Клиническая и специальная психология
2017. Том 6. № 3. С. 62–84
doi:10.17759/cpse.2017060304
ISSN: 2304-0394 (online)
Исследование направленности мотивации достижения (адаптации и трансценденции) при психической патологии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: мотивация достижения, равновесно-динамическая модель, адаптация, трансценденция, реалистичность, нереалистичность, продуктивность, непродуктивность, инструментальная активность, цели в прошлом
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060304
Для цитаты: Жиенбаева Н.Б., Акназаров С.А., Тапалова О.Б. Исследование направленности мотивации достижения (адаптации и трансценденции) при психической патологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 3. С. 62–84. DOI: 10.17759/cpse.2017060304
Полный текст
В настоящей статье представлен анализ адаптационной и трансцендентной составляющих мотивации достижения у лиц с психической патологией. Представленная авторская модель мотивации достижения отражает, что в норме у человека имеются обе составляющие мотивации достижения с временным преобладанием одной из них или с равной представленностью в мотивационносмысловой сфере человека. При психической патологии возможны либо крайнее проявление одной из тенденций, либо крайне слабая представленность обеих тенденций. Целью эмпирического исследования являлись выявление и анализ адаптационной и трансцендентной составляющих мотивации достижения у лиц с психической патологией. Используемая проективная методика - тест Хекхаузена - была модифицирована авторами через добавление к уже существующим ключевым категориям анализа историй испытуемых трех дополнительных категорий: «реалистичность/нереалистичность постановки цели», «продуктивность/ непродуктивность инструментальной активности, направленной на достижение цели», «цели в прошлом».
Введение
Исследование мотивации достижения относится к актуальным проблемам психологии, поскольку объединяет комплекс побудительных факторов, непосредственных «двигателей» деятельности. Особую актуальность эта проблема приобретает в случае недостаточности мотивации достижения либо в случае искажения компонентов мотивации по причине психологических трудностей и психической патологии.
Мы предполагаем, что мотивация достижения у людей, условно называемых психически здоровыми, принципиально отличается от мотивации достижения при психической патологии. Основанием для такого предположения служат данные клинических наблюдений и исследований ученых, занимающихся проблемами мотивации [1; 2; 3; 4; 5; 8; 11; 13; 14].
Исходя из такого предположения, мы эмпирически исследовали проявления мотивации достижения у лиц с психическими расстройствами, a также у лиц, которые могут быть отнесены к категории психически здоровых. Кроме того, мы построили модель исследуемого феномена, обладающую объяснительным потенциалом и позволяющую понять мотивационные особенности обеих категорий испытуемых (рис. 1).
Согласно Д.А. Леонтьеву, который продолжает отечественную традицию изучения личности в смысловой концепции, личностные ценности являются смыслообразующими по отношению к мотиву, в один ряд с которым ставятся также смысловые конструкты и смысловые диспозиции [10]. В настоящей статье речь пойдет только о ценностях достижения. Сразу отметим, что эта категория ценностей не является однородной.
Исследования О.С. Виндекер показывают, что в структуре мотивации достижения можно выделить две основные составляющие, связанные с адаптацией и трансценденцией, уровень развития и характер взаимодействия которых может быть различным [3].
Проанализировав данную позицию в контексте смысловой концепции личности Д.А. Леонтьева [10], мы предположили, что преобладание той или иной составляющей мотивации достижения должно быть связано с «достиженческими» смысловыми конструктами и со смысловыми диспозициями личности, которые наряду с мотивом достижения являются результатом преобладающей ценностной системы.
Если у человека преобладают ценности, связанные с адаптацией, формируются более выраженная «адаптивная» составляющая мотива достижения и соответствующие смысловые конструкты и диспозиции [8; 9]. Если же преобладают ценности, связанные с развитием и трансценденцией, формируется преобладающая «трансцендентная» составляющая и отвечающие ей смысловые конструкты и смысловые диспозиции [10; 15; 16].
Подробно изучив возможные связи и отношения между двумя составляющими мотивации достижения, мы выяснили, что в норме у человека имеются обе составляющие мотивации достижения с определенным преобладанием одной из них или примерно равной их представленностью в мотивационно-смысловой сфере человека. При психической патологии возможны либо крайнее проявление одной из тенденций при слабой представленности другой, либо крайне слабая представленность обеих тенденций. Представленная модель мотивации достижения, с нашей точки зрения, является адекватной для понимания мотивационных особенностей в норме и при психической патологии (рис. 1).
