Клиническая и специальная психология
2015. Том 4. № 1. С. 75–88
ISSN: 2304-0394 (online)
Возможности метафоры в сказкотерапевтической работе со взрослыми
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самосознание, метафоры в психологии и математике, индивидуальные метафоры, технологии психологической работы с метафорами
Рубрика издания: Прикладные исследования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Вачков И.В. Возможности метафоры в сказкотерапевтической работе со взрослыми [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 75–88. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n1/Vachkov (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Введение
Одним из определяющих условий личностного развития клиента в психотерапевтической работе выступает повышение уровня его самосознания. В связи с этим в настоящее время не вызывает сомнений необходимость специальной целенаправленной психологической работы по развитию самосознания клиентов, имеющих различные жизненные трудности, в том числе обусловленные ограниченными возможностями здоровья. При этом с предельной остротой встает вопрос о поиске таких методов и конкретных психологических технологий, которые эффективно бы решали проблему повышения уровня самосознания.
Особым направлением, в рамках которого возможно конструктивное решение этой проблемы, выступает сказкотерапия. Согласно разрабатываемому нами подходу, сказкотерапия - это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности [3].
Психологические особенности метафоры
В качестве основного развивающего метода нами был выбран групповой сказкотерапевтический тренинг развития самосознания, а в качестве основной психологической технологии - метафоризация как процесс перевода привычных слов и психологических понятий на язык метафоры.
Почему именно метафора оказывается тем средством, которое позволяет создать технологии, способствующие росту самосознания взрослых, имеющих психологические проблемы? Прежде всего потому что метафора обладает свойством преобразовывать нечто привычное, обыденное в яркое и новое. Благодаря метафоре человек приобретает способность увидеть себя, свою жизнь, свою работу, свои отношения с другими людьми иначе, чем обычно, а значит, открыть в себе и в окружающем новые грани и глубину.
Однако метафора еще в недостаточной степени оценена как инструмент, имеющий огромные потенциалы для практической психологической работы со взрослыми. Разберем некоторые особенности метафоры, порождающие эти потенциалы. При этом будем рассматривать ее не столько с филологических позиций, сколько с психологических, акцентируя внимание на тех сторонах метафоры, которые могут быть важны именно для психолога-сказкотерапевта, ведущего психологический тренинг со взрослыми.
Метафора (греч. «перенос») — троп или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным, класса объектов или единичного объекта.
Начнем анализ значимости метафоры с наиболее обобщенного уровня — уровня человеческого общества. Не будет преувеличением сказать, что на разных этапах развития человеческой цивилизации - во всяком случае в европейской культуре — представления о мире отражались с помощью разных метафор, поочередно сменявших друг друга.
В Древней Греции, пожалуй, самой распространенной была метафора центростремительного мира, мира как дома, эйкоса, куда эллин стремился обязательно вернуться. Мир оказывался ограничен пределами родины (Ойкумены), и расширять его не было необходимости. Прямо противоположную метафору мира центробежного мы обнаруживаем в Древнем Риме, стремившимся максимально расширить границы своей империи.
Приход и распространение христианства обусловили смещение фокуса внимания людей в религиозную сферу и сферу человеческих отношений. Бренность и краткость человеческой жизни по сравнению с вечностью существования души породили метафоры жизни как путешествия между рождением и смертью, когда человек «изнашивает» свое тело, как платье. В раннем Средневековье особое значение приобретает метафора лестницы, связанная представлением об иерархическом устройстве мира. Затем эта метафора сменяется другими: карнавальная культура породила метафору мира как карнавала, а позже — театральную метафору (как не вспомнить шекспировское: «Весь мир — театр, в нем женщины, мужчины — все актеры, у них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль...»).
Эпоха Просвещения с ее наивной верой в силу разума и безграничные возможности науки создала много метафор мира, но, видимо, господствующей стала метафора механизма или научной лаборатории (позже — мастерской), где, основываясь на принципах рациональности, можно объективно познавать все стороны материального мира.
В дальнейшем в связи со значительным ускорением развития цивилизации метафоры мира очень быстро сменяли друг друга. Естественным образом рождается вопрос: а что мы имеем в наше время? Какой образ характеризует его лучше всего? Можно предположить, что в качестве одной из самых разделяемых метафор выступает метафора мира как паутины, в которой оказались все люди, связанные друг с другом сетями интернета.
