Ландшафт культурно-исторической психологии в странах БРИКС+: библиометрический анализ

244

Резюме

Контекст и актуальность. Активное развитие культурно-исторической психологии в структуре международных исследований демонстрирует, что за последние два десятилетия география публикаций в этой области существенно расширилась, в том числе за счет нарастающего вклада стран БРИКС+. При этом динамика публикационной активности, структура международного сотрудничества и тематическая эволюция культурно-исторической психологии остаются малоизученными в контексте библиометрической оценки. Цель. Провести библиометрический анализ публикационного ландшафта культурно-исторической психологии в период 2005—2024 годов, определив вклад стран БРИКС+ в его развитие. Исследовательские вопросы.В исследовании проанализированы: 1) динамика и география публикационной активности в области культурно-исторической психологии, включая вклад стран БРИКС+, за период 2005—2024 годов; 2) структура международной научной кооперации и распределение научного влияния; 3) тематическая структура и ее трансформация за два десятилетия; 4) вклад журнала «Культурно-историческая психология» в развитие и интернационализацию научной коммуникации. Методы и материалы. В исследование включены: 1) 4332 публикации, отобранные по релевантным культурно-историческому подходу ключевым словам; 2) 947 публикаций в журнале «Культурно-историческая психология»; 3) 949 публикаций, цитирующих публикации из журнала «Культурно-историческая психология» из баз: Scopus, OpenAlex, eLibrary.ru. Библиометрический анализ выполнен с применением инструментов PRISMA, R (bibliometrix), VOSviewer, Python. Результаты. Установлено, что страны БРИКС+ демонстрируют поступательный и, в ряде случаев, ускоряющийся рост публикационной активности: в России — в 7 раз, в Бразилии — в 3,7 раза, в Китае — в 4,8 раза — за исследуемый период. В публикациях стран БРИКС+ зафиксировано тематическое смещение в сторону образовательной и возрастной проблематики. Международная кооперация внутри блока БРИКС+ остается ограниченной, несмотря на рост международной цитируемости. Журнал «Культурно-историческая психология», отмечающий в 2025 году свое 20-летие, занимает центральное место в публикационном ландшафте: он объединяет авторов из 49 стран, цитируется в публикациях из 61 страны, более трети процитировавших публикаций размещены в высокорейтинговых журналах (Q1, International Scientific Journal & Country Ranking 2024). Выводы. Публикационный ландшафт культурно-исторической психологии характеризуется глобальным ростом, в котором страны БРИКС+ играют все более значимую роль. Усиление международной кооперации внутри блока БРИКС+ и развитие устойчивых транснациональных сетей — важная перспектива для дальнейшего роста. Журнал «Культурно-историческая психология» продолжает выполнять ключевую функцию международной научной платформы и вносит вклад в формирование публикационного ядра культурно-исторической психологии.

Общая информация

Ключевые слова: культурно-историческая психология, библиометрический анализ, БРИКС+, OpenAlex, PRISMA, VosViewer

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2025000004

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в работе с данными сотрудников фундаментальной библиотеки и сектора разработки и развития интернет-проектов МГППУ.

Поступила в редакцию 23.06.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Шведовская, А.А., Пономарева, В.В., Корнеев, А.А., Самородов, Н.В. (2025). Ландшафт культурно-исторической психологии в странах БРИКС+: библиометрический анализ. Культурно-историческая психология. Ранний доступ. https://doi.org/10.17759/chp.2025000004

Дополнительные материалы

Дополнительные данные. Наборы данных доступны по адресу: https://doi.org/10.48612/MSUPE/uhaz-hhne-d3ux

Приложение

Приложение A. Схема формирования выборок публикаций по теме культурно-исторической психологии (по алгоритму PRISMA): «*» — в анализ вошли публикации с типом документа «статья» и/или «обзор» с типом источника «журнал» за период 2005—2024 годов.