Два аспекта мотивации «достижения - развитие» и «достижения - адаптация» могут пребывать как в отношениях синергизма, так и в отношениях антагонизма. Если у человека присутствуют обе тенденции примерно в равной степени, он движим ими одновременно или поочередно. Если же устойчиво преобладает одна из составляющих, человек предпочитает либо развитие (трансценденцию), либо адаптацию. Человек здоров, пока у него присутствуют обе составляющих мотивационной сферы, находящиеся в состоянии динамичного неустойчивого равновесия. Фактор динамичности является знаком здоровья. Здоровый человек способен руководствоваться разными составляющими мотивационной сферы, переходить от реализации одних целей и ценностей к другим: от ценностей развития и самотрансценденции к ценностям адаптации и наоборот.
В ситуации психической патологии динамика этих двух мотивационных тенденций нарушена. Человек не способен менять мотивационный вектор в зависимости от требований окружающей ситуации, осознаваемых личностных, функциональных и иных ограничений. Поэтому баланс становится труднодостижимым или даже невозможным.
Адаптация, условно говоря, управляется извне (потому что ситуация требует), а трансценденция - изнутри (внутреннее личностное требование).
Рис 1. Равновесно-динамическая модель мотивации достижения
Экспериментальное изучение адаптационного и трансцендентного векторов мотивации достижения в норме решалось нами с помощью известных адаптированных методик [6; 12; 17].
Исследование мотивации достижения в группе лиц с психической патологией представляло собой более сложную задачу с точки зрения технической реализации, поэтому для этого контингента лиц мы использовали в качестве операциональных критериев характеристики ответов испытуемых на задания теста Х. Хекхаузена [13].
Цель исследования: выявление и анализ адаптационной и трансцендентной составляющих мотивации достижения у лиц с психической патологией.
Задачи исследования: апробировать разработанные дополнительные практические категории к существующим ключевым категориям анализа историй, используемых в тесте Х. Хекхаузена. С помощью контент-анализа историй получить информацию о содержательной наполненности мотивации достижения.
Характеристика исследовательской выборки
В исследовательскую выборку были включены 3 группы испытуемых.
1-я группа. Пациенты психотерапевтического отделения и отделения экзогенных психических расстройств, пароксизмальных и кризисных состояний Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии (РНПЦППиН). Из них:
• 30 испытуемых с диагнозом «циклотимия» (F-34.0);
•1 испытуемый с диагнозом «дистимия» (F-34.1);
•147 испытуемых с диагнозом «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» (F-40-F-48), в том числе с диагнозом «неврастения» - 27 испытуемых, «обсессивно-компульсивное расстройство» - 25 человек, «недифференцированное соматоформное расстройство» - 26 человек, «ипохондрическое расстройство» - 28 испытуемых, «диссоциативные конверсионные расстройства» - 29 испытуемых, «смешанное тревожное и депрессивное расстройство» - 12 испытуемых;
• 57 испытуемых с диагнозом «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» (F-10-F-19), в том числе с диагнозом «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления алкоголя» - 27 испытуемых; «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления опиоидов» - 30.
2-я группа. 104 испытуемых - менеджеры различных казахстанских компаний.
3-я группа.150 испытуемых - студенты Казахского национального педагогического университета имени Абая и Казахской академии труда и социальных отношений.
В табл. 1 приведены социальные, профессиональные и иные показатели, дополнительно характеризующие исследовательскую выборку.
Таблица 1
Характеристика выборки
Показатели |
Лица с психическими нарушениями |
Менеджеры |
Студенты |
|
Возраст |
абсолютное значение |
20-46 |
28-64 |
19-25 |
x |
среднее |
33,1 |
48,4 |
20,7 |
2 |
7,6 |
8,6 |
2,2 |
|
Стаж работы (в годах) |
абсолютное значение |
- |
2-29 |
- |
среднее |
- |
8,7 |
- |
|
ст |
- |
4,1 |
- |
|
Мужчин |
132 |
62 |
67 |
|
Женщин |
133 |
42 |
83 |
|
Семейных |
182 |
88 |
14 |
|
Разведенных |
38 |
10 |
- |
|
Холостых |
45 |
6 |
136 |
|
Количественные показатели болезни |
Количество поступлений |
1-6 |
- |
- |
Длительность заболевания (в годах) |
0,5-8 |
- |
- |
|
Наличие коморбидной патологии (количество лиц) |
9 |
- |
- |
|
Всего лиц по группе |
265 |
104 |
150 |
|
Всего лиц |
519 |
Количественные показатели заболевания приведены для характеристики группы лиц с психическими нарушениями. В табл. 2 показан уровень образования лиц с психическими нарушениями.
