Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков

943

Аннотация

Рассмотрена проблема психологической коррекции интернет-зависимости у подростков. Проанализированы данные эмпирического исследования ведущих факторов формирования интернет-зависимости, выделены две группы зависимых с преобладанием биологического и психологического факторов формирования интернет-аддикции. На основе этих данных разработана и проведена программа коррекции интернет-зависимости у подростков. Приводятся результаты сравнения эффективности разработанной программы и программы коррекции коммуникативных навыков. Выявлена значимость первичной диагностики выраженности нейропсихологических особенностей и включения нейропсихологической коррекции в структуру работы с интернет-зависимыми подростками. Предложена схема отбора в коррекционные группы в соответствии с преобладанием различных факторов формирования аддикции.

Общая информация

Ключевые слова: интернет-зависимость, подростковый возраст, психологическая коррекция, факторы формирования интернет-зависимости

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280309

Для цитаты: Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 3. С. 142–163. DOI: 10.17759/cpp.2020280309

Фрагмент статьи

Интернет-зависимость среди подростков и молодых людей в странах Европы и Северной Америки составляет 1,5—8,2%. По данным российских исследователей, распространенность интернет-зависимости среди подростков достигает 22,6%.

Литература

  1. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 02.06.2020).
  2. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 02.06.2020).
  3. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учебное пособие // Под ред. В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова, А.С. Искандировой и др. М.: Изд-во МГМСУ, 2011. 32 с.
  4. Кардашьян Р.А. Компьютерная игровая зависимость у учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Изд-во РУДН, 2018. 286 с.
  5. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Искандирова А.Б. и др. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 11.07.2020).
  6. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Краснов И.О. Нейропсихологические особенности как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подростков [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 11.07.2020).
  7. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43—56.
  8. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера—Сэловея—Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. № 6 (8). URL: http://psystudy. ru (дата обращения: 01.06.2020).
  9. Сибиль С.И., Подмазин Е.И. Как помочь подростку с «трудным» характером. Киев: Перспектива, 1996. 160 с.
  10. Симерницкая Э.Г. Методика экспресс-диагностики «Лурия-90» М.: Знание, 1991. 48 с.
  11. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. М.: ИП РАН, 2009. 302 с.
  12. Тхостов А.Ш., Елшанский С.П. Методическое пособие по применению теста «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» для исследования особенностей вербализации внутреннего опыта. М.: Изд-во МГУ, 2000. 67 с.
  13. Brand M., Laier C., Young K. Internet Addiction: Coping styles, expectancies, and treatment implications [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2014.01256/full (дата обращения: 11.05.2020). DOI:10.3389/fpsyg.2014.01256
  14. Cheng C., Li A.Y. Internet addiction prevalence and quality of (real) life: A meta-analysis of 31 nations across seven world regions // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2014. Vol. 17 (12). P. 755—760. DOI:10.1089/cyber.2014.0317
  15. Cimino S., Cerniglia L.A. Longitudinal study for the empirical validation of an etiopathogenetic model of internet addiction in adolescence based on early emotion regulation // BioMed Research International. 2018. Vol. 2018. P. 135—143. DOI:10.1155/2018/4038541
  16. Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit hyperactivity disorder without hyperactivity): a neurobiologically and behaviorally distinct disorder from ADHD attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity) // Development & Psychopathology. 2005. Vol. 17. P. 807—825. DOI:10.1017/S0954579405050388
  17. Ha J.H., Yoo H.J., Cho I.H. Psychiatry comorbidity assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet addiction // Journal of Clinical Psychiatry. 2006. Vol. 67 (5). P. 821—826. DOI:10.4088/JCP.v67n0517
  18. Hong S.B., Zalesky A., Cocchi L. et al. Decreased functional brain connectivity in adolescents with internet addiction // PLoS One. 2013. Vol. 8 (2). P. 65—69. DOI:10.1371/journal.pone.0057831
  19. Internet addiction in children and adolescents: risk factors, assessment, and treatment / K.S. Young, C.N. de Abreu (eds.). New York: Springer Publishing Company, 2017. 305 p.
  20. Kuss D.J., Griffiths M.D., Binder J.F. Internet addiction in students: Prevalence and risk factors // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29 (3). P. 959—966. DOI:10.1016/j. chb.2012.12.024
  21. Michal M., Duven E., Giralt S. et al. Prevalence and correlates of depersonalization in students aged 12—18 years in Germany // Social Psychiatry, Psychiatry, Epidemiology. 2015. Vol. 50 (6). P. 995—1003. DOI:10.1007/S00127-014-0957-2
  22. Torres-Rodríguez A., Griffiths M.D., Carbonell X. The treatment of Internet gaming disorder: A brief overview of the PIPATIC program // International Journal of Mental Health and Addiction. 2018. Vol. 16 (4). P. 1000—1015. DOI:10.1007/s11469-017-9825

Информация об авторах

Малыгин Владимир Леонидович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический универ ситет имени А.И. Евдокимова» (ФГБОУ ВО «МГМСУ имени А.И. Евдокимова» Минздрава России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0269-7361, e-mail: malyginvl@yandex.ru

Меркурьева Юлия Александровна, преподаватель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» (ФГБОУ ВО «МГМСУ имени А.И. Евдокимова» Минздрава России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5545-6708, e-mail: juliamerkurieva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1517
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 943
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 14