Предисловие главного редактора

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 6 мин. чтения

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

Опубликована

Для цитаты: Холмогорова, А.Б. (2025). Предисловие главного редактора. Консультативная психология и психотерапия, 33(2), 5–8. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2025_n2/from_editor (дата обращения: 05.12.2025)

© Холмогорова А.Б., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Второй номер нашего журнала в 2025 году представляет собой выпуск, посвященный адаптации и валидизации различных диагностических методик — целых семь новых методик в одном номере. То, что портфель нашего журнала пополняется такими статьями, не может не радовать: ведь это значит, что идет процесс непрерывного обогащения диагностического инструментария российских психологов, работающих в разных областях.
Как любила говорить Б.В. Зейгарник, цитируя известного физика Л. Больцмана: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Поэтому мы сочли возможным открыть номер двумя теоретическими статьями. Автор первой из них —  белорусский психолог и психотерапевт Д.Г. Дьяков, предпринял попытку осмысления кризиса в современной когнитивно–поведенческой психотерапии. Статья носит явно дискуссионный характер и ставит много вопросов. Справедливо отмечая, что кризис современной когнитивно–поведенческой психотерапии заключается в ее схизисе — расщеплении на множество конкурирующих друг с другом подходов, автор предлагает психотерапевтам идти в направлении научно–обоснованной интеграции   методов в форме  методологически фундированных программ психологической помощи. Однако, вся когнитивно–поведенческая психотерапия, если опираться на понятие научной программы И. Лакатоса, и является такой программой, где в качестве необходимого «жесткого ядра» выступало и выступает положение об определяющей роли когнитивных процессов для эмоций и поведения. И развитие этой программы, при обязательном сохранении «жесткого ядра», заключалось в разработке моделей различных психических расстройств и модификации технологий помощи в соответствии с выявляемыми в этих моделях механизмами нарушений психики. Поэтому остается не до конца понятным, что имеет в виду автор под методологически фундированной программой психологической помощи.  Возможно, это будет раскрыто во второй части статьи и, что особенно важно для понимания предлагаемого автором пути преодоления кризиса, — продемонстрировано на конкретных примерах из практики.
Вторая теоретическая статья представляет собой анализ существующих данных о возможных негативных последствиях психотерапии. Во введении к статье С.Л. Соловьева отмечает дефицит такого рода исследований  в отечественной психотерапии. Нам представляется, что указанная статья призвана восполнить этот дефицит и заострить внимание специалистов на главном принципе оказания помощи со времен Гиппократа: Не навреди! Это особенно важно в эпоху, когда психотерапия все в большей степени становится массовой профессией и конкуренция среди специалистов приводит в целом ряде случаев к нарушению этических норм, например,  ради броской и привлекательной рекламы.
Основную часть номера, посвященного валидизации методик,  открывает статья Е.А. Дорошевой, в которой приводятся результаты валидизации на популяционной выборке версии 22–пунктового опросника руминаций «Ruminative Response Scale». Значимость адаптации такого инструмента для русскоязычных специалистов невозможно переоценить.  Роль руминативного мышления как трансдиагностического фактора различных расстройств и их хронификации на сегодняшний день хорошо доказана и даже привела к созданию особого метода терапии депрессий, основанного на работе с таким мышлением. Однако, к большому сожалению, автор не соотносит полученные им данные с предпринятой ранее попыткой валидизации методики на смешанной (популяционной и клинической) выборке. Между тем, представляется очень интересным обсудить полученные несовпадения  факторной структуры в этих двух попытках и понять, чем оно может быть обусловлено. Авторы оригинальной методики отмечают:  опыт валидизации инструмента в разных странах показал, что наибольшей валидностью обладает общий показатель методики, а факторная структура не отличается устойчивостью.
Валидизация еще одной зарубежной методики представлена в статье А.И. Хегай. Методика с очень выразительной аббревиатурой – ATAS –  посвящена острой и важной для оценки и прогноза эмоционального благополучия молодого поколения проблеме  отношения ко времени в юношеском возрасте. В  последнее время отмечается повышенное внимание к временной перспективе личности и ее связи с психическим здоровьем. Поэтому мы надеемся, что статья привлечет внимание читателей, а методика точно будет востребована специалистами, которые работают с молодежью.
Не менее востребована адаптация и валидация русскоязычной версии опросника оценки негативного детского опыта (ACE–10), которая представлена в статье  Герасимчук Е.С., Лутовой Н.Б., Хобейш М.А. и соавторов. Повышенное внимание к роли  травматического опыта детства в психических расстройствах привело даже к выделению отдельной нозологической единицы — комплексного ПТСР. Данная методика является важной как для практики психологической помощи, так и для новых исследований роли негативного детского опыта и различных его видов в психической патологии.
Продолжает тему роли детства для психического здоровья статья М.А Коргожи и Д.В. Швец, посвященная амбивалетному отношению матери к ребенку в период раннего детства. В эпоху снижения рождаемости и роста стремления женщин делать карьеру такого рода амбивалентность может отмечаться особенно часто и вызывать различные риски у детей, что требует особого внимания специалистов, которые работают с молодыми матерями.
Высокий уровень запрета на гнев в современной культуре ушел в прошлое, но актуальной остается проблема регуляции и культурного выражения этой эмоции. Это приводит к повышенной частоте конфликтов в парах, семьях, на работе. Поэтому можно только поприветствовать появление русскоязычной версии методики «Шкала измерение реакций гнева (Dimensions of Anger Reactions — Revised, DAR–R), процедура валидизации которой описана в статье Т.А. Шмариной и Л.Д. Блиновой.
Тема следующей статьи связана со способностью справляться со стрессом, которая никогда не теряет своей актуальности. Д.А Леонтьев., Е.И. Рассказова и О.А. Тараненко валидизировали  методику «Смысловое совладание», в которой последнее рассматривается как одна из стратегий совладания со стрессом. Материал исследования накапливался в несколько этапов, начиная со сбора данных о стрессе и совладании с ним в период пандемии Covid–19.
Наконец, последняя статья, посвященная валидизации методик, восполняет важный пробел в инструментарии психологов–консультантов и психотерапевтов.  К.Д. Хломов, В.А. Агарков, Т.Ю.Павленко и соавторы представляют российским специалистам русскоязычный вариант сокращенной версии «Шкалы терапевтического альянса WAI–S».  Известно, что 20–30% эффекта психотерапии для любого метода определяется качеством рабочего альянса. Поэтому новая компактная и валидная шкала будет  полезна российским специалистам как в практической, так и в исследовательской работе.Завершает номер статья представителей школы понимающей психотерапии Е.С. Мазаевой, Т.Д. Карягиной, Е.В. Шерягиной и М.О. Сухановой, которая направлена на осмысление ее современного состояния и перспектив дальнейшего развития на основании анализа прошедших конференций и сделанных там докладов
Редакция надеется, что представленные в номере материалы будут полезны и востребованы нашими читателями.  Мы также желаем всем авторам и читателям нашего журнала хорошего и продуктивного летнего отдыха!
А.Б. Холмогорова

1 Пуговкина, О.Д., Сыроквашина, А.Д., Истомин, М.А., Холмогорова, А.Б. (2021). Руминативное мышление как когнитивный фактор хронификации депрессии: определение понятия и валидность инструментария. Консультативная психология и психотерапия, 29(3), 88–115. https://doi.org/10.17759/cpp.2021290307

Информация об авторах

Алла Борисовна Холмогорова, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 79
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

 Скачиваний PDF

За все время: 20
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 99
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2