Таблица 2
Уровень образования в группе лиц с психическими нарушениями
Уровень образования |
Количество лиц |
среднее образование |
70 |
профессионально-техническое образование |
67 |
высшее образование |
126 |
послевузовское образование (аспирантура) |
2 |
Всего |
265 |
В целом по этой группе наблюдается соизмеримое соотношение количества лиц со средним и профессионально-техническим образованием (137) и количества лиц с высшим и послевузовским образованием (128).
Группы менеджеров и студентов представляли условную норму. Группа менеджеров прямо связана с деятельностью достижения. Группа студентов была привлечена к исследованию, так как социальная ситуация, в которую включены студенты, предполагает наличие достиженческой активности.
Методы и результаты исследования
Для определения значения и роли мотивации достижения в общей мотивационной структуре мы воспользовались тестом «Структура мотивации» [6]. Результаты по различиям количественных и качественных характеристик мотивации достижения между категориями лиц, представляющих норму и психическую патологию, были проанализированы с помощью методов математической статистики. Данные по уровню мотивации достижения у лиц, представляющих психическую патологию, мы сравнили с данными лиц, вошедших в группу условной нормы [16].
В табл. 3 представлены данные сравнения мотивации достижения у различных категорий исследуемых (указана значимость критерия Манна-Уитни).
Таблица 3
Сравнение показателей мотивации достижения между группами выборки
Группы выборки |
Показатели мотивации достижения (МД) |
Уровень значимости межгрупповых различий в показателях МД |
||
|
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Менеджеры |
Студенты |
F-34.0 |
156 |
12,11 |
0,000 |
0,001 |
F-34.1 |
142 |
10,14 |
0,000 |
0,000 |
F—40 - F-48 |
158 |
14,59 |
0,016 |
0,027 |
F-10-F-19 |
154 |
11,13 |
0,002 |
0,007 |
Менеджеры |
170 |
11,43 |
- |
- |
Студенты |
165 |
13,18 |
- |
- |
Как видим, в показателях мотивации достижения между группами, представляющими психическую патологию, с одной стороны, и психическую норму - с другой, имеются значимые отличия.
В группе нормы (у студентов и менеджеров) средние показатели свидетельствуют о преобладании мотивации достижения. Напомним, что в тесте Мехрабиана показатели ниже 164 баллов расцениваются как свидетельство преобладания мотивации избегания неудачи, 164 и выше - преобладания мотивации достижения [17].
Во всех группах, представляющих психическую патологию, средний показатель мотивации достижения свидетельствует о преобладании мотивации избегания неудачи. При этом минимальный средний показатель - в группе лиц с диагнозом F-34.1 («дистимия»), максимальный - в группах лиц с диагнозами F-34.0 («циклотимия») и F -40-F-48 («невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»).
Таким образом, данные, имеющиеся в литературе о преобладании мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения успеха при психических расстройствах подтвердились и в нашем эмпирическом исследовании.
В табл. 4 представлены данные корреляций между показателями потребности в достижениях (тест-опросник «Потребность в достижении цели» Ю.М. Орлова) [17] и показателями мотивации достижения (тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана) [17] у лиц с циклотимией, дистимией, невротическими и соматоформными расстройствами, а также с психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ. Использован коэффициент корреляции Пирсона.
Таблица 4
Связь потребности в достижениях и мотивации достижения у лиц с психическими расстройствами
Группа испытуемых |
Корреляции показателей ПД и МД |
Значимость |
F-34.0 |
0,279 |
0,122 |
F-34.1 |
0,117 |
0,524 |
F-40-F-48 |
-0,156 |
0,395 |
F-10-F-19 |
0,255 |
0,159 |
Как видим из табл. 4, значимых корреляций между потребностью в достижениях и мотивацией достижения не выявлено. Этот факт указывает на существующие различия между достиженческой активностью в норме и при психической патологии.
В табл. 5 представлены данные корреляций между показателями потребности в достижениях (тест-опросник «Потребность в достижении цели» Ю. М. Орлова) и показателями мотивации достижения (тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана) у студентов и менеджеров (использован коэффициент корреляции Пирсона).
Таблица 5
Связь потребности в достижениях и мотивации достижения у менеджеров и студентов
Группа испытуемых |
Корреляции показателей ПД и МД |
Значимость (критерий Манна-Уитни) |
Менеджеры |
0,586** |
0,175 |
Студенты |
0,727** |
0,066 |
Примечание. ** - корреляция является значимой на уровне 0,01.
