Введение
В дошкольном и младшем школьном возрасте здоровый сон крайне важен для развития ребенка, его успешности и продуктивности в учебе, а также связан с качеством жизни в сфере здоровья [Quach, 2009]. При этом, по разным оценкам, от 20% до 45% детей испытывают те или иные трудности со сном в дошкольном возрасте [Полуэктов, 2012; Chervin, 2001; Mindell, 2010; Owens, 2008; Owens, а; Sadeh, 2009; Simola, 2010], которые к младшему школьному возрасту связаны со сниженной успеваемостью [Dewald, 2010; Liu, 2005], проблемами в поведении [Becker, 2014; Hoedlmoser, 2010], соматическими [Hart, 2005] и психопатологическими (гиперактивность–импульсивность, трудности регуляции поведения, [Becker, 2014]) жалобами, а также нейрокогнивными трудностями [Friman, 2020; Mindell, 2010; O'Brien, 2009]. Хотя в младшем подростковом возрасте родители реже обращаются за помощью к специалистам по поводу трудностей со сном у своих детей, исследования показывают, что этих трудностей не становится меньше [Lewien, 2021]. В первой части данного исследования на выборке 147 пар «родитель–ребенок 5–13 лет без диагностированных нарушений сна» было показано, что для каждого третьего ребенка – в равной степени для мальчиков и девочек – характерны нерегулярное время укладывания, длительное засыпание, засыпание в чужой кровати, ночные страхи, недостаточное время сна, частые ночные пробуждения, сноговорение, раннее утреннее пробуждение, долгое время подъема утром, усталость днем 3 раза в неделю, а протесты против укладывания, невозможность самостоятельного пробуждения утром, трудности утреннего вставания – для каждого второго ребенка. К возрасту 10–13 лет на фоне сокращения дневного и ночного сна у детей большинство этих особенностей сохраняется (более редкими становятся нарушения дыхания во сне, парасомнические симптомы и ночные страхи), но более распространенными становятся жалобы, связанные с недостатком сна и дневной сонливостью. В этом контексте актуальность приобретает вопрос о том, почему действия родителей по регуляции сна детей, так же как обращения за специализированной помощью, в этом возрасте относительно редки.
Согласно подходу в психологии телесности [Тхостов, 2002], обращение за помощью является результатом серии процессов означения, в ходе которых человек называет и локализует свои ощущения, квалифицирует их как проблему, а также активно создает свой «миф болезни» на основе информации и представлений, которые у него есть. Психосоматическое развитие ребенка [Николаева, 2012] может быть понято как процесс формирования телесного феномена во взаимодействии со взрослым. Это позволяет предположить, что как и взрослые люди оценивают и означают свой собственный сон [Рассказова, 2012], так родитель квалифицирует и понимание особенности сна ребенка, оценивая их как более или менее выраженные проблемы или трудности. При этом, в отличие от психологической регуляции взрослым своего сна, родители основываются на своих оценках сна ребенка, т. е. могут лучше или хуже замечать какие–то его особенности и не знать о каких–то аспектах сна ребенка (ночных пробуждениях, использовании электронных гаджетов ночью и пр.).
Целью данного исследования было выявление особенностей оценки родителями особенностей и трудностей со сном у детей 5–13 лет и субъективной квалификации их как проблемы. В данной работе представлена вторая часть исследования сна в парах «родитель–ребенок 5–13 лет без диагностированных нарушений сна», которая посвящена тому, какие особенности сна ребенка родители квалифицируют как проблему, в какой степени согласованы оценки детей и родителей, а также какие особенности сна детей родители чаще не замечают.
Выдвигались следующие гипотезы.
- Оценивая сон своих детей, родители скорее замечают и считают проблемными те особенности сна, которые препятствуют их сну или другой деятельности во время сна и бодрствования ребенка – приходы детей ночью, явные жалобы и т. п.
- Согласованность между оценками детского сна у детей и родителей максимальна в отношении параметров с четкими поведенческими критериями (например, в чьей кровати засыпает ребенок), но низка в отношении параметров, требующих оценки (например, сопротивление укладыванию).
