Культурно-историческая психология
2021. Том 17. № 4. С. 117–127
doi:10.17759/chp.2021170413
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Исследования академической резильентности детей-мигрантов: анализ и перспективы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: академическая резильентность, дети-мигранты, социально-экономический статус, адаптация, академические результаты, мотивация
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170413
Финансирование. Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания ФГБОУ ВО МГППУ на 2021 г.
Получена: 01.11.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Хухлаев О.Е., Хакимов Э.Р., Фомичева А.Е. Исследования академической резильентности детей-мигрантов: анализ и перспективы // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 4. С. 117–127. DOI: 10.17759/chp.2021170413
Полный текст
Введение
В психологии резильентность — «... способность личности поддерживать психологическое равновесие во время потенциально опасных ситуаций, < ...> ресурсная адаптация к изменяющимся обстоятельствам и непредвиденным условиям среды» [2, c. 105].
Миграция — переезд жить на другую территорию, в другую страну — является внешним обстоятельством, которое зачастую неблагоприятно воздействует на психику человека. Миграция является вызовом не только для личности сформировавшегося взрослого, но и для мигранта-ребенка, особенно для подростка, кто еще только формирует свою идентичность и проходит первичную социализацию.
Актуальность выявления врожденных задатков, а также развиваемых и формируемых в разных условиях личностных и деятельностных особенностей резильентных мигрантов обусловлена огромной ценностью таких знаний для понимания проблем современных детей-мигрантов и для целенаправленного создания оптимальных психолого-педагогических и социально-педагогических условий для их социализации в новом для них «принимающем» обществе.
Статья представляет систематический обзор имеющихся данных о резильентности детей-мигрантов, с акцентом на их академическую резильентность, а также намечает перспективы дальнейших эмпирических и формирующих психолого-педагогических исследований.
Определение академической резильентности
Н. Гармези определил ключевые защитные психосоциальные факторы, которые стимулируют ре- зильентность: а) личностные качества детей и подростков; б) характеристики семей; в) характеристики среды [6]. Зафиксируем здесь, что резильентность человека — это способность к устойчивости и восстановлению в ситуации длительного неблагоприятного внешнего влияния, которая развивается благодаря определенным внутренним предпосылкам и внешним социальным факторам. Другими словами,— это способность стабильной и последовательной результативной адаптации в сложных жизненных обстоятельствах.
Ряд исследователей начали выделять разные виды резильентности в зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которых он достигает неожиданно высоких результатов, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства; одна из них — «академическая резильентность». Ее определение было сформулировано C. Лутар [8] как синоним школьной резильентности и означало, с одной стороны, способность к успеху в учебе в школе, несмотря на преобладающие социальные и институциональные барьеры, с другой стороны, способность эффективно справляться со стрессом или давлением и, в конечном итоге, достигать успехов в образовании: достаточно высокой учебной успеваемости, карьерного роста после окончания образования.
По мнению исследователей, академическая резильентность — это «... способность учащегося адаптироваться и развиваться в ответ на неблагоприятные ситуации на протяжении всего своего университетского опыта, в местах обучения или в университетской среде, которая позволяет учащемуся вернуться к сбалансированным условиям жизни с дополнительными возможностями, позволяющими ему двигаться вперед, повышая уровень человеческого капитала» [19, с. 1851].
В рамках международных тестирований TIMSS и PISA ученики считаются «академически резильент- ными», если они входят в 25% наиболее социальноэкономически неблагополучных людей в своей стране и одновременно достигают высокого уровня овладения знаниями и навыками в трех или выше предметных областях по трем тестам PISA: чтение, математика и естественные науки [15]. Академическая резильентность — это способность находящегося в неблагоприятном положении учащегося освоить набор «навыков и компетенций, необходимых для полноценного участия в жизни общества и успеха на рынке труда» [13].
Академическая резильентность
детей-мигрантов: методы изучения
и результаты исследований
Для анализа эмпирических исследований академической резильентности учащихся с миграционным опытом нами был предпринят поиск литературы в базе Web of Science без ограничений глубины поиска по ключевым словам “academic resilience” и “immigration” в предметных областях, имеющих отношение к образованию или психологии. После отсева публикаций, в которых отсутствовали эмпирические данные и в которых были представлены результаты исследований взрослых, в обзор было включено 12 материалов 2004—2021 годов. Семь исследований были проведены в одном городе, регионе или стране. Пять исследований были проведены в международном масштабе; сравнивались результаты резильентности детей-мигрантов между разными странами, например, в странах Евросоюза на основе данных международного исследования PISA.