Как видим, в обеих подгруппах выявлены значимые положительные связи между потребностью в достижениях и мотивацией достижения. Другими словами, чем выше у испытуемого существующая потребность в достижениях, тем с большей вероятностью она реализуется в соответствующей мотивации достижения, и наоборот.
В норме потребность в достижениях в большинстве случаев, опредмечиваясь, является основой для формирования соответствующего мотива, тогда как при психической патологии связь потребности в достижениях и соответствующей мотивации менее однозначная.
В табл. 6 приведены данные сравнения мотивов, входящих в структуру мотивации достижения, у различных категорий исследуемых (указана значимость критерия Манна-Уитни).
Таблица 6
Сравнение показателей мотивации достижения между группами выборки
Лица с психической патологией |
Лица из группы условной нормы |
|
Менеджеры |
Студенты |
|
Познавательный мотив |
||
F-34.0 |
0,000 |
0,000 |
F-34.1 |
0,000 |
0,000 |
F-40-F-48 |
0,000 |
0,000 |
F-10-F-19 |
0,000 |
0,000 |
Состязательный мотив |
||
F-34.0 |
0,000 |
0,000 |
F-34.1 |
0,000 |
0,000 |
F—40-F-48 |
0,016 |
0,044 |
F-10-F-19 |
0,000 |
0,000 |
Мотив достижения успеха |
||
F-34.0 |
0,000 |
0,000 |
F-34.1 |
0,000 |
0,000 |
F-40-F-48 |
0,033 |
0,178 |
F-10-F-19 |
0,000 |
0,000 |
Внутренний мотив |
||
F-34.0 |
0,000 |
0,000 |
F-34.1 |
0,000 |
0,000 |
F—40-F-48 |
0,000 |
0,000 |
F-10-F-19 |
0,000 |
0,000 |
Лица с психической патологией |
Лица из группы условной нормы |
|
Менеджеры |
Студенты |
|
Мотив значения результатов |
||
F-34.0 |
0,000 |
0,000 |
F-34.1 |
0,000 |
0,000 |
F-40-F-48 |
0,037 |
0,153 |
F-10-F-19 |
0,000 |
0,000 |
Мотив сложности заданий |
||
F-34.0 |
0,009 |
0,054 |
F-34.1 |
0,000 |
0,000 |
F—40-F-48 |
0,000 |
0,000 |
F-10-F-19 |
0,000 |
0,000 |
Из табл. 6 видно, что по большинству мотивов показатели значимо различаются. По мотивам достижения успеха и значения результатов не выявлено значимых отличий между лицами с невротическими нарушениями и группой студентов. Сравнение по этим же мотивам с группой менеджеров выявляет различия, однако значимость их ниже, чем та, которая получена при сравнении показателей других мотивов этой группы.
Отсутствие значимых различий по мотивам достижения успеха и значения результатов между группой лиц с невротическими расстройствами и группой студентов объясняется наличием осознаваемой лицами с невротическими расстройствами потребности в достижениях, которая реализуется в безопасных ситуациях.
По мотиву сложности заданий не выявлено различий между группой лиц с диагнозом «циклотимия» и группой студентов, что связано с переоценкой своих возможностей при решении сложных заданий лицами с диагнозом «циклотимия».
Если у студентов выраженность такого мотива в мотивационной структуре личности представляется закономерной и отражает особенности социальной ситуации, в которой они находятся, то у лиц с диагнозом «циклотимия» выраженность этого мотива является отражением неадекватной оценки собственных возможностей, а его реализация не всегда приводит к достижению поставленных целей.
Для выявления специфики мотивации достижения в контексте обнаруженных на контингенте здоровых испытуемых двух тенденций - адаптации и трансценденции - мы воспользовались тестом Хекхаузена как методом, позволяющим получить более специфичную информацию о мотивации достижения по сравнению с опросниками [13].
Включение данного теста в комплекс методов эмпирического исследования мотивации достижения у испытуемых обусловлено, с одной стороны, относительной легкостью проведения исследования, с другой стороны, устоявшимся авторитетом данного метода среди специалистов в области мотивации достижения. Первый фактор был особенно значимым при проведении исследования с испытуемыми, относящимися к категории лиц с психическими нарушениями.
Для описания теоретических оснований метода, его содержания и параметров анализа исследуемого конструкта мы воспользовались практическим руководством к тесту, разработанным Л.Н. Собчик [13].