Методы
Выборка. В исследовании приняли участие 147 пар «ребенок 5–13 лет без диагносцированных нарушений сна – один из его родителей» (67 девочек, 45,6%, 79 мальчиков, 53,7%, в одном случае пол ребенка не был указан, 0,7%). Средний возраст детей составил 8,29±2,53 года. Из них 47 человек (32,2%) были старшего дошкольного возраста (5–6 лет), 49 человек – 7–9 лет (33,4%), 51 человек (34,9%) – 10–13 лет.
- Родители отвечали на вопросы о сне своем и ребенка (наличие и продолжительность дневного сна, время и регулярность времени укладывания, скорость засыпания в минутах, количество и продолжительность ночных пробуждений, время пробуждения, подъема).
- Родители заполняли опросник привычек детей в отношении сна (Children Sleep Habits Questionnaire, CSHQ, [Owens]).
- Дети отвечали на вопросы самоотчета детей о своем сне (Sleep Self–Report, SSR, [Owens, а]).
Более подробно описание методов исследования можно найти в первой части статьи.
Обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 23.0 и включала описательную статистику, а также анализ согласованности ответов. Согласованность ответов расценивалась в соответствии с условными границами, предложенными по критерию Дж. Коэна: средний эффект – от 0,50 до 0,80, сильный эффект – от 0,80 и выше.
Результаты
Особенности сна, укладывания и пробуждения ребенка и их квалификация родителями как проблемных ситуаций
Нерегулярное время укладывания и длительное (более 20 минут) засыпание встречается у каждого третьего ребенка, однако, как правило, речь идет не о ежедневных трудностях, а о трудностях, возникающих несколько раз в неделю (30,34%–37,67%). Ежедневными они становятся в одном случае из десяти и реже (7,48%–17,24%). Если трудности с регулярностью и длительностью сна не ежедневные, они редко вызывают беспокойство родителей: лишь один из десяти родителей считает проблемой длительное засыпание ребенка, и один из шести – нерегулярное время укладывания.
Каждый третий ребенок засыпает не в своей кровати, хотя родителей это беспокоит лишь в тех случаях, когда такая ситуация становится ежедневной. Обязательное присутствие взрослого или игрушки нужны почти половине детей, но родители редко считают это проблемой. Почти в 13% случаев ребенку требуется укачивание, которое родители также почти никогда не расценивают как затруднение, требующее внимания.
Протесты детей против укладывания и ночные страхи беспокоят 13%–19% родителей, это соответствует проценту детей, которые протестуют и боятся почти каждый день. Следует отметить, что 3–7 раз в неделю такие проявления характерны для каждого четвертого – каждого второго ребенка. Для сравнения: использование гаджетов вечером и ночью беспокоит каждого третьего родителя, даже если ребенок требует их не ежедневно, но часто. При этом важно, что такое поведение – одно из наиболее распространенных и характерно более чем для половины опрошенных детей.
Постоянный недосып или нерегулярная продолжительность сна ¾ редкое явление, характерное для 2–7% детей, однако время от времени – недосыпает один ребенок из трех –четырех, хотя в этих случаях родители редко считают недостаточный и нерегулярный сон проблемой. Каждый десятый ребенок постоянно просыпается несколько раз за ночь и 31% просыпаются несколько раз за ночь более половины дней в неделю, однако сами по себе частые пробуждения редко рассматриваются родителями как проблема, несмотря на то, что большинство детей не могут заснуть самостоятельно.
Постоянные проявления парасомний, нарушений дыхания во сне и явные жалобы ребенка на проблемы со сном крайне редки и часто расцениваются родителями как проблема. Исключения составляют страшные сновидения, от которых почти двое детей из трех просыпаются ежедневно, но которые практически не воспринимаются родителями как проблема.
Более чем в половине случаев дети не могут проснуться самостоятельно, просыпаются в плохом настроении, их будят родители, или братья/сестры или будильник, они с трудом встают по утрам и выглядят днем уставшими, а каждый третий хотя бы иногда встает очень рано утром или ему требуется много времени, чтобы проснуться. Как правило, родители не считают все эти ситуации проблемой, за исключением трудностей с подъемом, плохого настроения ребенка утром и того, что он выглядит усталым днем, что беспокоит каждого пятого родителя.
