Агаларова К.Н., помощник депутата ГД ФС РФ, Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации, Москва, Россия, carina-light@yandex.ru
Статья посвящена исследованию восприятия больничного пространства у детей и подростков. Раньше знание нужд детей и подростков формировалось на основе представлений взрослого. В последнее время данная проблема решается в связи с исследованием самих детей. Проведенное в ряде медицинских учреждений г. Москвы исследование направлено на изучение влияния факторов больничной среды на психологическое состояние подростков и их выздоровление, а также на изучение паттернов их поведения в больнице. В отличие от взрослых у подростков- пациентов на первый план выходит осуществление коммуникации со сверстниками, а также проявление индивидуальности, реализовывающейся в вещах и одежде, и в гораздо меньшей степени уровень больницы и профессионализм врачей. Знание потребностей подростков позволяет создать соответствующие им условия и тем самым повысить уровень их психологического благополучия.
В последние несколько лет появился и возрос интерес к влиянию больничной среды на психологическое благополучие пациентов [Агаларова, 2015], в частности, детей и подростков.
Можно предположить, что больничные условия не были предназначены специально для удовлетворения детских потребностей [Coyne, 2006; Hutton, 2005]. Если больничная среда стремится быть дружественной не только по отношению ко взрослому, но также и по отношению к ребенку, то мнение детей должно быть принято во внимание [Norton-Westwood, 2012].
Знания о том, что представляет собой дружественная больничная среда для ребенка, были недостаточными в связи с тем, что политика проведения исследования была преимущественно выстроена вокруг взрослых и их представлений о нуждах и потребностях детей [Birch, 2007]. Однако представления и предпочтения самих детей о том, какими должны быть больничные условия, могут отличаться от мнения взрослых.
В 2012 году В. Ламберт (V. Lambert) с коллегами было проведено исследование, изучавшее мнение детей о больничных социальных пространствах для того, чтобы создать среду новой детской больницы. 55 детей от 5 до 8 лет с различными острыми и хроническими заболеваниями были набраны из стационарных, амбулаторных и отделений скорой помощи в трех детских больницах. Был использован эмпирический качественный дизайн интерактивных методов. Данные были собраны с помощью полуструктурированного интервью. В результате оказалось, что в условиях стационара маленькие дети хотят разнообразных развивающих и подходящих им по возрасту и полу видов отдыха и развлечений, которые имеются на больничной территории. Такие мероприятия были неоценимы для создания положительного опыта у детей в борьбе со скукой: они обогащают выбор и снижают чувство изоляции посредством расширения социализации. Находясь в больнице, дети хотят чувствовать связь с внутренним больничным сообществом, а также с внешним миром. В больнице технологии могут помочь расширить спектр взаимодействия детей с домом, школой и другими областями внешнего мира. Несмотря на то, что технологии предлагают много возможностей для поддержания психологического благополучия детей в ограниченных больничных условиях, реализация и применение таких услуг и систем требуют дальнейших исследований в области этики, содействия, организационного влияния и оценки.
В больнице дети чувствуют себя одинокими, печальными, напуганными, скучающими. В глазах детей больница представляется очень страшным местом, если человек болен, и не очень страшным местом, если человеку становится лучше [Carney, 2003]. Госпитализация представляет чужой мир незнакомых ребенку знаков, звуков, запахов. В последние несколько лет повышен интерес к влиянию больничной среды на психологическое благополучие детей. Подростки воспринимают больничную среду как социальную, а не как клиническую и хотят иметь доступ к соответствующим их возрасту рекреационным объектам [Birch, 2007]. На сегодняшний день представления детей и подростков о больнице главным образом возникло из исследований, направленных на их изучение в больничных условиях.
Дети всех возрастов хотели бы, чтобы больница была местом развлечений, чтобы они могли заводить новых друзей, чтобы могли активно участвовать в различных развлекательных мероприятиях [Birshop, 2009]; [Birshop, 2010]; [Fletcher, 2011]; [Gibson, 2005]; [Horstman, 2002]; [Norton-Westwood, 2012]. Дети часто ссылаются на социальную поддержку - возможность заводить новых друзей, общаться с другими пациентами их возраста в палате, находиться в игровой комнате, где они могут знакомиться и общаться с новыми детьми - как на самое лучшее явление в больнице. И, напротив, нахождение в одиночестве и ограниченная и скудная поддержка семьи и сверстников вызывают у ребенка чувства грусти, тоски, изоляции, скуки, беспокойства и тревожности [Clift, 2007]; [23]. Доступность общения с родителями и сверстниками обеспечивает ребенка чувством защищенности и ощущением комфорта [Wilson, 2010]. Именно на эти способствующие повышению уровня психологического благополучия маленьких пациентов факторы должна быть направлена работа по обустройству больничной среды.