Стимульный материал, который предложил Хекхаузен, позволяет исследовать силу и направленность мотивационной сферы испытуемого. Он состоит из 6 картинок, имеющих много общего с картинками из теста ТАТ, но отличающихся тем, что на них представлены изображения ситуаций служебно-производственного характера. По созданным испытуемым рассказам на основе этих картинок экспериментатор с помощью «ключа» выделяет признаки, подсчет которых позволяет количественно представить и сравнить два ведущих мотива: 1) направленный на достижение цели и 2) направленный на избегание неудачи [13].
Е.А. Калинин и В.Г. Норакидзе в 1972 г. предложили модификацию этого метода, которая может применяться для целей как индивидуального, так и группового обследования. Обследуемому выдается лист со следующими вопросами: «1. Что здесь происходит и кто эти люди? 2. Как возникла эта ситуация, что произошло перед этим? 3. О чем думает каждый изображенный на картинке человек, чего каждый из них хочет? 4. Что произойдет дальше, чем все закончится?» [13].
Инструкция, которую получали наши испытуемые перед началом исследования, звучит практически так же, как в классическом варианте, с незначительными модификациями, связанными со временем и формой выполнения (не письменной, как в классическом варианте, а устной): «Это тест для исследования фантазии и способности к воображению. Вам будут последовательно предъявляться картинки. В Вашем распоряжении немного времени для того, чтобы рассмотреть изображение, и затем пять-десять минут для того, чтобы составить по нему историю. Сочините, пожалуйста, рассказ по каждой из 6 картинок. Я буду записывать рассказы, но не отвлекайтесь и рассказывайте в том темпе, в котором Вам удобно, желательно быстрее, чтобы уложиться по времени. Каждый раз ставятся те же 4 вопроса. Они должны помочь Вам в кратчайшее время объединить все существующие части в полную историю: опишите, какова ситуация на картине, что здесь происходит, кто эти люди; как возникла эта ситуация, что произошло перед этим; о чем думает каждый изображенный на картинке человек - чего он хочет, что произойдет дальше, чем все это закончится. Старайтесь затратить на каждую картинку не более 10 минут. В этом тесте нет правильных или неправильных ответов. Вы можете совершенно свободно придумать любую историю, какая Вам придет в голову. Рассказов может быть более одного на каждую картинку. Постарайтесь составить истории так, чтобы они были по возможности живыми и интересными. Не описывайте просто так то, что изображено на картинке. Сочините историю. Если Вы сделаете ошибку, оговоритесь, то просто исправьте этот момент и рассказывайте дальше».
Со всеми испытуемыми тестирование проводилось в отдельном помещении, где они могли себя чувствовать свободно. Обработка рассказов проводилась в точном соответствии с направлениями, указанными в практическом руководстве Л.Н. Собчик [13], где приводятся данные о среднем уровне выраженности интенсивности мотивации достижения: он соответствует 12 баллам. Также Л.Н. Собчик пишет о среднем уровне мотивации избегания неудачи - 6 баллов. Таким образом, соотношение этих показателей в среднем соответствует пропорции 2:1. В табл. 7 представлены результаты соотношения средних значений мотивов стремления к успеху (СУ) и избегания неудачи (ИН).
Таблица 7
Мотивы стремления к успеху (НУ) и избегания неудачи (СН) лиц с психической патологией
Диагноз |
Мотивы |
Количество категорий |
Индекс НУ:СН |
F-34.1 |
НУ |
12 |
0,4:1 |
СН |
30 |
||
F-34.0 |
НУ |
18 |
0,6:1 |
СН |
30 |
||
F-48.0 |
НУ |
10 |
0,5:1 |
СН |
18 |
||
F-42.0 |
НУ |
16 |
0,8:1 |
СН |
19 |
||
F-44.0 |
НУ |
20 |
0,7:1 |
СН |
27 |
||
F-45.2 |
НУ |
14 |
0,5:1 |
СН |
26 |
||
F-45.1 |
НУ |
20 |
0,7:1 |
СН |
28 |
||
F-41.2 |
НУ |
14 |
0,4:1 |
СН |
32 |
||
F-10-F-19 |
НУ |
18 |
0,5:1 |
СН |
34 |
||
F-10-F-19 |
НУ |
15 |
0,6:1 |
СН |
26 |
Как видим из табл. 7, во всех подгруппах группы лиц с психической патологией обнаружено преобладание показателя «страх неудачи», что отражает преобладание мотивации избегания неудачи над мотивацией достижения.
