Уровень развития интеллекта и особенности ассоциативной деятельности на стимулы разных модальностей у детей в норме и при шизофрении

971

Аннотация

В статье приводятся результаты сопоставления уровня развития интеллекта и своеобразия параметров вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей у детей младшего школьного возраста при шизофрении. Исследованы две выборки: больные шизофренией и здоровые дети (60 детей, больных шизофренией, и 60 здоровых детей в возрасте от 7 до 11 лет). Использовался экспериментально-психологический авторский комплекс методик для изучения вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей (обонятельные, слухоречевые, зрительные, тактильные), а также батарея тестов К-АВС. Полученные данные обсуждаются в контексте своеобразия когнитивных дефицитов и проявлений когнитивного дизонтогенеза у больных шизофренией детей младшего школьного возраста. Описаны разные сочетания связи/отсутствия связи уровня интеллекта (по батарее Кауфманов – К-АВС) и различных параметров ассоциативной деятельности (продуктивность, временные показатели деятельности, коэффициент стандартности). Основной полученный результат – относительная независимость своеобразия ассоциативной деятельности больных шизофренией детей (по показателю коэффициент стандартности) от уровня их когнитивного развития.

Общая информация

Ключевые слова: вербальные ассоциации, стимулы разных модальностей, младший школьный возраст, шизофрения, уровень когнитивного развития

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2015040303

Для цитаты: Зверева Н.В., Власенкова И.Н. Уровень развития интеллекта и особенности ассоциативной деятельности на стимулы разных модальностей у детей в норме и при шизофрении [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 3. С. 34–46. DOI: 10.17759/cpse.2015040303

Полный текст

Введение

Как отмечают психиатры и психологи, психическое развитие детей, страдающих шизофренией, характеризуется особым развитием эмоционально­личностной сферы и познавательной деятельности (М. Ш. Вроно, В. М. Башина, Н. М.Иовчук, В. В. Лебединский, Т. К. Мелешко, Н. В. Зверева и др.). Известно, что познавательное развитие детей при шизофрении характеризуется диссоциацией в развитии, своеобразием операционального компонента мыслительной и перцептивной деятельности, снижением избирательности познавательной деятельности, прежде всего, коэффициента стандартности при выполнении ряда познавательных задач [11]. При этом не изучена связь уровня интеллектуального развития и выраженности нарушений избирательности познавательной деятельности. В работе С. М. Алейниковой оценивалось своеобразие мыслительной деятельности детей с разным типом дизонтогенеза при шизофрении - искаженным и задержанным вариантами по О. П. Юрьевой [1]. Показано, что при задержанном варианте дизонтогенеза показатели избирательности были ниже, чем при искаженном. Однако не была дана оценка общего уровня интеллектуального развития (IQ), соответственно, не выяснялась связь между уровнем интеллекта и особенностями избирательности мышления [1]; [2]; [6]; [9]; [10]; [11].

Определенная недосказанность в изучении связи уровня интеллектуального развития и стандартности/нестандартности мышления при шизофрении у детей пробудила интерес к новому витку исследований, касающихся возможной связи или отсутствия таковой между уровнем интеллекта и коэффициентом стандартности. Использован метод направленных вербальных ассоциаций на стимулы разных модальностей в сочетании с психометрической оценкой интеллекта. Возраст когнитивного развития и уровень интеллектуального развития тесно взаимосвязаны, представляется интересным выявление корреляции этих показателей, а также возраста хронологического развития с особенностями ассоциативной деятельности детей [3]; [4] [5]; [7]; [12].

Цель исследования - изучение связи уровня развития интеллекта и особенностей ассоциативной деятельности на стимулы разных модальностей у детей в норме и при шизофрении.

