Консультативная психология и психотерапия
2016. Том 24. № 5. С. 151–177
doi:10.17759/cpp.2016240509
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Обращение к духовному и религиозному совладанию в психотерапии. Обзор западных исследований
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: духовное совладание, психологическое консультирование, психотерапия, психология религии, синергийная психотерапия, духовно-ориентированная психотерапия
Рубрика издания: Психология веры, христианская психология и психотерапия
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240509
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06- 10889 «Синергийно-феноменологический подход в консультативной психологии»).
Для цитаты: Шаньков Ф.М. Обращение к духовному и религиозному совладанию в психотерапии. Обзор западных исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 5. С. 151–177. DOI: 10.17759/cpp.2016240509
Полный текст
Духовные и религиозные верования и практики, согласно многим научным свидетельствам, обладают огромным терапевтическим потенциалом. В статье приводятся результаты новейших западных исследований, посвященных раз- личным аспектам обращения к религиозной и духовной сфере в психотерапии.
Эмпирическая обоснованность этих исследований оценивается автором статьи как конструктивная альтернатива малопродуктивным дискуссиям о религиоз- ности и духовности в психотерапии, ведущимся обычно на абстрактном уровне в идеологически-конфронтационном стиле. Обозначаются достоинства и недо- статки подобного инструментально-поведенческого подхода к духовности, фор- мулируется задача построения единой методологически фундированной модели процесса духовного совладания и обращения к нему в психотерапии.
Одним из последних нашумевших трендов психотерапии и популяр- ной психологии стала практика осознанности (mindfullness), в основе которой лежат практики и философия буддизма (см., например: [Пу- говкина, Шильникова 2014]). Если посмотреть на исследования, посвя- щенные осознанности, как в психиатрических, так и в психологических журналах по психотерапии, можно прийти к выводу, что открыта пана- цея, которая решает практически все проблемы психического здоровья и положительно влияет на бо́льшую часть психологического и физиче- ского благополучия. Если одна духовная практика привела к подобным результатам, то почему же столь сдержанно исследуются другие?По всей видимости, это объясняется тем, что практику осознанности, как и йогу (еще один уже устоявшийся тренд), легче отщепить от религиозной фи- лософии, в которой они были порождены, и оставить лишь то, что обе- спечивает «фитнес».Однако появляется все больше исследований, кото- рые свидетельствуют, что и без подобной редукции некоторые духовные практики порой обнаруживают не меньшую эффективность.
Например, показательным в этом плане является исследование ин- тервенций с целью снижения головной боли [Wacholtz, Pargament 2008].
Авторы выявили, что улучшения по самому большому количеству пара- метров было у тех людей, которым была предложена молитвенная меди- тация с обращением к Богу (практика без редукции духовного), менее выраженные улучшения при секулярной медитации (с мантрой, которая обращена к природе) и еще меньший эффект при использовании тради- ционных методов (мышечная релаксация).
В связи с тем, что за последние годы в России значительно выросло чис- ло верующих, обращающихся за психологической помощью к психотера- певтам, а отечественных исследований, касающихся роли религиозной и духовной1 сферы именно в психотерапевтическом процессе, мало, целесо- образно рассмотреть обширный корпус западных работ по этой тематике.
1 Устоявшегося определения различий между религиозностью и духовностью нет. Мы будем использовать термин «духовность», подразумевая при этом и ре- лигиозную сферу. Вопросам определения данных категорий посвящено множе- ство работ [Oman 2013; Эммонс 2004, с. 177]; наиболее распространена точка зрения, согласно которой духовность есть любая устремленность и обращение к сфере сакрального, религиозность же подразумевает также наличие институци- ональных форм такого обращения.
На русском языке есть довольно богатый обзор западных подходов к религиозной психотерапии, сделанный координатором направления «Религиозно-ориентированная психотерапия» в Общероссийской про- фессиональной психотерапевтической лиге С.А. Белорусовым [Белору- сов 1998]. Однако автор относится к медицинскому полюсу психотерапии и выделяет в первую очередь связь религиозности с психическим здоровьем и клиническим диагнозом, предлагает множество теорети- ческих разработок, которые не проверялись на практике, подкрепляя их лишь отсылками к святоотеческой литературе. В то время как автор ратует за обращение к религиозности в психотерапии, разработанный им религиозно-ориентированный подход представляется опасным как с этической, так и терапевтической точки зрения. В клинических при- мерах становится очевидным, что по мере включения религиозного компонента подход начинает терять из виду общепринятые стандарты оказания профессиональной психотерапевтической помощи (терапевт занимает явно экспертную позицию, к пациентам относится насмеш- ливо-пренебрежительно, переходит с «Вы» на «ты» на первых репликах, безосновательно дает прямые советы и пр.). Это пример — увы, один из многих — опасности и возможности нанесения вреда клиентам психоте- рапевтами с таким прорелигиозным подходом.
Отклонения в противоположный полюс с идентичным исходом часто наблюдается в подходах атеистически настроенных авторов (например, зачастую у последователей ортодоксального психоанализа). Терапевти- ческие подходы, воспринимающие любую религиозность как девиацию, являются, на наш взгляд, пережитком прошлых установок и концепций, но тем не менее они все еще встречаются в отечественной психотерапев- тической практике.
Научные исследования роли духовной сферы в процессе психотера- пии позволяют по-иному взглянуть на феномен религиозности и вместо игнорирования духовных переживаний у клиентов, с одной стороны, или подчинения человека собственным религиозным убеждениям, с другой, обратиться к личным духовным и религиозным переживаниям человека как к его ресурсам в преодолении кризиса.
Исследования связи духовности и религиозности с психологическим благополучием
Этот круг исследований посвящен поиску объективных данных, свидетельствующих о влиянии духовности человека на психологиче- ский арсенал стратегий его поведения в любых жизненных ситуациях, а следовательно, ответу на вопрос, насколько обоснованно обращаться к духовной сфере в психотерапии? Каковы связи ее с психическим здо- ровьем, психологическим и физическим благополучием и другими по- казателями качества жизни человека?
Систематические исследования духовной сферы и ее вклада в различ- ные аспекты человеческой жизни на Западе дали огромное количество безусловных свидетельств существенного влияния данной сферы на раз- личные стороны жизни человека, особенно в критических ситуациях. По- мимо биологических, психологических и социальных факторов, духов- ные принято выделять в особую группу, в то же время проявляющуюся совместно и в связи со всеми остальными. Ряд авторов для более цельного описания поведения личности пытаются построить интегральные — био- психо-социо-духовные модели [Sulmasy 2002; Meneses 2016]. Научно-пси- хологические исследования духовности на Западе уже прочно укоренены в корпус академической психологии, практики и профессионального об- разования [Palutzian, Park 2015]. В данном разделе мы суммируем лишь наиболее значимые, на наш взгляд, результаты исследований духовной сферы для психотерапевтов. Таковыми в первую очередь являются иссле- дования феномена духовного и религиозного совладания2.
