Клиническая и специальная психология
2015. Том 4. № 3. С. 34–46
doi:10.17759/cpse.2015040303
ISSN: 2304-0394 (online)
Уровень развития интеллекта и особенности ассоциативной деятельности на стимулы разных модальностей у детей в норме и при шизофрении
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: вербальные ассоциации, стимулы разных модальностей, младший школьный возраст, шизофрения, уровень когнитивного развития
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2015040303
Для цитаты: Зверева Н.В., Власенкова И.Н. Уровень развития интеллекта и особенности ассоциативной деятельности на стимулы разных модальностей у детей в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 3. С. 34–46. DOI: 10.17759/cpse.2015040303
Полный текст
Введение
Как отмечают психиатры и психологи, психическое развитие детей, страдающих шизофренией, характеризуется особым развитием эмоциональноличностной сферы и познавательной деятельности (М. Ш. Вроно, В. М. Башина, Н. М.Иовчук, В. В. Лебединский, Т. К. Мелешко, Н. В. Зверева и др.). Известно, что познавательное развитие детей при шизофрении характеризуется диссоциацией в развитии, своеобразием операционального компонента мыслительной и перцептивной деятельности, снижением избирательности познавательной деятельности, прежде всего, коэффициента стандартности при выполнении ряда познавательных задач [11]. При этом не изучена связь уровня интеллектуального развития и выраженности нарушений избирательности познавательной деятельности. В работе С. М. Алейниковой оценивалось своеобразие мыслительной деятельности детей с разным типом дизонтогенеза при шизофрении - искаженным и задержанным вариантами по О. П. Юрьевой [1]. Показано, что при задержанном варианте дизонтогенеза показатели избирательности были ниже, чем при искаженном. Однако не была дана оценка общего уровня интеллектуального развития (IQ), соответственно, не выяснялась связь между уровнем интеллекта и особенностями избирательности мышления [1]; [2]; [6]; [9]; [10]; [11].
Определенная недосказанность в изучении связи уровня интеллектуального развития и стандартности/нестандартности мышления при шизофрении у детей пробудила интерес к новому витку исследований, касающихся возможной связи или отсутствия таковой между уровнем интеллекта и коэффициентом стандартности. Использован метод направленных вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей в сочетании с психометрической оценкой интеллекта. Возраст когнитивного развития и уровень интеллектуального развития тесно взаимосвязаны, представляется интересным выявление корреляции этих показателей, а также возраста хронологического развития с особенностями ассоциативной деятельности детей [3]; [4] [5]; [7]; [12].
Цель исследования - изучение связи уровня развития интеллекта и особенностей ассоциативной деятельности на стимулы разных модальностей у детей в норме и при шизофрении.
Материал - две выборки испытуемых: младшие школьники «практической нормы» (КГ) - 60 детей (из них - 34 мальчика), средний возраст в месс. 116±13 (от 96 до 138), ученики начальных классов московских общеобразовательных школ и страдающие шизофренией, преимущественно мало- и среднепрогредиентные формы заболевания с непрерывным и приступообразным течением болезни (ЭГ) - 60 детей (из них - 38 мальчиков), средний возраст в мес. 122±11 (от 101 до 139). Исследование ЭГ проводилось на базе детского клинического отделения Научного центра психического здоровья и городской детской психиатрической больницы №6 (ныне НПЦЗД департамента здравоохранения г. Москвы), все дети обучались по школьной программе, обследование проводилось в период относительной стабилизации состояния (перед выпиской).
Методы: экспериментально-психологическая, психометрическая, математическая обработки данных. Применялись следующие методики:
• авторская экспериментально-психологическая методика оценки ассоциативной деятельности в разных модальностях (обонятельной, слуховой, зрительной - варианты: форма, цвет, форма+цвет; тактильной - варианты: фактура, стереогноз) для выявления стандартности ассоциаций, продуктивности и темпа ассоциативной деятельности [7];
• методика «Конструирование объектов» [1]; [8];
• психометрическая батарея тестов К-АВС (Kaufman Assessment Battery for Children) [12] для оценки уровня когнитивного развития;
• корреляционный анализ для оценки связи между особенностями ассоциативной деятельности детей в разных модальностях и их интеллектуальным развитием [1]; [3]; [4]; [5]; [7]; [12].
Результаты
У всех детей контрольной и экспериментальной выборок (120 человек) была проведена диагностика с применением вышеназванных трех методик, по результатам был проведён корреляционный анализ полученных данных.