Материал - две выборки испытуемых: младшие школьники «практической нормы» (КГ) - 60 детей (из них - 34 мальчика), средний возраст в месс. 116±13 (от 96 до 138), ученики начальных классов московских общеобразовательных школ и страдающие шизофренией, преимущественно мало- и среднепрогредиентные формы заболевания с непрерывным и приступообразным течением болезни (ЭГ) - 60 детей (из них - 38 мальчиков), средний возраст в мес. 122±11 (от 101 до 139). Исследование ЭГ проводилось на базе детского клинического отделения Научного центра психического здоровья и городской детской психиатрической больницы №6 (ныне НПЦЗД департамента здравоохранения г. Москвы), все дети обучались по школьной программе, обследование проводилось в период относительной стабилизации состояния (перед выпиской).

Методы:       экспериментально-психологическая, психометрическая, математическая обработки данных.  Применялись следующие методики:

•   авторская экспериментально-психологическая методика оценки ассоциативной деятельности в разных модальностях (обонятельной, слуховой, зрительной - варианты: форма, цвет, форма+цвет; тактильной - варианты: фактура, стереогноз) для выявления стандартности ассоциаций, продуктивности и темпа ассоциативной деятельности [7];

•    методика «Конструирование объектов» [1]; [8];

•  психометрическая батарея тестов К-АВС (Kaufman Assessment Battery for Children) [12] для оценки уровня когнитивного развития;

•    корреляционный анализ для оценки связи между особенностями ассоциативной деятельности детей в разных модальностях и их интеллектуальным развитием [1]; [3]; [4]; [5]; [7]; [12].

Результаты

У всех детей контрольной и экспериментальной выборок (120 человек) была проведена диагностика с применением вышеназванных трех методик, по результатам был проведён корреляционный анализ полученных данных.

Тест К-АВС позволяет оценить умственный уровень и возрастные показатели, которые тесно взаимосвязаны. Была проведена корреляция этих показателей возраста когнитивного развития, уровня интеллектуального развития (MPC) и возраста хронологического развития с особенностями ассоциативной деятельности детей по коэффициенту стандартности в соответствующих пробах (обонятельная, слуховая, зрительная, тактильная модальности) и коэффициента стандартности в методике «Конструирование объектов». В табл. 1 приведены результаты корреляционного анализа между показателями уровня развития интеллекта, возрастом и коэффициентом стандартности ассоциаций в разных модальностях в контрольной группе испытуемых.

Таблица 1

Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития

и коэффициентом стандартности ассоциаций в контрольной группе

Показат ели

Коэффициент стандартности в методиках

Обонят ельная модаль ность

Слухов ая модал ьность

Зрите льная модал ьность (форм а)

Зрите льная модал ьность (форм а- цвет)

Зрите льная модал ьность (цвет)

Такти льная модал ьность (факту ра)

Такти льная модал ьность (стере огноз)

Конструи рование объектов

Возраст развития

0,99***

0,95***

0,99***

0,99***

0,41*

0,99***

0,99***

0,97***

Уровень интеллек та (MPC)

0,68***

0,69***

0,66***

0,66***

0,35*

0,68***

0,68***

0,65***

Хронолог ический

возраст

0,94***

0,88***

0,95***

0,95***

0,31*

0,95***

0,94***

0,94***

 Примечание: * - p<0,01; *** - p<0,0001

Как видно из табл. 1, в контрольной группе испытуемых коэффициент стандартности ассоциаций по всем модальностям (обонятельной, слуховой, зрительной, тактильной) имеет значимые положительные корреляции с возрастом когнитивного развития, уровнем интеллектуального развития, а также с возрастом хронологического развития.

Представленные результаты показывают, что у здоровых детей число наиболее часто даваемых реакций, частота встречаемости которых выше средней, с возрастом развития растёт, увеличение коэффициента стандартности носит пропорциональный возрасту характер. Причём по результатам настоящего исследования корреляционная связь коэффициента стандартности ассоциаций выявляется как с возрастом когнитивного развития, так и с хронологическим возрастом испытуемых, поскольку возраст когнитивного развития практически совпадает с возрастом хронологического развития детей контрольной группы.