Психологические функции духовности и религиозности З. Фрейд сводил религию исключительно к защитной функции. Дей- ствительно, в исследованиях обнаруживается, что религиозность позво- ляет лучше справляться с критическими ситуациями, она обеспечивает защиту, но не как избегание столкновения с реальностью, а, наоборот, открывает новые источники силы для того, чтобы вынести это столкно- вение и встретиться с критической ситуацией лицом к лицу [Pargament et al. 2013a]. Религия позволяет переосмыслить трагические события, а не способствует их вытеснению. Например, религиозные родители де- тей, которые умерли в раннем детстве от синдрома внезапной детской смерти, по прошествии времени видели данное событие как более на- деленное смыслом, соответственно, они смогли более стойко перенести это горе, по сравнению с менее религиозными родителями, которые не сформировали взгляда на это событие, позволяющего им смирить- ся с неизбежным, и их горе чаще приобретало патологический характер [McIntosh et al. 1993]. Итак, в психологическом контексте принято вы- делять следующие функции религии [Pargament et al. 2013a]: 1. Защита; 2. Порождение смысла; 3. Формирование идентичности; 4. Обеспечение эмоционального комфорта; 5. Обеспечение средствами для контроля импульсов и саморегуляции; 6. Реализация потребности власти и вли- яния; 7. Побуждение к личным изменениям; 8. Обнаружение, постро- ение отношений с тем, что для человека является святым, сакральным, духовным.
Религиозные верования и практики коррелируют в целом с меньшим числом случаев депрессии и тревоги [Koennig 2010]; помогают сохранять душевное равновесие людям тогда, когда они испытывают угрозу и тре- вогу [Shreve-Neiger, Edelstein 2004]; являются общим буферным факто- ром для психических расстройств [Levin 2010].
2 Более подробный обзор можно найти в ранее опубликованной статье, по- священной духовному совладанию [Шаньков 2015].
Модели духовного совладания Результаты различных исследований интегрированы в отражающие динамику модели духовного совладания (см.: [Gall, Guirguis-Younger 2013]). Например, указывается, что в процессе духовного развития у че- ловека формируется духовная диспозиция, определенное личное чувство духовного, которое утверждается в идентичности [Pargament 2013b]. При возникновении различных критических ситуаций эта диспозиция мо- жет значительно трансформироваться. На характеристики перестройки духовного мировоззрения терапевтам следует обращать внимание: чело- век может либо отбросить свои религиозные убеждения и погрузиться в кризис, зациклиться на нем, либо утвердиться в своих верованиях, ис- пользуя их как ресурс для преодоления критической ситуации, если об- ращение к духовной сфере будет способствовать реализации одной из вышеперечисленных функций3.
Позитивное и негативное религиозное совладание Посредством факторного анализа были выделены две большие ка- тегории религиозного совладания — позитивное совладание и негатив- ное. По данным масштабного метаанализа [Ano, Vasconcelles 2005] ото- бранных репрезентативных исследований с 1967 по 2005 г., обращение в критической ситуации к позитивному религиозному совладанию (на- пример, наличие духовной близости; религиозная переоценка ситуации в положительную сторону; совместное с другими религиозное совла- дание; поиск духовной поддержки и др.) приводит к повышению удов- летворенности жизнью, улучшению физического и психологического благополучия, уменьшает проявление депрессии. Напротив, негатив- ное религиозное совладание (например, духовная неудовлетворенность; переживание собственной греховности; восприятие Бога как карающе- го; рассмотрение ситуации как следствие влияния злых сил; межлич- ностная религиозная неудовлетворенность и др.) в критической ситу- ации может привести к повышению депрессии и тревоги, ухудшению физиологического благополучия, эмоциональному выгоранию, стрессу, духовным травмам. Таким образом, терапевтам следует учитывать, что различные типы совладания могут вносить как положительный, так и отрицательный вклад в переживание клиентами критических ситуаций, и знать, какие именно стратегии и когда избирает клиент.
3 Для описания духовной сферы клиента также используются следующие категории: метафизическое мировоззрение, религиозная вовлеченность, ре- лигиозная ортодоксия, религиозный проблемно-решающий стиль, духовная идентичность, образ Бога, конгруэнтность ценностному стилю жизни, духовное здоровье и зрелость. Этот словарь может помочь терапевтам различных теорети- ческих ориентаций подобрать смысловую формулу в конкретных кейсах.
Что касается конкретных результатов исследований, показано, что позитивное религиозное совладание может снижать степень боли у боль- ных онкологией [Cole 2005], улучшать состояние пациентов, прошедших кардиохирургическую операцию [Ai et al. 2009]; улучшать процесс пост- травматического восстановления людей, переживших природные ка- тастрофы, внезапную смерть близкого человека, сексуальное насилие, переживание угрожающих жизни ситуаций и др. [Pargament et al. 2013a].
Часто негативное религиозное совладание связано с тем, что человек стал жертвой своей религиозной традиции или религиозных лидеров (напри- мер, в результате неприятия сексуальной ориентации); на терапию могут прийти приверженцы религиозных взглядов, которые являются вредо- носными для самого человека и/или для других [Plante 2011].
Установки в отношении участия Бога в разрешении проблем Немаловажным в контексте психотерапии является то, какая у ве- рующего человека в процессе решения проблем возникает установка в отношении участия Бога в данной ситуации (для некоторых клиентов — участия «вселенной», «судьбы» и т.п.) [Pargament et al. 2013a]. 1. Человек может полностью перекладывать ответственность за раз- решение ситуации на высшие силы, Бога. 2. Может проявить полную самостоятельность, считая, что Бог уже дал все, что нужно для разрешения ситуации, и незачем прибегать лиш- ний раз к Его помощи. 3. Со-работничество: установка на совместное с Богом решение про- блемы.
Первый вариант при большинстве проблем коррелирует с более низ- кими показателями психического здоровья, а последний — с более вы- сокими [Yangarber-Hicks 2004]. В контексте психотерапевтической по- мощи нередко встречаются ситуации, когда человек отказывается от требуемого медицинского вмешательства по своим религиозным убеж- дениям, т.е. реализует первую установку. В качестве примера реализации второй установки можно привести разнообразные вариации «несения креста»: непротивление физическому насилию в семье, бедности, отказ от помощи других, от поиска непривычных вариантов решения про- блемы и т.д. — это зачастую является источником глубокого страдания как для человека, так и для его близких и требует прояснения базовых убеждений личности, что можно сделать, например, в терминах описываемых установок. С другой стороны, при неизлечимой болезни данный вариант установки — единственно верный и способствует более кон- структивному принятию смерти, встрече с нею, когда сделать уже ниче- го не возможно.
