Оценка умственных действий с помощью компьютерной системы в условиях взаимодействия с партнером

252

Аннотация

Исследование направлено на разработку и тестирование компьютерной игровой системы ‘PL-modified’ как инструмента диагностики универсальных учебных действий (далее УУД) у учащихся среднего школьного возраста в двух условиях проведения игры: индивидуально и в игре в паре с партнером. ‘PL-modified’ представляет собой компьютерную систему в формате игры с разработанными параметрами оценки мыслительных действий анализа, планирования и рефлексии — ключевых УУД, необходимых, согласно теории развивающего обучения, для успешного обучения. В исследовании принимали участие 189 учеников в возрастном диапазоне 11—12 лет. Были сформулированы два главных исследовательских вопроса: 1) существует ли взаимосвязь между измеренными показателями анализа, планирования и рефлексии как основной идентификатор валидности разработанной компьютерной системы; 2) какой тип игры — индивидуальный или в паре с партнером — представляет лучшие условия для проявления высоких показателей оцениваемых УУД. Общий интеллект также оценивался и независимо контролировался. Результаты исследования показали более высокий уровень анализа и планирования в условиях игры в паре с партнером. Более того, паттерны взаимосвязей между оцениваемыми параметрами УУД, равно как и отдельные характеристики игровой результативности, зависят от уровня интеллекта, который демонстрируют пары игроков (уравненные vs. не уравненные по уровню интеллекта). Представленные эмпирические факты обсуждаются с точки зрения перспектив использования системы ‘PL-modified’ в качестве потенциального инструмента диагностики и развития УУД. В рамках современных образовательных программ учителя и психологи нуждаются в простых и относительно легких диагностических методиках оценки умственных действий школьников. В то же время традиционные бумажные тесты не всегда способны мобильно реагировать на запросы диагностической ситуации, поскольку не учитывают мотивационную составляющую и концентрируются исключительно на конечном результате мышления. В связи с этим представленная компьютерная система, включающая игровой формат диагностики и фокусирующаяся на процессуальных характеристиках оцениваемых когнитивных конструктов, имеет большие диагностические возможности, поскольку в перспективе может предоставить содержательную информацию о динамических аспектах мыслительного процесса.

Общая информация

Ключевые слова: компьютерная игровая система ‘PL-modified’, универсальные учебные действия, индивидуальная игра, игра в паре с партнером, интеллект, принятие решения

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170209

Для цитаты: Марголис А.А., Гаврилова Е.В., Куравский Л.С., Шепелева Е.А., Войтов В.К., Ермаков С.С., Думин П.Н. Оценка умственных действий с помощью компьютерной системы в условиях взаимодействия с партнером // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 90–104. DOI: 10.17759/chp.2021170209