Не менее важную роль играют метафоры в формировании национального менталитета. В пословицах и поговорках разных народов метафорически отразились их этнопсихологические особенности и распространенные социальные представления. Приведем несколько примеров. Существует итальянская пословица, очень точно характеризующая психологическое единство красоты и доброты в представлении этого народа: «Красота без доброты подобна дому без дверей, кораблю без попутного ветра, источнику без воды». Интересно, что у русского народа красота в пословицах, как правило, противопоставляется счастью («Не родись красивым, а родись счастливым») и уму («Красота приглядится, а ум пригодится»), а с добротой связывается редко. У французов есть пословица «Нет розы без шипов», которая подчеркивает опасность и «колючесть» красоты.
Свои особые метафоры существуют и у представителей разных профессиональных групп. В качестве примера можно привести метафору, характерную для финансистов. Распознать эту метафору очень легко: достаточно вспомнить типичные высказывания, которые звучат по телевидению, радио, на которые постоянно натыкаешься в интернете в период финансово-экономического кризиса: «Остановились финансовые потоки», «Прекратились денежные вливания», «Активы заморожены», «Проценты перестали капать», «Инвестиции утекают из страны» и т. п. Ответ очевиден: речь идет о скрытой метафоре «Деньги — вода» или, точнее, «Деньги — жидкость».
Свои излюбленные метафоры имеются почти во всех профессиональных областях. Есть такие метафоры и у психологов. При анализе даже предельно строгих научных психологических текстов вы, как ни удивительно, будете все время встречать метафоры. Традиционно ученые стараются избегать в своих работах использования метафор, полагая, что тропы имеют неоднозначные коннотации, а для научных текстов такое непозволительно. Однако подобная установка не всегда оправданна, поскольку и в научном мышлении, и в научном языке метафоры занимают весьма значимое место. В первую очередь подобная ситуация характерна для психологии. Можно просто вспомнить безусловно научные формулировки, прочно закрепившиеся в академических текстах: «психические процессы протекают...» (опять метафора «психические процессы — это жидкость»), «высокая самооценка связана с такими характеристиками, как...» (самооценке приписывается возможность измерения по высоте, да еще и ее связывания с другими психологическими особенностями), «характер имеет широкий диапазон проявлений» (в отличие от многих других психических явлений и феноменов, имеющих как будто бы вертикальную модальность, характер, получается, может быть измерен по ширине).
Метафоры практически всегда лежат в основе научно-психологических теорий. Сначала ученый придумывает красивую метафору, отражающую изучаемый феномен, а затем разрабатывает теорию, в которой эта метафора латентно присутствует, но не называется, а феномен описывается с помощью специальных терминов. Самый яркий пример — психоаналитическая теория, создатель которой Зигмунд Фрейд придумал блестящую метафору «Психика — это айсберг», благодаря которой сотни тысяч обывателей впали в иллюзию, что они теперь знают, что такое психика. Впрочем, и большинство других категорий психоанализа имеют явно выраженный метафорический характер: «сопротивление», «Эдипов комплекс», «психологические защиты» и т. д. Можно привести и множество других примеров использования метафор в психологии. Достаточно вспомнить, например, в рамках психологии некоторые классические метафоры сознания, на которые явно или неявно опираются основатели фундаментальных психологических школ: «поток, птичий полет» (У. Джемс), «симфония, фуга, музыкальная композиция» (Д. Джойс, А. Бергсон), «горизонт, перспектива» (В. Келер) и т. п.
Возникает вопрос: почему именно психологическая наука оказалась так наполнена метафорами? Можно предположить, что это произошло в силу ее очень большой абстрактности. Психические процессы, явления и феномены, имеющие идеальную представленность, невозможно представить. Поэтому при их описании ученым приходится прибегать к метафоризации, их уподоблению объектам трехмерного мира, которые нас окружают. Правомерно вспомнить очень точные слова Л.С. Выготского: «Все слова психологии — суть метафоры, взятые из пространства мира» [5, 369].
