Клиническая и специальная психология
2013. Том 2. № 2
ISSN: 2304-0394 (online)
Функциональность и базовые возможности у дошкольников с синдромом Дауна и с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развитие, возможность, функциональность, синдром Дауна, аутизм, психология дошкольника
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дугина О.В., Казьмин А.М., Писаренко О.Г., Прочухаева М.М. Функциональность и базовые возможности у дошкольников с синдромом Дауна и с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n2/62055 (дата обращения: 13.12.2024)
Полный текст
В последние годы наблюдается относительный и абсолютный рост количества детей с инвалидностью [5]. Среди основных факторов, ухудшающих развитие этих детей, выделяют ограниченный доступ к программам и услугам [6]. Поэтому, одним из важнейших направлений в улучшении положения детей с нарушениями развития, стало их раннее включение в образовательные программы, в том числе реализуемые в инклюзивной среде.
Расширение доступности образования для дошкольников с выраженными нарушениями развития сопряжено с естественными трудностями. Педагоги детских садов, реализующих инклюзивную практику, понимают, насколько дети, имеющие одинаковые медицинские диагнозы различны по своему развитию и нуждам. Тем ни менее имеется дефицит исследований, отражающих реальную картину такой вариабельности, что затрудняет принятие решений в выработке адекватных подходов к составлению индивидуальных образовательных программ и алгоритмов определения специальных условий.
В настоящем исследовании мы апробировали способ быстрого выявления индивидуальных различий в возможностях, лимитирующих психомоторное развитие дошкольников с синдромом Дауна (СД) и расстройствами аутистического спектра (РАС). В предшествующей работе мы обнаружили, что дети с этими нарушениями отличаются от типично развивающихся сверстников выраженным недоразвитием функциональности, т.е. способности управлять своими психическими процессами адекватно текущей ситуации [1]; [2], контролировать своё поведение с учетом внешнего (средового) и внутреннего контекста, включая невербальные и вербальные его компоненты.
Несмотря на то, что вариативность развития детей с СД [4] и с РАС [3] давно известна и подробно описана, исследование базовых возможностей и функциональности этих детей мы сочли исключительно важным, потому что такой подход позволяет оценить состояние развития ребенка одновременно с холистической и феноменологической точек зрения.
Испытуемые
В разные части исследования были включены несколько выборок: 157 детей с типичным развитием (ТР) в возрасте от 24 до 84 месяцев, регулярно посещающих детский сад (таблица 1), для получения нормативных данных по методике «Функциональность-07» (Ф-07); 156 детей с типичным и атипичным развитием в возрасте от 14 месяцев до 9 лет (таблицы 2, 3) для апробации методики «Базовые возможности» (в исследование брались дети из 3-х детских садов, посещающие группы полного дня, группы кратковременного пребывания, подразделения вариативных форм дошкольного образования - центр развития ребенка, службу ранней помощи, лекотеку); 21 ребенок с РАС и 21 ребенок с СД (таблица 4) для сравнительного исследования по методикам Ф-07 и «Базовые возможности».
Таблица 1. Возрастной состав испытуемых с типичным развитием для получения нормативных данных по методике «Функциональность 07»
|
Дети |
Возраст |
||||
■ |
Пол |
Количество детей |
Среднее |
Минимум |
Максимум. |
Стандартное отклонение |
|
м |
83 |
49,4 |
24 |
84 |
17,6 |
|
ж |
74 |
49,3 |
24 |
84 |
16,1 |
Таблица 2. Возрастной состав испытуемых с типичным развитием для получения нормативных данных по методике «Базовые возможности»
|
Дети |
Возраст |
||||
■ |
Пол |
Количество детей |
Среднее |
Минимум |
Максимум. |
Стандартное отклонение |
|
м |
39 |
40,4 |
22 |
67 |
11,7 |
|
ж |
32 |
41,5 |
25 |
67 |
10,8 |
Таблица 3. Состав детей с атипичным развитием по диагнозам в выборке для апробации методики «Базовые возможности»
|
Диагноз |
Количеств о детей |
■ |
Задержка психического развития |
9 |
■ |
Задержка психоречевого развития |
1 |
■ |
Задержка речевого развития |
8 |
■ |
Расстройства аутистического спектра |
22 |
■ |
Синдром Дауна |
30 |
■ |
Слепота |
1 |
■ |
Умственная отсталость неуточненная с алалией |
1 |
■ |
Умственная отсталость Х-сцепленный вариант |
1 |
Таблица 4. Возрастной состав детей с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра для сравнительного исследования по методикам «Функциональность 07» и «Базовые возможности»
|
Дети |
Возраст |
||||
Диагноз |
Пол |
Количество детей |
Среднее |
Минимум |
Максимум. |
Стандартное отклонение |
Расстройство аутистического спектра |
м |
18 |
63 |
35 |
91 |
13,7 |
ж |
3 |
52 |
40 |
69 |
15,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Синдром Дауна |
м |
12 |
71,8 |
43 |
103 |
21 |
|
ж |
9 |
66,9 |
31 |
90 |
19,1 |
Методы
«Функциональность-07» (Ф-07) - опросная методика, состоящая из 34 пунктов, рассчитанная на опрос воспитателей, родителей и педагогов-психологов [1].