В-целом, в большинстве работ академическая резильентность детей-мигрантов определяется как достаточно высокий уровень образовательных результатов, который такие дети показывают, несмотря на длительные негативные стрессогенные обстоятельства: низкий социально-экономический статус семьи ученика и факт миграции из другой страны.
Уровень образовательных результатов в большинстве исследований выявляется согласно результатам тестирования знаний и умений учащихся в «базовых для благополучной жизни» [13] сферах: математика, чтение и естественные науки — через разделение на высокий, средний и низкий диапазоны по той или иной выборке учащихся, например, по группе семей с низким социально-экономическим статусом или по группе мигрантов, приехавших из-за рубежа в разном возрасте и т. д. Низкий социально-экономический статус семьи ученика и факт его миграции, как правило, определялся по ответам на вопросы анкет для самих учеников, их учителей или родителей.
В-целом, академически резильентные ученики-мигранты выявляются с помощью внешних, формальных критериев. Проблемой является то, что академически резильентными признаются ученики, некоторые из которых считают себя в школьной среде неуспешными. С другой стороны, ученики со средней успеваемостью, те, кто достигает этого вопреки внешним обстоятельствам, из внимания исследователей выпадают.
Решение этой проблемы предложено в ряде исследований, в которых уровень образовательных результатов определялся субъективно — самими учащимися через заполнение анкет или участие в интервью. В одном исследовании качество образования учащихся-мигрантов выявлялось через анализ их 10-летней карьеры после проведения первого среза [10].
На наш взгляд, сочетание формальных критериев академической резильентности с субъективной самооценкой учеников и/или с содержательной оценкой со стороны учителей или родителей позволяет достичь более точного выявления действительно академически резильентных учеников и получить более достоверные знания, как о внутриличностных, так и о внешних социальных факторах.
Результаты исследований включенных в анализ, в том числе данные о выборках и используемых методах измерения, представлены в табличной форме (табл. 1). По нашему мнению, такая форма изложения данных позволяет читателю ознакомиться с нюансами полученных результатов и составить собственное мнение о представленной проблематике.
Академическая резильентность
детей-мигрантов: основные тенденции
Как отмечалось выше, в широкомасштабных исследованиях, основным источником данных для которых являются результаты теста PISA, под академической резильентностью понимается одновременная принадлежность учащегося к группе низкого социального благополучия и демонстрация высоких или хотя бы превышающих средние учебных достижений. Результаты этой группы исследований показывают, что, хотя в целом, особенно в странах Европейского Союза, количество академически резильентных учащихся среди коренных жителей больше, чем среди мигрантов, в отдельных странах, напротив, количество академически резильентных учащихся с мигрантским происхождением несколько больше. Отчасти это связано со сформированной за длительный период миграционной политикой некоторых государств, с существованием определенных программ адаптации и поддержки мигрантов в странах с более длительной историей принятия мигрантов.
Данные исследований, проведенных в отдельных странах, особенно в США, демонстрируют так называемый «парадокс мигранта» — более высокие академические достижения учащихся с мигрантским происхождением по сравнению с другими учащимися. Это явление достаточно четко связывается с внутренними, мотивационными факторами развития личности, с уровнем распространенности в среде мигрантов установки на ценность образования как социального лифта.
