Функциональность и базовые возможности у дошкольников с синдромом Дауна и с расстройствами аутистического спектра

1049

Аннотация

Проведено сравнительное исследование состояния функциональности и базовых возможностей (большой и точной моторики, зрительных, слуховых, взаимодействия и общения, обучения) дошкольников c синдромом Дауна (21 ребенок, возраст 69±20 месяцев) и расстройствами аутистического спектра (21 ребенок, возраст 61±14,3 месяцев) при помощи опросников Ф-07 и «Базовые возможности». Показана выраженная вариабельность уровня функциональности и паттернов снижения базовых возможностей в обеих группах детей. В обеих группах выявлены значимые сильные положительные связи между функциональностью и уровнями всех базовых возможностей, кроме моторных. Структура снижения базовых возможностей у детей с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра оказалась различной: первые были более успешны в зрительных и слуховых функциях, во взаимодействии и общении, вторые – в точной моторике.

Общая информация

Ключевые слова: развитие, возможность, функциональность, синдром Дауна, аутизм, психология дошкольника

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дугина О.В., Казьмин А.М., Писаренко О.Г., Прочухаева М.М. Функциональность и базовые возможности у дошкольников с синдромом Дауна и с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n2/62055 (дата обращения: 12.04.2024)

Полный текст

В последние годы наблюдается относительный и абсолютный рост количества детей с инвалидностью [5]. Среди основных факторов, ухудшающих развитие этих детей, выделяют ограниченный доступ к программам и услугам [6]. Поэтому, одним из важнейших направлений в улучшении положения детей с нарушениями развития, стало их раннее включение в образовательные программы, в том числе реализуемые в инклюзивной среде.

Расширение доступности образования для дошкольников с выраженными нарушениями развития сопряжено с естественными трудностями. Педагоги детских садов, реализующих инклюзивную практику, понимают, насколько дети, имеющие одинаковые медицинские диагнозы различны по своему развитию и нуждам. Тем ни менее имеется дефицит исследований, отражающих реальную картину такой вариабельности, что затрудняет принятие решений в выработке адекватных подходов к составлению индивидуальных образовательных программ и алгоритмов определения специальных условий.

В настоящем исследовании мы апробировали способ быстрого выявления индивидуальных различий в возможностях, лимитирующих психомоторное развитие дошкольников с синдромом Дауна (СД) и расстройствами аутистического спектра (РАС). В предшествующей работе мы обнаружили, что дети с этими нарушениями отличаются от типично развивающихся сверстников выраженным недоразвитием функциональности, т.е. способности управлять своими психическими процессами адекватно текущей ситуации [1]; [2], контролировать своё поведение с учетом внешнего (средового) и внутреннего контекста, включая невербальные и вербальные его компоненты.

Несмотря на то, что вариативность развития детей с СД [4] и с РАС [3] давно известна и подробно описана, исследование базовых возможностей и функциональности этих детей мы сочли исключительно важным, потому что такой подход позволяет оценить состояние развития ребенка одновременно с холистической и феноменологической точек зрения.

Испытуемые

В разные части исследования были включены несколько выборок: 157 детей с типичным развитием (ТР) в возрасте от 24 до 84 месяцев, регулярно посещающих детский сад (таблица 1), для получения нормативных данных по методике «Функциональность-07» (Ф-07); 156 детей с типичным и атипичным развитием в возрасте от 14 месяцев до 9 лет (таблицы 2, 3) для апробации методики «Базовые возможности» (в исследование брались дети из 3-х детских садов, посещающие группы полного дня, группы кратковременного пребывания, подразделения вариативных форм дошкольного образования - центр развития ребенка, службу ранней помощи, лекотеку); 21 ребенок с РАС и 21 ребенок с СД (таблица 4) для сравнительного исследования по методикам Ф-07 и «Базовые возможности».

Таблица 1. Возрастной состав испытуемых с типичным развитием для получения нормативных данных по методике «Функциональность 07»

 

Дети

Возраст

Пол

Количество детей

Среднее

Минимум

Максимум.

Стандартное отклонение

             

 

м

83

49,4

24

84

17,6

 

ж

74

49,3

24

84

16,1

 

Таблица 2. Возрастной состав испытуемых с типичным развитием для получения нормативных данных по методике «Базовые возможности»

 

Дети

Возраст

Пол

Количество детей

Среднее

Минимум

Максимум.