Тест К-АВС позволяет оценить умственный уровень и возрастные показатели, которые тесно взаимосвязаны. Была проведена корреляция этих показателей возраста когнитивного развития, уровня интеллектуального развития (MPC) и возраста хронологического развития с особенностями ассоциативной деятельности детей по коэффициенту стандартности в соответствующих пробах (обонятельная, слуховая, зрительная, тактильная модальности) и коэффициента стандартности в методике «Конструирование объектов». В табл. 1 приведены результаты корреляционного анализа между показателями уровня развития интеллекта, возрастом и коэффициентом стандартности ассоциаций в разных модальностях в контрольной группе испытуемых.
Таблица 1
Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития
и коэффициентом стандартности ассоциаций в контрольной группе
Показат ели |
Коэффициент стандартности в методиках |
|||||||
Обонят ельная модаль ность |
Слухов ая модал ьность |
Зрите льная модал ьность (форм а) |
Зрите льная модал ьность (форм а- цвет) |
Зрите льная модал ьность (цвет) |
Такти льная модал ьность (факту ра) |
Такти льная модал ьность (стере огноз) |
Конструи рование объектов |
|
Возраст развития |
0,99*** |
0,95*** |
0,99*** |
0,99*** |
0,41* |
0,99*** |
0,99*** |
0,97*** |
Уровень интеллек та (MPC) |
0,68*** |
0,69*** |
0,66*** |
0,66*** |
0,35* |
0,68*** |
0,68*** |
0,65*** |
Хронолог ический возраст |
0,94*** |
0,88*** |
0,95*** |
0,95*** |
0,31* |
0,95*** |
0,94*** |
0,94*** |
Как видно из табл. 1, в контрольной группе испытуемых коэффициент стандартности ассоциаций по всем модальностям (обонятельной, слуховой, зрительной, тактильной) имеет значимые положительные корреляции с возрастом когнитивного развития, уровнем интеллектуального развития, а также с возрастом хронологического развития.
Представленные результаты показывают, что у здоровых детей число наиболее часто даваемых реакций, частота встречаемости которых выше средней, с возрастом развития растёт, увеличение коэффициента стандартности носит пропорциональный возрасту характер. Причём по результатам настоящего исследования корреляционная связь коэффициента стандартности ассоциаций выявляется как с возрастом когнитивного развития, так и с хронологическим возрастом испытуемых, поскольку возраст когнитивного развития практически совпадает с возрастом хронологического развития детей контрольной группы.
Данные корреляционного анализа между показателями развития интеллекта, хронологическим возрастом и коэффициентом стандартности ассоциаций в разных модальностях в экспериментальной группе испытуемых приведены в табл. 2.
Таблица 2
Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития
и коэффициентом стандартности ассоциаций в экспериментальной группе
Показат ели |
Коэффициент стандартности в методиках |
|||||||
Обонят ельная модаль ность |
Слухов ая модал ьность |
Зрите льная модал ьность (форм а) |
Зрите льная модал ьность (форм а- цвет) |
Зрите льная модал ьность (цвет) |
Такти льная модал ьность (факту ра) |
Такти льная модал ьность (стере огноз) |
Конструи рование объектов |
|
Возраст развития |
0,10 |
0,21 |
-0,01 |
-0,09 |
0,31* |
-0,11 |
-0,21 |
-0,12 |
Уровень интеллек та (MPC) |
0,06 |
0,08 |
0,07 |
0,01 |
0,28* |
0,01 |
0,09 |
-0,07 |
Хронолог ический возраст |
0,03 |
-0,06 |
-0,12 |
-0,09 |
-0,20 |
0,004 |
0,04 |
0,14 |
Как видно из табл. 2, в группе патологии корреляционная связь коэффициента стандартности с показателями развития интеллекта не обнаружена за исключением зрительной модальности серии «цвет», где выявлена положительная значимая корреляция. Также не обнаружена корреляция между коэффициентом стандартности и хронологическим возрастом испытуемых экспериментальной группы.
Приведённые результаты показывают, что в целом у детей, больных шизофренией, стандартность ассоциаций во всех исследуемых нами модальностях с возрастом когнитивного развития не увеличивается. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что низкие показатели избирательности ассоциативной деятельности (коэффициент стандартности ассоциаций) в разных модальностях больных шизофренией детей не зависят от возраста когнитивного развития.
Обратимся к статистической проверке корреляционных связей между показателями интеллектуального развития детей и продуктивностью ассоциативной деятельности в разных модальностях в контрольной и экспериментальной группах. Результаты корреляционного анализа показателей развития интеллекта и хронологического возраста испытуемых контрольной группы с продуктивностью ассоциативной деятельности приведены в табл. 3.
