Клиническая и специальная психология
2018. Том 7. № 2. С. 70–82
doi:10.17759/cpse.2018070205
ISSN: 2304-0394 (online)
Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: коммуникативные способности, сотрудничество со сверстниками, коммуникативные черты личности, тяжелые нарушения речи, психология дошкольника
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070205
Финансирование. Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-06-00607).
Для цитаты: Куфтяк Е.В., Одинцова М.С. Изучение коммуникативных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 70–82. DOI: 10.17759/cpse.2018070205
Полный текст
Введение
Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в современном обществе. Развитие и социализация детей с речевыми нарушениями затруднены рядом причин, среди которых когнитивные нарушения, своеобразие личностного развития и эмоциональной сферы, проблемы сенсомоторного и речевого плана [5; 7]. Важным условием успешной социализации детей с речевыми нарушениями является человеческое общение [4]. По мнению Л.С. Выготского, речь выступает для детей важнейшим средством связи с окружающим миром, открывает возможность к взаимодействию с другими, является источником информации и развития мышления [1]. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) испытывают трудности в процессе формирования стратегий общения в окружающем его пространстве [2]. Эта проблема носит двойственный характер: с одной стороны, дети с ТНР проявляют пониженную активность в любых видах деятельности, что в свою очередь отражается на недостаточной сформированности их коммуникативных способностей; с другой стороны, дефицит в общении с окружающими усугубляет имеющиеся у них нарушения когнитивной сферы и личностного развития [6]. Отсутствие полноценного общения у детей данной категории становится причиной, затрудняющей психическое развитие ребенка. Так, высокий уровень развития речевых навыков и коммуникативных способностей выступает залогом успешной адаптации в социуме, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с раннего возраста [8]. Все вышесказанное придает актуальность и социальную значимость настоящему исследованию.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В основу проводимого исследования положены следующие гипотезы:
1. коммуникативные способности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и с типичным развитием имеют различную специфику;
2. существуют различия во взаимосвязи коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, в частности, коммуникативных действий и коммуникативных качеств личности, обусловленные уровнем их речевого развития.
Описание выборки и методы
Исследование было реализовано в течение 2016 года на базе ДОУ г. Костромы. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет (Мвозр. = 6,07, SD возр. = 0,68) с типичным развитием и дошкольники со вторым или третьим уровнем развития речи по классификации Р.Е. Левиной. Совокупная выборка исследования составила 64 дошкольника, из них 32 ребенка без нарушений речи
(10 мальчиков, 22 девочки) и 32 дошкольника с тяжелыми нарушениями речи (14 мальчиков, 18 девочек) (табл. 1). Все дети посещали одно учреждение, дети с тяжелыми нарушениями речи занимались в логопедической группе.
Таблица 1
Речевой статус воспитанников, посещающих группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР, %
Уровни ОНР |
Старшая группа (n=16) |
Подготовительная группа (n=16) |
1 уровень |
6,25 |
- |
2 уровень |
37,5 |
43,75 |
3 уровень |
56,25 |
56,25 |
Нами были использованы следующие методики (табл. 2): «Рукавички» (Г.А. Цукерман, 1992) [8], «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» (А.М. Щетинина, 2000), «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова, 2000) [9].
Таблица 2
Методики, направленные на изучение коммуникативных способностей
дошкольников
Методика |
Назначение |
«Рукавички» (Г.А. Цукерман, 1992) |
Изучение уровня развития коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества: • продуктивность совместной деятельности; • умение договариваться с партнером; • взаимный контроль действий друг друга; • взаимопомощь в процессе совместной деятельности; • эмоциональное отношение к результатам задания |
Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М. Щетинина, 2000) |
Изучение способности детей старшего дошкольного возраста к партнерскому диалогу: • способность слушать партнера; • способность договариваться с партнером; • способность к эмоционально-экспрессивной пристройке, т.е. заражение чувствами партнера, эмоциональная настройка на его состояние, чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию |
Результаты и их обсуждение
С помощью методики «Рукавички» нами были изучены коммуникативные действия детей, направленные на организацию и осуществление сотрудничества со сверстниками. Результаты исследования показали, что дети с типичным развитием имеют более высокий уровень коммуникативных действий в процессе осуществления сотрудничества по сравнению с детьми с тяжелыми нарушениями речи (табл. 3).
Таблица 3
Уровень коммуникативных действий в процессе сотрудничества детей
Критерии |
Дети с ТНР (n=32) |
Дети с типичным развитием (n=32) |
U - критерий Манна- Уитни |
p-level |
М (SD) |
М (SD) |
|||
Продуктивность совместной деятельности |
1,63 (0,67) |
2,47 (0,51) |
202,0 |
0,000 |
Умение детей договариваться |
1,56 (0,69) |
2,50 (0,51) |
144,0 |
0,000 |
Взаимный контроль по ходу выполнения |
1,38 (0,70) |
2,38 (0,51) |
120,0 |
0,000 |
Взаимопомощь |
1,13 (0,66) |
2,06 (0,54) |
116,0 |
0,000 |
Эмоциональное отношение |
1,84 (0,64) |
2,53 (0,51) |
228,0 |
0,000 |
Были установлены статистически значимые межгрупповые различия (все на уровне p=0,000) по показателям продуктивной совместной деятельности, умении договариваться, взаимном контроле по ходу выполнения и оказании взаимопомощи в ходе деятельности. Высокий уровень коммуникативных показателей в процессе сотрудничества имеют дошкольники с типичным развитием. Узоры на рукавичках детей с тяжелыми нарушениями речи не имели сходства или частично повторяли рисунки, в процессе совместной работы дети не пытались договориться друг с другом, каждый выполнял задание по-своему. Вероятно, это связано с тем, что дети с нарушениями речи быстро уставали в процессе совместной деятельности, а продуктивность и темп работы снижались. Так, дети данной группы демонстрировали отсутствие интереса в контакте с партнером, неумение ориентироваться в ситуации общения. Возможно, это связано с несформированностью способов построения практических взаимоотношений со сверстниками.