Стандартное отклонение

 

м

39

40,4

22

67

11,7

 

ж

32

41,5

25

67

10,8

 

 

Таблица 3. Состав детей с атипичным развитием по диагнозам в выборке для апробации методики «Базовые возможности»

 

Диагноз

Количеств о детей

Задержка психического развития

9

Задержка психоречевого развития

1

Задержка речевого развития

8

Расстройства аутистического спектра

22

Синдром Дауна

30

Слепота

1

Умственная отсталость неуточненная с алалией

1

Умственная отсталость Х-сцепленный вариант

1

 

Таблица 4. Возрастной состав детей с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра для сравнительного исследования по методикам «Функциональность 07» и «Базовые возможности»

 

Дети

Возраст

Диагноз

Пол

Количество детей

Среднее

Минимум

Максимум.

Стандартное отклонение

Расстройство аутистического спектра

м

18

63

35

91

13,7

ж

3

52

40

69

15,1

 

 

 

 

 

 

 

Синдром Дауна

м

12

71,8

43

103

21

 

ж

9

66,9

31

90

19,1

 

Методы

«Функциональность-07» (Ф-07) - опросная методика, состоящая из 34 пунктов, рассчитанная на опрос воспитателей, родителей и педагогов-психологов [1].

«Базовые возможности» (А.М. Казьмин, ГБОУ ЦПМСС «Лекотека», 2013) - новая опросная методика, состоящая из 6 разделов по 10 пунктов, рассчитанная на заполнение воспитателями, родителями и педагогами-психологами (таблица 5).

 

Опросники заполнялись воспитателями, хорошо знающими детей или педагогами-психологами со слов этих воспитателей. Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».

Результаты

Обследование детей с типичным развитием при помощи методики Ф-07

Получены данные значений функциональности для возрастных групп: 24-35 месяцев, 36-47 месяцев, 48-59 месяцев, 60-71 месяц, 72-83 месяца (таблица 6, рис.1).

Таблица 6. Нормативные данные по методике «Функциональность-07»

Возраст

Среднее

Минимум

Максимум

5-я перцент иль

95-я перцент иль

Стандартное отклонение

1.

24-35

месяцев

60,52

37

95

41

88

14,53

2.

36-47

месяцев

75,8

41

102

46

102

18,63

3.

48-59 месяцев

80,17

42

102

44

102

15,42

4.

60-71

месяц

89,11

37

102

69

102

13,78

5.

72-83

месяца

98,71

86

102

90

102

4,64

 

 

Выявлено увеличение функциональности у типично развивающихся детей с возрастом.

Для практических целей была составлена таблица уровней недоразвития функциональности (таблица 7). В качестве меры для определения степеней снижения функциональности для каждой возрастной группы были взяты значения стандартных отклонений (СО). I степень снижения: минимум >Х> - 2СО; II степень снижения: -2CO>X>- 3СО; III степень снижения: -3CO>X>- 4СО; IV степень снижения: - 4С0>Х

Таблица 7. Степени снижения функциональности у детей дошкольного возраста

Возраст

Степени снижения функциональности

 

 

норма

I степень

II

степень

III степень

IV степень

1.

24-35 месяцев

>41

31-40

17-30

<17

 

2.

36-47 месяцев

>46

39-45

20-44

<20

 

3.

48-59 месяцев

>62

49-61

34-48

19-33

<19

4.

60-71 месяц

>69

62-68

48-61

34-47

<34

5.

72-83 месяца

>90

89

85-88

80-84

<79

Проверка внутренней согласованности пунктов опросника «Базовые возможности»

Данные, полученные по методике на 156 детях с типичным и атипичным развитием, были использованы для определения внутренней согласованности пунктов в субшкалах опросника при помощи модуля «Надежность и позиционный анализ» программы «Statistica 8.0». Получены высокие значения параметра Cronbach alpha для всех субшкал (таблица 8), что указывает на пригодность методики для использования в клинических целях.

Таблица 8. Уровни согласованности пунктов опросника «Базовые возможности» по субшкалам, вычисленные в модуле «Надежность и позиционный анализ» программы «Statistica 8.0».

 

Наименование субшкал

Альфа Кронбаха

.

Базовые возможности большой моторики

0,94

.

Базовые возможности точной моторики

0,94

.