Приложение B. Потоковая диаграмма соотношения пяти наиболее часто встречаемых предметных категорий публикаций по теме культурно-исторической психологии в различные периоды с 2005 по 2024 год в различных странах: при наведении курсора на любой из элементов интерактивной диаграммы демонстрируется соответствующие ему данные. https://doi.org/10.17759/chp.2025000004a

Литература

  1. Акоев, М.А., Маркусова, В.А., Москалева, О.В., Писляков, В.В. (2021). Руководство по наукометрии: индикаторы развития науки и технологии (2-е изд.). Екатеринбург: ИПЦ УрФУ. https://doi.org/10.15826/B978-5-7996-3154-3
    Akoev, M., Markusova, V., Moskaleva, O., Pislyakov, V. (2021). Handbook on Scientometrics: Science and Technology Development Indicators (2nd ed.). Yekaterinburg: IPC UrFU. (In Russ.). https://doi.org/10.15826/B978-5-7996-3154-3
  2. Громыко, Ю.В. (2023). Культурно-историческая психология овладения деятельностью и альтернативы цифровизации. Культурно-историческая психология, 19(2), 27—40. https://doi.org/10.17759/chp.2023190204
    Gromyko, Y.V. (2023). Cultural-historical psychology of mastering activity and alternatives to digitalization. Cultural-Historical Psychology, 19(2), 27—40. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2023190204
  3. Лубовский, Д.В. (2024). Развитие принципов культурно-исторической теории в специальной педагогике и психологии. Культурно-историческая психология, 20(3), 126—135. https://doi.org/10.17759/chp.2024200313
    Lubovsky, D.V. (2024). The Development of the Principles of Cultural-Historical Theory in Special Education and Psychology. Cultural-Historical Psychology, 20(3), 126—135. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2024200313
  4. Рубцов, В.В. (2024). Развитие и обучение в контексте социальных взаимодействий: Л. Выготский vs Ж. Пиаже. Культурно-историческая психология, 20(1), 77—88. https://doi.org/10.17759/chp.2024200111
    Rubtsov, V.V. (2024). Development and Learning in the Context of Social Interactions: L. Vygotsky vs J. Piaget. Cultural-Historical Psychology, 20(1), 77—88. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2024200111
  5. Рубцов, В.В., Марголис, А.А., Шведовская, А.А., Пономарева, В.В. (2019). Наукометрический анализ культурно-исторического направления в научных публикациях 2009—2019 годов. Культурно-историческая психология, 15(4), 119—132. https://doi.org/10.17759/chp.2019150412
    Rubtsov, V.V., Margolis, A.A., Shvedovskaya, A.A., Ponomareva, V.V. (2019). Scientometric Analysis of Scientific Publications in Cultural-Historical Psychology Research Area. Cultural-Historical Psychology, 15(4), 119—132. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2019150412
  6. Стеценко, А.П. (2023). Культурно-историческая теория деятельности и ее современные смысл и значимость: Идеи, растущие в контексте и времени. Культурно-историческая психология, 19(1), 20—29. https://doi.org/10.17759/chp.2023190103
    Stetsenko, A.P. (2023). Cultural-historical activity theory and its contemporary import: Ideas emerging in context and time. Cultural-Historical Psychology, 19(1), 20—29. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2023190103
  7. Холмогорова, А.Б. (2016). Значение культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии. Культурно-историческая психология, 12(3), 58—92. https://doi.org/10.17759/chp.2016120305
    Kholmogorova, A.B. (2016). Significance of Cultural-Historical Theory of Psychological Development of L.S. Vygotsky for the Development of Modern Models of Social Cognition and Psychotherapy. Cultural-Historical Psychology, 12(3), 58—92. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2016120305