Третий вариант установки подразумевает прежде всего личный вклад в построение отношений с духовной сферой, Богом, ответственность за свои решения, но и сохранение открытости к миру, к вмешательству Бога, в том числе подразумевает молитву и созерцание как особую форму по- строения отношений с Богом. Эта установка показала себя наиболее адек- ватной по эффективности в большинстве проблемных ситуаций, а следо- вательно, в ходе психотерапии ее можно поддерживать и усиливать.
Исследования показывают, что практически все люди стремятся к обретению смысла жизни «самотрансцендентным путем» [Park 2013], однако как именно это происходит, может различаться даже у предста- вителей одной конфессии, когда их верования и практики переносятся в поле решения проблем обыденной жизни. При этом некоторые иссле- дования показывают, что общая вера клиента и терапевта может здесь не то чтобы не способствовать, но даже служить помехой для понимания терапевтом клиента, эффективному исследованию его индивидуальной духовной сферы [Morrison, Borgen 2010]. Чтобы прояснить индивиду- альную стратегию духовного совладания в каждом конкретном случае, психотерапевт может использовать следующие вопросы, ответы на ко- торые помогут искать соответствующую литературу и затем определить эффективность подобного совладания [Pargament et al. 2013a]: 1) кто (член общины, духовенство, Бог и др.); 2) что (молитва, медитация, ритуалы и др.); 3) как (руководствуясь личным переживанием, чувством вины, внеш- ним давлением и др.); 4) где (в храме, общине, наедине и т.д.); 5) зачем (чтобы обрести смысл, чтобы получить контроль над ситуа- цией и др.) человек прибегает к духовному совладанию.
Рассмотрев некоторые аспекты духовной сферы человека, перейдем к рассмотрению результатов исследований, относящихся непосред- ственно к психотерапии.
Результаты исследований духовной сферы в контексте психотерапии
Запрос на обращение к духовной сфере со стороны клиентов Большинство исследований показывают не только то, что клиенты часто обращаются к духовному совладанию, но и то, что они изъявляют желание, чтобы представители помогающих профессий чаще уделя- ли внимание их духовным потребностям в ходе терапии [Larson, Larson 2003; Morrison et al. 2009]. Так, по данным опросов, одна треть пациентов хотели, чтобы их спрашивали об их религиозных взглядах, две трети счи- тали, что врачи должны быть поставлены в известность об их религиоз- ных взглядах [MacLean et al.2003]. Согласно другому опросу [American Association of Pastoral Counselors Samaritan Institute 2000], 83% считают, что есть связь между их религиозными убеждениями и психическим и физическим здоровьем; 75% предпочли бы консультанта, который учи- тывал бы их ценности и веру и интегрировал бы их в консультативный процесс [Rose et al. 2001].
В немногочисленных качественных исследованиях [Gockel 2011] были сделаны следующие выводы: — часто суждения клиентов о том, подходят ли им апеллирующие к духовности интервенции, были связаны с качеством терапевтических от- ношений (чем больше располагает к себе терапевт, тем более они чувство- вали потребность и возможность обсуждения своей духовной сферы); — клиенты лучше себя чувствуют во время терапии, когда терапевт открыт и восприимчив к обсуждению ими духовных вопросов, в то же время чувствуют себя хуже, когда видят отрицания и уход со стороны терапевта при обсуждении данных вопросов.
Отношение к духовной сфере со стороны психотерапевтов Что касается самих психотерапевтов, то, согласно опросам, многие включают те или иные духовные аспекты в ход лечения (приводится по: [Shafranske 2013]). Согласно данным опроса Американской психологи- ческой ассоциации за 2003 г., в 37% случаев психотерапевты отчитыва- лись о вкладе духовности в разрешение клиентских проблем вне зави- симости от того, сопровождались ли эти духовные процессы терапевтом (приводится по: [Gockel 2011]). Некоторые качественные исследования выявляют склонность терапевтов рассматривать консультирование само по себе как духовный процесс [White 2003]. Более 80% психологов верят, что духовная сфера — важная и значимая в человеческой жизни, однако больше половины спрашивают о духовности клиента лишь в 50% слу- чаев; 12 и 18% отвечают, что никогда не спрашивают о религиозности клиента во время первых сессий [Hathaway et al. 2004].
Все же, судя по большинству исследований, явной видится тенден- ция психотерапевтов тайно (имплицитно) или открыто (эксплицитно) придерживаться отрицательного отношения к религиозности клиентов, например, полагать, что религиозные клиенты более психически нездо- ровы или обладают худшим прогнозом в сравнении с нерелигиозными [Ruff 2008].
Исследователи видят следующие причины подобного избегания [Pargament et al. 2013a]: — Особенность психологов как выборки. Психотерапевты, психиатры и психологи как группа значимо отличаются от выборки общей популя- ции именно по критерию религиозности [Shafranske 2000], т.е., к приме- ру, в США 75% людей — не психологов — соглашаются, что их подход к жизни основан на религии, в то же время только 35% опрошенных пси- хологов согласились с этим утверждением [Delaney et al. 2007]. — Духовная безграмотность. Человек склонен не замечать, игнориро- вать и отрицать ту сферу, которую он не понимает. Это происходит в силу отсутствия курса по психологии религии в системе образования психо- логов и психотерапевтов. — Специфика духовной сферы. Духовная реальность трудно определя- ется и познается прежде всего через проживаемый духовный опыт, а не через формальные знания. Соответственно, психотерапевту, не имею- щему подобного опыта, даже при наличии академических знаний о ре- лигии трудно понимать эту сферу в клиенте. — Историческая судьба духовной и религиозной сферы в психотерапии.
Прежде всего благодаря влиянию работ Зигмунда Фрейда религия дол- гое время воспринималась как антагонист психологии. И сегодня эти взгляды все еще актуальны, хотя это противостояние больше не является тотальным. — Страх психологов и психотерапевтов, что рассмотрение метафизи- ческих измерений человеческого существования может поставить под угрозу их стремление видеть в психологии строгую научную дисциплину.
Эти факторы приводят к появлению так называемой избегающей ду- ховности психотерапевтической помощи [Saunders et al. 2010].
Психотерапевт и исследователь К. Паргамент (приводится по: [Plante 2016]) выделяет в особенности два пагубных проявления отношения к религиозности со стороны психотерапевтов. 1. Духовная нетолерантность. Автор выделяет два вида нетолерантно- сти: отрицание и исключительность. Например, случаи, когда терапевт допускает, что духовность по своей природе является проблемой и источ- ником патологии, т.е. на нее и следует направить лечение. Анализ про- токолов показывает, что подобный антагонизм обычно не выражается напрямую, но проявляется в трудно уловимых формах нечувствительно- сти к тем или иным нюансам переживаний, их обесценивании, которые отражают нехватку уважения терапевта к клиенту. Исключительность же выражается в убеждении, что есть одна-единственная абсолютная исти- на и один-единственный путь ее постигнуть. Автор предупреждает, что подобное убеждение, часто свойственное и глубоко религиозным тера- певтам, приводит к ложным допущениям в отношении духовного мировоззрения клиента и может затмить важные нюансы выражения их ин- дивидуальной веры. Благие намерения в этом случае приводят к слепоте в отношении уникального вклада духовности в жизнь и идентичность клиента, отдаляют от понимания и использования потенциально цен- ных ресурсов, помогающих совладанию с критической ситуацией. 2. Духовная безграмотность. Имеется в виду не только недостаток ос- ведомленности о мировых религиях и духовных традициях, но также и о научной литературе, посвященной психологии духовности и религии, и в первую очередь о тех проявлениях этой сферы, которые могут вносить существенный вклад в психотерапевтическую практику (например, рас- смотренные выше исследования религиозного совладания).