Оценка родителями достаточности сна ребенка
В среднем родители считают, что детям 5–6 лет необходимо спать около 10 часов, чтобы выспаться, а к 10–13 годам ¾ около 9 часов. При этом у детей 5–6 лет общая продолжительность сна превышает ту, которая родителям кажется необходимой (средняя разница ¾ 0,63±1,60 часа, t = –2,51, p<0,05, d=0,39), а оценки продолжительности ночного сна ниже необходимого, что очевидно, принимая во внимание, что многие дети в этой возрастной группе спят днем. У детей 7–9 лет не выявлено расхождений между необходимой (с точки зрения родителей) продолжительностью сна и общей, а также ночным сном. К 10–13 годам ночной сон (как по прямым оценкам, так и рассчитанный по детальным вопросам) оказывается в среднем на полчаса короче, чем родители считают необходимым (по прямым оценкам родителей: средняя разница – 0,52±1,02 часа, t=3,27, p<0,01, d=0,51; по рассчитанным оценкам: средняя разница 0,61±1,15 часа, t=3,21, p<0,01, d=0,54). Иными словами, к 10–13 годам – дети спят недостаточно (по крайней мере, по оценке родителей).
Особенности сна детей, не заметные для родителей
63 ребенка (42,9%) ответили, что им не нравится ложиться спать. Интересно, что, вопреки интуиции, с возрастом все большему числу детей ложиться спать нравится: об этом говорят 44,7% детей 5–6 лет, 50,0% детей 7–9 лет и 76,5% детей 10–13 лет (при сравнении возрастных групп – χ² = 11,78, p<0,01, V Крамера = 0,28; при сравнении среднего возраста – t=3,98, p<0,01). Более того, признание детьми проблем со сном не означает, что этим детям не нравится ложиться спать: так отвечают 57,1% детей с субъективными трудностями со сном и 39,5% детей без таких трудностей (p>0,09).
Более трети детей (42,8%) ответили, что как минимум 3 раза в неделю бывает так, что родители считают, что они спят, а они еще не уснули. 36,1% детей ответили, что просыпаются ночью хотя бы 3 раза в неделю, но родители не знают об этом; 10,2% считают, что так случается не менее 5 раз в неделю. Чуть больше половины (57,5%) детей ответили, что почти всегда чувствуют себя утром отдохнувшими после ночного сна; 32,5% детей ответили, что так происходит не более 2–4 раза в неделю, при этом каждый десятый ребенок не чувствует себя отдохнувшим почти никогда. Все эти сложности одинаково часто встречаются у девочек и мальчиков, а единственное различие между возрастными группами заключается в том, что дети старшего возраста реже чувствуют себя отдохнувшими утром (78,7% детей 5–6 лет, 56,3% детей 7–9 лет, 38,0% детей 10–13 лет; χ² = 21,92, p<0,01, V Крамера = 0,28).
Шкала самооценки сна у детей и опросник привычек детей в отношении сна (для родителей) разрабатывались как максимально сопоставимые, что дало нам возможность сравнить меру расхождений в ответах детей и родителей ¾ то есть выявить частоту тех ситуаций, когда мнения родителя и ребенка явно расходятся. Дополнительно оценивалась согласованность оценок (каппа Коэна). В целом, средний балл по общей шкале нарушений сна у детей и родителей коррелирует на среднем уровне (r=0,46, p<0,01), сопротивление при укладывании по оценкам родителей связано с подготовкой ко сну (r=0,57, p<0,01) и отказом укладываться (r=0,27, p<0,01) по оценкам детей; корреляция между оценками тревоги сна у детей и родителей составляет r=0,36 (p<0,01), а между оценками сонливости r=0,40 (p<0,01).