  8. Шведовская, А.А. (2016). Развитие идей научной школы Л.С. Выготского: научные публикации журнала «Культурно-историческая психология» (2005—2016 гг.). Культурно-историческая психология, 12(3), 47—57. https://doi.org/10.17759/chp.2016120304
    Shvedovskaya, A.A. (2016). Developing the Ideas of the Scientific School of L.S. Vygotsky: Scientific Publications of the Journal «Cultural-Historical Psychology» (2005—2016). Cultural-Historical Psychology, 12(3), 47—57. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2016120304
  9. Шведовская, А.А., Пономарева, В.В., Корнеев, А.А., Самородов, Н.В. (2025). Ландшафт культурно-исторической психологии в странах БРИКС+ за период 2005—2024: Набор данных. RusPsyData: Репозиторий психологических исследований и инструментов. М. https://doi.org/10.48612/MSUPE/uhaz-hhne-d3ux
    Shvedovskaya, A.A., Ponomareva, V.V., Korneev, A.A., Samorodov, N.V. (2025). The Landscape of Cultural-Historical Psychology in BRICS+ Countries from 2005 to 2024: Dataset. RusPsyData: Repository of psychological research and instruments. Moscow. (In Russ.). https://doi.org/10.48612/MSUPE/uhaz-hhne-d3ux
  10. Alperin, J.P., Portenoy, J., Demes, K., Larivière, V., Haustein, S. (2024). An analysis of the suitability of OpenAlex for bibliometric analyses. arXiv, Preprint arXiv:2404.17663. https://doi.org/10.48550/arXiv.2404.17663
  11. Aria, M., Cuccurullo, C. (2017). bibliometrix: An R-tool for comprehensive science mapping analysis. Journal of Informetrics, 11(4), 959—975. https://doi.org/10.1016/j.joi.2017.08.007
  12. Arievitch, I.M. (2017). Beyond the brain: An agentive activity perspective on mind, development, and learning. Rotterdam: Springer.
  13. Cadwallader, L. (2025). Integrating OpenAlex metadata to improve Open Science Indicators. The Official PLOS Blog. URL: https://theplosblog.plos.org/2025/01/integrating-openalex-metadata-to-improve-open-science-indicators (viewed: 20.05.2025).
  14. Carla, A. (2013). Psychological problems of late adoption as observed in Brazil through a cultural-historical approach. Psychology in Russia: State of the art, 6(4), 176—185. https://doi.org/10.11621/pir.2013.0416
  15. Cong-Lem, N. (2022). Vygotsky’s, Leontiev’s and Engeström’s cultural-historical (activity) theories: Overview, clarifications and implications. Integrative Psychological and Behavioral Science, 56(4), 1091—1112. https://doi.org/10.1007/s12124-022-09703-6
  16. Dafermos, M. (2018). Rethinking cultural-historical theory: A dialectical perspective to Vygotsky: Vol. 4. Singapore: Springer.
  17. Daniels, H. (2002). Vygotsky and pedagogy. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203469576
  18. Daniels, H. (2008). Vygotsky and inclusion. In: P. Hick, R. Kershner, P. Farrell (Eds.) Psychology for inclusive education (pp. 36—49). London: Routledge. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9780203891476-9/vygotsky-inclusion-harry-daniels?context=ubx&refId=e59661fe-750d-474b-a387-00e6bd0935df (viewed: 20.05.2025).
  19. Daniels, H. (Ed.). (2012). Vygotsky and sociology. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203112991
  20. Edwards, A. (2017). Cultural-historical theory and pedagogy: The influence of Vygotsky on the field. In: R. Maclean (Ed.), Life in Schools and Classrooms: Past, Present and Future (pp. 153—166). https://doi.org/10.1007/978-981-10-3654-5_10
  21. Ellegaard, O., Wallin, J.A. (2015). The bibliometric analysis of scholarly production: How great is the impact? Scientometrics, 105, 1809—1831. https://doi.org/10.1007/s11192-015-1645-z
  22. Engeness, I., Lund, A. (2020). Learning for the future: Insights arising from the contributions of Piotr Galperin to the cultural-historical theory. Learning, Culture and Social Interaction, 25, Article 100257. https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2018.11.004