Зрительные базовые возможности

0,95

.

Слуховые базовые возможности

0,94

.

Базовые возможности взаимодействия и общения

0,96

.

Базовые возможности обучения

0,95

Определение степеней снижения базовых возможностей

Градации состояния развития базовых возможностей ребенка по каждой субшкале определялись следующим образом: норма - значение выше 5-й перцентили, снижение 1-й степени - от 21 баллов до значения 5-й перцентили, снижение 2-й степени - от 11 до 20 баллов, снижение 3-й степени - от 0 до 10 баллов (таблица 9).

Таблица 9. Степени снижения базовых возможностей у детей дошкольного возраста

Возраст

Степени снижения базовых возможностей

 

норма

I степень

II степень

III степень

Базовые возможности большой моторики

>23-35 месяцев

>25*

21-24*

11-20*

0-10*

>35 месяцев

>29*

21-29*

11-20*

0-10*

Базовые возможности точной моторики

>23-35 месяцев

>21*

-

11-20*

0-10*

>35 месяцев

>28*

21-28*

11-20*

0-10*

>47 месяцев

>29*

21-29*

11-20*

0-10*

Зрительные базовые возможности

 

 

>23-35 месяцев

>21*

21*

11-20*

0-11*

>35 месяцев

>28*

21-28*

11-20*

0-11*

>47 месяцев

>29*

21-29*

11-20*

0-10*

Слуховые базовые возможности

 

 

>23-35 месяцев

>23*

21-24*

11-20*

0-11*

Базовые возможности взаимодействия и общения

 

 

>23-35 месяцев

>21*

21*

11-20*

0-11*

>35 месяцев

>26*

21-26*

11-20*

0-11*

>47 месяцев

>28*

21-28*

11-20*

0-11*

Базовые возможности обучения

 

 

>23-35 месяцев

>18*

-

11-18*

0-11*

>35 месяцев

>20*

-

11-20*

0-11*

>47 месяцев

>25*

21-25*

11-20*

0-11*

*- баллы

 

Сравнительное исследование функциональности у детей с СД и РАС

У большинства детей с СД и РАС функциональность была в разной степени снижена по сравнению с типично развивающимися детьми (рис. 2). В тоже время в обеих группах, встречались дети, значение функциональности которых было выше 5-й перцентили значений сверстников с типичным развитием. Таким образом, мы получили свидетельство широкой вариабельности уровня функциональности у детей с СД и РАС.

Применение Mann-Whitney U Test не выявило значимых различий в уровне функциональности между этим группами детей, но выявляло значимые отличия по пунктам 26 («Инициирует и поддерживает диалог со знакомым взрослыми»), 27 («Играет с другими в простые циклические (в мяч, в "зеркало" и т.п.)»), 29 («Вариативно играет разные роли в совместных играх») и 30 («Осваивает игры с одной парой правил»); p<0.01, p<0.05, p=0.01, p<0.01 - соответственно. По всем этим пунктам дети с СД показали более высокие результаты.

Рис. 2. Распределение детей с типичным развитием, синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра (РАС) по уровням функциональности.

Исследование связи функциональности и базовых возможностей у детей с СД и РАС

При использовании метода Spearman Rank Order Correlations были выявлены сильные положительные связи между значениями функциональности и базовых возможностей (за исключением базовых возможностей большой и точной моторики) в группах детей с СД и РАС (таблица 10). Чем выше базовые зрительные, слуховые возможности детей в обеих группах, а также возможности их взаимодействия и обучения, тем выше их функциональность.

Таблица 10. Связи между функциональностью и базовыми возможностями у детей с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра

 

Группы детей

Сравниваемые параметры

РАС

СД

коэффициент корреляции

уровень значимости

коэффициент корреляции

зровень значимости

Базовые возможности                                          большой

моторики                                                          /

функциональность

0,02

>0,05

0,43

>0,05

Базовые возможности                                              точной

моторики                                                          /

функциональность

0,24

>0,05

0,42

>0,05

Зрительные базовые возможности                                                        /

функциональность

0,63

<0,01

0,47

<0,01

Слуховые базовые возможности / функциональность

0,87

<0,00 001

0,69

<0,00

1

Базовые возможности взаимодействия                                                          и

общения/ функциональность

0,78

<0,05

0,6

<0,05

Базовые возможности обучения / функциональность

0,78

<0,00 001

0,6

<0,01

Суммарный показатель                 базовых

возможностей                            /

функциональность

0,84

<0,00 001

0,73

<0,00

1

 

Сравнительное исследование базовых возможностей у детей с СД, РАС и типичным развитием

Сравнительное исследование базовых возможностей осуществлено на трех выборках детей: с РАС и ДС (таблица 4) и с типичным развитием (таблица 2).