Обращение к духовной сфере в психотерапии Одним из основных направлений в плане обращения к духовности в психотерапии является адаптация ведущих психотерапевтических под- ходов к религиозным людям. Например, приспособленная для христиан когнитивно-бихевиоральная терапия, в которой особое внимание уделя- ется религиозным образам, молитве, библейским ориентирам. В целом обнаружено, что подобные религиозно-адаптированные подходы рабо- тают так же хорошо, как и секулярные, но подтверждений тому, что по- добная терапия работает лучше секулярной, — мало [Worthington 2013].
Однако такие подходы являются предпочтительной альтернативой для религиозных клиентов и отвечают их запросам (см. обзор: [McCullough 1999]). Отличительная особенность таких подходов в том, что они уделя- ют внимание в первую очередь клинически релевантной стороне духов- ного измерения, которую можно легко интегрировать в существующие секулярные терапевтические модели. Тем самым они не бросают вызов эпистемологическим ценностным основаниям терапевтических модаль- ностей, а также не требуют разделения религиозного мировоззрения со стороны терапевтов. В то же время они не рассматривают функциональ- но не отвечающие им стороны духовной реальности.
Есть также пока еще эмпирически не апробированные модели, инте- грирующие секулярные и религиозные мировоззрения [Richards, Bergin 2005]. К подобному классу относят и программы анонимных алкоголи- ков, которые предлагают обращение к духовной перспективе, но без от- несения к какой-либо конкретной религиозной традиции. Здесь остается множество вопросов о функциональном вкладе духовности в такие про- граммы [Tonigan et al. 1999], но их эффективность свидетельствует о боль- шом терапевтическом потенциале включения духовной сферы в терапию.
В последнее время появляется много терапевтических моделей, ко- торые полностью основаны на теистических духовных взглядах на чело- веческую природу и мир [Richards, Bergin 2005]. В них напрямую вместе терапевт и клиент обращаются к исцеляющей силе духовности, уделяя внимание моральным основаниям религии. Здесь открыто используют- ся духовные интервенции, такие как молитва, чтение духовных текстов, духовное наставничество, медитативные практики. В этих подходах не религиозное включается в духовное, а скорее психологическое включает- ся и подчиняется духовному [Sperry 2012]. В целом эта группа подходов показывает высокую эффективность при работе с депрессией, тревогой, пищевыми расстройствами и стрессом (см. обзор: [Smith et al. 2007]); на выходе они показывают лучшие результаты в сравнении с секулярными подходами по показателям общего качества жизни и благополучия. На- пример, духовно-ориентированные подходы высоко эффективны в рабо- те с больными онкологией [Kaplar et al. 2004]. Еще один пример эффектив- ности таких подходов: религиозная поддержка, ободрение и религиозное наставничество (обсуждение религиозных тем, чтение Корана) лучше помогали переживающим утрату малазийским мусульманам, чем общая секулярная поддержка [Azhar, Varma 1995]. Подобные формы открытой интеграции провоцируют сомнения в терапевтической нейтральности и вызывают множество вопросов о границах этих профессиональных прак- тик и роли, которую занимает психотерапевт. При использовании их как отдельно взятых рекомендуется бдительно следить за соблюдением этики и процессом принятия решения терапевтом [Plante 2007].
Есть также специально разработанные программы интервенций, ос- нованные на исследованиях религиозного совладания. Приведем здесь несколько примеров. Восьминедельная программа интервенции, опи- рающаяся на духовные ресурсы, для помощи женщинам, пережившим сексуальное насилие в детстве [Murray-Swank, Pargament 2005]. После ин- тервенции, а затем при контрольной оценке спустя месяц 80% женщин сообщали о снижении негативных психологических и духовных пережи- ваний. Похожим образом была разработана психодуховная интервенция для страдающих тяжелыми психическими расстройствами [Phillips et al. 2002]. На протяжении семи недель участники могли свободно делиться историями своих духовных поисков, обсуждать такие духовные темы, как усилия воли, духовная борьба, прощение и надежда. Вопреки беспокой- ству и опасениям, которые возникают в связи с обсуждением духовных тем психически больными, в этой группе не возникло никаких серьезных психологических нарушений, получена положительная обратная связь от участников, попросивших продолжить группу в течение всего последую- щего года. Разрабатываются и апробируются на студентах колледжей спе- циальные программы, направленные на изменение методов религиозного совладания с негативных на позитивные и культивирование образа Бога как любящего, а не контролирующего [Oman et al. 2007; Gear et al. 2008].
После этих интервенций у участников обнаруживаются значительные улучшения в показателях психологического благополучия, эмоциональ- ной регуляции, соответствия духовных ценностей личному поведению, снижение степени духовных терзаний. Отдельным активно разрабатыва- емым направлением является разработка подходов к консультированию лиц, ставших жертвой своей религиозной традиции и религиозных ли- деров (например, в случае неприятия сексуальной ориентации), или тех клиентов, которые разделяют религиозные взгляды, являющиеся вредо- носными для них самих или окружающих [Plante 2011].
Интегративный подход к обращению к духовности и религиозности в психотерапии Э. Шафранске Наиболее методически и эмпирически обоснованной интегра- тивной моделью, по результатам нашего обзора, нам представляет- ся подход к работе с духовной сферой, предложенный Э. Шафранске [Shafranske 2013]. В рамках данного подхода прояснять духовную сферу клиента рекомендуется с целью достижения понимания роли духов- ности в их ориентировочной системе (например, мировоззрения или глобального смысла жизни), способов их обращения к религиозному совладанию и духовным ресурсам, а также определения степени вклада клиентской духовности в лечение. Рекомендуется обратить внимание на следующие аспекты: 1. Важность. Насколько духовная сфера важна в жизни клиента с его точки зрения? 2. Интеграция. Каким образом и в какой степени духовная сфера вли- яет на повседневную жизнь клиента (например, на его ценности, про- цесс принятия решений)? 3. Духовные переживания, верования, ценности, религиозная привержен- ность, практики. Как клиент переживает что-то сакральное? Каковы ее или его базовые убеждения и ценности? Какова природа вовлеченности в духовную жизнь и вклад этого в его качество жизни? 4. Совладание. В какой степени клиент использует духовное совлада- ние как источник разрешения проблем, насколько эти ресурсы оказыва- ются для него значимыми в улучшении процесса совладания и психологиче- ского благополучия? 5. Страдания/конфликт. Актуальные трудности клиента связаны с духовным конфликтом или духовными страданиями? Верит ли клиент, что духовность может быть источником их дистресса? Использует ли клиент негативное религиозное совладание (см. выше и в: [Шаньков 2015]), присутствуют ли в мышлении такие показатели риска для психо- логического благополучия, как злость по отношению к Богу [Pargament 1997]? Насколько психическое состояние клиента нарушает качество его обращения к религиозным ресурсам?