Заметим, что не менее абстрактная наука — математика, — вопреки устоявшемуся мнению о несомненной строгости ее языка, также содержит очень большое количество метафор (да и физики любят метафоры: даже далекий от науки человек слышал про «демона Максвелла» или «кота Шредингера»). Метафорам в математическом языке посвящено исследование И. В. Силантьева, приводящего множество любопытных примеров: «гладкая граница, гладкая функция», «мягкое условие», «грубая оценка» и «жесткое условие», «математическое ожидание», «линейные системы с возмущениями», «открытое множество», «замкнутое множество», «веер торического многообразия» и даже «автоматы на деревьях». Есть и такой математико-лингвистический казус — «ребро графа». На основе проведенного анализа И. В. Силантьев утверждает: «...само математическое знание в своем выражении в научном языке нуждается в разносторонней образной поддержке (ибо метафора — это прежде всего образное сравнение) со стороны повседневного человеческого опыта» [8, 359].
Таким образом, утверждается, что метафоры приходят в научный дискурс из обыденного языка. Так ли это? Достаточно всего лишь прислушаться к тому, что и как мы говорим друг другу в обычных житейских ситуациях, чтобы убедиться в этом. Иными словами, метафоры, которые часто рассматриваются прежде всего как атрибуты художественных текстов, служащие средствами украшения и усиления их (текстов) эмоционального воздействия, едва ли не в большей степени присущи обыденному языку. При этом обыденная речь содержит множество «стершихся» метафор, т. е. таких слов и словосочетаний, чья метафоричность становится очевидной не сразу. Мы беремся за ручку двери, откидываемся на спинку стула, у которого, разумеется, должны быть прочные ножки. Мы ставим цели, откладываем некоторые дела, преодолеваем преграды, тратим силы. Если обратиться к житейскому использованию психологических понятий, то мы сразу обнаруживаем огромное число подобных метафор, которые мы употребляем и значения которых, как правило, не замечаем: «У него высокие способности», «В вас слишком много ненависти», «У тебя очень мягкий характер, надо добавить твердости в твои отношения с сыном», «Переживания совсем сломали ее» и т. п.
Наш обыденный язык просто переполнен метафорами (кстати, и эта фраза тоже метафорична). Об этом писали еще А. Н. Афанасьев [1], В. В. Виноградов [4], А. А. Потебня [7]. Ставшая очень популярной в течение последних десятилетий книга известных американских лингвистов Дж. Лакоффа и М. Джонсона так и называется - «Метафоры, которыми мы живем». Указанные авторы, в противоположность традиционным взглядам на метафору как на принадлежность поэтического и риторического языка, утверждают, что «вся наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по самой своей сути» [6, 387].
Более того, есть все основания утверждать, что каждый человек обладает своим индивидуальным набором базовых метафор, которые структурируют его представления о предметном и социальном мирах, которые его окружают. Метафорически говоря, каждый человек как бы находится внутри прозрачной (точнее, невидимой никому) сферы, на внутреннюю поверхность которой нанесены «созвездия» из элементов его семантического пространства; при этом многие из этих элементов являются метафорами. Человек смотрит вокруг через специфичные именно для него «системы координат», сконструированные из элементов личного семантического пространства, и видит мир по-своему. Соответственно, и описывает человек увиденное, опираясь на эти свои метафорические понятия или подразумевая какие-то особенные метафоры. Часто он и не догадывается, что возникший у него метафорический образ мира сильно отличается от образов других людей.
С опорой на это можно описать важнейший механизм действия метафоры в сказкотерапевтическом тренинге со взрослыми следующим образом. Психолог, как и любой человек, является носителем уникального семантического пространства, в котором каждый семантический элемент наполнен своим особым содержанием (значениями и смыслами). Но и у участников тренинговой группы имеются собственные уникальные семантические пространства. И все слова психолога будут иметь эффект только тогда, когда произойдет резонанс между двумя семантическими пространствами, когда возникнет изоморфное отношение если не между всеми семантическими элементами пространств психолога и участников, то по крайней мере, между важнейшими из них, к которым, видимо, относятся метафоры. Таким образом, психологу нужно узнать базовые индивидуальные метафоры каждого участника тренинга, чтобы говорить с ним на его метафорическом языке.