Таблица 1
Исследования академической резильентности детей-мигрантов
Автор(ы) |
Выборка |
Методы измерений |
Основные результаты |
Группа исследований 1. Количественные исследования в одном городе, регионе, стране |
|||
Borman G.D., Overman LT., 2004 [3] |
Учащиеся 3-х классов школ США (возраст около 10 лет). Всего: 925 ученика с низким уровнем соц иально-экономического статуса (26% афроамериканцы, 32% латиноамериканцы, 43% — белые). Из них 521 «академически резильентные» (успеваемость выше средней) 404 «с академическим риском» (успеваемость ниже средней) |
Отметки по математике по полугодиям и годам: 1) общая самооценка была проведена по шкале Розенберга; 2) анкета самооценки успеваемости учащихся в области математики; 3) анкета отношения учащихся к школе; 4) оценка классным руководителем степени вовлеченности учащихся в учебный процесс |
Для учащихся из этнических меньшинств с низким уровнем социально-экономического статуса, которые достигли устойчивых результатов по математике, т. е. для академически резильентных учащихся свойственны (по сравнению с малоуспешными учениками): 1) внутренний локус контроля ; 2) более позитивный взгляд на школу; 3) более позитивная самооценка; 4) более активное участие в учебной деятельности |
Perez W., Espinoza R., Ramos K., Coronado H., Cortes R. 2009 [16] |
Ученики старших классов, проживающие в США нелегально. Всего: 110 нелегальных латиноамериканских старшеклассников (возраст от 17 до 21 года, 62% женщины) Среднее количество лет, прожитых в США, - 13,5 лет |
1. Показатели академической успешности: высокий средний балл, большое количество академических наград и количество завершенных курсов с отличием. 2. Показатели риска: большая занятость в старшей школе; чувство отвержения, связанное с нелегальным статусом; низкий уровень образования родителей; большой размер семьи. 3. Показатели факторов внешней защиты: родительское одобрение школы; положительная оценка школьного образования со стороны друзей; участие во внеклассных мероприятиях; участие в волонтерской деятельности; полная семья. 4. Показатели факторов личной защиты: признан ли одаренным и талантливым во время своего начального или среднего школьного образования; шкала двуязычия; шкала дистресса; значимость школьного образования |
1. «Резильентные» учащиеся-мигранты (23%) характеризуются высоким уровнем психосоциального риска в сочетании с высоким уровнем личных и средовых защитных факторов. 2. При наличии различных внешних и внутренних ресурсов академическая успеваемость в целом была положительной, даже при наличии нескольких источников психосоциального риска. 3. Наиболее важными факторами личной защиты (и резильентности) учеников-мигрантов являются: субъективная значимость школы, участие во внеклассной деятельности, участие в волонтерской деятельности. 4. Субъективная значимость обучения была положительно связана со средним баллом успеваемости |
Kamaev A., Tovar Garcia E.D., 2016 [7] продолжение — Tovar Garcia E.D., 2017 [18] |
Учащиеся 1 -8-х классов в школах России (возраст от 6 до 14 лет) и их семьи (всего 6000 семей) |
Данные Российского лонгитюдного мониторингового исследования с 2010 по 2013 г. (4 среза): 1) оценка родителями уровня успеваемости своих детей; 2) статус ученика (был ли ребенок рожден вне России — т. е. является ли он «мигрантом »); |
Дети-мигранты не обладают какими-либо значимыми преимуществами или недостатками в уровне учебных достижений по сравнению с другими школьниками. В среднем они показывают результаты, схожие с результатами по выборке в целом. То есть их происхождение не оказывает значимого влияния на их учебные достижения |
Автор(ы) |
Выборка |
Методы измерений |
Основные результаты |
|
|
3) оценка родителями уровня здоровья ученика, пол и возраст, социально-экономический статус, тип школы |
|
Товар-Гарсия Э.Д., 2018 [1] |
Учащиеся 9-х классов в школах г. Ярославля и Ярославской области, Россия (возраст — 15 лет). Всего: 2003 ученика, среди них 210 ученик из семей мигрантов из-за рубежа |
По происхождению ученики были разделены на 3 группы: русские, этнически-кавказ- ские и этнически-азиатские. 1 . Индекс образовательных достижений и результатов. 2 . Индекс семейного происхождения (социально-экономический статус, культурный и социальный капитал). 3 . Индекс качества школ (специализация школы, нестандартные программы обучения, участие школ в олимпиадах). 4 . Индекс ассертивности — энтузиазма по отношению к долгосрочным целям |
