Пилотажное исследование достижений, зрелости психофенотипа и эмоциональной адаптации дошкольников с типичным и атипичным развитием в инклюзивных группах

865

Аннотация

Целью исследования было выявление связей между достижениями детей, их эмоциональной адаптацией и зрелостью психофенотипа. Были апробированы новые методики «Настроение ребенка» и «Психофенотип». Проведено обследование 60 типично развивающихся детей и 25 детей с атипичным развитием (19 детей с задержкой психического развития и 6 детей с умственной отсталостью) в возрасте от 4 до 7 лет, посещающих инклюзивные и неинклюзивные группы детских садов. Выявлены сильные положительные связи достижений детей с параметром «зрелость психофенотипа». У детей с умственной отсталостью обнаружена выраженная фенотипическая незрелость и значительные проблемы эмоциональной адаптации. Авторы считают, что полученные результаты указывают на необходимость тщательного изучения качества образовательного процесса в дошкольной инклюзивной среде.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольники, достижения, эмоциональная адаптация, типичное развитие, задержка психического развития, умственная отсталость

Рубрика издания: Прикладные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Егоров А.В., Захаренко Н.В., Казаков А.М., Казьмин А.М., Фирсова Л.В. Пилотажное исследование достижений, зрелости психофенотипа и эмоциональной адаптации дошкольников с типичным и атипичным развитием в инклюзивных группах [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n2/52651 (дата обращения: 05.02.2023)

Литература

  1. Казьмин А.М., Козубанова Е.Ю., Несмачная И. А., Словохотова О.В., соавт., Использование шкалы оценки образовательных компетентностей детей в дошкольном инклюзивном образовании: предварительное исследование // Практика управления в ДОУ (в печати, 2012, №3).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2099 г. №655.
  3. Achenbach T., Rescorla L.A. (2000). Manual for the ASEBA Preschool Forms & Profiles
  4. Guralnick M.J.(1999). The Nature and Meaning of Social Integration for Young Children With Mild Developmental Delays in Inclusive Settings, Journal of Early Intervention, Vol . 22, No . I
  5. Fortenberry C. L., Grist C. L., McCord D.M. (2011) Personality Trait Differences between Typically Developing Children and those Diagnosed with Autism Spectrum Disorder, Individual Differences Research, Vol. 9, No. 2
  6. Litty, C. G. (2007). Temperament and personality in preschoolers: Are the concepts same or different (Doctoral dissertation). Retrieved from http://etd.utk.edu/2007/LittyCathy.pdf
  7. McCord, D. M. (2006, March). Evidence for the five factor model in young children. In C. G. Litty (Chair), Individual differences in preschool children: temperament or personality? Symposium conducted at the annual meeting of the Southeastern Psychological Association, Atlanta, GA.
  8. McCrae, R. R., & Costa, P. T. (1987). Validation of the five-factor model of personality across instruments and observers. Journal of Personality and Social Psychology, 52.
  9. Putnam S.P., Mary K. Rothbart. (2006). Development of Short and Very Short Formsof the Children’s Behavior Questionnaire, Journal of Personality Assessment, 87(1).
  10. Rothbart, M. K., Ahadi, S. A., Hersey, K. L., & Fisher, P. (2001). Investigations of temperament at three to seven years: The Children’s Behavior Questionnaire. Child Development, 72 (5)

Информация об авторах

Егоров Александр Валерьевич, педагог-психолог, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: egorovfamily@gmail.com

Захаренко Наталия Васильевна, студентка, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: zakharenko.nataliya@gmail.com

Казаков Алексей Михайлович, педагог-психолог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего №2281, г. Москва, Москва, Россия, e-mail: skam77@mail.ru

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Фирсова Л.В., социальный педагог, Государственное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №385, г. Москва, Москва, Россия, e-mail: luge85@mail.ru