Наиболее солидарны дети и родители в оценках того, как часто ребенок засыпает в родительской кровати или кровати брата/сестры, приходит в чужую постель в течение ночи и спит днем, то есть явных поведенческих проявлений, связанных с необходимостью смены местоположения. Уже в отношении того, засыпает ли ребенок один и нужно ли ему для этого присутствие родителей, отмечаются расхождения, а в остальных случаях рассогласованность еще более выражена. По сути не связаны ответы родителей и детей по тем пунктам, которые носят оценочный характер: протесты против укладывания, слишком долгая или слишком короткая продолжительность сна, жалобы на проблемы со сном, пробуждение из-за страшных сновидений.
С целью более детального анализа ответов, рассчитывались крайние расхождения (табл. 1): процент ответов «обычно (5–7 раз в неделю)» со стороны ребенка в семьях, где родители ответили «редко (0–1 раз в неделю)», и наоборот, процент ответов «редко (0–1 раз в неделю)» со стороны ребенка в семьях, где родители ответили «обычно (5–7 раз в неделю)». Сравнение показывает, что в семьях, где родители сообщают о крайне нерегулярном времени укладывания, длительном засыпании ребенка, неготовности ребенка ко сну в установленное время, засыпании в родительской кровати, необходимости присутствия родителей при засыпании, один ребенок из 3–5 детей полностью отрицает это. В семьях, где родители указывают, что ребенок постоянно противится укладыванию, не засыпает один в собственной кровати, выглядит уставшим днем, не засыпает сам без помощи, спит слишком мало или слишком много, жалуется на боли ночью или трудности со сном, это рассогласование еще более выражено и составляет 42,1%–100% детей этих родителей. Это означает, что почти половина или более детей родителей, указывающих на эти трудности как постоянные, полностью отрицают их у себя. Расхождения противоположного типа, когда родители не видят проблемы, а ребенок указывает на то, что она есть и постоянна, по этим аспектам сна встречается у 0,0%–17,6% детей таких родителей.
Противоположный паттерн результатов выявлен в отношении засыпания ребенка с каким–либо предметом или игрушкой: в семьях, где родители указывают, что их детям скорее не нужен особый предмет для засыпания, почти треть детей говорят о том, что обычно его использует. Для сравнения, в семьях, где родители говорят, что такой предмет обычно нужен, лишь один ребенок из девяти отрицает это.
Что касается активных протестов ребенка против укладывания (плача, отказа оставаться в кровати), ответы родителей и детей по этому поводу не связаны, но не за счет крайних расхождений: если родители сообщают о таких ситуациях как о постоянных или крайне редких, дети часто не отрицают этого напрямую, но дают промежуточную оценку – иногда, несколько раз в неделю. Та же картина получена в отношении страшных сновидений, где расхождения крайних типов между ответами детей и родителей не превышают 10%, но сами оценки не согласованы. Рассогласованность в случае пробуждения от страшных сновидений объясняется тем, что дети часто говорят, что это происходит редко, когда родители уверены, что половину дней в неделю, и что иногда, когда родители уверены, что это происходит почти каждую ночь.
Приход в чужую постель, трудности вставания и усталость днем ¾ относительно согласованные в глазах детей и родителей стратегии, хотя каждому шестому ребенку, родители которых утверждают, что детям легко вставать по утрам, это кажется трудной задачей ежедневно или практически ежедневно, а каждый шестой ребенок, родители которых считают, что он ежедневно приходит ночью в их постель, считает, что почти никогда не делает этого.
Тот результат, что каждый шестой ребенок в семьях, где родители сказали, что использование гаджетов вечером и ночью ¾ крайне редкое поведение, ответил, что это типичное и почти ежедневное поведение, по–видимому, объясняется тем, что родители могут не знать об использовании гаджета ночью после укладывания.
