Профессиональные ценности и потребности в образовании у специалистов сферы охраны психического здоровья: результаты опроса

15

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: Для планирования эффективных мер, направленных на повышение квалификации и профессиональной заинтересованности практикующих и будущих специалистов в сфере охраны психического здоровья, необходимо определение их профессиональных ценностей и образовательных потребностей.

ЦЕЛЬ: Идентификация профессиональных ценностей и образовательных потребностей российских специалистов в области охраны психического здоровья.

МЕТОДЫ: Проведен конфиденциальный опрос, включавший социо-демографические и профессиональные характеристики, вопросы о профессиональных ценностях и образовательных потребностях. Для статистического анализа использовались точный тест Фишера, логистическая регрессия, кластерный анализ методом k-средних.

РЕЗУЛЬТАТЫ: В опросе приняли участие 133 человека, 71% участников закончили постдипломное образование. Наиболее важными профессиональными ценностями для респондентов являлись (при оценке по 5-балльной шкале): “Возможности для работы”, “Стимуляция интеллектуальной деятельности”, “Баланс работа и жизнь”, наиболее популярными вариантами образовательных мероприятий — обучение английскому языку (63,4%), принципам доказательной медицины (63,4%), развитие навыков для проведения собственных научных исследований (59,4%).

Респонденты, еще не завершившие постдипломное образование, по сравнению с практикующими специалистами, были более заинтересованы в разработке портфолио (39% vs. 60%, p=0,044), развитии коммуникационных навыков (49% vs. 77%, p=0,0048). Респонденты женского пола оказались более заинтересованы в развитии навыков для проведения собственных научных исследований (47% vs. 70%, p=0,0165).

Кластерный анализ показал, что специалисты, придающие большее значение практически всем профессиональным ценностям, чаще предпочитали мероприятия, направленные на развитие навыков проведения собственных исследований (64% vs. 41%, p=0,0287); обучение принципам доказательной медицины (70% vs. 41%, p=0,0063); журнальные клубы (39% vs. 11%, p=0,0193).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Полученные результаты демонстрируют наибольшую важность для специалистов в области охраны психического здоровья ценностей, связанных с условиями труда и стимуляцией интеллектуальной деятельности, а также высокий интерес к участию в образовательных мероприятиях, направленных на развитие “научно-ориентированных” и коммуникативных навыков, что необходимо учитывать при планировании образовательной деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: психическое здоровье, Россия, заключение специалиста, ценности, образование

Рубрика издания: Исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17816/CP184

Получена: 19.05.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Кибитов А.А., Чумаков Е.М., Нечаева А.И., Сорокин М.Ю., Петрова Н.Н., Ветрова М.В. Профессиональные ценности и потребности в образовании у специалистов сферы охраны психического здоровья: результаты опроса // Consortium Psychiatricum. 2022. Том 3. № 3. С. 36–45. DOI: 10.17816/CP184

