Исследования академической резильентности детей-мигрантов: анализ и перспективы

242

Аннотация

Работа посвящена анализу зарубежных и отечественных исследований академической резильентности детей-мигрантов. Приводятся основные определения понятия, обсуждаются существующие методы измерения академической резильентности, их возможности и ограничения, перспективы дальнейших исследований. Проанализированы субъективные и объективные критерии выявления «академически резильентных» учеников. Рассмотрены различные факторы, влияющие на проявление резильентности детьми-мигрантами. Показано, что наличие внешней поддержки в сочетании с возможностью и способностью ее просить и принимать положительно сказывается на учебных достижениях. В то же время такие внутренние факторы, как самоэффективность, ассертивность, внутренний локус контроля, высокая мотивация и амбициозные цели, вносят существенный вклад в обеспечение высокой успеваемости даже при неблагоприятных условиях жизни ребенка-мигранта.

Общая информация

Ключевые слова: академическая резильентность, дети-мигранты, социально-экономический статус, адаптация, академические результаты, мотивация

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170413

Финансирование. Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания ФГБОУ ВО МГППУ на 2021 г.

Получена: 01.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Хухлаев О.Е., Хакимов Э.Р., Фомичева А.Е. Исследования академической резильентности детей-мигрантов: анализ и перспективы // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 4. С. 117–127. DOI: 10.17759/chp.2021170413

Литература

  1. Товар-Гарсия Э.Д. Иммигрантское происхождение или ассертивность? Поиск ключевых факторов образовательных достижений детей мигрантов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Том 15. № 2. С. 326 —345. DOI:10.17323/1813-8918-2018- 2-326-345
  2. Bonanno G.A. Loss, Trauma, and Human Resilience: Have We Underestimated the Human Capacity to Thrive After Extremely Aversive Events? // The American psychologist. 2004. Vol. 59. № 1. Р. 101—113. DOI:10.1037/0003- 066X.59.1.20
  3. Borman G.D., Overman, L.T. Academic Resilience in Mathematics among Poor and Minority Students // The Elementary School Journal. 2004. Vol. 104. № 3. Р. 177—195. DOI:10.1086/499748
  4. De Feyter J.J., Parada M.D., Hartman S.C., Curby T.W., Winsler A. The early academic resilience of children from low-income, immigrant families // Early Childhood Research Quarterly. 2020. Vol. 51. P. 446—461. DOI:10.1016/j. ecresq.2020.01.001
  5. Gabrielli G., Longobardi S., Strozza S. The academic resilience of native and immigrant-origin students in selected European countries [Электронный ресурс] // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2021. DOI:10.1080/136918 3X.2021.1935657 (дата обращения: 22.10.2021).
  6. Garmezy N. Resilience in children’s adaptation to negative life events and stressed environments // Pediatric Annals. 1991. Vol. 20. P. 459 —466. DOI:10.3928/0090-4481- 19910901-05
  7. Kamaev A., Tovar Garcia E.D. Educational achievements of migrant schoolchildren in Moscow [Электронный ресурс]. Moscow, 2016. URL: https://nbn-resolving. org/urn:nbn:de:0168-ssoar-46748-7 (дата обращения: 22.10.2021).
  8. Lutha S.S. Vulnerability and resilience: A study of high-risk adolescents // Child Development. 1991. Vol. 62. Р. 600— 616. DOI:10.1111/j.1467-8624.1991.tb01555.x
  9. MacLeod S., Cutmore M., Martin A., Collie R., Donlevy V., Below S. Against the odds — Academically resilient students with a migration background and how they succeed [Электронный ресурс]. ResearchGate. December 2018. DOI:10.2766/642712 (дата обращения: 22.10.2021).
  10. Morales E.E. Academic Resilience in Retrospect: Following Up a Decade Later // Journal of Hispanic Higher Education. 2008. Vol. 7. № 3. P. 228—248. DOI:10.1177/1538192708317119
  11. Nachatar Singh J.K. Academic resilience among international students: lived experiences of postgraduate international students in Malaysia // Asia Pacific Education Review. 2020. Vol. 22. DOI:10.1007/s12564-020-09657-7
  12. Novotny J.S. Academic resilience: Academic success as possible compensatory mechanism of experienced adversities and various life disadvantages [Электронный ресурс] // New Educational Review. 2011. Vol. 23. № 1. Р. 91 —101. URL: https://tner.polsl.pl/dok/volumes/tner_1_2011.pdf (дата обращения: 22.10.2021).
  13. OECD 2011. Against the Odds: Disadvantaged Students Who Succeed in School [Электронный ресурс] / OECD Publishing, Paris . DOI:10.1787/9789264090873-en
  14. OECD 2015. Helping immigrant students to succeed at school — and beyond [Электронный ресурс] . URL: https:// www.oecd.org/education/Helping-immigrant-students-to-succeed-at- school-and-beyond.pdf (дата обращения: 22.10.2021).
  15. OECD 2018. The Resilience of Students with an Immigrant Background: Factors that Shape Well-being [Электронный ресурс] // OECD Reviews of Migrant Education. OECD Publishing, Paris. 2018. DOI:10.1787/9789264292093-en
  16. Perez W., Espinoza R., Ramos K., Coronado H., Cortes R. Academic Resilience Among Undocumented Latino Students // Hispanic Journal of Behavioral Sciences. 2009. Vol. 31. Р. 149 —181. DOI:10.1177/0739986309333020
  17. Schachner M.K., He J., Heizmann B., Van de Vijver F.J.R. Acculturation and School Adjustment of Immigrant Youth in Six European Countries: Findings from the Programme for International Student Assessment (PISA) // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Р. 649. DOI:10.3389/ fpsyg.2017.00649
  18. Tovar Garcia E.D. Migration background and educational achievements in Russia [Электронный ресурс] // Migraciones Internationales. 2017. Vol. 9. № 1. P. 69—93. URL:http://www.scielo.org.mx/pdf/migra/v9n1/1665-8906- migra-9-01-00069.pdf (дата обращения: 22.10.2021).
  19. Turner M., Holdsworth S., Scott-Young C. Not drowning, waving. Resilience and university: a student perspective // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 43. № 11. https://doi. org/10.1080/03075079.2017.1284193

Информация об авторах

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Хакимов Эдуард Рафаилович, кандидат педагогических наук, директор, образовательно-культурный центр Сиппола, Сиппола, Финляндия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5745-815X, e-mail: eduard.khakimov@yahoo.com

Фомичева Анастасия Евгеньевна, кандидат психологических наук, независимый исследователь, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2627-8532, e-mail: nastyafom5@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 542
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 242
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5