1. Дети-мигранты не обладают более низкими образовательными достижениями, чем местные школьники. Семейное происхождение и качество школы не играет важной роли для мигрантов. 2. Дети мигрантов из республик Кавказа имеют более высокий уровень ассертивности по сравнению с остальными школьниками, хотя уровень их успеваемости соответствует уровню местных детей. 3. Ассертивность этнических кавказских мигрантов положительно влияет на их успеваемость |
De Feyter J.J., Parada M.D., Hartman S.C., Curby T.W., Winsler A., 2020 [4] |
Учащиеся 1 -4-х классов в школах США (возраст от 7 до И лет), город Майями (59% населения имеет иностранное происхождение). Всего: 1638 детей из семей с низким доходом, афроамериканцы и латиноамериканцы. Три подгруппы: 1) дети мигрантов 1-го поколения (родились за пределами США ); 2) дети мигрантов 2-го поколения ( рождены в США, но хотя бы один родитель рожден за границей ); 3) мигранты 3-го поколения (родители родились в США) |
1 . Оценки в классе с 1-го по 4-й класс (средний балл). 2 . Результаты стандартизированных тестов по математике и чтению по государственным тестам SAT-10 и F-CAT. 3 . Количество пропусков занятий, опозданий на уроки. 4 . Количество оставленных на второй год |
1. Выявлены более высокие академические результаты детей-мигрантов (афро- и латино-) с низким доходом почти по каждому параметру в каждом классе — с 1-го по 4-й класс по сравнению с детьми не мигрантов (афро- и латино-) с низким доходом. 2. Дети мигрантов 1-го поколения превосходили детей не мигрантов во всех классах и областях, измеряемых по среднему баллу и по результатам государственным тестов. Они же превзошли детей мигрантов 2-го поколения по 8 из 13 показателей. 3. Дети мигрантов 1-го поколения гораздо меньше прогуливали уроки и опаздывали, начиная с детского сада до 2-го класса по сравнению с детьми не мигрантов. Школьники-мигранты из числа афро- гораздо реже пропускали школу, чем другие. Этот феномен назван «иммигрантское преимущество» (высокий энтузиазм, отношение к образованию как к социальному лифту и т. д.). 4. «Иммигрантское преимущество» от поколения к поколению имеет тенденцию к снижению, так как снижаются результаты обучения (у 1-го поколения они выше, у 2-го —ниже, у 3-го — еще ниже) |
Группа исследований 2. Количественные исследования в нескольких ст| |
эанах |
||
OECD, 2015 [14] |
Ученики 9-х классов (возраст от 15,2 до 16 ,3 лет) из всех стран, участвовавших в международном исследовании PISA в |
Тесты международного исследования PISA и анкеты, к нему прилагающиеся (информация о семейном происхождении, школь- |
1. Доля академически резильентных учащихся (из неблагополучных семей, которые входят в первую четверть всех учащихся по уровню академических достижений) среди учени- |
Автор(ы) |
Выборка |
Методы измерений |
Основные результаты |
OECD, 2018 [15] |
Ученики 9-х классов (возраст от 15,2 до 16.3 лет) из всех стран, участвовавших в международном исследовании PISA в 2015г/ |
Тесты международного исследования PISA и анкеты, к нему прилагающиеся |
1. Вероятность того, что учащиеся-мигранты первого поколения в целом будут резильентными, в значительной степени зависит от возраста, в котором они прибыли в принимающую страну. В среднем по странам ОЭСР и ЕС «поздно прибывшие» (приехавшие после 12 лет) с меньшей вероятностью (на 10%) окажутся в группе резильентных учащихся, по сравнению с «рано прибывшими» ( приехавшими до 12 лет). 2. «Поздно прибывшие» учащиеся-мигранты на 24% реже, чем учащиеся из числа коренных народов, достигали базового академического уровня, сообщали о чувстве принадлежности к школе и удовлетворенности жизнью |
Gabrielli G., Longobardi S., Strozza S., 2021 [5] |
Ученики 9-х классов (возраст от 15,2 до 16 ,3 лет) из 7 стран: Италия, Испания, Греция, Германия, Франция. Великобритания, Нидерланды (участники международного теста PISA 2018). Ученики поделены для анализа на подгруппы: 1) мигранты (оба родителя или один — мигранты); 2) коренные (оба родителя — не мигранты) |
Тесты международного исследования PISA и анкеты, к нему прилагающиеся |