Литература

  1. Kakuma R, Minas H, van Ginneken N, Dal Poz MR, Desiraju K, Morris JE, Saxena S, Scheffler RM. Human resources for mental health care: current situation and strategies for action. Lancet. 2011 Nov 5;378(9803):1654–1663. doi: 10.1016/S0140-6736(11)61093-3
  2. Winkler P, Krupchanka D, Roberts T, Kondratova L, Machu V, Hoschl C, Sartorius N, Van Voren R, Aizberg O, Bitter I, et al. A blind spot on the global mental health map: a scoping review of 25 years' development of mental health care for people with severe mental illnesses in central and eastern Europe. Lancet Psychiatry. 2017 Aug;4(8):634–642. doi: 10.1016/S2215-0366(17)30135-9
  3. Goldacre MJ, Turner G, Fazel S, Lambert T. Career choices for psychiatry: national surveys of graduates of 1974–2000 from UK medical schools. Br J Psychiatry. 2005 Feb;186:158–164. doi: 10.1192/bjp.186.2.158
  4. Malhi GS, Coulston CM, Parker GB, Cashman E, Walter G, Lampe LA, Vollmer-Conna U. Who picks psychiatry? Perceptions, preferences and personality of medical students. Aust N Z J Psychiatry. 2011 Oct;45(10):861–870. doi: 10.3109/00048674.2011.604301
  5. Knaak S, Mantler E, Szeto A. Mental illness-related stigma in healthcare: Barriers to access and care and evidence-based solutions. Healthc Manage Forum. 2017 Mar;30(2):111–116. doi: 10.1177/0840470416679413
  6. Lutova NB, Sorokin MY, Petrova YI, Vid VD. The structure of the psychiatric stigma in our days. Mental health. 2016;14(8):44–50.
  7. Cutler JL, Harding KJ, Mozian SA, Wright LL, Pica AG, Masters SR, Graham MJ. Discrediting the notion "working with 'crazies' will make you 'crazy'": addressing stigma and enhancing empathy in medical student education. Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2009 Oct;14(4):487–502. doi: 10.1007/s10459-008-9132-4
  8. Lyons Z. Impact of the psychiatry clerkship on medical student attitudes towards psychiatry and to psychiatry as a career. Acad Psychiatry. 2014 Feb;38(1):35–42. doi: 10.1007/s40596-013-0017-3
  9. Vigo D, Thornicroft G, Atun R. Estimating the true global burden of mental illness. Lancet Psychiatry. 2016 Feb;3(2):171–178. doi: 10.1016/S2215-0366(15)00505-2
  10. Prince M, Patel V, Saxena S, Maj M, Maselko J, Phillips MR, Rahman A. No health without mental health. The Lancet. 2007;370(9590):859–877. doi: 10.1016/s0140-6736(07)61238-0
  11. Lozano R, Naghavi M, Foreman K, Lim S, Shibuya K, Aboyans V, Abraham J, Adair T, Aggarwal R, Ahn SY, et al. Global and regional mortality from 235 causes of death for 20 age groups in 1990 and 2010: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2010. Lancet. 2012 Dec 15;380(9859):2095–2128. doi: 10.1016/S0140-6736(12)61728-0
  12. Andrade LH, Alonso J, Mneimneh Z, Wells JE, Al-Hamzawi A, Borges G, Bromet E, Bruffaerts R, de Girolamo G, de Graaf R, et al. Barriers to mental health treatment: results from the WHO World Mental Health surveys. Psychol Med. 2014 Apr;44(6):1303–1317. doi: 10.1017/S0033291713001943
  13. Araya R, Zitko P, Markkula N, Rai D, Jones K. Determinants of access to health care for depression in 49 countries: A multilevel analysis. J Affect Disord. 2018 Jul;234:80–88. doi: 10.1016/j.jad.2018.02.092
  14. Javed A. WPA Action Plan 2020–2023: a way forward. World Psychiatry. 2020 Oct;19(3):411–412. doi: 10.1002/wps.20791
  15. Aiken LH, Sermeus W, Van den Heede K, Sloane DM, Busse R, McKee M, Bruyneel L, Rafferty AM, Griffiths P, Moreno-Casbas MT, et al. Patient safety, satisfaction, and quality of hospital care: cross sectional surveys of nurses and patients in 12 countries in Europe and the United States. BMJ. 2012 Mar 20;344:e1717. doi: 10.1136/bmj.e1717
  16. Scanlan JN, Still M. Job satisfaction, burnout and turnover intention in occupational therapists working in mental health. Aust Occup Ther J. 2013 Oct;60(5):310–318. doi: 10.1111/1440-1630.12067
  17. Chumakov EM, Gvozdetsky AN, Vasilchenko KF, Golygina SE, Marachev MP, Osadashiy YY, Potanin SS, Fedotov IA, Shishkina IO, Petrova NN. Characteristics and determinants of professional burnout among early career psychiatrists in Russia — results of a cross-sectional study. VM Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology. 2022;56(1):63–78. doi: 10.31363/2313-7053-2022-56-1-63-78