Заключение
Итак, психологу следует применять метафоры для построения связи между элементами собственного семантического пространства и семантического пространства тех, с кем он работает. Особенно усиливаются свойства метафоры, по- видимому, в том случае, если она облечена в форму сказки. Работа со сказочной метафорой в процессе сказкотерапевтического тренинга развития самосознания, как показывают наши исследования, дает существенный эффект и позволяет участникам повысить уровень самосознания [3]. Подход, базирующийся на метафоризации, очень важен для клинической и специальной психологии и может быть применен в деятельности специалистов при осуществлении коррекции нарушений развития.
При проведении сказкотерапевтического тренинга развития самосознания можно использовать самые разнообразные технологии работы с индивидуальными метафорами участников. Например, в качестве таковой может быть использована оригинальная авторская разработка «Метафора моей жизни» [2], описанная ниже. Благодаря этой технологии клиенты психолога-сказкотерапевта получают возможность познакомиться со своими индивидуальными метафорами, актуализирующимися «здесь и теперь».
Метафора моей жизни
Цель описываемой ниже психотехнологии — развитие самосознания, креативности и эмпатии. Эта фактически тройная цель достигается за счет того, что на разных этапах этой психотехнологии реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога — метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором — процесс совместного творчества.
Примерное время на реализацию этой технологии — два с половиной часа.
Материалы: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.
Первый этап. «Жизнь — это...»
Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры — это не только атрибут художественных произведений, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» — как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей. А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое. Но сначала у меня к вам просьба: назовите те слова- существительные, которые, с вашей точки зрения, являются самыми эмоционально насыщенными, очень ценностно значимыми.
Участники называют слова, которые, по их мнению, подходят под этот признак: любовь, дети, семья, супруг, мама и т.д.
Ведущий. А какое слово включает в себя все названные вами?
Кто-то из участников обязательно вспомнит такое слово - жизнь.
Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.
Первое задание
Ведущий. Сегодня мы с вами поработаем именно со словом «жизнь» - самым значимым словом для любого человека. Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Жизнь — это...». Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, взятой из области. питания. Не удивляйтесь! Просто поищете яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания. Под питанием мы будем иметь в виду все, что мы едим и что пьем.
Необходимо дать на выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) три-четыре минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика — в пределах двенадцати человек, — то есть смысл дать слово всем.
Примеры метафор, придуманных участниками:
• Жизнь — это винегрет эмоций, мыслей и поступков.
• Жизнь — это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.
• Жизнь — это вино: пока пьешь приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.
• Жизнь — это волшебное блюдо, которое сколько ни ешь, насытиться невозможно.
• Жизнь — это большая, сладкая, калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.
Ведущему следует положительно отзываться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.
Второе задание
Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Жизнь — это.». Но теперь нужно закончить предложение метафорой из области фигур и форм.
Определения снова озвучиваются всеми желающими.
Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:
• Жизнь — это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что непохожую фигуру.
• Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.
• Жизнь — это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.
• Жизнь — это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.
• Жизнь — это пирамида: взбираясь к вершине человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.
Третье задание
Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Жизнь — это...». Третьим заданием будет завершение предложения метафорой из области человеческих отношений.
Определения снова озвучиваются.
Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:
• Жизнь — это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.
• Жизнь — это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.
• Жизнь — это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.
• Жизнь — это дефис между датами, который служит мостиком огромному количеству людей.
• Жизнь — это прокладывание маршрута в человеческом море.
Четвертое задание
Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, ключевое слово — «ломаная». Впрочем, вы можете выбрать любые слова - это могут быть существительные, прилагательные, глаголы. Ведь никто лучше вас не знает, какие слова в ваших определениях ключевые. Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.
После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь — это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри удается только в самом конце — и то не всегда».
Пятое задание
Ведущий. В последнем созданном вами определении жизни подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание. Поверните лист бумаги другой стороной. В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание. На что это похоже? Правильно, на заголовок. Потому что это название сказки или истории, которую я вас прошу придумать и записать. Время на эту работу — двадцать минут.
