Оценка символической функции у мексиканских детей дошкольного возраста

845

Аннотация

Развитие символической функции является важным психологическим нововведением дошкольного возраста, оно отражает возможность использования знаков и символов на сознательном уровне. Оценка символической функции может быть использована как один из индикаторов готовности к школе. Цель настоящего исследования – охарактеризовать уровень развития символической функции у мексиканских детей дошкольного возраста. В исследовании принимали 59 детей в возрасте от 5 до 6 лет, все дети обучались в пригородных дошкольных учреждениях. Все 59 детей принимали участие в исследовании первый раз. Тестирование состояло из специфических заданий с символическими значениями на материализованном, перцептивном и вербальном уровнях. Каждый ребенок был протестирован индивидуально. Результаты показали недостаточное развитие символической функции у всех протестированных детей. Более 78% детей показали сложности во время выполнения задач; их рисунки были недифференцированные и имели несколько основных характеристик. Полученные результаты указывают на необходимость реализации развивающих стратегий в целях обеспечения формирования способности постоянного сознательного оперирования символическими средствами к концу дошкольного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: символическая функция, дошкольный возраст, готовность к школе, психологическое новообразование

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хименес Б., Бония С., Соловьева Ю. Оценка символической функции у мексиканских детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n1/58929 (дата обращения: 29.11.2023)

Литература

  1. ANMEB, (1992). Acuerdo Nacional para la Modernización de la Educación Básica. Diario Oficial de la Federación. 19 de Mayo de 1992, México.
  2. Bozhóvich, L. (1987). Las etapas de formación de la personalidad en la ontogénesis. En Davidov V.V y Shuare M: La psicología evolutiva y pedagógica de la URSS: Antología. Ed. Progreso, Moscú.
  3. DeLoache, J.S. (1991). Symbolic functioning in very young children: Understanding of pictures and models. Child Development. Vol. 62 (4); 736-752.
  4. DeLoache, J.S. (1995). Early symbolic understanding and use. En D. Medin. The psychology of learning and motivation. Vol. 33, pp. 65-114. New York: Academic Press.
  5. Galperin, P. Ya. (2009). Sobre la formación de las imágenes sensoriales y de los conceptos. En: Quintanar. L y Solovieva, Yu. (Ed.) La formación de las funciones psicológicas superiores durante el desarrollo del niño. México. Trillas.
  6. INNE (2010). Panorama Educativo de México 2010. Indicadores del Sistema Educativo Nacional Educación Básica y Media Superior. Instituto Nacional para la Evaluación de la Educación.
  7. Leontiev, A. N. (1987). El desarrollo psíquico del niño en la edad preescolar. En Davidov V.V y Shuare M: La psicología evolutiva y pedagógica de la URSS: Antología. Ed. Progreso, Moscú.
  8. Linguido, M. y Zorraido, M.R. (1981). Proceso de socialización en la etapa preescolar. Revista de Psicología, 8, 26-31.
  9. Lotman L. M (1993). El símbolo en el sistema de la Cultura. Escritos, Revista del centro de Ciencias del Lenguaje. No. 9 (enero-diciembre) BUAP, México, pp.47-60.
  10. Petrovski, A. (1985). Psicología evolutiva y pedagógica. Moscú. UA. Progreso.
  11. Piaget J. (1961). La formación del símbolo en el niño. México, Fondo de Cultura Económica.
  12. Piaget, J. (1984). Seis estudios de Psicología. 3ra. Edición. Ed. Seix Barral. México.
  13. Rivière A. (1994). Origen y desarrollo de la función simbólica en el niño. En Desarrollo psicológico y educación. Tomo I. Compilación de J. Palacios, A. Marchesi, C. Coll. Ed. Alianza Psicología.
  14. Rivière, A. (2001). La mirada mental. Madrid. Alianza.
  15. Rodríguez, C (2006). Del ritmo al símbolo. Los signos en el nacimiento de la inteligencia. Barcelona. ICE-Horsori.
  16. Ruiz A y Abad J. (2011). El juego simbólico. Ed. Gráo. Barcelona
  17. Salmina, N.G. y Filimonova, O.G. (2001). Diagnóstico y corrección de la actividad voluntaria en la edad preescolar y escolar. Manual didáctico para estudiantes de la especialidad de psicología pedagógica. Universidad Autónoma de Tlaxcala, México.
  18. Salmina, N. G. (2000) En: N. F. Talizina (Ed.) Manual de Psicología Pedagógica. México: Universidad Autónoma de San Luis Potosí.
  19. Salmina, N.G. (2010) Indicadores de la preparación de los niños para la escuela. En Solovieva, Y. y Quintanar, L: Antología del desarrollo psicológico del niño en la edad preescolar. Ed. Trillas, México.
  20. Salsa A. (2004). Desarrollo simbólico en niños pequeños: el rol de la Instrucción en la comprensión y el uso de símbolos. Revista Interdisciplinaria 21 (1). 5-27.
  21. Talizina, N. (2000). Manual de Psicología Pedagógica. México. Universidad Autónoma de San Luís Potosí.
  22. Turner, V. (2008). La selva de los símbolos: aspectos del ritual ndembu. Madrid. Siglo XXI. España.
  23. Veresov N. (2006). Leading Activity in Developmental Psychology. Concept and Principle. Journal of Russian and East European Psychology, vol. 44, (5), 7-25.
  24. Vigotsky, L. S. (1929). The problem of the cultural development of the child. Journal of genetic psychology, 36, 415 – 432.
  25. Vigotsky, L. S. (1995). Génesis de las funciones psíquicas superiores. Obras escogidas. Tomo III: Problemas del desarrollo de la psique. Visor, Madrid.
  26. Vigotsky, L. S. (1995). Estructura de las funciones psíquicas superiores. Obras escogidas. Tomo III: Problemas del desarrollo de la psique. Visor, Madrid.
  27. Vigotsky, L. S. (1996). El problema de la edad. Obras escogidas Tomo IV: Psicología Infantil. Ed. Visor, Madrid.
  28. Zaporozhets, A.V. (1986). La importancia de los periodos tempranos de la infancia para la formación de la personalidad infantil. En Iliasov y  Liaudis: Antología de la psicología pedagógica y de las edades. Ed. Pueblo y educación. Cuba.

Информация об авторах

Хименес Баретт, Автономный университет Пуэблы, Факультет психологии, магистр нейропсихологической диагностики и реабилитации, Пуэбла, Мексика

Бония Санчез, Автономный университет Пуэблы, Факультет психологии, магистр нейропсихологической диагностики и реабилитации, Пуэбла, Мексика

Соловьева Юлия, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5610-1474, e-mail: yulia.solovieva@correo.buap.mx

Метрики

Просмотров

Всего: 1603
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 845
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1