  18. Bazhenova NG, Grin NV. [Professional interest as development’s basis of the individual’s professional values]. V Mire Nauchnykh Otkrytiy. 2014;51:59–67. Russian.
  19. Luconi F, Montoro R, Lalla L, Teferra M. An Innovative Needs Assessment Approach to Develop Relevant Continuing Professional Development for Psychiatrists. Acad Psychiatry. 2022 Feb;46(1):106–113. doi: 10.1007/s40596-021-01564-2
  20. Young JQ, Holmboe ES, Frank JR. Competency-Based Assessment in Psychiatric Education: A Systems Approach. Psychiatr Clin North Am. 2021 Jun;44(2):217–235. doi: 10.1016/j.psc.2020.12.005
  21. Bovier PA, Perneger TV. Predictors of work satisfaction among physicians. Eur J Public Health. 2003 Dec;13(4):299–305. doi: 10.1093/eurpub/13.4.299
  22. Kristensen N, Nymann C, Konradsen H. Implementing research results in clinical practice- the experiences of healthcare professionals. BMC Health Serv Res. 2016 Feb 10;16:48. doi: 10.1186/s12913-016-1292-y
  23. Irkhina MD, Vetrova MV. Journal club in English at medical university as promising learning tool. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2022;28(4):72–80. doi: 10.24884/1607-4181-2021-28-4-72-80
  24. Pinto da Costa M, Giurgiuca A, Holmes K, Biskup E, Mogren T, Tomori S, Kilic O, Banjac V, Molina-Ruiz R, Palumbo C, et al. To which countries do European psychiatric trainees want to move to and why? Eur Psychiatry. 2017 Sep;45:174–181. doi: 10.1016/j.eurpsy.2017.06.010
  25. Priebe S, Dimic S, Wildgrube C, Jankovic J, Cushing A, McCabe R. Good communication in psychiatry--a conceptual review. Eur Psychiatry. 2011 Oct;26(7):403–407. doi: 10.1016/j.eurpsy.2010.07.010
  26. Papageorgiou A, Loke YK, Fromage M. Communication skills training for mental health professionals working with people with severe mental illness. Cochrane Database Syst Rev. 2017 Jun 13;6:CD010006. doi: 10.1002/14651858.CD010006.pub2
  27. Bennett DA. How can I deal with missing data in my study? Australian and New Zealand Journal of Public Health. 2001;25(5):464–469. doi: 10.1111/j.1467-842X.2001.tb00294.x
  28. Neale J. What is the evidence for the use of simulation training to teach communication skills in psychiatry? Evid Based Ment Health. 2019 Feb;22(1):23–25. doi: 10.1136/ebmental-2018-300075
  29. Roper RL. Does Gender Bias Still Affect Women in Science? Microbiol Mol Biol Rev. 2019 Jul 17;83(3):e00018-19. doi: 10.1128/MMBR.00018-19.
  30. Menchik DA, Meltzer DO. The cultivation of esteem and retrieval of scientific knowledge in physician networks. J Health Soc Behav. 2010 Jun;51(2):137–152. doi: 10.1177/0022146510372231
  31. Crawford P, Seehusen D. Scholarly activity in family medicine residency programs: a national survey. Fam Med. 2011 May;43(5):311–317.

Информация об авторах

Кибитов Андрей Александрович, MD, ординатор отделения трансляционной психиатрии, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Минздрава России , Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7766-9675, e-mail: andreykibitov18@gmail.com

Чумаков Егор Максимович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0429-8460, e-mail: chumakovegor@gmail.com

Нечаева Анастасия Игоревна, научный сотрудник отделения лечения амбулаторных больных с аддиктивными расстройствами, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2531-8707, e-mail: netchaeva.nastya@yandex.ru

Сорокин Михаил Юрьевич, MD, кандидат медицинских наук, научный сотрудник отдела интегративной фармакопсихотерапии психических расстройств, ученый секретарь, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Минздрава России , Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2502-6365, e-mail: m.sorokin@list.ru

Петрова Наталия Николаевна, доктор медицинских наук, заведующий кафедры психиатрии и наркологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4096-6208, e-mail: petrova_nn@mail.ru

Ветрова Марина Владиславовна, MD, научный сотрудник лаборатории клинической психофармакологии наркомании, ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9698-0327, e-mail: mvetrova111@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 41
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 15
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2