Литература

  1. Adachi, P.J.C, & Willoughby, T. (2013). More than Just Fun and Games: The Longitudinal Relationships Between Strategic Video Games, Self-Reported Problem Solving Skills, and Academic Grades. Youth Adolescence, 42, 1041—1052. doi.org/10.1007/s10964-013-9913-9.
  2. Brown, A.L., & Bransford, J. (1982). Learning, Remembering, and Understanding (Technical report No. 244). Illinois University, Urbana Center for the Study of Reading by Bolt, Beranek, & Newman, Inc. Cambridge, MA, 261 p.
  3. Chu, M-W, Chiang, A. (2018). Raging Skies: Development of a Digital Game-Based Science Assessment using Evidence-Centered Game Design. Alberta Science education journal. 45, no. 2, 37—47.
  4. Davydov, V.V. (1996). Teoriya razvivayushchego obucheniya [The theory of developmental education]. Moscow, 544 p. (In Russian).
  5. Elkonin, D.B. (1966). Vozrastne vozmozhnosti usvoeniya znaniy (mladshie klassy shkoly) [Age-related opportunities for the assimilation of knowledge (primary school)]. Moscow, Prosveshchenie [Education], 442 p. (In Russian).
  6. Gallagher, D., & Grimm, L.R. (2018). Making an impact: The effects of game making on creativity and spatial processing. Thinking Skills and Creativity 28, 138—149. doi. org/10.1016/j.tsc.2018.05.001.
  7. Godwin, K.E., Lomas, D., Koedinger, K.R., Fisher, A.V. (2015). International Journal of Gaming and Computer- Mediated Simulations, 7(4), 18—39. DOI: 10.4018/ IJGCMS.2015100102.
  8. Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., Sidneva, A.N., & Pshenichniuk, D.V. (2019). Ot chego zavisit zhelanie mladshikh shko’nikov uchit’sya? Structura predmetnoy motivatsii shkol’nikov, obuchayushchiksya v ramkakh raznykh obrazovatel’nykh system [What determines the desire of younger students to learn? The structure of the subject motivation of schoolchildren studying in different educational systems]. Vestnik RFFI. Fundamental’nye problemy v issledovaniyah psihicheskogo zdorov’ya cheloveka i obshchestva [Fundamental problems in the study of men’s and society psychic health] 4 (104). DOI: 10.22204/2410-4639-2019-104-04-31-40. (In Russian).
  9. Guruzhapov, V. A. (2000). Ekspertiza uchebnogo protsessa razvivayushchego obucheniya v sisteme D.B. El’konina—V.V. Davydova [Examination of the educational process of developmental education in the system of D.B. Elkonin — V.V. Davydov]. Мoscow, 76 p. (In Russian).
  10. Foroughi, C.K., Serraino, C., Parasuraman, R., & Boehm-Davis, D.A. (2016). Can we create a measure of fluid intelligence using Puzzle Creator within Portal 2? Intelligence, 56, 58—64. doi.org/10.1016/j.intell.2016.026.011.
  11. Hamari, J., Tuunanen, J. (2014). Player Types: A Meta- synthesis. Transactions of the Digital Games Research Association, 1(2), 29-53. DOI:10.26503/todigra.v1i2.13.
  12. Koivisto, J., Hamari J. (2019). The rise of the motivational information systems: A review of gamification research. International Journal of Information Management, 45(191), 210 DOI:10.1016/j.ijinfomgt.2018.10.013.
  13. Kritsky, A.G. (1989). Metodika gruppovoy organizatsii uchebnoy deyatel’nosti s ispol’zovaniem komp’utera. Voprosy psikhoogii [Method of the group organization of educational activity with computer. Voprosy psikhologii], 1.
  14. Kritsky, A.G., Shcherbinin, M.Yu. (2007) Komp’uternye kommunikatsii v sovmestnoy uchebnoy deyatelnosti. Pedagogicheskaya psikhologiya [Computer communications in collaborative educational activity. Educational psychology], 93 —104.
  15. Kuravsky, L.S., Baranov, S.N., & Kornienko, P.A. (2005).   Obuchaemye   mnogofaktornye    seti    Markova    i ikh primenenie dlya issledovaniya psikhologicheskikh kharakteristik [Markov’s multifactor learning networks and their application for studying psychological characteristics]. Neirokomp’yutery: razrabotka i primenenie [Neurocomputers: development and application] 12, 65—76. (In Russian).
  16. Leontyev, A.N. (1959). Problemy razvitiya psikhiki [Problems of mental state development]. Moscow: 4th Ed., 1981.
  17. Lumsden, J., Skinner, A., Woods, A.T., Lawrence, N.S. & Munafò, M. (2016). The effects of gamelike features and test location on cognitive test performance and participant enjoyment, PeerJ, 4, e2184. http://doi.org/10.7717/ peerj.2184.
  18. Margolis, A.A., Kuravsky, L.S., Shepeleva, E.A., Gavrilova, E.V., Petrova, G.A., Voitov, V.K., Yurkevich, V.S., & Ermakov, S.S. (2018). Vozmozhnosti kompyuternoy igry “Plines” kak instrumenta diagnostiki kompleksov kognitivnykh sposobnostey shkol’nikov [Elektronnyi resurs] [Possibilities of the computer game “Plines” as a tool for diagnosing complexes of school children’s cognitive abilities]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya [Modern foreign psychology]. 7 (3), 38—52. doi.org/10.17759/jmfp.2018070304. (In Russian).
  19. Margolis, A.A., Kuravsky, L.S., Gavrilova, E.V., Shepeleva, E.A., Ermakov, S.S., Voitov, V.K. (2020) Razrabotka komp’uternoy igrovoy sistemy ‘PL-modified’ kak instrumenta diagnostiki universal’nykh uchebnykh deystviy mladshykh shkol’nikov. Tsiphrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2020) [Elaboration of ‘PL-modified’ computer game system as a diagnostic tool for measurement of higher mental actions by junior-school students]. [Digital Humanities and Technologies in Education]. Compendium of the All-Russian scientific prachtichal conference with an international participation]. MSUPE, 7—14.