«Базовые возможности» (А.М. Казьмин, ГБОУ ЦПМСС «Лекотека», 2013) - новая опросная методика, состоящая из 6 разделов по 10 пунктов, рассчитанная на заполнение воспитателями, родителями и педагогами-психологами (таблица 5).
Опросники заполнялись воспитателями, хорошо знающими детей или педагогами-психологами со слов этих воспитателей. Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программы «Statistica 8.0».
Результаты
Обследование детей с типичным развитием при помощи методики Ф-07
Получены данные значений функциональности для возрастных групп: 24-35 месяцев, 36-47 месяцев, 48-59 месяцев, 60-71 месяц, 72-83 месяца (таблица 6, рис.1).
Таблица 6. Нормативные данные по методике «Функциональность-07»
№ |
Возраст |
Среднее |
Минимум |
Максимум |
5-я перцент иль |
95-я перцент иль |
Стандартное отклонение |
1. |
24-35 месяцев |
60,52 |
37 |
95 |
41 |
88 |
14,53 |
2. |
36-47 месяцев |
75,8 |
41 |
102 |
46 |
102 |
18,63 |
3. |
48-59 месяцев |
80,17 |
42 |
102 |
44 |
102 |
15,42 |
4. |
60-71 месяц |
89,11 |
37 |
102 |
69 |
102 |
13,78 |
5. |
72-83 месяца |
98,71 |
86 |
102 |
90 |
102 |
4,64 |
Выявлено увеличение функциональности у типично развивающихся детей с возрастом.
Для практических целей была составлена таблица уровней недоразвития функциональности (таблица 7). В качестве меры для определения степеней снижения функциональности для каждой возрастной группы были взяты значения стандартных отклонений (СО). I степень снижения: минимум >Х> - 2СО; II степень снижения: -2CO>X>- 3СО; III степень снижения: -3CO>X>- 4СО; IV степень снижения: - 4С0>Х
Таблица 7. Степени снижения функциональности у детей дошкольного возраста
№ |
Возраст |
Степени снижения функциональности |
||||
|
|
норма |
I степень |
II степень |
III степень |
IV степень |
1. |
24-35 месяцев |
>41 |
31-40 |
17-30 |
<17 |
|
2. |
36-47 месяцев |
>46 |
39-45 |
20-44 |
<20 |
|
3. |
48-59 месяцев |
>62 |
49-61 |
34-48 |
19-33 |
<19 |
4. |
60-71 месяц |
>69 |
62-68 |
48-61 |
34-47 |
<34 |
5. |
72-83 месяца |
>90 |
89 |
85-88 |
80-84 |
<79 |
Проверка внутренней согласованности пунктов опросника «Базовые возможности»
Данные, полученные по методике на 156 детях с типичным и атипичным развитием, были использованы для определения внутренней согласованности пунктов в субшкалах опросника при помощи модуля «Надежность и позиционный анализ» программы «Statistica 8.0». Получены высокие значения параметра Cronbach alpha для всех субшкал (таблица 8), что указывает на пригодность методики для использования в клинических целях.
Таблица 8. Уровни согласованности пунктов опросника «Базовые возможности» по субшкалам, вычисленные в модуле «Надежность и позиционный анализ» программы «Statistica 8.0».
|
Наименование субшкал |
Альфа Кронбаха |
. |
Базовые возможности большой моторики |
0,94 |
. |
Базовые возможности точной моторики |
0,94 |
. |
Зрительные базовые возможности |
0,95 |
. |
Слуховые базовые возможности |
0,94 |
. |
Базовые возможности взаимодействия и общения |
0,96 |
. |
Базовые возможности обучения |
0,95 |
Определение степеней снижения базовых возможностей
Градации состояния развития базовых возможностей ребенка по каждой субшкале определялись следующим образом: норма - значение выше 5-й перцентили, снижение 1-й степени - от 21 баллов до значения 5-й перцентили, снижение 2-й степени - от 11 до 20 баллов, снижение 3-й степени - от 0 до 10 баллов (таблица 9).