6. Потенциальный вклад в ход лечения. Считает ли клиент, что духов- ное исцеление значимо или играет важную роль в ходе терапии? Влияет ли духовное и религиозное прошлое терапевта на участие клиента в ходе терапии? Поддерживает ли религиозная община клиента его обращение к помощи психотерапевта?
На первых этапах терапии автор предлагает следовать за клиентом по мере разворачивания его духовного нарратива и в то же время удерживать задачу прояснения роли духовности в его проблемах. На изначальное прояснение может влиять теоретическая ориентация терапевта. Напри- мер, в когнитивно-бихевиоральной терапии в первую очередь будет рас- смотрен вклад духовности и религиозности в когнитивные искажения, дисфункциональные схемы и стиль мышления клиента в контексте его отношений с Богом [Nielson et al. 2001]. Этот стиль определенным обра- зом способствует развитию или устранению симптомов [Tan 2013].Пси- хоаналитик более заинтересован в природе и функциях репрезентаций Бога и роли духовности и религиозности в интрапсихическом конфлик- те. Выражение клиентом его отношений с Богом может быть ключом к пониманию его стиля отношений и привязанности [Kirkpatrick 2013], что важно для работы в рамках, например, набирающей все бо́льшую популярность эмоционально-фокусированной терапии.
На этом этапе также стоит обращать внимание на значимые жизнен- ные события, характеризующие духовный путь клиента [Hodge 2013].
Это также служит терапевтическим целям, так как клиент, благодаря та- кому прояснению, попутно осознает роль и влияние духовности на свою жизнь. Например, известно, что в становлении духовной сферы лично- сти важное место занимает встреча со значимыми людьми. Обращение к опыту общения с этими людьми дает терапевтический эффект. Для системной семейной терапии прояснение духовного пути может многое прояснить о системе взаимоотношений в семье [Frame 2003]. Некото- рым терапевтам привычнее пользоваться опросниками по ходу терапии: Паргамент и Крумеи [Pargament, Krumei 2009] выделили 14 инструмен- тов для измерения различных аспектов духовности в ходе психотерапии (например, шкала религиозного комфорта) [Exline et al. 2000]. Ни один из этих опросников пока не переведен на русский язык и не адаптирован к российской практике.
После того как терапевт прояснил естественно возникающее обра- щение к духовным ресурсам у клиента, он может обсудить с ним воз- можное включение этих ресурсов в ход терапии. Цель данного этапа — обеспечить место в терапевтическом процессе для духовности клиента и поддерживать его или ее личные духовные ресурсы.
Т. Планте [Plante 2007] выделяет 13 духовных и религиозных тера- певтических инструментов, которые эмпирически подтвердили свою эффективность в научных исследованиях: занятия медитацией и мо- литвой; практика библиотерапии; внимание к темам, связанным со смыслом, целью и чувством призвания в жизни; участие в ритуалах, бла- готворительной деятельности и волонтерстве; приверженность социаль- ной справедливости; участие в научении через наблюдение за высоко- значимыми духовными моделями; принятие и прощение себя и других (с учетом недостатков); уделение внимания прощению, благодарности и состраданию; внимание к религиозной этике; ощущение участия в чем- то большем, чем собственная личность; способность ценить духовное измерение в жизни.
Также выделено 19 примеров основанных на духовности интервен- ций, которые могли бы быть применены в рамках открытой (эксплицит- ной) интеграции духовности и религиозности в ход терапии [Richards, Bergin 2005]: молитва терапевта; обучение религиозным концептам; от- сылки к духовным текстам; духовное самораскрытие терапевта; духов- ная конфронтация; оценка духовности; религиозная релаксация или визуализация; совместная молитва терапевта и клиента; благословение терапевта; побуждение к прощению; задействование религиозного со- общества; молитва клиента; побуждение клиента к исповеди; направле- ние на принятие благословения священника; ведение записей в рели- гиозном дневнике; духовная медитация; религиозная библиотерапия; заучивание Библии наизусть; религиозная интерпретация сновидений.
В то время как множество психологов указывают на то, что зачастую обращаются к духовным верованиями и практикам клиента, по всей видимости использование таких эксплицитных интервенций происхо- дит реже. Исследователям мало что известно о принятии решения, об использовании этих интервенций «непосредственно в момент» и как именно совершается принятие решения об их использовании. Стоит об- ратить внимание, что в то время как 33% клиентов заявили о желатель- ности обсуждения духовных вопросов с их врачами, лишь 19% согласи- лись, что врач должен молиться с пациентом. Терапевты, предупреждает автор, должны подходить к принятию решений об этих интервенциях с глубоким уважением к клиентской автономии и с опорой на полученные знания и профессиональное обучение. Терапевтам также следует иметь в виду возможность консультации или коллаборации с религиозным про- поведником (например, раввином, священником, имамом) или пастор- ским консультантом.
Включение клиентских верований, практик, религиозных ориента- ций, религиозной истории и т.д. должно быть явно связано с заботой о клиенте и исследованием его проблемы. По отношению к клиентам, для которых духовность играет не такую большую роль в их жизни, до- статочно нескольких проясняющих вопросов. В то же время терапевт не должен терять чутье и не упускать из виду те переживания клиентов, в которых духовные аспекты могут быть затронуты имплицитно, без ис- пользования явно апеллирующих к духовности категорий для описания этих переживаний (некоторые клиенты могут не осознавать важность роли духовности в решении их проблем) [Pargament, Krumrei 2009].
Итак, автор заключает, что духовность играет важнейшую роль в психологической стороне жизни человека, внимание к этой сфере со стороны терапевта может, помимо прочего, показать его заинтересован- ность в клиенте как полноценной личности, что в свою очередь усили- вает качество и глубину терапевтических отношений. В то же время для некоторых клиентов вопросы о личных убеждениях могут показаться посторонними и восприниматься ими как нерелевантные, директив- ные и непрофессиональные, что может привести к обратному эффекту.