Таблица 3
Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития
и продуктивностью ассоциативной деятельности в контрольной группе
Показат ели |
Продуктивность |
|||||||
Обонят ельная модаль ность |
Слухов ая модал ьность |
Зрите льная модал ьность (форм а) |
Зрите льная модал ьность (форм а- цвет) |
Зрите льная модал ьность (цвет) |
Такти льная модал ьность (факту ра) |
Такти льная модал ьность (стере огноз) |
Конструи рование объектов |
|
Возраст развития |
-0,14 |
0,08 |
-0,21 |
-0,09 |
- |
0,09 |
0,04 |
-0,07 |
Уровень интеллек та (MPC) |
-0,03 |
-0,03 |
-0,06 |
-0,08 |
- |
0,09 |
-0,02 |
0,01 |
Хронолог ический возраст |
-0,21 |
0,11 |
-0,28* |
-0,12 |
- |
0,06 |
0,04 |
0,06 |
Результаты корреляционного анализа между возрастом развития, уровнем интеллекта (MPC), хронологическим возрастом и продуктивностью ассоциативной деятельности в разных модальностях в экспериментальной группе испытуемых приведены в таблице 4.
Таблица 4
Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития и продуктивностью ассоциативной деятельности в экспериментальной группе
Показат ели |
Продуктивность |
|||||||
Обонят ельная модаль ность |
Слухов ая модал ьность |
Зрите льная модал ьность (форм а) |
Зрите льная модал ьность (форм а- цвет) |
Зрите льная модал ьность (цвет) |
Такти льная модал ьность (факту ра) |
Такти льная модал ьность (стере огноз) |
Конструи рование объектов |
|
Возраст развития |
-0,087 |
-0,08 |
-0,07 |
0,17 |
-0,06 |
0,07 |
0,44*** |
-0,03 |
Уровень интеллек та (MPC) |
-0,10 |
-0,02 |
-0,02 |
0,09 |
-0,05 |
-0,08 |
0,29* |
-0,06 |
Хронолог ический возраст |
-0,13 |
-0,14 |
-0,11 |
0,23 |
-0,06 |
0,17 |
0,58*** |
-0,11 |
В экспериментальной группе испытуемых выявлена положительная значимая корреляция между продуктивностью ассоциативной деятельности в тактильной модальности серии «стереогноз» и уровнем интеллекта, возрастом когнитивного развития, а также возрастом хронологического развития. Это означает, что чем выше возраст развития и уровень интеллектуального развития у детей экспериментальной выборки, тем выше продуктивность ассоциативного процесса на объёмные стимулы тактильной модальности. Между всеми остальными показателями корреляция незначима. Таким образом, в целом полученные результаты показывают, что продуктивность ассоциативной деятельности в обонятельной, слуховой, зрительной и тактильной модальностях «фактура» у детей, больных шизофренией, не зависит от возраста развития.
Теперь обратимся к выявлению корреляционных связей между показателями развития интеллекта и темповыми характеристиками выполнения заданий в разных модальностях. В табл. 5 представлены результаты корреляционного анализа между временем выполнения заданий и возрастом когнитивного и хронологического развития в контрольной группе.
Таблица 5
Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития и временем выполнения заданий в разных модальностях в контрольной группе
Показател и |
Время выполнения заданий |
||||||
Обоняте льная модальн ость |
Слухова я модаль ность |
Зритель ная модаль ность (форма) |
Зритель ная модаль ность (форма- цвет) |
Зритель ная модаль ность (цвет) |
Тактиль ная модаль ность (фактур а) |
Тактиль ная модаль ность (стереог ноз) |
|
Возраст развития |
0,17 |
-0,09 |
0,29** |
0,06 |
0,07 |
-0,17 |
-0,14 |
Уровень интеллект а (MPC) |
0,05 |
-0,05 |
0,10 |
-0,03 |
-0,08 |
-0,11 |
-0,06 |
Хронологи ческий возраст |
0,25* |
-0,12 |
0,36*** |
0,11 |
0,13 |
-0,17 |
-0,13 |
Примечание: * - p<0,05 (корреляция значима на уровне тенденции); ** - p<0,001;
*** - p<0,0001.
Приведённые результаты показывают, что значимая положительная корреляция в контрольной группе выявлена между временем выполнения заданий и хронологическим возрастом испытуемых в обонятельной модальности на уровне тенденции. На высоком уровне значимости положительная корреляция между временем выполнения заданий и хронологическим возрастом здоровых детей обнаружена в зрительной модальности серии «форма». Положительная значимая корреляция также выявляется между серией «форма» зрительной модальности и возрастом когнитивного развития детей нормативной выборки. Это может означать, что скоростные характеристики выполнения заданий в зрительной модальности серии «форма» связаны с возрастом когнитивного и хронологического развития, то есть, чем выше возраст развития, тем быстрее темп деятельности в зрительной модальности серии «форма». Однако по всем остальным модальностям между временем выполнения заданий и показателями развития детей контрольной группы корреляционных связей обнаружено не было.