При помощи контент-анализа историй испытуемых выделяются категории, ориентируясь на которые можно выявить преобладающую в мотивации достижения тенденцию - надежду на успех или страх неудачи.
Контент-анализ историй испытуемых позволил получить информацию об адаптивных и трансцендентных паттернах мотивации достижения лиц с психической патологией. Это стало возможным благодаря выделению в историях, составленных испытуемыми указанной группы, тех категорий, опираясь на которые можно сделать вывод о представленности в них либо адаптационной, либо трансцендентной тенденции, либо той и другой тенденций одновременно.
Необходимость выделения новых категорий в тесте Хекхаузена была продиктована сложностями получения какой-либо информации о трансцендентной и адаптационной составляющих мотивации достижения у лиц с психической патологией. Поэтому к уже существующим ключевым категориям анализа историй, мы добавили три дополнительные категории: «реалистичность/нереалистичность постановки цели», «продуктивность/непродуктивность инструментальной активности, направленной на достижение цели», «цели в прошлом».
Две первые категории связаны между собой: вторая существенно определяет первую: реалистичность поставленной цели зависит от характера инструментальной активности, направленной на ее достижение.
Важно заметить, что сама по себе цель может быть сформулированной как позитивно, так и негативно. В первом случае речь идет о позитивно сформулированных высказываниях, в которых нет признаков страха или неуверенности в возможности достижения цели. Маркерами позитивно сформулированной цели являются слова «хочет», «собирается», «стремится», (но не «пытается»). При негативно сформулированной цели высказывания отражают потребность, намерение, желание или надежду на избегание неуспеха в деятельности, направленной на достижение. Соответственно, слова-маркеры следующие: «не хочет», «надеюсь, что не...», «стараются не...» и т.п.
Цель является реалистичной, если инструментальная активность, направленная на ее достижение, приводит к положительному результату (успеху или избеганию неудачи). Так, если у испытуемого существует потребность в успехе, и при этом он обнаруживает инструментальную активность, направленную на достижение успеха, результатом является достижение успеха (Пу ^ Иу ^ Успех). Как достижение успеха следует рассматривать и результат удовлетворения потребности в избегании неудачи, который достигается за счет инструментальной активности, направленной на избегание неудачи (Пн ^ Ин ^ Избегание неудачи).
Цель нереалистична, если инструментальная активность, направленная на ее достижение, приводит к негативному результату - неудаче: герою не удается достичь желаемого успеха или избежать предполагаемой неудачи (Пу ^ Иу ^ Н или Пн ^ Ин ^ Н, где Пу - потребность в успехе, позитивно сформулированная цель; Пн - потребность в избегании неудачи, негативно сформулированная цель; Иу - инструментальная активность, направленная на достижение успеха; Ин - инструментальная активность, направленная на избегание неудачи; Н - неудача).
Хорошим диагностическим потенциалом также обладает выделенная нами категория «цели в прошлом». Она была введена после ее неоднократного обнаружения в историях испытуемых, вошедших в группу лиц с психической патологией.
На вопрос экспериментатора «Как возникла эта ситуация, что произошло перед этим?» в отношении картин, на основе которых испытуемыми составлялись истории, во многих ответах следовало описание прошлого, в котором можно обнаружить цели, стремления, мечты, то есть категории, позволяющие говорить о наличии трансцендентной составляющей в мотивации достижения испытуемых. Поэтому мы пришли к выводу, что упоминание этих моментов лицами с психической патологией может само по себе быть диагностическим признаком.
Такой индикатор помогает обнаружить трансцендентный вектор в прошлом испытуемого, в том отрезке жизни, который предшествовал формированию патологических паттернов. Нереализованность вектора трансценденции, очевидно, является одним из «нерешенных жизненных вопросов», которые беспокоят испытуемых. Выявление этой категории в ответах испытуемых может свидетельствовать о стремлениях и намерениях, которые могли остаться нереализованными из-за особого варианта адаптации, который представляет из себя патология [9].
В табл. 8 представлены частота встречаемости вышеуказанных категорий в историях испытуемых с психической патологией.
По категориям «реалистичность цели» и «продуктивность инструментальной активности» указан % «+» и «-» от общего количества ответов по указанной категории в подгруппе, по категории «цели в прошлом» - % протоколов, в которых упоминается эта категория, по отношению к общему количеству протоколов в подгруппе. Реалистичность поставленной цели определяется адекватностью продуктивной инструментальной активности, которая в результате приводит к успеху или неуспеху. Табл. 8 наглядно иллюстрирует преобладание нереалистичных целей над реалистичными в исследуемой группе. Общая тенденция достаточно показательно отражена в полученных данных.