Таким образом, терапевтам следует инициировать обсуждение с осто- рожностью и уважением, уделяя предельное внимание клиентским ре- акциям и уровню их безопасности. Это не должно ни в коем случае быть формальным расспрашиванием с целью получения информации. Вклю- чение любой стороны духовного в ход терапии нуждается в открытом согласии со стороны клиента. Подобный подход не снижает важности вклада других — психологических, поведенческих и биологических — факторов в психическое здоровье и не заменяет другие формы помощи [Pargament 1997], а, наоборот, нацелен на более современный, научно- обоснованный и холистический подход [Shafranske 2013].
Профессиональные компетенции и обращение к духовной сфере клиента
Какими знаниями и навыками должен обладать психотерапевт, что- бы прибегать к интеграции духовной сферы в работу?
Степень компетентности специалиста для обращения к духовной сфе- ре клиента основывается прежде всего на общепринятых профессиональ- ных компетенциях, в том числе: наличие минимального образования и обширной клинической подготовки; избегание смешения ролей и кон- фликтов, связанных с пределами допустимого вмешательства в личное пространство клиента (навязывание личных верований и ценностей или замещение и незаконное посягательство на роль духовного авторитета); отсутствие пристрастности, предубежденности (проявлений нетолерант- ности к духовной сфере клиента); получение информированного согласия со стороны клиента; поиск подходящей консультации, сотрудничества, обращение за помощью к компетентным в духовной сфере специалистам [McMinn et al. 2003]. Разработаны также специализированно духовные и религиозные компетенции психотерапевтов (см.: [Young et al. 2007; Vieten et al. 2013]), они базируются на результатах вышеприведенных исследова- ний, и их обобщают применительно к решению практических задач.
В процессе образования психотерапевтов рекомендуется заострять внимание на теме мультикультурности, а также на других источниках раз- личий и специфики в психологии клиентов. Иными словами, в образо- вание психотерапевтов включается развитие компетенций, связанных с определением и учетом различий, касающихся гендерной идентичности, сексуальной ориентации, расовой и этнической принадлежности. Анало- гичным образом в образование психотерапевтов могут быть включены и компетенции, связанные с духовной и религиозной сферой [Plante 2016].
Конечно, нельзя ожидать, что психотерапевт станет экспертом в области исследований духовной сферы, однако необходима осведомленность, по- нимание основ природы и функций духовности, их выражения в культуре, в которой они практикуются. Также необходима осведомленность, касаю- щаяся результатов научных исследований духовности и здоровья [Masters, Hooker 2013], духовного и религиозного совладания [Pargament et al. 2013] и духовных страданий [Exline, Rose 2013].
Ричардс (приводится по: [Gonsiorek et al. 2009, р. 389]) предлагает че- тыре вопроса, которые стимулируют профессиональную рефлексию и способствуют развитию духовных и религиозных компетенций: 1. Есть ли у меня возможность обеспечить духовно безопасную и при- нимающую терапевтическую среду для моих клиентов? 2. Есть ли у меня возможность провести грамотное определение ре- лигиозной и духовной сферы моих клиентов? 3. Есть ли у меня возможность использовать или поддерживать духов- ные интервенции, если есть на то необходимость, чтобы помочь клиен- там получить доступ к ресурсам их веры и духовности во время процесса терапии? 4. Есть ли у меня возможность результативно проконсультироваться, сотрудничать или, когда потребуется, обратиться к духовенству или дру- гой профессиональной пастырской помощи?
Заключение
Настоящий обзор кроме ознакомления с конкретными теоретически- ми и практическими результатами западной психологии религии позволя- ет оценить общее методологическое положение этой области. В отличие от нашей страны, психология религии и духовно-ориентированная пси- хотерапия на Западе полноправно входят в корпус академической психо- логии, укоренены в различных религиозных институтах. Благодаря чему?
Несмотря на то что христианская психология в России прошла большой путь (см.: [Василюк 2015]), все еще как жанр преобладают идеологические споры и метафизические дискуссии, отсутствует полноценный научный диалог. На Западе же полем научной коммуникации становятся конкрет- ные эмпирические исследования феноменов духовной и религиозной жизни и их участие в процессах совладания с жизненными кризисами.
Если у нас сам факт обращения психолога к проблематике духовной и ре- лигиозной жизни человека чаще всего определяется его личной религи- озностью, с соответствующей опасностью субъективизма и идеологизма, у большинства западных авторов, работы которых рассмотрены в обзоре, определяющим фактором интереса к этой проблематике являются по- требности и специфика их верующих клиентов, а также научное и клини- ческое знание того, насколько духовная сфера значима для жизни клиента и для психотерапевтической помощи им.
Рассмотренные исследования убедительно показывают эффектив- ность обращения к духовной сфере в психотерапии, что диктует необхо- димость как обогащения духовным измерением психотерапевтических подходов, развитие соответствующих компетенций у психотерапевтов, так и теоретического осмысления, дальнейших исследований духовных процессов. С нашей стороны в этом русле перспективным представля- ется проведение исследований на базе фундаментальных разработок синергийной антропологии [Хоружий 2005; Василюк 2010], которая, сочетая в себе западную философию и глубокий анализ восточнохри- стианских духовных практик, способна также сохранить ту трезвую, объективную исследовательскую установку, которая присуща рассма- триваемым в обзоре работам. В целом же рецепция этих установок может помочь преодолеть избыточную метафизичность, идеологизм, неоправданные богословские претензии и укрепиться на плодородной почве конкретных эмпирических исследований, которые могут поспо- собствовать развитию полноценного научного диалога, установлению связи между теоретическими разработками и практикой, а также вне- сут прямой вклад в качество психологической помощи человеку, на- ходящемуся в кризисе.
Благодарности Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06- 10889 «Синергийно-феноменологический подход в консультативной психологии»).
Литература
- Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии // Журнал практического психолога. 1998. № 6. С. 21—43.
- Василюк Ф.Е. Христианская психология: «история» и «география». Статья 1. Опыт периодизации // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5. С. 49—63.
- Василюк Ф.Е. На подступах к синергийной психотерапии: история упований // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гума- нитарном контексте / Отв. ред. С.С. Хоружий. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 620—642.
- Пуговкина О.Д., Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): не- специфический фактор психологического благополучия // Современная за- рубежная психология. 2014. № 2. С. 18—27.
- Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М.: Институт философии, те- ологии и истории св. Фомы, 2005. 408 с.
- Шаньков Ф.М. Религиозное и духовное совладание. Обзор западных исследова- ний // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5. С. 123—152.
- Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Смысл, 2004. 416 с.
- Ai A.L., Wink P., Tice T.N., Bolling S.F., Shearer M. Prayer and reverence in naturalistic, aesthetic, and socio-moral contexts predicted fewer complications following coro- nary artery bypass // Journal of Behavioral Medicine. 2009. Vol. 32. № 6. P. 570— 581. doi:10.1007/s10865-009-9228-1
- American Association of Pastoral Counselors Samaritan Institute (2000). Report. [Электронный ресурс]. URL: http://www.samaritaninstitute.org/affiliates/docu- ments/GALLUPSURVEYAAPCandSISummaryfindings.pdf (дата обращения: 10.09.2016).