Таблица 9. Степени снижения базовых возможностей у детей дошкольного возраста
Возраст |
Степени снижения базовых возможностей |
|||
|
норма |
I степень |
II степень |
III степень |
Базовые возможности большой моторики |
||||
>23-35 месяцев |
>25* |
21-24* |
11-20* |
0-10* |
>35 месяцев |
>29* |
21-29* |
11-20* |
0-10* |
Базовые возможности точной моторики |
||||
>23-35 месяцев |
>21* |
- |
11-20* |
0-10* |
>35 месяцев |
>28* |
21-28* |
11-20* |
0-10* |
>47 месяцев |
>29* |
21-29* |
11-20* |
0-10* |
Зрительные базовые возможности |
|
|
||
>23-35 месяцев |
>21* |
21* |
11-20* |
0-11* |
>35 месяцев |
>28* |
21-28* |
11-20* |
0-11* |
>47 месяцев |
>29* |
21-29* |
11-20* |
0-10* |
Слуховые базовые возможности |
|
|
||
>23-35 месяцев |
>23* |
21-24* |
11-20* |
0-11* |
Базовые возможности взаимодействия и общения |
|
|
||
>23-35 месяцев |
>21* |
21* |
11-20* |
0-11* |
>35 месяцев |
>26* |
21-26* |
11-20* |
0-11* |
>47 месяцев |
>28* |
21-28* |
11-20* |
0-11* |
Базовые возможности обучения |
|
|
||
>23-35 месяцев |
>18* |
- |
11-18* |
0-11* |
>35 месяцев |
>20* |
- |
11-20* |
0-11* |
>47 месяцев |
>25* |
21-25* |
11-20* |
0-11* |
*- баллы |
Сравнительное исследование функциональности у детей с СД и РАС
У большинства детей с СД и РАС функциональность была в разной степени снижена по сравнению с типично развивающимися детьми (рис. 2). В тоже время в обеих группах, встречались дети, значение функциональности которых было выше 5-й перцентили значений сверстников с типичным развитием. Таким образом, мы получили свидетельство широкой вариабельности уровня функциональности у детей с СД и РАС.
Применение Mann-Whitney U Test не выявило значимых различий в уровне функциональности между этим группами детей, но выявляло значимые отличия по пунктам 26 («Инициирует и поддерживает диалог со знакомым взрослыми»), 27 («Играет с другими в простые циклические (в мяч, в "зеркало" и т.п.)»), 29 («Вариативно играет разные роли в совместных играх») и 30 («Осваивает игры с одной парой правил»); p<0.01, p<0.05, p=0.01, p<0.01 - соответственно. По всем этим пунктам дети с СД показали более высокие результаты.
Рис. 2. Распределение детей с типичным развитием, синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра (РАС) по уровням функциональности.
Исследование связи функциональности и базовых возможностей у детей с СД и РАС
При использовании метода Spearman Rank Order Correlations были выявлены сильные положительные связи между значениями функциональности и базовых возможностей (за исключением базовых возможностей большой и точной моторики) в группах детей с СД и РАС (таблица 10). Чем выше базовые зрительные, слуховые возможности детей в обеих группах, а также возможности их взаимодействия и обучения, тем выше их функциональность.
Таблица 10. Связи между функциональностью и базовыми возможностями у детей с синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра
|
Группы детей |
|||
Сравниваемые параметры |
РАС |
СД |
||
коэффициент корреляции |
уровень значимости |
коэффициент корреляции |
зровень значимости |
|
Базовые возможности большой моторики / функциональность |
0,02 |
>0,05 |
0,43 |
>0,05 |
Базовые возможности точной моторики / функциональность |
0,24 |
>0,05 |
0,42 |
>0,05 |
Зрительные базовые возможности / функциональность |
0,63 |
<0,01 |
0,47 |
<0,01 |
Слуховые базовые возможности / функциональность |
0,87 |
<0,00 001 |
0,69 |
<0,00 1 |
Базовые возможности взаимодействия и общения/ функциональность |
0,78 |
<0,05 |
0,6 |
<0,05 |
Базовые возможности обучения / функциональность |
0,78 |
<0,00 001 |
0,6 |
<0,01 |
Суммарный показатель базовых возможностей / функциональность |
0,84 |
<0,00 001 |
0,73 |
<0,00 1 |
Сравнительное исследование базовых возможностей у детей с СД, РАС и типичным развитием
Сравнительное исследование базовых возможностей осуществлено на трех выборках детей: с РАС и ДС (таблица 4) и с типичным развитием (таблица 2).