Таблица 8
Частота категорий «реалистичность цели», «продуктивность инструментальной активности» и «цели в прошлом»
Диагноз |
Реалистичность(+) - нереалистичность (-) |
Продуктивность (+) - непродуктивность (-) |
Цели в прошлом |
||
+ |
- |
+ |
- |
||
F-34.1 n=31 |
42,3 |
57,7 |
44,1 |
55,9 |
52 |
F-34.0 n=30 |
45,8 |
54,2 |
42,6 |
57,4 |
63 |
F-48.0 n=27 |
40,8 |
59,2 |
40,2 |
59,8 |
72 |
F-42.0 n=25 |
36,1 |
63,9 |
40,0 |
60,0 |
75 |
F-44.0 n=29 |
47,0 |
53,0 |
45,6 |
54,4 |
81 |
F-45.2 n=28 |
38,6 |
61,4 |
40,1 |
59,9 |
55 |
F-45.1 n=26 |
48,1 |
51,9 |
46,8 |
53,2 |
53 |
F-41.2 n=12 |
32,4 |
67,6 |
30,4 |
69,6 |
54 |
F-10-F-19 n=27 |
31,5 |
68,5 |
33,8 |
66,2 |
79 |
F-10-F-19 n=30 |
25,9 |
74,1 |
29,7 |
70,3 |
51 |
Приведем два примера из анализа протоколов с рассказами испытуемых, которые дают возможность выделить предлагаемые нами категории в каждой подгруппе.
Пример рассказа по картине теста Хекхаузена испытуемой К., 29 лет, диагноз «неврастения». В скобках обозначены категории, которые встречаются в рассказе.
Это учитель и ученик. 10-11 класс. Ученик не выучил урок. Точнее, он не совсем разобрался в материале... (Н). Пробовал, но не получилось (Иу, Н). Скорее всего, это какой-то трудный предмет, физика или математика. У него вообще сегодня не было желания идти в школу (Пн). Но потом он все-таки пошел. Надеялся, что его не спросят. Но его вызвали к доске. Раньше ему эти предметы нравились. Он даже ходил на факультатив по физике и мечтал стать инженером-атомщиком (Ц). Теперь он хочет, чтобы это как можно скорее закончилось (Пн). Ждет - а вдруг прозвенит звонок... Ему поставят двойку и вызовут родителей в школу.
В подгруппе лиц с диагнозом «неврастения» как позитивно, так и негативно сформулированные цели четко не выражены. Инструментальная активность носит характер проб, попыток достичь цели, но, как правило, завершается неудачей.
Пример рассказа испытуемого М., 38 лет, диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство».
Токарь. Он пенсионер. Мастер поручил ему изготовить уникальную деталь для космической ракеты. Токарь хочет оправдать доверие мастера и изготовить эту деталь (Пу). В прошлом только ему доверяли сложную работу. Он даже хотел стать инженером и поступить в институт (Ц). Токарь думает: «Смогу ли? А вдруг не смогу, и тогда меня уводят» (Он). Весь день он пытался сделать работу, сверял с образцом, просил совета у сотрудников, шлифовал (Иу). И вот настал момент истины. Рабочий застыл (СН) в ожидании вердикта мастера. Он думает, что если что-то не так, его точно отправят на пенсию (Он). Мастер делает необходимые измерения и обнаруживает неточность (Н). Токарь: «Теперь уж точно уволят». Мастер был зол. Рабочему было стыдно. Он подал заявление «по собственному желанию».
В подгруппе испытуемых с диагнозом «обсессивно-компульсивное расстройство» позитивно сформулированная цель сопровождается сомнениями в возможности достижения и ожиданием неудачи. Инструментальная активность носит «пробующий» характер и направлена на избегание неудачи: Пу ^ Он ^ Ин ^ Н, где Он - ожидание неудачи.
При прочих равных условиях в большинстве историй негативно сформулированная цель доминирует, и она тоже приводит к неудаче. Общая схема ситуации достижения такая: Иу ^ Н; Пн ^ Н.
Выводы
- Представленная в статье авторская равновесно-динамическая модель мотивации достижения доказывает наличие в мотивации двух тенденций - адаптации и трансценденции и является адекватной для понимания мотивационных особенностей в норме и при психической патологии.
