Христианская психология: «история» и «география». Статья 2. Разметка пространства*

1193

Аннотация

С 1990 г., когда отечественная психология после десятилетий атеистического пресса смогла вернуться к обсуждению религиозной проблематики, разгораются дискуссии о возможности «христианской психологии». Дискуссии вспыхивают до сих пор, а сама христианская психология за четверть века разрослась в целое поле многообразных и разноплановых исследований, об- разовательных программ, психологических служб. Возникла необходимость методологической рефлексии этой области, осмысления ее «истории» (этапов развития) и «географии» (карты предметно-тематических зон). Первая статья исследования была посвящена периодизации новейшей истории отечественной христианской психологии. Задача же данной, второй статьи — «географическая»: предпринимается попытка методологической разметки поля христианской психологии. В нем выявляется несколько разнородных зон, каждой из которых соответствует особый тип исследовательских и прак- тических проектов. Хотя эти зоны находятся в напряженных философско- методологических отношениях между собой, но именно их совокупность и образует предметное поле христианской психологии.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-06-00590 «Вера как общепсихологическая категория»).

Ключевые слова: христианская психология, конституирование, поле христианской психологии, душа, психика, секуляризм, аскетика

Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230504

Для цитаты: Василюк Ф.Е. Христианская психология: «история» и «география». Статья 2. Разметка пространства // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 64–90. DOI: 10.17759/cpp.2015230504

Фрагмент статьи

В первой статье данного исследования было выдвинуто предположение, что новейшую историю отечественной христианской психологии можно условно разделить на три этапа («вдохновения и энтузиазма», «институционализации» и «конституирования»), каждый из которых решает специфические задачи [Василюк 2015].

Литература

  1. Авдеев Д.А. Депрессия как страсть. Депрессия как болезнь. М.: Русский хроно- граф, 2001. 64 с.
  2. Алексейчук П. У христиан более счастливые «твиты», чем у атеистов // WebScienceRU. Новости от 17.07.2013. URL: http://webscience.ru/news/u-hristian-bolee-schastlivye- tvity-chem-u-ateistov (дата обращения: 25.11.2015)
  3. Бобган М., Бобган Д. Конец «христианской» психологии. СПб.: Шандал, 2005. 296 с.
  4. Братусь Б.С. «Психика» и «личность» в отсутствии «души» и «духа» // Консуль- тативная психология и психотерапия. 2014. № 5. С. 118—138.
  5. Братусь Б.С. и др. Начала христианской психологии. М.: Наука, 1995. 236 с.
  6. Братусь Б.С. Психология — наука о психике или учение о душе? // Человек.
  7. 2000. № 4. С. 30—38.
  8. Братусь Б.С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 25—39.
  9. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. М.: Смысл, 2005. 191 с.
  10. Василюк Ф.Е. Христианския психология: «история» и «география». Статья 1. Опыт периодизации // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5. С. 49—63.
  11. Воробьев С.Л. Онтологические образы психологии // Живая вода: научный альманах. Калуга: Калужский гос. ин-т модернизации образования, 2012. Вып. 2. С. 94—120. Гаврилова Т.П. Природа переживания гнева в научно-психологической и свято- отеческой литературе // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 3. С. 24—46.
  12. Глаголев В.С. Христианские и секулярные аспекты социально-психологической категории «терпение» // Христианская культура на пороге третьего тысяче- летия. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 15—18.
  13. Грошева Л. Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.
  14. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.
  15. Димитриевич В. В плену герметического круга: о психологии Карла Юнга и про- зе Германа Гессе // Церковь и образование. Пермь: Православное общество «Панагия», 2001. Вып. 7. С. 14—78.
  16. Дронов М., прот. Отец психоанализа против святых отцов: Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме // Православная беседа. 1998. № 4. С. 37—41.
  17. Дубова Е.Т. Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа: дис. ... канд. филос. наук. М:, 1999.
  18. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. Спб.: Речь, 2007. 912 с.
  19. Зенько Ю.М. Психология религии. СПб.: Речь, 2009. 552 с.
  20. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 348 с.
  21. Инина Н.В. Фанатизм как деструктивная форма веры // Консультативная психо- логия и психотерапия. 2014. № 5. С. 89—102.
  22. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс вра- чевания души. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004.
  23. Кричевец А.Н. О месте христианской психологии в системе наук // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3. С. 14—23.
  24. Лысюк Л.Г. Христианская модель семьи как основа семейного консультирова- ния // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 65—78.
  25. Медведев М., Калашникова Т. Аналитическая психология Карла Юнга: взгляд с позиций святоотеческого учения о спасении души // Церковь и образование. Пермь: Православное общество «Панагия», 2001. Вып. 7. С. 79—124.
  26. Слободчиков В.И. О перспективах построения христиански-ориентирован- ной психологии // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 4. С. 5—17.
  27. Тобалов Ю.П. Совладение с трудными жизненными ситуациями у верующих: На материале православных христиан и мусульман: автореф. дис. ... канд. пси- хол. наук. М., 2004.
  28. Филоник М.С. Психологический анализ феноменов искажений религиозного опы- та // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5. С. 107—122.
  29. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. 244 с.
  30. Флоренский П.А., свящ. Столп и утверждение истины. М.: Т-во Типографии А.И. Мамонтова, 1914. 816 с.
  31. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Избранное. Т. 1. Лондон, 1969. С. 187—233.
  32. Хабермас Ю. «Постсекулярное» общество — что это? // Российская философская газета / пер. с нем. М. Кронауэр. 2008. № 4 (18). С. 1—2. URL: http://www. philgazeta.ru/pdf/2008/2008_04.pdf (дата обращения: 03.03.2013).
  33. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. 352 с.
  34. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М.: Институт философии, те- ологии и истории св. Фомы, 2005. 408с.
  35. Хоружий С.С. Постсекуляризм и антропология // Человек.RU. Гуманитарный альманах. 2012. № 8. С. 15—35.
  36. Шаньков Ф.М. Духовное и религиозное совладание: обзор западных исследова- ний // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5. С. 123—152.
  37. Шмеман А., прот. Дневники. 1973—1983. М.: Русский путь, 2013. 734 с.
  38. Штёкль К. К определению «постсекулярного» // Человек.RU. Гуманитарный альманах. 2012. № 8. С. 51—67.
  39. Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. СПб: Изд-во Янус, 2004. 672 с.
  40. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Смысл, 2004. 446 с.
  41. Watson P.J. Babel of Rationalities: Christian Psychology, Incommensurability, and the Important Role of Empirical Research // Christian Psychology Around The World. 2014. № 5. P. 21—29.

Информация об авторах

Василюк Федор Ефимович, доктор психологических наук, Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии, факультета консультативной и клинической психологии, старший научный сотрудник, председатель Ученого совета факультета, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1969
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1193
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2