С помощью Mann-Whitney U Test были получены значимые отличия детей с СД и РАС по базовым возможностям точной моторики, зрительных и слуховых функций, взаимодействия и общения (таблица 11, рис. 3, 4). Дети с РАС показали большие возможности в точной моторике, а дети с СД - в зрительных, слуховых функциях, взаимодействии и общении. По всем базовым возможностям дети с АСР и СД значимо отставали от типично развивающихся детей более младшего возраста.
Таблица 11. Различия в развитии базовых возможностей у детей с типичным развитием, синдромом Дауна и расстройствами аутистического спектра, выявленные при помощи Mann-Whitney U Test
|
|
Уровни значимости различий развития базовых возможностей |
||
|
Базовые возможности |
Сравниваемые группы детей |
||
|
|
ТР-РАС |
ТР-СД |
РАС-СД |
|
||||
■ |
Большой моторики |
p=0,01 |
p<0,01E-8 |
p>0,05 |
■ |
Точной моторики |
p<0,001 |
p<0,001 |
p<0,05 |
|
Зрительные |
p<0,01E-8 |
p=0,00000 |
p<0,05 |
■ |
|
|
1 |
|
■ |
Слуховые |
p<0,01E-8 |
p<0,0001 |
p<0,05 |
■ |
Взаимодействия и общения |
p<0,01E-8 |
p<0,01E-8 |
p<0,01 |
■ |
Обучения |
p<0,01E-8 |
p<0,01E-8 |
p>0,05 |
Исследование вариабельности состояния развития базовых возможностей у детей с СД и РАС
У всех детей с СД и РАС выявлялось сочетанное снижение базовых возможностей, однако в обеих группах отмечалась отчетливая вариабельность по тяжести и паттерну этого феномена (таблицы 12, 13). При это в исследованной выборке детей с РАС дефицит развития базовых возможностей (зрительных, слуховых, взаимодействия и общения, обучения) оказался более выраженным, чем у детей с СД.
Таблица 12. Вариабельность снижения базовых возможностей у детей с расстройствами аутистического спектра
Дети |
Базовые возможности |
|||||
№ |
Общей моторик и |
Точной моторик и |
Зрительные |
Слуховые |
Взаимодействия и общения |
Обучения |
Заключение
В данной работе мы выявили широкий спектр вариативности уровней функциональности, паттернов и выраженности снижения базовых возможностей у детей с СД и РАС. У большинства детей в обеих группах дефицит базовых возможностей носил мультисистемный характер. Это косвенно свидетельствует о комплексной структуре церебральной недостаточности при СД и РАС.
Полученные данные указывают на необходимость детальной оценки индивидуальных особенностей развития ребенка с СД или РАС вне связи с установленным медицинским диагнозом. Это представляется исключительно важным для составления индивидуально-ориентированной образовательной программы, которая должна учитывать как ограничения, так ресурсы ребенка.
Мы считаем, что измерение функциональности и базовых возможностей может входить в систему мониторинга психического развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
- Казьмин А.М. Теория процессуального анализа: краткое описание и прикладное значение [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2012. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 15.06.2013)
- Казьмин А.М., Лобова А.А., Федина Е.В. Использование опросника «Ф-07» для измерения функциональности у дошкольников с типичным развитием, синдромом Дауна и аутизмом [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология 2013. №1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin (дата обращения: 15.06.2013)
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Аутичный ребенок. Пути помощи. М.,1997
- Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет Под редакцией Ю.И. Барашнева, 2007
- World Health Organization, World Bank. World report on disability. Geneva, 2011 (http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/en/index.html, accessed 25 May 2012)
- World Health Organization, Early Childhood Development and Disability (A discussion paper), 2012(http://www.who.int/disabilities/media/news/2012/13_09/en/index.html, accessed 25 May)
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2595
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1070
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1