1. Ученики-мигранты демонстрируют более низкую степень академической резильентности, чем их местные сверстники. 2. Убеждения учеников в самоэффективности способствуют хорошей успеваемости больше среди коренных жителей, чем среди мигрантов. 3. Намерения учащихся пойти в старшие классы положительно связаны с академической резильентностью, как у коренных жителей, так и у мигрантов. 4. Образование родителей и родительская поддержка в большей степени и положительно связаны с резильентностью учеников-мигрантов, чем учеников-коренных жителей. Даже если родители не могут поддержать образовательные усилия и достижения своих детей с помощью определенных предметов или навыков, они все равно играют значительную роль, поощряя у учащихся чувство компетентности и положительное отношение к учебе. 5. Учащиеся-мигранты в северо-западных странах (Германия, Франция. Великобритания, Нидерланды) более резильентны, если они посещают школы, где организована разнообразная внеклассная деятельность и имеются четкие критерии отбора для поступления в определенные классы. Для южных стран (Италия, Испания, Греция) эта закономерность не выявлена. 6. Несовпадение языка обучения и языка домашнего общения отрицательно связано с академической резильентностью учеников |
Группа исследований 3. Качественные исследования |
|||
Morales Е.Е., 2008 [10] |
Учащиеся-мигранты в США из Доминиканской Республики, показавшие высокие академические достижения во время учебы и имеющие хорошую карьеру в США. Всего — 4 человека |
Лонгитюдное исследование: 1) первоначальное интервью 1997; 2) повторное глубинное интервью через 10 лет |
1. Выявлены различные аспекты академической резильентности учеников-мигрантов. 1.1. С ильный внутренний локус контроля, восприятие школы как опоры, посещение специальных школьных программ, поддерживающие учителя. |
Автор(ы) |
Выборка |
Методы измерений |
Основные результаты |
|
|
|
1.2. интеллект выше среднего, высокая уверенность в себе, хорошая трудовая этика, пример значимого взрослого. 1.3. Независимость, дисциплина и приверженность к усердному труду, желание уйти из своего окружения (соседства), дополнительная школьная программа, высокие ожидания родителей относительно учебы ребенка . 1.4. Привычка к усердному труду, умение эффективно использовать помощь других людей, религия, поддержка со стороны значимых людей, переезд в новый район |
Nachatar Singh J.K., 2020 [11] |
Учащихся по обмену из разных стран в малазийском университете (12 жен и 21 муж) Всего — 33 учащихся |
Полуструктурированное интервью, в ходе которого происходило выделение наиболее резильентных учащихся. Учащиеся отозвались на просьбу дать интервью |
1. Резильентные учащиеся во время выполнения групповых заданий использовали стратегию присоединения к людям других этнических групп или привлечения помощи учителей, когда это необходимо, для объединения с другими учащимися и улучшения своего учебного опыта. Такие примеры выявлены в поведении учеников-мигрантов из регионов Африки и Ближнего Востока. 2. Резильентные учащиеся активно искали личную помощь, особенно у своих друзей. Учащиеся из африканских, азиатских и ближневосточных стран гораздо чаще обращались за такой помощью, чтобы понять, как работать на общих компьютерах, как предоставить отзывы о своей письменной работе или информацию о своих исследованиях. 3. Резильентные учащиеся указали, что должны были создавать для себя мотивацию, чтобы обратиться за помощью к другим, более знающим ученикам или узнать о дополнительных образовательных услугах. 4. Основные стратегии поведения резильентных учащиеся связаны с их личными качествами: напористость и уверенность |
В нескольких исследованиях были получены различия между мигрантами первого и второго поколений. Общая тенденция такова, что мигранты второго поколения чаще оказываются в группе «академически резильентных», по сравнению с немигрантами [9]. В то же время среди мигрантов первого поколения встречаются учащиеся с более высоким уровнем мотивации к обучению, чем у других учащихся, в том числе и среди мигрантов второго поколения [4; 9].
Для детей мигрантов первого поколения важную роль играет возраст прибытия в другую страну. От него во многом зависит качество дальнейшей адаптации ребенка. Критическим признается возраст 12 лет [15]. Учащиеся, прибывшие позднее этого возраста, показывают меньшее чувство принадлежности к школе и реже достигают базового академического уровня, чем дети, прибывшие в более раннем возрасте.
Следующие факторы академической резильентности учащихся мигрантов относятся к мотивационно-потребностной сфере. Это уверенность в себе, высокая самооценка и самоэффективность. Представляется, что эта закономерность характерна не только для детей мигрантов, а скорее для более широкой группы учащихся. Академическая резильентность дает ребенку чувство собственной компетентности, возможность испытать успех и ощущение того, что он может справиться с вызовами и проблемами.
В пока немногочисленных исследованиях академической резильентности детей-мигрантов в России [1; 7; 18] отчетливо видна недостаточность эмпирических данных и необходимость глубокого и тщательного изучения этой проблемы.
