Клиническая и специальная психология
2015. Том 4. № 2. С. 133–138
ISSN: 2304-0394 (online)
О семинарах профессора Шуламит Крейтлер в МГППУ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая реабилитация, теория смыслов, реабилитационная психология, дети с ограниченными возможностями развития, когнитивная ориентация
Рубрика издания: Хроника
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Федорова А.И., Щербакова А.М. О семинарах профессора Шуламит Крейтлер в МГППУ [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 2. С. 133–138. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2015_n2/Fedorova_Scherbakova (дата обращения: 10.10.2024)
Полный текст
С 9 по 15 февраля 2015 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялся цикл семинаров доктора психологии Шуламит Крейтлер, профессора Тель-Авивского университета, директора Центра психологических исследований медицинского центра Шеба, Тель-Хашомер, Израиль. Инициаторы программы семинаров исходили из того, что реабилитационная психология в нашей стране только начинает развиваться. Профессионалы-практики, работающие в сфере реабилитационной психологии, нуждаются в получении знаний о современных направлениях психологической реабилитации, используемых в других странах, тем более что очевидна недостаточность конкретных подходов и технологий в реабилитации, особенно лиц с психическими заболеваниями и ментальными нарушениями.
Контакты МГППУ с доктором Ш. Крейтлер имеют свою историю. Так, в 2013 году она участвовала во второй международной конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» с пленарным докладом и лекциями, прочитанными 12 и 13 декабря 2013 года (Meaning-based cognitive rehabilitation; Coping and quality of life of people with disabilities). В лекциях описывалось влияние различных стратегий совладания на качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Профессор Крейтлер касалась различных социальных и эмоциональных проблем, с которыми приходится сталкиваться людям с ограничениями.
В феврале 2015 года рамках программы магистратуры «Психологическая реабилитация в социальной сфере» (руководитель – профессор А. М. Щербакова) профессор Крейтлер прочитала курс «Теория когнитивной реабилитации».
Этот курс дал возможность слушателям познакомиться с основными теоретическими положениями теории когнитивной ориентации разработанной Шуламит и Хансом Крейтлер (Kreitler&Kreitler), а также подробно узнать о методах практического применения теории для прогнозирования поведения и влияния на него. Были раскрыты возможности прикладного использования данной теории в самых различных областях работы психолога, в том числе и в реабилитологии. Теория когнитивной ориентации является достаточно распространенной основой для исследований в области психологии, работы Ш. Крейтлер широко цитируются в англоязычной научной литературе. Ниже приведен краткий список основных публикаций по этой теории (на английском языке).
Магистранты получили возможность ознакомиться с зарубежным опытом, освоить основанную на теории смыслов методику психологической реабилитации, тем самым расширив свой профессиональный арсенал подходов и средств реабилитации.
В рамках программы дополнительного профессионального образования «Теория смыслов в психологической реабилитации» (автор – А. М. Щербакова, Ш. Крейтлер) профессор Шуламит Крейтлер прочитала курс «Теория смыслов в психологической реабилитации». Теория смыслов была разработана Ш. Крейтлер в сотрудничестве с покойным супругом, клиническим психологом Хансом Крейтлером, учеником З.Фрейда. Методика использовалась на протяжении многих лет в Израиле, США, Швейцарии и начинает применяться в Греции, Польше и Пакистане.
Слушатели получили представление о теории смыслов. Были раскрыты ее теоретические аспекты. Подробно рассматривался разработанный на основе теории смыслов метод диагностики и реабилитации клиентов с психическими заболеваниями, а также после мозговых травм и инсультов, с различными формами деменции. Обсуждалась методика психокоррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, связанные с задержками развития, с речевыми расстройствами, с нарушениями внимания и памяти, а также с другими нарушениями психического развития.
Программа курса повышения квалификации состоит из вводных лекций и семинаров, посвященных психологической реабилитации лиц с ОВЗ, из лекций, посвященных теории смыслов и основанной на ней методике диагностики и коррекции когнитивных нарушений, а также серии практических занятий, направленных на отработку навыков работы с опросниками и составления индивидуального «Профиля смыслов».
Литература
- Kreitler H., Kreitler S. The model of cognitive orientation: towards a theory of human behavior // British Journal of Psychology. 1972 № 63. С. 9-30. URL:http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.2044-8295.1972.tb02079.x/citedby (дата обращения 29.01.2015)
- Kreitler H. Cognitive Orientation and Behavior / H. Kreitler, S. Kreitler. New York: Springer. 1976
- Kreitler H., Kreitler S. The theory of cognitive orientation: Widening the scope of behavior prediction // Progress in experimental personality research / Eds. B.A. Maher and W.A. Maher. New York: Academic Press, 1982. Vol. 11, pp. 101-169
- Kreitler S., Kreitler H. The cognitive approach to motivation in retarded individuals //International Review of Research in Mental Retardation / Ed. N.W. Bray. San Diego, CA: Academic Press, 1988. — Vol. 15. — pp. 81-123
- Kreitler H., Kreitler S. Cognitive primacy, cognitive behavior guidance and their implications for cognitive therapy // Journal of Cognitive Psychotherapy. 1990. № 4. pp. 155-173.
- Kreitler S., Kreitler H. Cognitive Orientation and physical disease or health // European Journal of Personality. 1991. № 5. pp. 109-129.
- Kreitler S. An evolutionary perspective on cognitive orientation // Evolution and Cognition. 2001. 7, pp. 81-97.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2907
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 901
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0