Участие в фитнес-блогах как новая социальная практика и ее последствия для психического здоровья молодых женщин

714

Аннотация

Участие в фитнес-блогах и фитнес-марафонах становится одной из популярных социальных практик, прежде всего среди молодых женщин. И, хотя в качестве одной из целей этих практик заявляется польза для здоровья, в реальности они сопряжены с серьезными рисками для психического благополучия участников. В статье представлены результаты исследования, цель которого — изучение уровня и факторов психического неблагополучия женщин-участниц фитнес-блогов, а также динамики их эмоционального состояния в процессе фитнес-марафонов. В исследовании приняли участие 112 женщин в возрастном диапазоне от 18 до 35 лет, средний возраст — 23,5 лет; среднее отклонение — 4,7. Все респонденты являются подписчицами различных фитнес-блогов в социальной сети Instagram. В исследовании были использованы следующие методики: Опросник физического перфекционизма [8]; Опросник «Ситуативной неудовлетворённости образом тела» [14]; Шкала воспринимаемого социокультурного давления [3]; Краткая шкала страха негативной оценки [9]; Шкала депрессии Бека [17], Трехфакторный опросник перфекционизма Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогоровой [1]. Полученные данные свидетельствуют о том, что молодые женщины, проводящие в сети Instagram 60 минут в день и более, отличаются от тех, кто проводит в Сети не более 30 минут, значимо более высокими показателями требований к своему телу и неудовлетворенности им, а также большей выраженностью симптомов эмоциональной дезадаптации, включая суицидальную направленность. Согласно данным регрессионного анализа, наиболее значимое влияние на рост показателей неудовлетворенности своим телом оказывают физический и общий перфекционизм, а также социальная тревожность и депрессивная симптоматика. После участия в фитнес-марафоне у женщин значительно повышаются показатели неудовлетворенности собственным телом и показатели эмоционального неблагополучия. Дальнейшие исследования необходимы для того, чтобы наметить мишени профилактики эмоциональной дезадаптации, к которой приводит массовое увлечение молодых женщин фитнес-блогами.

Общая информация

Ключевые слова: неудовлетворенность своим телом, фитнес-марафон, fitspiration, фитнес-блог

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170214

Для цитаты: Лепешева С.О., Холмогорова А.Б. Участие в фитнес-блогах как новая социальная практика и ее последствия для психического здоровья молодых женщин // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 144–154. DOI: 10.17759/chp.2021170214

Литература

  1. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 3. С. 8—32.
  2. Рахманина А.А., Холмогорова А.Б. Влияние социокультурных стандартов на представление о теле и эмоциональное благополучие молодежи // Психология — наука будущего : материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего», 14-15 ноября 2017 года, Москва / Институт психологии Российской академии наук, Государственный академический университет гуманитарных наук, Факультет психологии ; под редакцией А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. Москва : Ин-т психологии РАН, 2017. C. 664—667.
  3. Рахманина А.А., Холмогорова А.Б. Апробация модифицированной          методики воспринимаемого социокультурного давления // Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований (18—19 ноября 2020, г. Москва). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 319—321.
  4. Тарханова П. М. Физический перфекционизм как фактор эмоциональной дезадаптации у современной молодежи: Дис. … канд. психол. наук. Москва, 2014. 178 c.
  5. Тарханова, П. М.. Холмогорова А.Б.Стандарты внешности и культура: роль физического перфекционизма и его последствия для эмоционального благополучия людей в нашу эпоху // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 52—65.
  6. Холмогорова, А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1. С. 94—102.
  7. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Цацулин Т.О. Динамика показателей перфекционизма и симптомов эмоционального неблагополучия в российской студенческой популяции за последние десять лет: когортное исследование // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 41—50. doi:10.17759/chp.2019150305
  8. Холмогорова А.Б., Дадеко А.А. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 3. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 13.05.2021).
  9. Холмогорова А.Б., Клименкова Е.Н. Валидизация методик диагностики социальной тревожности на российской подростковой выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 1. C. 28—39.
  10. Холмогорова А.Б., Рахманина А.А. Tрехфакторная шкала физического перфекционизма — новый инструмент диагностики патогенных стандартов внешности в современной культуре // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 4. С. 98—117.
  11. Шалыгина О.В., Холмогорова А.Б. Роль модных кукол в усвоении нереалистичных социальных стандартов телесной привлекательности у девочек — дошкольниц // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 130—155.
  12. Achtenberg B. Mass media and It’s influence on the adolescent mind: Astudy of student perceptions of body image and magazine advertisements Macalester college. 2006. 15 p.
  13. Benton C., Karazsia B. T. The effect of thin and muscular images on women’s body satisfaction. // Body Image. 2015. Vol. 13. P. 22—27.
  14. Cash T.F., Fleming E.C., Alindogan J., Steadman L., Whitehead A. Beyond body image as a trait: The development and validation of the Body Image States Scale. // Eating Disorders. 2002. Vol. 10. № 2. P. 103—113.
  15. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. Vol. 7. P. 117—140.
  16. Groesz L.M., Levine M.P., Murnen S.K. The effect of experimental presentation of thin media images on body satisfaction: a meta-analytic review // The international journal of eating disorders. 2002. Vol. 31. № 1. P. 1—16.
  17. Grogan S. Body image: Understanding body dissatisfaction in men, women, and children. (2nd ed.). London and New York: Routledge, 2008.
  18. Hargreaves D., Tiggemann M. The effect of television commercials on mood and body dissatisfaction: The role of appearance-schema activation. // Journal of Social and Clinical Psychology. 2002. Vol.2. № 3. P. 287—308.
  19. Hargreaves D., Tiggemann M. The effect of “thin ideal” television commercials on body dissatisfaction and schema activation during early adolescence. // Journal of Youth and Adolescence. 2003. Vol. 32. № 5. P. 367—373.
  20. Levine M. P., Murne S. K. “Everybody knows that mass media are/are not [pick one] a cause of eating disorders”: A critical review of evidence for a causal link between media, negative body image, and disordered eating in females. // Journal of Social and Clinical Psychology. 2009. Vol. 28. № 1. P. 9—42.
  21. Preacher K. J., Rucker D. D., Hayes A. F. Addressing moderated mediation hypotheses: theory, methods, and prescriptions. // Multivariate Behavioral Research. 2007. Vol. 42. № 1. P. 185—227.
  22. Pritchard M., Parker C., Nielsen A. What predicts drive formuscularity in college students? // Eating Behaviors. 2011. Vol. 12. № 3. P. 228—231.
  23. Thompson J.K., Heinberg L.J. The media’s inflfluence on body image disturbance and eating disorders: We’ve reviled them, now can we rehabilitate them? // Journal of Social Issues. 1999. Vol. 55. Р. 339—353.
  24. Tiggemann M., Zaccardo M. “Exercise to be fit, not skinny”:The effect of fifitspiration imagery on women’s body image. // Body Image. 2015. Vol.15. P. 61—67.
  25. Tiggemann M., Zaccardo M. ‘Strong is the new skinny’: Acontent analysis of #fifitspiration images on instagram. // Journal of HealthPsychology. 2016. Vol.23. № 8. Р. 29—41.
  26. Vogel E.A., Rose J.P., Roberts L.R., Eckles K. Socialcomparison, social media, and self-esteem. Psychology of Popular Media // Culture. 2014. № 3. P. 206—222.

Информация об авторах

Лепешева Светлана Олеговна, ГБОУ Школа No 152, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0442-6247, e-mail: lanalepeshevapsy@yandex.ru

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1221
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 714
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4