Выводы и перспективы дальнейших
исследований
Результаты описанных в статье исследований позволяют предположить, что академическая рези- льентность детей-мигрантов особенно интенсивно развивается в семьях, в которых есть хотя бы один значимый взрослый, который является для ребенка образцом резильентного поведения, высоко ценит академические успехи ребенка и возлагает большие надежды на его образование. Семьей можно считать «расширенную семью», включающую не только родителей, но и других родственников и, в некоторых случаях, «этнические группы тесных социальных связей». По-видимому, можно гипотетически говорить о выявленных фактах интериоризации благоприятных для академической успешности ребенка социальных отношений в его внутренний психический план.
Также в ряде случаев академическая резильентность детей-мигрантов обусловлена высоким профессионализмом в работе хотя бы одного значимого для него педагога. Особенно часто такая закономерность проявляется в начальной школе, хотя выявлены и единичные случаи среди мигрантов-подростков, с которыми работали педагоги не только школы, но и внешкольных организаций, например, волонтерских, религиозных и др. По мнению Я.С. Новотного, наиболее перспективными являются три основных направления исследований в школе. Сначала нужно выявить, как происходит поддержка и оценивание учебных успехов детей-мигрантов разными педагогами и как это стимулирует их к дальнейшим успехам. Далее важно изучить механизмы, лежащие в основе этого учебного успеха и использовать их в дальнейшей работе с этими же самыми детьми-мигрантами; понять, почему именно эти ученики так неожиданно добились успеха. Наконец, можно будет исследовать результативность этих механизмов в работе с другими учащимися [12].
Во-вторых, проведенные ранее исследования показывают, что наличие внешней поддержки у ребенка-мигранта с академической резильентностью сочетается с его способностью находить такую поддержку — обращаться, искать, просить и принимать. Важными предпосылками академической резильентности, а, возможно, сопутствующими и параллельно развивающимися, являются такие психические новообразования, как внутренний локус контроля, высокая внутренняя учебная мотивация, способность к самоэффективности, а также «ассертивность». В будущих исследованиях важно проверить, какие личностные особенности и деятельностные характеристики связаны с академической резильентностью детей-мигрантов. Также в них важно найти источник высокой мотивации среди детей с мигрантским происхождением, для того чтобы понять, какие условия способствуют ее повышению.
Помимо исследования характеристик мотивационно-потребностной сферы академически резильентных детей-мигрантов, необходимо понять, насколько они психологически благополучны, каков у них уровень удовлетворенности жизнью. Будет ли для детей-мигрантов верна следующая закономерность: поддерживаемая высокая внешняя учебная мотивация влияет на формирование устойчивой внутренней учебной мотивации, что приводит к достаточно высоким академическим достижениям. Влияет ли это на повышение или поддержание высокой общей самооценки и на относительно высокий уровень удовлетворенности жизнью.
В-третьих, можно осторожно предположить, что наиболее благоприятным возрастом для формирования академической резильентность является период обучения в начальной школе, особенно в первых двух классах. При этом дети, которых оставляют на второй учебный год, в большинстве случаев теряют академическую резильентность. Эта проблема также требует прояснения, особенно если учитывать межкультурные различия в резильентности, отдельные аспекты в социальном и культурном контекстах. Другими словами, необходимо выявить особенности академической резильентности учащихся начальной школы, средней и старшей школы в различных культурно обусловленных способах восприятия и понимания мира.
В-четвертых, отдельное направление исследований возможно относительно связей между академической резильентностью детей-мигрантов с другими видами резильентности и предполагает ответ на вопрос: влияет ли повышение общей резильентности у таких детей на рост их академических результатов. Понятие академическая резильентность дает возможность исследователю встать на другую позицию и предоставляет совершенно иной, позитивный, взгляд на ребенка-мигранта, не как на жертву небла-
Литература
- Товар-Гарсия Э.Д. Иммигрантское происхождение или ассертивность? Поиск ключевых факторов образовательных достижений детей мигрантов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Том 15. № 2. С. 326 —345. DOI:10.17323/1813-8918-2018- 2-326-345
- Bonanno G.A. Loss, Trauma, and Human Resilience: Have We Underestimated the Human Capacity to Thrive After Extremely Aversive Events? // The American psychologist. 2004. Vol. 59. № 1. Р. 101—113. DOI:10.1037/0003- 066X.59.1.20
- Borman G.D., Overman, L.T. Academic Resilience in Mathematics among Poor and Minority Students // The Elementary School Journal. 2004. Vol. 104. № 3. Р. 177—195. DOI:10.1086/499748
- De Feyter J.J., Parada M.D., Hartman S.C., Curby T.W., Winsler A. The early academic resilience of children from low-income, immigrant families // Early Childhood Research Quarterly. 2020. Vol. 51. P. 446—461. DOI:10.1016/j. ecresq.2020.01.001
- Gabrielli G., Longobardi S., Strozza S. The academic resilience of native and immigrant-origin students in selected European countries [Электронный ресурс] // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2021. DOI:10.1080/136918 3X.2021.1935657 (дата обращения: 22.10.2021).