Данные корреляционного анализа между показателями развития интеллекта, хронологическим возрастом и коэффициентом стандартности ассоциаций в разных модальностях в экспериментальной группе испытуемых приведены в табл. 2.

Таблица 2

Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития

и коэффициентом стандартности ассоциаций в экспериментальной группе

Показат ели

Коэффициент стандартности в методиках

Обонят ельная модаль ность

Слухов ая модал ьность

Зрите льная модал ьность (форм а)

Зрите льная модал ьность (форм а- цвет)

Зрите льная модал ьность

(цвет)

Такти льная модал ьность (факту ра)

Такти льная модал ьность (стере огноз)

Конструи рование объектов

Возраст развития

0,10

0,21

-0,01

-0,09

0,31*

-0,11

-0,21

-0,12

Уровень интеллек та (MPC)

0,06

0,08

0,07

0,01

0,28*

0,01

0,09

-0,07

Хронолог ический

возраст

0,03

-0,06

-0,12

-0,09

-0,20

0,004

0,04

0,14

 Примечание: * - p<0,01.

Как видно из табл. 2, в группе патологии корреляционная связь коэффициента стандартности с показателями развития интеллекта не обнаружена за исключением зрительной модальности серии «цвет», где выявлена положительная значимая корреляция. Также не обнаружена корреляция между коэффициентом стандартности и хронологическим возрастом испытуемых экспериментальной группы.

Приведённые результаты показывают, что в целом у детей, больных шизофренией, стандартность ассоциаций во всех исследуемых нами модальностях с возрастом когнитивного развития не увеличивается. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что низкие показатели избирательности ассоциативной деятельности (коэффициент стандартности ассоциаций) в разных модальностях больных шизофренией детей не зависят от возраста когнитивного развития.

Обратимся к статистической проверке корреляционных связей между показателями интеллектуального развития детей и продуктивностью ассоциативной деятельности в разных модальностях в контрольной и экспериментальной группах. Результаты корреляционного анализа показателей развития интеллекта и хронологического возраста испытуемых контрольной группы с продуктивностью ассоциативной деятельности приведены в табл. 3.

Таблица 3

Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития

и продуктивностью ассоциативной деятельности в контрольной группе

Показат ели

Продуктивность

Обонят ельная модаль ность

Слухов ая модал ьность

Зрите льная модал ьность (форм а)

Зрите льная модал ьность (форм а- цвет)

Зрите льная модал ьность (цвет)

Такти льная модал ьность (факту ра)

Такти льная модал ьность (стере огноз)

Конструи рование объектов

Возраст развития

-0,14

0,08

-0,21

-0,09

-

0,09

0,04

-0,07

Уровень интеллек та (MPC)

-0,03

-0,03

-0,06

-0,08

-

0,09

-0,02

0,01

Хронолог ический возраст

-0,21

0,11

-0,28*

-0,12

-

0,06

0,04

0,06

 Примечание: * - p<0,01.

Как видно из табл. 3, в группе здоровых детей корреляция между возрастом когнитивного развития, уровнем интеллекта и продуктивностью ассоциативной деятельности не выявлена. Между возрастом хронологического развития и продуктивностью ассоциативного процесса значимая отрицательная корреляция в контрольной группе обнаружена только в зрительной модальности серии «форма». Представленные результаты свидетельствуют о том, что продуктивность ассоциативной деятельности в разных модальностях в группе здоровых детей не зависит от возраста развития.

Результаты корреляционного анализа между возрастом развития, уровнем интеллекта (MPC), хронологическим возрастом и продуктивностью ассоциативной деятельности в разных модальностях в экспериментальной группе испытуемых приведены в таблице 4.

