.2017.11.107

Информация об авторах

Хопвуд Ник, доктор медицинских наук, Почетный доктор, доцент, факультета международных исследований в образовании, Технологический университет Сиднея, экстраординарный профессор, факультет методологии преподавания, Стелленбосский университет, Стелленбос, ЮАР, Австралия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2149-5834, e-mail: nick.hopwood@uts.edu.au

Эллиот Крис, научный сотрудник, Королевский австралийский колледж врачей общей практики, консультирующий педиатр больницы Св. Георгия, младший преподаватель, Уни-верситет Нового Южного Уэльса, почтеный консультант, Сиднейская детская больница., Австралия, e-mail: christopher.elliot@health.nsw.gov.au

Поинтон Керен, сертифицированный практикующий аудитор, специалист по реформам в сфере здравоохранения, советник правительственных рабочих групп, Австралия, e-mail: kbpointon@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 746
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 230
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1