- Ano G.G., Vasconcelles E.B. Religious coping and psychological adjustment to stress: A meta-analysis // Journal of Clinical Psychology. 2005. Vol. 61 (4). P. 461—480. doi:10.1002/jclp.20049
- Azhar M.Z., Varma S.L. Religious psychotherapy as management of bereavement // Acta Psychiatricia Scandinavica. 1995. Vol. 91. P. 233—235. doi:10.1111/ j.1600- 0447.1995.tb09774.x
- Cole B.S. Spiritually-focused psychotherapy for people diagnosed with cancer: A pilot outcome study // Mental Health, Religion and Culture. 2005. Vol. 8 (3). P. 217— 226. doi:10.1080/13694670500138916
- Delaney H.D., Miller W.R., Bisonó A.M. Religiosity and spirituality among psycholo- gists: A survey of clinician members of the American Psychological Association // Professional Psychology: Research and Practice. 2007. Vol. 38. P. 538—546. doi:10.1037/0735-7028.38.5.538
- Exline J.J., Rose E.D. Religious and spiritual struggles // Handbook of the psychology of religion and spirituality. 2nd ed. / Ed. by R.F. Paloutzian, C.L. Park. NY: Springer, 2013. P. 379—397.
- Exline J.J., Yali A.M., Sanderson W.C. Guilt, discord, and alienation: The role of reli- gious strain in depression and suicidality // Journal of Clinical Psychology. 2000. Vol. 56 (12). P. 1481—1496. doi:10.1002/1097-4679(200012)56:12%3C1481::AID- 1%3E3.0.CO;2-A
- Frame M.W. Integrating religion and spirituality into counseling: A comprehensive ap- proach. Pacific Grove, CA: Brooks; Cole, 2003.
- Gall T.L., Guirguis-Younger M. Religious and spiritual coping: Current theory and re- search // APA handbook of psychology, religion, and spirituality / Ed. by K.I. Parga- ment, J.J. Exline, J.W. Jones. Vol. 1: Context, theory, and research.Washington, DC: American Psychological Association, 2013. P. 349—364.
- Gear M.R., Faigin C.A., Gibbel M.R., Krumrei E., Oemig C., McCarthy S.K. et al. The winding road: A promising approach to addressing the spiritual struggles of college students // Spirituality in Higher Education Newsletter. 2008. Vol. 4 (4). P. 1—8.
- Gockel A. Client Perspectives on Spirituality in the Therapeutic Relationship // The Humanistic Psychologist. 2011. Vol. 39 (2). P. 154—168. doi:10.1080/08873267.2011.564959
- Hathaway W.L., Scott S.Y., Garver S.A. Assessing religious/spiritual functioning: A ne- glected domain in clinical practice? // Professional Psychology: Research and Prac- tice. 2004. Vol. 35 (1). P. 97—104. doi:10.1037/0735-7028.35.1.97
- Hodge D.R. Assessing spirituality and religion in the context of counseling and psycho- therapy //APA handbook of psychology, religion, and spirituality / Ed. by K. Parga- ment, A. Mahoney, E. Shafranske. Washington, DC: American Psychological As- sociation, 2013. Vol. 2. P. 93—123. doi:10.1037/14046-005
- Kaplar M.E., Wachholtz A.B., O’Brien W.H. The effect of religious and spiritual inter- ventions on the biological, psychological, and spiritual outcomes of oncology pa- tients // Journal of Psychosocial Oncology. 2004. Vol. 22 (1). P. 39—49. doi:10.1300/ J077v22n01_03
- Kirkpatrick L.A. Evolutionary Psychology as a Foundation for the Psychology of Re- ligion // Handbook of the psychology of religion and spirituality. 2nd ed. / Ed. by R.F. Paloutzian, C.L. Park. NY: Springer, 2013. P. 560—578.
- Koenig H.G. Spirituality and mental health // International Journal of Applied Psycho- analytic Studies. 2010. Vol. 7 (2). P. 116—122. doi:10.1002/aps.239
- Larson D.B., Larson S.S. Spirituality’s potential relevance to physical and emotional health: A brief review of quantitative research // Journal of Psychology and Theol- ogy. 2003. Vol. 31 (1). P. 37—51.
- Levin J. Religion and mental health: Theory and research // International Journal of Applied Psychoanalytic Studies. 2010. Vol. 7 (2). P. 102—115. doi:10.1002/aps.240
- MacLean C.D., Susa B., Phifer N., Bynum D., Franco M., Klioze A. et al. Patient prefer- ence for physician discussion and practice of spirituality: Results from a multicenter patient survey // Journal of General Internal Medicine. 2003. Vol. 18 (1). P. 38—43. doi:10.1046/j.1525-1497.2003.20403.x
- Masters K.S., Hooker S.A. Religion, spirituality, and health // Handbook of the psychol- ogy of religion and spirituality. 2013. P. 519—539.
- McCullough M.E. Research on religion-accommodative counseling: Review and metaanalysis // Journal of Counseling Psychology. 1999. Vol. 46 (1). P. 92—98. doi:10.1037/0022-0167.46.1.92
- McIntosh D.N., Silver R.C., Wortman C.B. Religion’s role in adjustment to a negative life event: Coping with the loss of a child // Journal of Personality and Social Psychol- ogy. 1993. Vol. 65 (4). P. 812—821. doi:10.1037/0022-3514.65.4.812
- McMinn M.R., Aikins D.C., Lish R.A. Basic and advanced competence in collaborating with clergy // Professional Psychology: Research and Practice. 2003. Vol. 34 (2). P. 197—202. doi:10.1037/0735-7028.34.2.197
- Meneses R. A biopsychosocial-spiritual model in health // Arquivos De CiêNcias Da SaúDe. 2016. Vol. 23 (3). P. 01—02. doi:10.17696/2318-3691.23.3.2016.574
- Morrison J.Q., Clutter S.M., Pritchett E.M., Demmitt A. Perceptions of clients and coun- seling professionals regarding spirituality in counseling // Counseling and Values. 2009. Vol. 53 (3). P. 183—194. doi:10.1002/j.2161-007X.2009.tb00124.x
- Morrison M., Borgen W.A. How Christian spiritual and religious beliefs help and hin- der counselors’ empathy toward clients // Counseling and Values. 2010. Vol. 55 (1). P. 25—45. doi:10.1002/j.2161-007X.2010.tb00020.x
- Murray-Swank N.A., Pargament K.I. God, where are you?: Evaluating a spiritually inte- grated intervention for sexual abuse // Mental Health, Religion and Culture. 2005. Vol. 8 (3). P. 191—203. doi:10.1080/13694670500138866
- Nielson S.L., Johnson W.B., Ellis A. Counseling and psychotherapy with religious per- sons: A rational emotive behavior therapy approach. E-book. Publ. Lawrence Erl- baum Associates, Inc. 2001. 300 p.