Таблица 4

Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития и продуктивностью ассоциативной деятельности в экспериментальной группе

Показат ели

Продуктивность

Обонят ельная модаль ность

Слухов ая модал ьность

Зрите льная модал ьность (форм а)

Зрите льная модал ьность (форм а- цвет)

Зрите льная модал ьность (цвет)

Такти льная модал ьность (факту ра)

Такти льная модал ьность (стере огноз)

Конструи рование объектов

Возраст развития

-0,087

-0,08

-0,07

0,17

-0,06

0,07

0,44***

-0,03

Уровень интеллек та (MPC)

-0,10

-0,02

-0,02

0,09

-0,05

-0,08

0,29*

-0,06

Хронолог ический

возраст

-0,13

-0,14

-0,11

0,23

-0,06

0,17

0,58***

-0,11

 Примечание: * - p<0,01; *** - p<0,0001.

В экспериментальной группе испытуемых выявлена положительная значимая корреляция между продуктивностью ассоциативной деятельности в тактильной модальности серии «стереогноз» и уровнем интеллекта, возрастом когнитивного развития, а также возрастом хронологического развития. Это означает, что чем выше возраст развития и уровень интеллектуального развития у детей экспериментальной выборки, тем выше продуктивность ассоциативного процесса на объёмные стимулы тактильной модальности. Между всеми остальными показателями корреляция незначима. Таким образом, в целом полученные результаты показывают, что продуктивность ассоциативной деятельности в обонятельной, слуховой, зрительной и тактильной модальностях «фактура» у детей, больных шизофренией, не зависит от возраста развития.

Теперь обратимся к выявлению корреляционных связей между показателями развития интеллекта и темповыми характеристиками выполнения заданий в разных модальностях. В табл. 5 представлены результаты корреляционного анализа между временем выполнения заданий и возрастом когнитивного и хронологического развития в контрольной группе.

Таблица 5

Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития и временем выполнения заданий в разных модальностях в контрольной группе

Показател и

Время выполнения заданий

Обоняте льная модальн ость

Слухова я модаль ность

Зритель ная модаль ность (форма)

Зритель ная модаль ность (форма- цвет)

Зритель ная модаль ность (цвет)

Тактиль ная модаль ность (фактур а)

Тактиль ная модаль ность (стереог ноз)

Возраст развития

0,17

-0,09

0,29**

0,06

0,07

-0,17

-0,14

Уровень интеллект а (MPC)

0,05

-0,05

0,10

-0,03

-0,08

-0,11

-0,06

Хронологи ческий возраст

0,25*

-0,12

0,36***

0,11

0,13

-0,17

-0,13

Примечание: * - p<0,05 (корреляция значима на уровне тенденции); ** - p<0,001;

*** - p<0,0001.

Приведённые результаты показывают, что значимая положительная корреляция в контрольной группе выявлена между временем выполнения заданий и хронологическим возрастом испытуемых в обонятельной модальности на уровне тенденции. На высоком уровне значимости положительная корреляция между временем выполнения заданий и хронологическим возрастом здоровых детей обнаружена в зрительной модальности серии «форма». Положительная значимая корреляция также выявляется между серией «форма» зрительной модальности и возрастом когнитивного развития детей нормативной выборки. Это может означать, что скоростные характеристики выполнения заданий в зрительной модальности серии «форма» связаны с возрастом когнитивного и хронологического развития, то есть, чем выше возраст развития, тем быстрее темп деятельности в зрительной модальности серии «форма». Однако по всем остальным модальностям между временем выполнения заданий и показателями развития детей контрольной группы корреляционных связей обнаружено не было.

В табл. 6 приведены данные корреляционного анализа между временем выполнения заданий и возрастом когнитивного и хронологического развития в экспериментальной группе

Таблица 6

Корреляция между возрастом когнитивного и хронологического развития

и временем выполнения заданий в разных модальностях в экспериментальной группе

Показател и

Время выполнения заданий

Обоняте льная модальн ость

Слухова я модаль ность

Зритель ная модаль ность (форма)

Зритель ная модаль ность (форма- цвет)

Зритель ная модаль ность (цвет)

Тактиль ная модаль ность (фактур а)

Тактиль ная модаль ность (стереог ноз)

Возраст развития

-0,22

0,12

0,10

0,02

-0,04

-0,03

-0,01

Уровень интеллект а (MPC)

-0,10

0,05

0,02

0,16

-0,001

-0,13

-0,06

Хронологи ческий возраст

-0,38**

0,16

0,13

-0,12

-0,01

0,08

0,10

Примечание: ** - p<0,001.