  23. Haupka, N., Culbert, J.H., Schniedermann, A., Jahn, N., Mayr, P. (2024). Analysis of the publication and document types in OpenAlex, Web of Science, Scopus, Pubmed and Semantic Scholar. arXiv, Preprint arXiv:2406.15154. https://doi.org/10.48550/arXiv.2406.15154
  24. Joulin, A., Grave, E., Bojanowski, P., Douze, M., Jégou, H., Mikolov, T. (2016a). FastText.zip: Compressing text classification models. arXiv, Preprint arXiv:1612.03651. https://doi.org/10.48550/arXiv.1612.03651
  25. Joulin, A., Grave, E., Bojanowski, P., Mikolov, T. (2016b). Bag of Tricks for Efficient Text Classification. arXiv, Preprint arXiv:1607.01759. https://doi.org/10.48550/arXiv.1607.01759
  26. Meshcheryakov, B.G., Ponomareva, V.V., Shvedovskaya, A.A. (2022). A bibliometric analysis of scientific publications on cultural-historical psychology from 2010 to 2020: Dynamics, geography, and key ideas. Psychology in Russia, 15(4), 188—214. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0412
  27. Pouris, A., Ho, Y.S. (2014). Research emphasis and collaboration in Africa. Scientometrics, 98, 2169—2184. https://doi.org/10.1007/s11192-013-1156-8
  28. Roth, W.-M., Lee, Y.-J. (2007). «Vygotsky’s neglected legacy»: Cultural-historical activity theory. Review of Educational Research, 77(2), 186—232. https://doi.org/10.3102/0034654306298273
  29. Selenica, E. (2025). The scientific system in the Global South in an emerging multipolar world. Globalisation, Societies and Education, 23(2), 393—409. https://doi.org/10.1080/14767724.2023.2209513
  30. Simard, M.A., Basson, I., Hare, M., Larivière, V., Mongeon, P. (2024). The open access coverage of OpenAlex, Scopus and Web of Science. arXiv, Preprint arXiv:2404.01985. https://doi.org/10.48550/arXiv.2404.01985
  31. Smagorinsky, P. (2022). Vygotsky and Multicultural Education. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781138609877-REE165-1
  32. Sooryamoorthy, R. (2023). Researching Science in Africa. In: Independent Africa, Dependent Science: Scientific Research in Africa (pp. 31—62). Singapore: Springer Nature Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-99-5577-0_2
  33. Veresov, N.N. (2024). The history of development of the cultural-historical theory and its contemporary perceptions: Answering questions and questioning answers. Lomonosov Psychology Journal, 47(4), 162—187. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-47
  34. Wickham, H., Averick, M., Bryan, J., Chang, W., McGowan, L.D.A., François, R., Grolemund G., Hayes, A., Henry, L., Hester, J., Kuhn, M., Pedersen, T., Miller, E., Bache, S.M., Müller, K., Ooms J., Robinson D., Seidel D.P., Spinu V., ... Yutani, H. (2019). Welcome to the Tidyverse. Journal of open source

Информация об авторах

Анна Александровна Шведовская, кандидат психологических наук, доцент, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры «Возрастная психология им. проф. Л.Ф. Обуховой», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3154-4601, e-mail: anna.shvedovskaya@mgppu.ru

Виктория Викторовна Пономарева, директор фундаментальной библиотеки, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1722-9237, e-mail: ponomarevavv@mgppu.ru

Алексей Андреевич Корнеев, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6389-8215, e-mail: korneeff@gmail.com

Николай Владимирович Самородов, аналитик Фундаментальной библиотеки, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-2612-987X, e-mail: samorodovnv@mgppu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 269
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 3

 Скачиваний PDF

За все время: 244
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 513
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 5