О семинарах профессора Шуламит Крейтлер в МГППУ

881

Аннотация

С 9 по 15 февраля 2015 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялся цикл семинаров доктора психологии Шуламит Крейтлер, профессора Тель-Авивского университета, директора Центра психологических исследований медицинского центра Шеба, Тель-Хашомер, Израиль.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая реабилитация, теория смыслов, реабилитационная психология, ограниченные возможности здоровья, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), когнитивная ориентация

Рубрика издания: Хроника

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Федорова А.И., Щербакова А.М. О семинарах профессора Шуламит Крейтлер в МГППУ [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 133–138. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n2/Fedorova_Scherbakova (дата обращения: 03.02.2023)

Полный текст

С 9 по 15 февраля 2015 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялся цикл семинаров доктора психологии Шуламит Крейтлер, профессора Тель-Авивского университета, директора Центра психологических исследований медицинского центра Шеба, Тель-Хашомер, Израиль. Инициаторы программы семинаров исходили из того, что реабилитационная психология в нашей стране только начинает развиваться. Профессионалы-практики, работающие в сфере реабилитационной психологии, нуждаются в получении знаний о современных направлениях психологической реабилитации, используемых в других странах, тем более что очевидна недостаточность конкретных подходов и технологий в реабилитации, особенно лиц с психическими заболеваниями и ментальными нарушениями.

Контакты МГППУ с доктором Ш. Крейтлер имеют свою историю. Так, в 2013 году она участвовала во второй международной конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» с пленарным докладом и лекциями, прочитанными 12 и 13 декабря 2013 года (Meaning-based cognitive rehabilitation; Coping and quality of life of people with disabilities). В лекциях описывалось влияние различных стратегий совладания на качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Профессор Крейтлер касалась различных социальных и эмоциональных проблем, с которыми приходится сталкиваться людям с ограничениями.

В феврале 2015 года рамках программы магистратуры «Психологическая реабилитация в социальной сфере» (руководитель – профессор А. М. Щербакова) профессор Крейтлер прочитала курс «Теория когнитивной реабилитации».

Этот курс дал возможность слушателям познакомиться с основными теоретическими положениями теории когнитивной ориентации разработанной Шуламит и Хансом Крейтлер (Kreitler&Kreitler), а также подробно узнать о методах практического применения теории для прогнозирования поведения и влияния на него. Были раскрыты возможности прикладного использования данной теории в самых различных областях работы психолога, в том числе и в реабилитологии. Теория когнитивной ориентации является достаточно распространенной основой для исследований в области психологии, работы Ш. Крейтлер широко цитируются в англоязычной научной литературе. Ниже приведен краткий список основных публикаций по этой теории (на английском языке).

Магистранты получили возможность ознакомиться с зарубежным опытом, освоить основанную на теории смыслов методику психологической реабилитации, тем самым расширив свой профессиональный арсенал подходов и средств реабилитации.

В рамках программы дополнительного профессионального образования «Теория смыслов в психологической реабилитации» (автор – А. М. Щербакова, Ш. Крейтлер) профессор Шуламит Крейтлер прочитала курс «Теория смыслов в психологической реабилитации». Теория смыслов была разработана Ш. Крейтлер в сотрудничестве с покойным супругом, клиническим психологом Хансом Крейтлером, учеником З.Фрейда. Методика использовалась на протяжении многих лет в Израиле, США, Швейцарии и начинает применяться в Греции, Польше и Пакистане.

Слушатели получили представление о теории смыслов. Были раскрыты ее теоретические аспекты. Подробно рассматривался разработанный на основе теории смыслов метод диагностики и реабилитации клиентов с психическими заболеваниями, а также после мозговых травм и инсультов, с различными формами деменции. Обсуждалась методика психокоррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, связанные с задержками развития, с речевыми расстройствами, с нарушениями внимания и памяти, а также с другими нарушениями психического развития.

Программа курса повышения квалификации состоит из вводных лекций и семинаров, посвященных психологической реабилитации лиц с ОВЗ, из лекций, посвященных теории смыслов и основанной на ней методике диагностики и коррекции когнитивных нарушений, а также серии практических занятий, направленных на отработку навыков работы с опросниками и составления индивидуального «Профиля смыслов».

 

Литература

  1. Kreitler H., Kreitler S. The model of cognitive orientation: towards a theory of human behavior // British Journal of Psychology. 1972 № 63. С. 9-30. URL:http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.2044-8295.1972.tb02079.x/citedby (дата обращения 29.01.2015)
  2. Kreitler H. Cognitive Orientation and Behavior / H. Kreitler, S. Kreitler. New York: Springer. 1976
  3. Kreitler H., Kreitler S. The theory of cognitive orientation: Widening the scope of behavior prediction // Progress in experimental personality research / Eds. B.A. Maher and W.A. Maher. New York: Academic Press, 1982. Vol. 11, pp. 101-169
  4. Kreitler S., Kreitler H. The cognitive approach to motivation in retarded individuals //International Review of  Research in Mental Retardation / Ed. N.W. Bray. San Diego, CA: Academic Press, 1988. — Vol. 15. — pp. 81-123
  5. Kreitler H., Kreitler S. Cognitive primacy, cognitive behavior guidance and their implications for cognitive therapy // Journal of Cognitive Psychotherapy. 1990. № 4. pp. 155-173.
  6. Kreitler S.,  Kreitler H. Cognitive Orientation and physical disease or health // European Journal of Personality. 1991. № 5. pp. 109-129.
  7. Kreitler S. An evolutionary perspective on cognitive orientation // Evolution and Cognition. 2001. 7, pp. 81-97.

Информация об авторах

Федорова Анна Ильинична, Магистр психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6717-6209, e-mail: mrs-gerda@yandex.ru

Щербакова Анна Михайловна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8932-4102, e-mail: shcherbakova.a.m@eyandex.ru