Как видно из табл. 6, отрицательная значимая корреляция выявлена между временем выполнения заданий в обонятельной модальности и хронологическим возрастом детей, страдающих шизофренией. Это означает, что чем выше хронологический возраст детей экспериментальной выборки, тем меньше времени им требуется на выполнение заданий в обонятельной модальности. По всем остальным модальностям корреляция времени выполнения заданий детьми экспериментальной группы с показателями развития интеллекта, а также возрастом хронологического развития близка к нулю.

Резюме

Результаты исследования взаимосвязи особенностей ассоциативной деятельности с показателями развития интеллекта у здоровых и больных шизофренией детей выявляют как общие закономерности, так и различия.

•      Для обеих сопоставляемых групп испытуемых не выявлена связь между показателями развития интеллекта (возраст когнитивного развития, уровень интеллекта (MPC)) и продуктивностью ассоциативного процесса во всех изучаемых модальностях, кроме тактильной модальности серии «стереогноз», где выявляется положительная значимая корреляция показателей интеллекта с продуктивностью ассоциативного процесса в экспериментальной группе.

•      В обеих обследованных группах отсутствует связь между показателями интеллектуального развития и темповыми характеристиками ассоциативной деятельности. Однако в контрольной группе испытуемых существует связь возраста когнитивного развития с коэффициентом стандартности ассоциаций.

•      С возрастом развития увеличивается стандартность ассоциаций во всех исследуемых модальностях в группе здоровых детей, тогда как в экспериментальной группе испытуемых связь показателей развития интеллекта с показателем стандартности ассоциаций (коэффициент стандартности) не выявляется.

Литература

  1. Алейникова С.М. Особенности развития мыслительной деятельности у детей, больных шизофренией. Дисс. … канд.психол.наук. М., 1984
  2. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения: статистика и динамика: монография М.: «Медицина». 1989. 248 с.
  3. Власенкова И.Н. Особенности ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста в норме и при шизофрении. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2015. 24 с.
  4. Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Вербальные ассоциации на обонятельной основе у детей 8-11 лет в норме и при шизофрении // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – Москва, 2014 . – № 1. – 144с. – С. 68-71
  5. Власенкова И.Н., Зверева Н.В. Экспериментальное исследование особенностей ассоциативной деятельности в разных модальностях у детей младшего школьного возраста, больных шизофренией // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – Москва, 2010. – № 2. – 143с. – С. 46-56.
  6. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. М.: Медицина. 1971
  7. Зверева Н.В., Власенкова И.Н., Тимофеев И.В. Полимодальные вербальные ассоциации у детей в норме и при шизофрении // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2006. – № 4. – С. 32-40.
  8. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (зрительное восприятие и мышление). Методические рекомендации. М., 2014. 40 с.
  9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: МГУ, 1985.
  10. Мелешко Т.К. Об особом типе формирования познавательной деятельности при шизофрении // Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении / под ред. Ю.Ф.Полякова, М., 1982.
  11. Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста /под ред. М.Ш.Вроно. М., 1986. С. 146-160.
  12. Kaufman A.S. Kaufman Assessment Battery for Children / A.S. Kaufman, N.L. Kaufman // Circle Pines, MN: American Guidance Service, 1983.

Информация об авторах

Зверева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, профессор факультета клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научный центр психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3817-2169, e-mail: nwzvereva@mail.ru

Власенкова Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра нейро- и патопсихологии развития, факультет клинической и специальной психологии, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: irene-v@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2739
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 971
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0