В 2015 году автором настоящей статьи было проведено исследование 50 подростков в возрасте 14-17 лет, пациентов московских городских больниц, направленное на изучение условий больничной среды и их влияния на психологическое благополучие пациентов в больнице. В исследовании были применены следующие методы: наблюдение, вербально-коммуникативный метод (интервью) (Приложение 1), эссе (Приложение 2), методика, определяющая субъективное благополучие [Методика на определение, 2003] (Приложение 3). Данные были обработаны с помощью статистического (корреляционного) и качественного анализа, а также феноменологически.
Учитывая стремление подростка к поиску и проявлению своей индивидуальности и в то же время деиндивидуализирующие условия больничной среды, персонализация пространства наилучшим образом способствует поддержанию и проявлению личностной целостности подростка-пациента [Нартова-Бочавер, 2005]; [Нартова-Бочавер, 2011]; [Нартова-Бочавер, 2006]. Персонализация заключается в вещах и одежде, демонстрирующих приверженность их владельца к определенным социальным группам. Особого внимания заслуживает факт наличия у всех подростков-пациентов гаджетов, которые позволяют поддерживать общение со сверстниками, быть в курсе новостей жизни их социальной группы. Все свободное от процедур и сна время проходит за гаджетами. Девушки-пациентки брали с собой различные косметические средства, которые позволяли им выглядеть лучше и привлекать внимание противоположного пола, быть более уверенными в своей внешности при знакомстве с ребятами- пациентами, медперсоналом мужского пола.
Несмотря на определенную браваду в поведении, в эссе подростки признались в потребности быть информированными об их диагнозе, лечении и результатах, в страхе изоляции и затягивании процесса выздоровления, в страхе боли, в желании получать поддержку от сверстников и родителей, а также в потребности более обходительного отношения к ним медперсонала.
По мнению испытуемых, больничная обстановка может поспособствовать улучшению психологического благополучия, при наличии доступной для всех, бесплатной сети интернет, игровых развлечений, мест с удобными диванами, креслами и журнальными столиками, свободного графика посещения и режима, менее пугающего больничного интерьера, приближенного к домашнему. Испытуемые высказывали желание поменять стены «мрачно-белого», «давящего» цвета на более приятные: зеленый, голубой, с разными узорами и т.п.; улучшить атмосферу в больнице благодаря освежителям воздуха: им не нравится «удручающий больничный запах». Также пациентам «не хватает улыбок» медперсонала, их доброжелательности, внимания. Более чуткое отношение медперсонала к пациентам «здорово улучшило бы состояние».
Позитивной стороной почти все испытуемые отметили возможность сделать передышку в учебной деятельности («прогулять занятия»), внимание и заботу со стороны их сверстников («мне стали больше писать одноклассники», «появился больший интерес ко мне», «девчонки спрашивают о моем здоровье»), а также возможность завязать новые знакомства.
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты: больничными условиями были довольны 17 пациентов; доверяют лечащим врачам и медперсоналу 15 человек; все 50 испытуемых обживают пространство, привозя с собой необходимые и значимые для них вещи; 39 человек устанавливают дружеские взаимоотношения с другими пациентами; 29 человек ощущают себя психологически (субъективно) благополучными (таблица 1).
Таблица 1
Значения ответов испытуемых
|
Ответы испытуемых |
Переменные |
||||
|
Удовлетворенность больничными условиями |
Довериек медперсоналу |
Персонализация пространства |
Дружеские взаимоотношения сдругими пациентами |
Психологическое благополучие |
|
|
Да |
17 |
15 |
50 |
39 |
29 |
|
Нет |
33 |
35 |
0 |
11 |
21 |
Попытка найти взаимосвязь между психологическим благополучием и другими переменными - персонализацией пространства, удовлетворением больничными условиями, доверием к медперсоналу, а также дружескими взаимоотношениями - привела к следующим результатам (таблица 2).
Таблица 2
Связь между параметрами больничной среды и переживанием благополучия
|
п/п |
Переменные |
Коэффициент корреляции (уровень значимости 0,05) |
|
1 |
Удовлетворенность больничными условиями |
0,52 |
|
2 |
Доверие |
0,43 |
|
3 |
Персонализация пространства |
0,73 |
|
4 |
Дружеские взаимоотношения |
0,69 |
Достаточно высокие положительные показатели корреляции свидетельствуют о взаимосвязи между исследуемыми факторами. В отличие от взрослых, уделяющих внимание гигиене, современным технологиям, профессионализму медперсонала [Агаларова, 2015], подростки акцентируют внимание на наличии возможности общаться со сверстниками как в онлайн-режиме, так и вживую, на наличии игровых мест и свободного графика.
В связи с тем, что больница воспринимается подростками как «тюрьма», «концлагерь», «гестапо», «плен», они напуганы ухудшенным состоянием здоровья, а еще больше их пугает неизвестность, подростки должны быть максимально информированы о предстоящей госпитализации, о возможных сроках, о диагнозе. Находясь в больнице, они должны знать о ходе лечения и процессе выздоровления, обо всех предстоящих процедурах. Желательно, чтобы во время процедур медперсонал контактировал с пациентом, рассказывая ему о происходящих действиях и сроках завершения процедуры.