  20. Margolis,  A.A.,  Kuravsky,  L.S.,  Artemenkov,  S.L., Voitov, V.K., Shepeleva, E.A., Gavrilova, E.V., Ermakov, S.S. (2020). Analysis of statistical dependencies between intellectual characteristics and gaming ability, measured with the aid of a computer game. International Journal of Modeling, Simulation, and Scientific Computing, 11, 6, 205066-1-22.
  21. McClarty, K.L., Orr, A, Frey, P.M., Dolan, R.P., Vassileva, V., McVay, A. (2012). A Literature Review of Gaming in Education. Research Report, Pearson, 36 pages.
  22. McDaniel, M.A. (2012). Using quizzes to enhance summative-assessment performance in a Web-based class: An experimental study. Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 1(1), 18—26 DOI:10.1016/j.jarmac.2011.10.001
  23. Quiroga, M.A., Román, F.J., De La Fuente, J., Privado, J., & Colom, R. (2016). The Measurement of Intelligence in the XXI Century using Video Games. The Spanish Journal of Psychology, 19, 89 p. doi.org/10.1017/sjp.2016.84.
  24. Quiroga, M.A., Escorial, S., Roman, F.J., Morillo, D., Jarabo, A., Privado, J., & Colom, R. (2015). Can we reliably measure the general factor of intelligence (g) through commercial video games? Yes, we can! Intelligence, 53, 1—7. doi.org/10.1016/j.intell.2015.08.004.
  25. Perret Clermont, A.N. (1991). Rol’ sotsyal’nykh vzaimodeistviy v razvitii intellekta detey [The role of social communication in children’s intelligence development]. Moscow.
  26. PISA 2015. Collaborative problem-solving framework, 2017.
  27. Polivanova, N.I., Rivina, I.V., Ulanovskaya, I.M. (2013). Vyyavlenie umeniya uchashchikhsya nachal’noy shkoly deistvovat’ sovmestno v usloviyakh sotsyal’no-cognitivnogo konflikta. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru [Elektronnyi resurs]. [Revealing skills of elementary school students to work together in situation of socio-cognitive conflict][Psychological Science   and   Education   psyedu.ru], 5, 4 (In Russ., аbstr. in Engl.) URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2013/n4/65849.shtml
  28. Raven, Dzh.K., Kort, Dzh.Kh., Raven, Dzh. (2002). Rukovodstvo k progressivnym matrictsam Ravena I slovarnym shkalam. Razdel 3. Standartnye progressivnye matritsy Ravena (Vklyuchaya parallelnye I plus versii) [Guide to the Progressive Raven Matrices and Vocabulary Scales: Section 3: Standard Progressive Matrices (including parallel and plus versions)]. Moscow, Kogito-Tsentr, 144 p. (In Russian).
  29. Roubtsov, V.V. (1996). Osnovy sotsialno- geneticheskoy psikhologii [Social-genetic psychology framework]. Moscow: Voronezh.
  30. Voiskunsky, A.E., Bogacheva, N. (2017). Computer games and creativity: the positive aspects and negative trends. Journal of Modern Foreign Psychology. 6, 4, 29—40 DOI:10.17759/jmfp.2017060403.
  31. Vygotskii, L.S. (1935). Umstvennoe razvitie detei v processe obucheniya [Children’s mental development during learning process]. Moscow: L.
  32. Zuckerman, G.A. (2016). Igra i uchenie: vstrecha dvukh vedushchikh deyatel’nostei. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Play and Learning: How the Two Leading Activities       Meet].        [Cultural-Historical        Psychology], 12, 2, 4—13. (In Russ., аbstr. in Engl.) doi:10.17759/ chp.2016120201
  33. Zuckerman, G.A. (2020). Sovmestnoe uchebnoe deistvie: reshennye i nereshennye voprosy. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Co-action of Learners: Resolved and Unresolved Issues]. [ Psychological Science and Education], 25, 4, 51—59. (In Russ., аbstr. in Engl.) doi:10.17759/ pse.2020250405.

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Гаврилова Евгения Викторовна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0848-3839, e-mail: gavrilovaev@mgppu.ru

Куравский Лев Семенович, доктор технических наук, профессор, декан факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3375-8446, e-mail: l.s.kuravsky@gmail.com

Шепелева Елена Андреевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник сектора «Центр когнитивных исследований цифровой образовательной среды» ЦМИСД, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9867-6524, e-mail: shepelevaea@mgppu.ru

Войтов Владимир Кузьмич, кандидат технических наук, профессор факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6486-3049, e-mail: vojtovvk@mgppu.ru

Ермаков Сергей Сергеевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Информационные технологии для психологической диагностики», доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», доцент кафедры «Прикладная математика» факультета «Информационные технологии», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4330-2618, e-mail: ermakovss@mgppu.ru

Думин Павел Николаевич, кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией количественной психологии факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9122-252X, e-mail: duminpn@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 985
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 252
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0