В табл. 6 приведены данные корреляционного анализа между временем выполнения заданий и возрастом когнитивного и хронологического развития в экспериментальной группе
Таблица 6
Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития
и временем выполнения заданий в разных модальностях в экспериментальной группе
Показател и |
Время выполнения заданий |
||||||
Обоняте льная модальн ость |
Слухова я модаль ность |
Зритель ная модаль ность (форма) |
Зритель ная модаль ность (форма- цвет) |
Зритель ная модаль ность (цвет) |
Тактиль ная модаль ность (фактур а) |
Тактиль ная модаль ность (стереог ноз) |
|
Возраст развития |
-0,22 |
0,12 |
0,10 |
0,02 |
-0,04 |
-0,03 |
-0,01 |
Уровень интеллект а (MPC) |
-0,10 |
0,05 |
0,02 |
0,16 |
-0,001 |
-0,13 |
-0,06 |
Хронологи ческий возраст |
-0,38** |
0,16 |
0,13 |
-0,12 |
-0,01 |
0,08 |
0,10 |
Примечание: ** - p<0,001.
Как видно из табл. 6, отрицательная значимая корреляция выявлена между временем выполнения заданий в обонятельной модальности и хронологическим возрастом детей, страдающих шизофренией. Это означает, что чем выше хронологический возраст детей экспериментальной выборки, тем меньше времени им требуется на выполнение заданий в обонятельной модальности. По всем остальным модальностям корреляция времени выполнения заданий детьми экспериментальной группы с показателями развития интеллекта, а также возрастом хронологического развития близка к нулю.
Резюме
Результаты исследования взаимосвязи особенностей ассоциативной деятельности с показателями развития интеллекта у здоровых и больных шизофренией детей выявляют как общие закономерности, так и различия.
• Для обеих сопоставляемых групп испытуемых не выявлена связь между показателями развития интеллекта (возраст когнитивного развития, уровень интеллекта (MPC)) и продуктивностью ассоциативного процесса во всех изучаемых модальностях, кроме тактильной модальности серии «стереогноз», где выявляется положительная значимая корреляция показателей интеллекта с продуктивностью ассоциативного процесса в экспериментальной группе.
• В обеих обследованных группах отсутствует связь между показателями интеллектуального развития и темповыми характеристиками ассоциативной деятельности. Однако в контрольной группе испытуемых существует связь возраста когнитивного развития с коэффициентом стандартности ассоциаций.
• С возрастом развития увеличивается стандартность ассоциаций во всех исследуемых модальностях в группе здоровых детей, тогда как в экспериментальной группе испытуемых связь показателей развития интеллекта с показателем стандартности ассоциаций (коэффициент стандартности) не выявляется.
Литература
- Алейникова С.М. Особенности развития мыслительной деятельности у детей, больных шизофренией. Дисс. … канд.психол.наук. М., 1984
- Башина В.М. Ранняя детская шизофрения: статистика и динамика: монография М.: «Медицина». 1989. 248 с.
- Власенкова И.Н. Особенности ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста в норме и при шизофрении. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 24 с.
- Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Вербальные ассоциации на обонятельной основе у детей 8-11 лет в норме и при шизофрении // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – Москва, 2014 . – № 1. – 144с. – С. 68-71
- Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Экспериментальное исследование особенностей ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста, больных шизофренией // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – Москва, 2010. – № 2. – 143с. – С. 46-56.
- Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. М.: Медицина. 1971
- Зверева Н.В., Власенкова И.Н., Тимофеев И.В. Полимодальные вербальные ассоциации у детей в норме и при шизофрении // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2006. – № 4. – С. 32-40.
- Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительное восприятие и мышление). Методические рекомендации. М., 2014. 40 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: МГУ, 1985.
- Мелешко Т.К. Об особом типе формирования познавательной деятельности при шизофрении // Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении / под ред. Ю.Ф.Полякова, М., 1982.
- Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста /под ред. М.Ш.Вроно. М., 1986. С. 146-160.
- Kaufman A.S. Kaufman Assessment Battery for Children / A.S. Kaufman, N.L. Kaufman // Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1983.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2739
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 971
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0