Второй вариант четвертого задания
Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, ключевое слово — «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. Выпишите эти три слова или словосочетания в столбик. Наступает самый важный этап нашей работы. Возьмите чистый лист бумаги. Ваша задача — сочинить сказку, в которой встретились бы все эти ключевые для вас слова и словосочетания. Время на эту работу — двадцать минут.
Третий вариант четвертого задания
Ведущий. На последнем шаге этого этапа нашей работы прошу вас сделать следующее: на листе бумаги поставить цифру «четыре» и снова написать «Жизнь - это...». Дайте метафорическое определение жизни, используя метафору из любой области, какой захотите. Это будет ваше свободное метафорическое определение. Прочтите еще раз те четыре определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь — это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, ключевое слово — «ломаная». Впрочем, вы можете выбрать любые слова - это могут быть существительные, прилагательные, глаголы. Ведь никто лучше вас не знает, какие слова в ваших определениях ключевые. Таким образом, у вас получится четыре слова или словосочетания. Наступает самый важный этап нашей работы. Возьмите чистый лист бумаги. Ваша задача — сочинить сказку, в которой встретились бы все эти ключевые для вас слова и словосочетания. Время на эту работу — двадцать минут.
Второй этап. «Я понял это так...»
Выполнение заданий по созданию метафор, будучи ценным само по себе, является еще и очень хорошей креативной разминкой, позволяющей настроиться на серьезную творческую работу. Когда участники группы завершат написание сказок и историй, ведущий предлагает желающим прочесть свои творения. Обычно далеко не все стремятся предать огласке результаты своей работы. Достаточно выслушать четыре-пять сказок.
Ведущий. Я прошу авторов, прочитавших свои сказки, встать. Остальные участники должны сделать выбор и определиться, метафора какой из сказок показалась вам особенно понятной. К сожалению, выбрать можно только одну сказку. Подойдите, пожалуйста, к автору выбранной вами сказки и встаньте рядом.
Число участников, собравшихся возле каждого из авторов, определяет рейтинг сказки. Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то ведущий предлагает автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок. Таким образом, образуется несколько групп. Чтобы авторы тех сказок, которые оказались не выбранными, не чувствовали себя отвергнутыми из-за плохого качества сказок, психолог может сказать им, что их сказки оказались наиболее загадочными, глубоко метафоричными, поэтому другие участники и не решились претендовать на понимание скрытого смысла их метафор.
Ведущий. Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом с вами людей... А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам самой понятной. Подойдите к той группе, у которой находится листочек с текстом этой сказки. Итак, теперь у нас есть группы, в каждой из которых собрались люди, выбравшие ту или иную сказку. При этом авторы сказок находятся в других группах. Послушайте задание: каждой группе необходимо через тридцать минут средствами спектакля, пантомимы, живой скульптуры или любого сценического действия отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения. Приступайте!
Спустя полчаса каждая из групп представляет созданный ею продукт. Ведущий заботится о том, чтобы автор сказки, послужившей основой для группового творчества, сел на специальный «авторский стул» впереди остальных зрителей. Следует подчеркнуть уникальность момента: меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было - и вот теперь рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.
Ведущий обязательно задает автору сказки следующие вопросы:
• Что вы чувствуете, видя ожившей свою сказку?
• Какие мысли породило в вас увиденное?
• Удалось ли другим участникам расшифровать вашу метафору?
• Есть ли что-то, замеченное другими людьми в сказке, что вы сами в ней не увидели?
Подведение итогов
По завершении обоих этапов игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:
• Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?
• Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?
• Что нового вы узнали о себе? О других?
• Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?
• Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?
• Что этому помогло или помешало?
• Какой опыт приобрели вы в результате этой игры?
Литература
- Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Советская Россия, 1988. 512 с.
- Вачков И.В. Метафора моей жизни // Школьный психолог. 2007. № 8. С. 27–28.
- Вачков И. В. Сказочная метафора как средство понимания // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 111–117.
- Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М., 1976
- Выготский Л.С. Собрание соч.: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
- Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 387—415.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 616 с.
- Силантьев И.В. Метафора в языке математики // Критика и семиотика. 2010. Вып. 14. С. 354–359.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2812
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 18
Скачиваний
Всего: 3178
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5