- Garmezy N. Resilience in children’s adaptation to negative life events and stressed environments // Pediatric Annals. 1991. Vol. 20. P. 459 —466. DOI:10.3928/0090-4481- 19910901-05
- Kamaev A., Tovar Garcia E.D. Educational achievements of migrant schoolchildren in Moscow [Электронный ресурс]. Moscow, 2016. URL: https://nbn-resolving. org/urn:nbn:de:0168-ssoar-46748-7 (дата обращения: 22.10.2021).
- Lutha S.S. Vulnerability and resilience: A study of high-risk adolescents // Child Development. 1991. Vol. 62. Р. 600— 616. DOI:10.1111/j.1467-8624.1991.tb01555.x
- MacLeod S., Cutmore M., Martin A., Collie R., Donlevy V., Below S. Against the odds — Academically resilient students with a migration background and how they succeed [Электронный ресурс]. ResearchGate. December 2018. DOI:10.2766/642712 (дата обращения: 22.10.2021).
- Morales E.E. Academic Resilience in Retrospect: Following Up a Decade Later // Journal of Hispanic Higher Education. 2008. Vol. 7. № 3. P. 228—248. DOI:10.1177/1538192708317119
- Nachatar Singh J.K. Academic resilience among international students: lived experiences of postgraduate international students in Malaysia // Asia Pacific Education Review. 2020. Vol. 22. DOI:10.1007/s12564-020-09657-7
- Novotny J.S. Academic resilience: Academic success as possible compensatory mechanism of experienced adversities and various life disadvantages [Электронный ресурс] // New Educational Review. 2011. Vol. 23. № 1. Р. 91 —101. URL: https://tner.polsl.pl/dok/volumes/tner_1_2011.pdf (дата обращения: 22.10.2021).
- OECD 2011. Against the Odds: Disadvantaged Students Who Succeed in School [Электронный ресурс] / OECD Publishing, Paris . DOI:10.1787/9789264090873-en
- OECD 2015. Helping immigrant students to succeed at school — and beyond [Электронный ресурс] . URL: https:// www.oecd.org/education/Helping-immigrant-students-to-succeed-at- school-and-beyond.pdf (дата обращения: 22.10.2021).
- OECD 2018. The Resilience of Students with an Immigrant Background: Factors that Shape Well-being [Электронный ресурс] // OECD Reviews of Migrant Education. OECD Publishing, Paris. 2018. DOI:10.1787/9789264292093-en
- Perez W., Espinoza R., Ramos K., Coronado H., Cortes R. Academic Resilience Among Undocumented Latino Students // Hispanic Journal of Behavioral Sciences. 2009. Vol. 31. Р. 149 —181. DOI:10.1177/0739986309333020
- Schachner M.K., He J., Heizmann B., Van de Vijver F.J.R. Acculturation and School Adjustment of Immigrant Youth in Six European Countries: Findings from the Programme for International Student Assessment (PISA) // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Р. 649. DOI:10.3389/ fpsyg.2017.00649
- Tovar Garcia E.D. Migration background and educational achievements in Russia [Электронный ресурс] // Migraciones Internationales. 2017. Vol. 9. № 1. P. 69—93. URL:http://www.scielo.org.mx/pdf/migra/v9n1/1665-8906- migra-9-01-00069.pdf (дата обращения: 22.10.2021).
- Turner M., Holdsworth S., Scott-Young C. Not drowning, waving. Resilience and university: a student perspective // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 43. № 11. https://doi. org/10.1080/03075079.2017.1284193
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 723
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 311
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1