Таблица 1. Согласованность и расхождения в ответах детей и родителей об особенностях детского сна
|
Особенности сна, укладывания и пробуждения ребенка: сравнение ответов детей и родителей (пункты приведены в формулировках опросника привычек детей в отношении сна) |
Процент детей, ответивших «обычно (5–7 раз в неделю)» в семьях, где родители ответили «редко (0–1 раз в неделю)» |
Процент детей, ответивших «редко (0–1 раз в неделю)» в семьях, где родители ответили «обычно (5–7 раз в неделю)» |
Каппа Коэна |
|
Ребенок ложится спать вечером каждый раз в одно и то же время |
27,3 |
6,1 |
0,28** |
|
Ребенок засыпает в течение 20 минут после того, как лег спать |
35,7 |
13,2 |
0,16* |
|
Ребенок засыпает один в собственной кровати |
56,0 |
0,0 |
0,33** |
|
Ребенок засыпает в родительской кровати или в кровати брата/сестры |
10,0 |
22,7 |
0,45** |
|
Ребенку требуется специальный предмет, чтобы заснуть (кукла, специальное одеяло и т. д.) |
31,0 |
11,9 |
0,27** |
|
Ребенку нужно присутствие родителя в комнате, чтобы уснуть |
5,7 |
39,5 |
0,34** |
|
Ребенок готов идти в кровать в положенное время |
22,7 |
7,2 |
0,14* |
|
Ребенок противится укладыванию в положенное время |
17,6 |
42,1 |
0,19** |
|
Ребенок протестует против укладывания в положенное время (плачет, отказывается оставаться в кровати и т. д.) |
17,6 |
14,3 |
0,09 |
|
Ребенок боится спать в темноте |
13,8 |
32,1 |
0,19** |
|
Ребенок боится спать один |
17,4 |
33,3 |
0,25** |
|
Ребенок вечером требует компьютер, планшет, мобильный телефон, хотя пора спать |
18,2 |
0,0 |
0,16* |
|
Ребенок спит слишком мало |
14,3 |
60,0 |
0,11 |
|
Ребенок спит слишком много |
9,0 |
100,0 |
–0,06 |
|
Ребенок приходит в чужую постель в течение ночи (отца, матери, брата, сестры и т. д.) |
4,2 |
18,2 |
0,48** |
|
Ребенок сообщает о боли в теле во время сна. |
5,4 |
60,0 |
0,22** |
|
Ребенок жалуется на проблемы со сном |
17,3 |
100,0 |
–0,03 |
|
Ребенок пробуждается, встревоженный страшным сном |
8,6 |
0,0 |
0,03 |
|
После пробуждения ребенок засыпает сам без помощи |
63,0 |
10,7 |
0,17** |
|
Ребенку трудно встать с постели по утрам |
18,2 |
13,9 |
0,24** |
|
Ребенок спит днём |
3,3 |
12,0 |
0,50** |
|
Ребенок выглядит уставшим |
9,1 |
50,0 |
0,17** |
Примечание: «*» ¾ p<0,05; «**» ¾ p<0,01.
Обсуждение результатов
Заметность детских трудностей со сном для родителей. Помимо того, что замеченные родителями трудности могут не означаться ими как проблема, некоторые особенности детского сна могут не замечаться ими. С практической точки зрения, для диагностических задач важно понимать, относительно каких аспектов сна у детей и родителей может быть существенно разное мнение. С теоретической точки зрения, интерес представляет то, какие аспекты сна детей оказываются «достроенными» родителями, опирающимися не на наблюдение и расспросы детей, а на какие–либо иные критерии. Результаты показывают, что максимально согласованно мнение детей и родителей в отношении наблюдаемых, внешне верифицируемых поведенческих проявлений (засыпает в родительской кровати или кровати брата/сестры, приходит в чужую постель в течение ночи, спит днем); примыкают к ним также чуть менее очевидные поведенческие трудности вставания и усталость днем. Вовсе не согласованно мнение детей и родителей по аспектам сна, включающим не сами проявления, а оценку их нормативности (протесты против укладывания, слишком долгая или слишком короткая продолжительность сна, жалобы на проблемы со сном, пробуждение из–за страшных сновидений). По всей видимости, само принятие решения ¾ что считать жалобой ребенка, что считать страшным сновидением, слишком долгим или слишком коротким сном, что считать явным протестом ¾ осуществляется детьми и родителями по–разному, делая эти аспекты несопоставимыми. Косвенным подтверждением этого предположения является то, что расхождения между ответами родителей и детей о протестах при укладывании и частых сновидениях вызваны не принципиально различными мнениями, а разницей в оценке выраженности и частоты проявления, когда один член семьи считает, что это происходит редко или почти каждый день, а другой ¾ что только иногда.