Информирование пациента очень сильно помогает ему снять напряжение и снизить тревожность, почувствовать присутствие другого человека, сострадающего ему, помогает разделить свою боль. Далеко не всегда пациент просит вслух объяснять все происходящие с ним лечебные манипуляции, но все хотели бы этого. И этот факт вне возрастной зависимости: в этом признаются пациенты разного возраста, как подростки, так и взрослые.
И лучше честно сказать подростку-пациенту о лечебных процедурах, болезненны они или нет, так как в этом случае у него не будет сильного потрясения, когда после заверений, что больно не будет, он вдруг испытает боль. Тогда он точно перестанет доверять взрослому, и дистанция, потерянность, озлобленность, резкость, замкнутость, свойственные данному возрасту, только усилятся. Лучше предупредить его о неприятностях и одновременно утешить тем, что это продлится недолго и поможет ему выздороветь. Такая модель искреннего, дружественного, поддерживающего общения с подростком является весомым ресурсом в период его госпитализации и ускорит выздоровление.
Приложение 1. Интервью (разработано автором)
Выбор больницы
1. Удовлетворен(а) ли ты условиями больницы? Укажи, пожалуйста, на шкале, в какой мере ты удовлетворен(а) больничными условиями, если 1 - не
удовлетворен вообще, 10 - полностью удовлетворен (испытуемым
предъявляется бланк; на бланке отмечена шкала от 1 до 10).
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
Персонализация
2. Обживаешь ли ты больничную палату, больничную территорию? Укажи, пожалуйста, на шкале, в какой мере ты обживаешь пространство, если 1 - не обживаю вообще, 10 - полностью обживаю пространство (испытуемым
предъявляется бланк; на бланке отмечена шкала от 1 до 10).
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
3. Что ты делаешь для обживания?
4. Во время обживания больничной территории чувствуешь ли ты себя лучше?
Социальная среда
5. Общаешься ли ты с соседями по палате? Складываются ли у тебя дружеские отношения с ними? Укажи, пожалуйста, на шкале, в какой мере ты общаешься с другими ребятами в больнице, если 1 - не общаюсь вообще, 10 - очень много общаюсь (испытуемым предъявляется бланк; на бланке отмечена шкала от 1 до 10).
1|2|з|4|5|б|7|8|9|10
Безопасность
6. Как ты понимаешь безопасность больницы? И какие критерии ты относишь к безопасности?
7. Ощущаешь ли ты себя в безопасности, находясь в этой больнице?
8. Доверяешь ли ты лечащему врачу? Медсестрам? Укажи, пожалуйста, на шкале, в какой мере ты доверяешь врачам и медсестрам в больнице, если 1 - не доверяю вообще, 10 - полностью доверяю (испытуемым предъявляется бланк; на бланке отмечена шкала от 1 до 10).
1|2|з|4|5|б|7|8|9|10
Приложение 2. Эссе
|
1 |
Что люди могут делать в больнице? |
|
|
2 |
Что такое хорошая больница? |
|
|
3 |
Может ли больничная обстановка способствовать выздоровлению взрослого пациента? Ребенка? |
|
|
4 |
Каковы самые главные стрессы человека, попавшего в больницу? |
|
|
5 |
Что вызывает его раздражение? |
|
|
б |
Каковы позитивные стороны пребывания в больнице? |
|
|
7 |
С чем бы вы сравнили больницу? |
|
|
8 |
Подберите 10 определений, описывающих больницу |
|
Приложение 3. Методика на определение субъективного благополучия
Инструкция. Укажите, пожалуйста, в какой мере вы согласны или не согласны с
приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкал:
1 - полностью согласен; 2 - согласен; 3 - более или менее согласен; 4 - затрудняюсь ответить; 5 - более или менее не согласен; 6 - не согласен; 7 - полностью не согласен.
|
п/п |
Вопросы |
Варианты ответов |
||||||
|
1 |
В последнее время я был в хорошем настроении. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
|
2 |
Моя учеба давит на меня.* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
3 |
Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
4 |
В последнее время я хорошо сплю. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
5 |
Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
6 |
Я часто чувствую себя одиноким. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
7 |
Я чувствую себя здоровым и бодрым. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
8 |
Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
9 |
Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
10 |
Утром мне трудно вставать и учиться.* |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
11 |
Я смотрю в будущее с оптимизмом. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
12 |
Я охотно меньше просил бы других о чем-либо. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
13 |
Мне нравится моя повседневная деятельность. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
14 |
В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
15 |
В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
16 |
Я все больше ощущаю потребность в уединении. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
17 |
В последнее время я был очень рассеян. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Примечание: * - Замена слова «работа» и однокоренных слов в тесте на слово «учеба», поскольку учеба - ведущая деятельность подростков.