- Oman D. Defining religion and spirituality // Handbook of the psychology of religion and spirituality. 2013. Vol. 2. P. 23—47.
- Oman D., Shapiro S.L., Thoresen C.E., Flinders T., Driskill J.D., Plante T.G. Learning from spiritual models and meditation: A randomized evaluation of a college course // Pastoral Psychology. 2007. Vol. 55 (4). P. 473—493. doi:10.1007/s11089-006-0062-x
- Paloutzian R.F., Park C.L. (Eds.). Handbook of the psychology of religion and spiritual- ity. Guilford Publ. 2014.
- Pargament K.I. The psychology of religion and coping: Theory, research, practice. New York: Guilford Press. 1997.
- Pargament K.I. The religious dimension of coping: Advances in theory. Research and practice // Handbook of the psychology of religion and spirituality. 2013a. Vol. 2. P. 560—578.
- Pargament K.I. Searching for the sacred: Toward a nonreductionistic theory of spiritu- ality // APA handbook of psychology, religion, and spirituality: in 2 vols. / Ed. by K.I. Pargament. 2013b. Vol. 1: Context, theory, and research/ Washington: Ameri- can Psychological Association. P. 257—273.
- Pargament K.I., Krumrei E.J. Clinical assessment of clients’ spirituality // J.D. Aten, M.M. Leach, J.D. Aten, M.M. Leach (Eds.) Spirituality and the therapeutic pro- cess: A comprehensive resource from intake to termination. Washington, DC: American Psychological Association. 2009. Р. 93—120. doi:10.1037/11853-005
- Park C.L. Religion and meaning // Handbook of the psychology of religion and spiritu- ality: 2nd ed. / Ed. by R.F. Paloutzian, C.L. Park. NY: Springer. 2013. P. 356—377.
- Phillips R.E., III, Lakin R., Pargament K.I. Development and implementation of a spiritu- al issues psychoeducational group for those with serious mental illness // Community Mental Health Journal. 2002. Vol. 38 (6). P. 487—495. doi:10.1023/A:1020832218607
- Plante T.G. Integrating spirituality and psychotherapy: Ethical issues and principles to consider // Journal of clinical psychology. 2007. Vol. 63(9). P. 891. doi:10.1002/jclp.20383
- Plante T.G. Addressing problematic spirituality in therapy // J.D. Aten, M.R. McMinn, E.R. Worthington (Eds.) Spiritually oriented interventions for counseling and psy- chotherapy. Washington, DC: American Psychological Association. 2011. Р. 83— 106. doi:10.1037/12313-004
- Plante T.G. Beyond Mindfulness // Open Theology. 2016. Vol. 2 (1). P. 135—144. doi:10.1515/opth-2016-0011
- Richards P., Bergin A.E. A spiritual strategy for counseling and psychotherapy. 2nd ed. Washington, DC: American Psychological Association. 2005. doi:10.1037/11214-000
- Rose E.M., Westfeld J.S., Ansley T.N. Spiritual issues in counseling clients, beliefs and preferences // Journal of Counseling Psychology. 2001. Vol. 30. P. 118—134. doi:10.1037/0022-0167.48.1.61
- Ruff J. Psychologist bias in implicit responding to religiously divergent nonpatient tar- gets and explicit responding to religiously divergent patients // Journal of Disser- tations. 2008. Vol. 2 (1). URL: http://www.scientificjournals.org/journals2008/ar- ticles/1378.pdf (дата обращения: 16.11.2016).
- Saunders S.M., Miller M.L., Bright M.M. Spiritually conscious psychological care // Professional Psychology: Research and Practice. 2010. Vol. 41 (5). P. 355—362. doi:10.1037/a0020953
- Shafranske E.P. Religious involvement and professional practices of psychiatrists and other mental health professionals // Psychiatric Annals. 2000. Vol. 30 (8). P. 525—532. doi:10.3928/0048-5713-20000801-07
- Shafranske E.P. Addressing Religiousness and Spirituality in Psychotherapy: Advancing Evidence-Based Practice // Handbook of the psychology of religion and spirituality. 2013. Vol. 2. P. 560—578.
- Shreve-Neiger A.K., Edelstein B.A. Religion and anxiety: A critical review of the litera- ture // Clinical Psychology Review. 2004. Vol. 24 (4). P. 379—397. doi:10.1016/j. cpr.2004.02.003
- Smith T.B., Bartz J., Richards P.S. Outcomes of religious and spiritual adaptations to psy- chotherapy: A meta-analytic review // Psychotherapy Research. 2007. Vol. 17 (6). P. 643—655. doi:10.1080/10503300701250347
- Sperry L. Spirituality in clinical practice: Theory and practice of spiritually oriented psychotherapy. 2nd ed. New York: Routledge; Taylor, Francis. 2012.
- Sulmasy D.P. A biopsychosocial-spiritual model for the care of patients at the end of life // The Gerontologist. 2002. Vol. 42 (suppl. 3). P. 24—33. doi:10.1093/geront/42.suppl_3.24
- Tan S.-Y. Addressing religion and spirituality from a cognitive behavioral perspective //K. Pargament, A. Mahoney, E. Shafranske (Eds.) APA handbook of psychology, religion, and spirituality. Washington, DC: American Psychological Association. 2013. Vol. 2 (pp. 169—187.
- Tonigan J.S., Toscova R.T., Connors G.J. Spirituality and the 12-step programs: A guide for clinicians // W.R. Miller (Ed.), Integrating spirituality into treat- ment. Washington, DC: American Psychological Association. 1999. Р. 111—131. doi:10.1037/10327-006
- Vieten C., Scammell S., Pilato R., Ammondson I., Pargament K.I., Lukoff D. Spiritual and religious competencies for psychologists // Psychology of Religion and Spirituality. 2013. Vol. 5 (3). P. 129. doi:10.1037/a0032699
- Wachholtz A.B., Pargament K.I. Migraines and meditation: Does spirituality matter? // Journal of Behavioral Medicine. 2008. Vol. 31 (4). P. 351—366. doi:10.1007/s10865- 008-9159-2
- White F.E. The lived experience of psychospiritual integration. A qualitative study with exemplary psychotherapists who actively integrate spirituality into their practice of psychotherapy // The Academy of Religion and Psychical Research Proceedings. 2003. P. 88—98.
- Worthington E.L., Jr. Moving forward: Six steps to forgiving yourself and breaking free from the past. Colorado Springs: WaterBrook. 2013.
- Yangarber-Hicks N. Religious coping styles and recovery from serious mental illnesses // Journal of Psychology and Theology. 2004. Vol. 32 (4). P. 305—317.
- Young J.S., Wiggins-Frame M., Cashwell C.S. Spirituality and counselor competence: A national survey of American Counseling Association members // Journal of Coun- seling and Development: JCD. 2007. Vol. 85 (1). P. 47—52.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2254
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 952
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6