Уровень развития интеллекта и особенности ассоциативной деятельности на стимулы разных модальностей у детей в норме и при шизофрении

945

Аннотация

В статье приводятся результаты сопоставления уровня развития интеллекта и своеобразия параметров вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей у детей младшего школьного возраста при шизофрении. Исследованы две выборки: больные шизофренией и здоровые дети (60 детей, больных шизофренией, и 60 здоровых детей в возрасте от 7 до 11 лет). Использовался экспериментально-психологический авторский комплекс методик для изучения вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей (обонятельные, слухоречевые, зрительные, тактильные), а также батарея тестов К-АВС. Полученные данные обсуждаются в контексте своеобразия когнитивных дефицитов и проявлений когнитивного дизонтогенеза у больных шизофренией детей младшего школьного возраста. Описаны разные сочетания связи/отсутствия связи уровня интеллекта (по батарее Кауфманов – К-АВС) и различных параметров ассоциативной деятельности (продуктивность, временные показатели деятельности, коэффициент стандартности). Основной полученный результат – относительная независимость своеобразия ассоциативной деятельности больных шизофренией детей (по показателю коэффициент стандартности) от уровня их когнитивного развития.

Общая информация

Ключевые слова: вербальные ассоциации, стимулы разных модальностей, младший школьный возраст, шизофрения, уровень когнитивного развития

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2015040303

Для цитаты: Зверева Н.В., Власенкова И.Н. Уровень развития интеллекта и особенности ассоциативной деятельности на стимулы разных модальностей у детей в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 3. С. 34–46. DOI: 10.17759/cpse.2015040303

Литература

  1. Алейникова С.М. Особенности развития мыслительной деятельности у детей, больных шизофренией. Дисс. … канд.психол.наук. М., 1984
  2. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения: статистика и динамика: монография М.: «Медицина». 1989. 248 с.
  3. Власенкова И.Н. Особенности ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста в норме и при шизофрении. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 24 с.
  4. Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Вербальные ассоциации на обонятельной основе у детей 8-11 лет в норме и при шизофрении // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – Москва, 2014 . – № 1. – 144с. – С. 68-71
  5. Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Экспериментальное исследование особенностей ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста, больных шизофренией // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – Москва, 2010. – № 2. – 143с. – С. 46-56.
  6. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. М.: Медицина. 1971
  7. Зверева Н.В., Власенкова И.Н., Тимофеев И.В. Полимодальные вербальные ассоциации у детей в норме и при шизофрении // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2006. – № 4. – С. 32-40.
  8. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительное восприятие и мышление). Методические рекомендации. М., 2014. 40 с.
  9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: МГУ, 1985.
  10. Мелешко Т.К. Об особом типе формирования познавательной деятельности при шизофрении // Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении / под ред. Ю.Ф.Полякова, М., 1982.
  11. Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста /под ред. М.Ш.Вроно. М., 1986. С. 146-160.
  12. Kaufman A.S. Kaufman Assessment Battery for Children / A.S. Kaufman, N.L. Kaufman // Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1983.

Информация об авторах

Зверева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3817-2169, e-mail: nwzvereva@mail.ru

Власенкова Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: irene-v@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2630
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 945
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2