- Психическое здоровье и психическая патология связаны с адаптацией и трансценденцией нелинейными связями. Устойчивое преобладание одной из мотивационных тенденций со стабильным нарушением динамического равновесия является знаком патологии. Динамичность и сбалансированность мотивационной системы являются знаками здоровья.
- По всем нозологическим формам, представленными в группе лиц с психической патологией, средний показатель мотивации достижения свидетельствует о преобладании мотивации избегания неудачи. При этом минимальный средний показатель - в группе F-34.1, максимальный - в группах F-34.0 и F-40-F-48. Средние показатели мотивации достижения в группе нормы (студенты и менеджеры) свидетельствуют о преобладании мотивации достижения.
- На материале лиц с психической патологией получены данные, свидетельствующие об отсутствии связи уровней потребности в достижениях и соответствующей мотивации у лиц с диагнозами F-34.0, F-34.1, F-40-F-48, F-10-F-19. В группах условной нормы выявлены значимые положительные связи между потребностью в достижениях и мотивацией достижения.
- Для выявления и анализа адаптационной и трансцендентной составляющих мотивации достижения у лиц с психической патологией были разработаны и апробированы дополнительные практические категории («реалистичность/нереалистичность постановки цели», «продуктивность/ непродуктивность инструментальной активности, направленной на достижение цели», «цели в прошлом») к существующим ключевым категориям анализа историй, используемых в тесте Х. Хекхаузена.
- С помощью контент-анализа историй получена информация о содержательной наполненности мотивации достижения. У лиц с диагнозами F-48.0, F-42.0, F-44.0, F-45.2 цель формулируется преимущественно позитивно; у лиц с диагнозом F-45.1 цель формулируется преимущественно негативно; у лиц с диагнозом F-41.2 постановка цели блокирована негативными переживаниями.
- У лиц с диагнозами F-48.0, F-44.0, F-45.2 преобладает инструментальная активность, направленная на успех; у лиц с диагнозами F-42.0 и F-45.1 преобладает инструментальная активность, направленная на избегание неудачи; у лиц с диагнозом F-41.2 - инструментальная активность блокирована ожиданием неудачи.
- Для лиц с диагнозом F-34.1 характерна амбивалентность цели при преобладании инструментальной активности, направленной на успех. Для лиц с диагнозом F-34.0 характерно позитивное формулирование цели с сопутствующей продуктивной инструментальной активностью.
- У лиц с диагнозом F-10 и F-19 позитивно сформулированные цели соотносятся с прошлым. Продуктивная инструментальная активность в прошлом приводит к неудаче, а в настоящем ожидание успеха основывается не на реальной деятельности, а на воспоминаниях о прошлом, которое расценивается как неудачное.
Таким образом, с помощью разработанных нами дополнительных практических категорий к ключевым категориям анализа историй в тесте Х. Хекхаузена мы смогли выделить продуктивные и непродуктивные паттерны в структуре мотивации достижения, a также выявить две тенденции - адаптационную и трансцендентную составляющие мотивации достижения у лиц с психической патологией.
Литература
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. 400 с.
- Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев: Вища школа, 1979. 135 с.
- Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01. Екатеринбург, 2010. 203 с.
- Гаранян Н.Г. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2645.phtml (дата обращения: 20.08.2015).
- Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. С. 47–102.
- Елисеев О. П. Практикум по психологии личности . СПб.: Питер, 2003. 560 с.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
- Короленко Ц.П. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии. Новосибирск: изд-во НГПУ, 2006. 448 с.
- Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С. Уточнение основных понятий концепции адаптации психически больных // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка. Т. 3. Харьков, 1996. С. 233–235.
- Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И. Яцуты. Кемерово: ИПК «Графика», 2002. С. 3–34.
- Морогин В.Г. Процесс мотивации в норме и при психической патологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия «Психология». 2006. Т. 53. № 2. С. 98–114.
- Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.
- Собчик Л.Н. Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002. 16 с.
- Тапалова О.Б. Мотивационная направленность личности при пограничных психических расстройствах [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 1. URL: www.psyjournals.ru/psyclin (дата обращения 14.03.2014).
- Тапалова О.Б., Жиенбаева Н.Б. Направленность мотивации достижения: адаптация и трансценденция // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. Budapest, 2015. Т. 3. № 59. P. 82–90.
- Tapalova O.B. Research Achievement Motivation of Managers and Students [Электронный ресурс] // American Journal of Applied Psychology. 2015. Vol. 3. № 3. P. 67–70. URL: http://pubs.sciepub.com/ajap.3-3-4 (дата обращения: 06.06.2015).
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2107
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1148
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2