Как правило, при расхождениях во мнении родители склонны оценивать какие–либо особенности сна своих детей как частые, а дети ¾ отрицать их (это касается нежелания укладываться, жалоб на боль и трудности со сном, невозможности уснуть самостоятельно, слишком длительного или слишком короткого сна, в меньшей степени ¾ нерегулярного времени укладывания, длительного засыпания ребенка, его неготовности ко сну в установленное время, засыпания в родительской кровати и в присутствии родителя). С нашей точки зрения, причин такого расхождения несколько. Во–первых, некоторые жалобы приобретают смысл в сравнении с культурными нормативами оценки: так, дети могут не расценивать свое засыпание как длительное, сон ¾ как длинный или короткий, а время укладывания ¾ как нерегулярное, поскольку для них мерой сравнения выступает их собственный сон ¾ то есть ими еще не усвоены соответствующие нормативы. Во–вторых, некоторые жалобы приобретают смысл только в межличностном общении [Рассказова, 2012] родителей и детей. Вывод о противлении укладыванию (без явного протеста) и неготовности ко сну родители делают по той мере усилий, которые им приходится приложить, тогда как для детей эти усилия часто невидны. Жалобы на боль, трудности со сном и невозможность уснуть самостоятельно могут иметь особый смысл для детей ¾ например, быть проявлением их нежелания [Mindell, 2010] прекращать общение с родителями.
Важно учитывать, что, судя по результатам, многие дети не сообщают родителям о том, что еще не уснули (42,8% минимум 3 раза в неделю), проснулись ночью (36,1%) и об использовании электронных гаджетов вечером/ночью (в семьях, где родители ответили, что дети делают это редко, 18,2% детей ответили, что делают это почти каждый день), а также специального предмета для засыпания (31,0%).
Ограничения исследования. Ограничениями исследования выступают его корреляционный дизайн, а также особенности организации (пары добровольцев «родитель–ребенок»), которые не давали возможности клинической оценки детей и отслеживания динамики качества сна с возрастом. Дальнейшие исследования должны быть направлены на уточнение этих вопросов.
Выводы
- Большинство признаков нарушений сна у детей 5–13 лет, если они не являются ежедневными или не являются крайне низкочастотными и рассматриваемыми в культуре как отличные от нормативных (нарушения дыхания во сне, мочеиспускание и пр.), редко рассматриваются родителями как проблема и не вызывают их беспокойство, даже если замечаются ими.
- Относительно означенным в культуре как проблема и потому вызывающим беспокойство родителей является использование электронных гаджетов перед сном.
- Важную роль в означении родителями трудностей сна у детей играет то, в какой степени различные особенности сна замечаются родителями. Максимально согласованно мнение детей и родителей в отношении наблюдаемых, внешне верифицируемых поведенческих проявлений. Вовсе не согласованно мнение детей и родителей по аспектам сна, включающим не сами проявления, а оценку их нормативности (протесты против укладывания, слишком долгая или слишком короткая продолжительность сна, жалобы на проблемы со сном, пробуждение из–за страшных сновидений).
- При расхождениях во мнении родители склонны оценивать какие–либо особенности сна своих детей как частые, а дети ¾ отрицать их (это касается нежелания укладываться, жалоб на боль и трудности со сном, невозможности уснуть самостоятельно, слишком длительного или слишком короткого сна, в меньшей степени – нерегулярного времени укладывания, длительного засыпания ребенка, его неготовности ко сну в установленное время, засыпания в родительской кровати и в присутствие родителя).
В целом, данные указывают как на важность более полного информирования родителей о важности различных аспектов сна детей, так и на актуальность внимания клиницистов к тем особенностям сна детей, которые родителями не замечаются или не считаются проблемой.