15 декабря 2023 года исполняется сто лет со дня рождения выдающегося российского психолога и дефектолога, одного из создателей специальной психологии, доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования Владимира Ивановича Лубовского.
Вся научная биография В.И. Лубовского была связана с культурно-исторической и деятельностной научной школой в отечественной психологии. Еще третьекурсником он приходит в лабораторию Александра Романовича Лурии в Институте нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко, начинает научно-исследовательскую работу под его руководством. В 1952 г. лабораторию закрывают, но в Институте дефектологии создается лаборатория клинического и психологического изучения аномальных детей, куда вслед за учителем переходят и его ученики, среди которых А.И. Мещеряков, Е.Д. Хомская, В.И. Лубовский. Всю жизнь В.И. Лубовский был признателен своему учителю за ту роль, которую А.Р. Лурия сыграл в его становлении как ученого, за эти годы совместной работы.
Ученики А.Р. Лурии, молодые сотрудники его лаборатории клинического и психологического изучения аномальных детей в Институте дефектологии АПН РСФСР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Сидят слева направо: Е.Д. Хомская, Н.Н. Зислина, Л.А. Новикова, Е.Н. Правдина, Н.П. Парамонова. Стоят: А.И. Мещеряков, В.И. Лубовский. 1955 г.
Хочется подчеркнуть большое значение работ В.И. Лубовского для культурно-исторической психологии и, прежде всего, для той ее области, в которой Л.С. Выготский увидел большую часть закономерностей детского развития, ставших в дальнейшем принципами созданной им теории. В 1971 г. В.И. Лубовский впервые публикует статью «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» [Лубовский, 1971], в которой он не только вывел на новый уровень идеи Г.Я. Трошина и Л.С. Выготского об общности закономерностей нормального и аномального развития, но и сделал огромный шаг для создания специальной психологии как целостной науки. Из сделанного им за долгую жизнь в науке В.И. Лубовский ничто не ценил так высоко, как концепцию общих и специфических закономерностей нарушенного развития. Его многолетние исследования, подытоженные в монографии по докторской диссертации [Лубовский, 1978], дают возможность по-новому взглянуть на единство слова и действия, отмеченное Л.С. Выготским в «Мышлении и речи».
С позиций культурно-исторической теории В.И. Лубовский анализирует взгляды М. Доналдсон [Доналдсон, 1985]; в статье, опубликованной в журнале «Культурно-историческая психология» к 110-летию со дня рождения Л.С. Выготского [Лубовский, 2006], он прослеживает развитие идей о диагностике детского развития, в том числе нарушенного, о путях «врастания в культуру» детей с нарушениями развития и путях компенсации ограничений. В своих последних работах он выводит на новую высоту идеи Л. С. Выготского, сформулированные им в «Диагностике развития и педологической клинике трудного детства», о необходимости выявления структурного аспекта симптомокомплексов аномального развития [Лубовский, 2018] и о возможностях их диагностического исследования [Лубовский, 2016].
Владимир Иванович Лубовский, победитель Великой Отечественной, телефонист инженерно-сапёрной бригады, два тяжелых ранения, завершил войну в Праге, награжден Орденом Отечественной войны II ст. и Медалью «За боевые заслуги». Замыкающий в строю наших учителей, защитивших страну и до конца защищавших науку.
Он ушел из жизни незадолго до своего девяносто четвертого дня рождения, но у него было еще много планов исследований и замыслов новых статей. Научное наследие В.И. Лубовского и его значение для культурно-исторической психологии ждет своего осмысления.
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