С помощью Mann-Whitney U Test были получены значимые отличия детей с СД и РАС по базовым возможностям точной моторики, зрительных и слуховых функций, взаимодействия и общения (таблица 11, рис. 3, 4). Дети с РАС показали большие возможности в точной моторике, а дети с СД - в зрительных, слуховых функциях, взаимодействии и общении. По всем базовым возможностям дети с АСР и СД значимо отставали от типично развивающихся детей более младшего возраста.

Таблица 11. Различия в развитии базовых возможностей у детей с типичным развитием, синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра, выявленные при помощи Mann-Whitney U Test

 

 

Уровни значимости различий развития базовых возможностей

 

Базовые возможности

Сравниваемые группы детей

 

 

ТР-РАС

ТР-СД

РАС-СД

 

Большой моторики

p=0,01

p<0,01E-8

p>0,05

Точной моторики

p<0,001

p<0,001

p<0,05

 

Зрительные

p<0,01E-8

p=0,00000

p<0,05

 

 

1

 

Слуховые

p<0,01E-8

p<0,0001

p<0,05

Взаимодействия                     и

общения

p<0,01E-8

p<0,01E-8

p<0,01

Обучения

p<0,01E-8

p<0,01E-8

p>0,05

 
 
 
 
 
 



Исследование вариабельности состояния развития базовых возможностей у детей с СД и РАС

У всех детей с СД и РАС выявлялось сочетанное снижение базовых возможностей, однако в обеих группах отмечалась отчетливая вариабельность по тяжести и паттерну этого феномена (таблицы 12, 13). При это в исследованной выборке детей с РАС дефицит развития базовых возможностей (зрительных, слуховых, взаимодействия и общения, обучения) оказался более выраженным, чем у детей с СД.

Таблица 12. Вариабельность снижения базовых возможностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Дети

Базовые возможности

Общей моторик и

Точной моторик и

Зрительные

Слуховые

Взаимодействия и общения

Обучения

 

 

 

Заключение

В данной работе мы выявили широкий спектр вариативности уровней функциональности, паттернов и выраженности снижения базовых возможностей у детей с СД и РАС. У большинства детей в обеих группах дефицит базовых возможностей носил мультисистемный характер. Это косвенно свидетельствует о комплексной структуре церебральной недостаточности при СД и РАС.

Полученные данные указывают на необходимость детальной оценки индивидуальных особенностей развития ребенка с СД или РАС вне связи с установленным медицинским диагнозом. Это представляется исключительно важным для составления индивидуально-ориентированной образовательной программы, которая должна учитывать как ограничения, так ресурсы ребенка.

Мы считаем, что измерение функциональности и базовых возможностей может входить в систему мониторинга психического развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 15.06.2013)
  2. Казьмин А.М., Лобова А.А., Федина Е.В. Использование опросника «Ф-07» для измерения функциональности у дошкольников с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2013. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 15.06.2013)
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Аутичный ребенок. Пути помощи. М.,1997
  4. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет Под редакцией Ю.И. Барашнева, 2007
  5. World Health Organization, World Bank. World report on disability. Geneva, 2011 (http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/en/index.html, accessed 25 May 2012)
  6. World Health Organization, Early Childhood Development and Disability (A discussion paper), 2012(http://www.who.int/disabilities/media/news/2012/13_09/en/index.html, accessed 25 May)

 

Информация об авторах

Дугина О.В., Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №1540, учитель-дефектолог, Москва, Россия, e-mail: olgdug@rambler.ru

Казьмин Александр Михайлович, кандидат медицинских наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1748-2574, e-mail: mgppukprd@gmail.com

Писаренко О.Г., студентка, МГППУ, Москва, Россия, e-mail: neroliscented@gmail.com

Прочухаева М.М., заместитель заведующего, Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №288, Москва, Россия, e-mail: masha021066@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2523
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1049
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0