Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей

2379

Аннотация

Рассмотрены проблемы психологического сопровождения детей с задержкой психического развития, обучающихся в условиях интегрированного и инклюзивного образования. Определяется содержание типичных запросов на консультативную помощь психолога со стороны специалистов, участвующих в образовательном процессе, и родителей данной категории детей. Раскрываются значение и задачи диагностической деятельности психолога, как базового компонента основных направлений психологического сопровождения и как ресурса специальной консультативной практики. Обосновывается целесообразность использования модели функционального диагноза, позволяющего упорядочить данные клинического, психологического и педагогического обследования ребенка и обеспечить продуктивное взаимодействие специалистов. Описываются единые критерии и обобщенные параметры типологической дифференциации детей с задержкой психического развития, необходимой для выбора образовательного маршрута для ребенка и организации специальных условий его обучения.

Общая информация

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, психологическое сопровождение образования и развития детей, психологическая диагностика, консультативный ресурс

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250402

Для цитаты: Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 4. С. 11–22. DOI: 10.17759/cpp.2017250402

Фрагмент статьи

Истоки, направленность и содержание психологического консультирования как вида профессиональной деятельности изначально ориентированы на оказание психологической помощи людям, не имеющим клинически очерченных психических нарушений, но испытывающих трудности в социальной коммуникации и межличностных взаимодействиях.

Литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
  2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Проблемы дефектологии [сборник работ] / Под ред. Т.М. Лифановой. М.: Просвещение, 1995. С. 200—263.
  3. Козырева Е.А. Теоретико-технологические аспекты психолого- педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей // Школьный психолог. 2001. № 33. С. 7—15.
  4. Коробейников И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Дефектология. 2004. № 1. С. 54—60.
  5. Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легким психическим недоразвитием // Дефектология. 2009. № 5. С. 22—28.
  6. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР // Дефектология. 2017. № 2. С. 3—13.
  7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
  8. Кукушкина О.И. Компьютерная поддержка взаимодействия специального психолога и педагога // Дефектология. 2002. № 2. С. 72—82.
  9. Леонова Е.В., Шатова С.С., Щербакова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Leonova_ Shatova_Shcherbakova.phtml (дата обращения: 09.07.2017).
  10. Лубовский В.И. Психодиагностика нарушений развития у детей // Специальная психология: учебное пособие / Под ред. В.И. Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2009. С. 499—521.
  11. Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. № 4. С. 50—60. doi:10.17759/pse.2016210406
  12. Метелькова Е.И. Психологическая служба как ресурс развития современного образования: дисс. … канд. психол. наук. М., 2010. 276 с.
  13. Шалагинова К.С. Системное психологическое сопровождение как эффективная технология работы с агрессивными младшими школьниками // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 115—127.
  14. Шеина О.Н. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в начальной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 33. С. 39—40.

Информация об авторах

Коробейников Игорь Александрович, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3885-7846, e-mail: psikor@bk.ru

Бабкина Наталия Викторовна, доктор психологических наук, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, Институт коррекционной педагогики (ФГБНУ ИКП), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3277-7127, e-mail: natali.babkina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2567
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2379
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0