Далее с помощью критерия Манна-Уитни нами была прослежена динамика коммуникативных действий в процессе сотрудничества детей с учетом их возраста (табл. 4). Так, дети в дошкольном учреждении посещали старшую и подготовительную группы. С учетом возраста детей были установлены следующие различия в показателях коммуникативных действий в процессе осуществления сотрудничества детьми.
Таблица 4
Уровень коммуникативных действий в процессе осуществления
сотрудничества детьми с учетом возраста
Показатели коммуникативных действий |
Дети с ТНР старшей группы (n=16) |
Дети с ТНР подготовительной группы (n=16) |
Дети с типичным развитием старшей группы (n=16) |
Дети с типичным развитием подготовительной группы (n=16) |
М |
М |
М |
М |
|
Продуктивность совместной деятельности |
1,63 |
1,75 |
2,38 |
2,56 |
Умение договариваться |
1,56 |
1,56 |
2,44 |
2,56 |
Взаимный контроль по ходу выполнения |
1,25 |
1,50 |
2,31 |
2,44 |
Взаимопомощь |
1,19 |
1,06 |
1,94 |
2,19 |
Эмоциональное отношение |
1,81 |
1,88 |
2,50 |
2,56 |
Дошкольники с тяжелыми нарушениям речи старшей и подготовительной групп имеют более низкие значения показателей коммуникативных действий по сравнению с детьми с типичным развитием того же возраста. Установлено, что показатели «продуктивность в совместной деятельности» (для старших групп U=50,0, p=0,001; для подготовительных групп U= 51,0, p=0,001), «умение детей договариваться» (для старших групп U=40,5, p=0,000; для подготовительных групп U=31,5, p=0,000), «взаимный контроль» (для старших групп U=22,0, p=0,000; для подготовительных групп U=36,0, p=0,000), «взаимопомощь» (для старших групп U=45,0, p=0,001; для подготовительной группы U=14,0, p=0,001), «эмоциональное отношение» (для старших групп U=60,0, p=0,001; для подготовительных групп U=53,5, p=0,001) выше в группах детей с типичным развитием. Так, дети с типичным развитием лучше ориентируются на позицию другого (сверстника), способны договориться, проявить взаимоконтроль и взаимопомощь.
Анализ состояния коммуникативных действий у детей с ТНР старшей и подготовительной групп показал, что сотрудничество и совместное выполнение задания улучшается с возрастом. Об этом свидетельствует повышение с возрастом ориентации на позицию другого, умения осуществлять контроль за выполнением задания (договориться и совместно выполнить рисование узора). Дети старшей группы чаще приступают к работе не договариваясь, ориентируются на собственные действия, а не на действия партнера. Взаимный контроль в этом возрасте у детей с ТНР практически отсутствует. Эмоциональная оценка результата деятельности чаще описывается фразой «у меня красиво, а у тебя нет». В подготовительной группе дети с ТНР отличаются более высоким уровнем продуктивности совместных действий (p=0,03), чем в старшей группе. Однако дети этой группы не умеют договариваться между собой (p=0,000), по сравнению с детьми с типичным развитием. В паре один из детей проявлял активность, другой оставался пассивным и безынициативным. Из-за неумения конструктивно строить общение у детей с ТНР часто возникали конфликтные ситуации. По данным наблюдения, эмоциональнее на полученный результат реагировали девочки.
Дошкольники с типичным развитием чаще с помощью диалога выстраивают стратегию выполнения задания, в паре устанавливается лидер, который проявляет больше инициативы. Ведомый больше наблюдает за своим партнером и его выполнением. Дети взаимно контролируют друг друга, сравнивают результаты выполнения задания, легко контактируют друг с другом, в парах работают мальчики и девочки одинаково. С помощью вербальных средств коммуникации в ходе работы над «рукавичками» вносятся изменения, рисунок видоизменяется, по ходу дается эмоциональная оценка деятельности со стороны партнеров, партнеры оказывают необходимую помощь сверстнику для достижения наилучшего результата, том числе и техническую.
Для выявления уровня развития способности к партнерскому диалогу у детей использовалась методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу». Установлено, что дети с нарушениями речи и типичным развитием различаются по всем показателям компонентов способности к партнерскому диалогу (табл. 5).
Таблица 5
Значимые различия показателей уровня развития способности
к партнерскому диалогу между группами детей
с тяжелыми нарушениями речи и детьми с типичным развитием
Показатели коммуникативных действий |
Дети с ТНР старшей группы (n=16) |
Дети с ТНР подготовительной группы (n=16) |
Дети с типичным развитием старшей группы (n=16) |
Дети с типичным развитием подготовительной группы (n=16) |
М |
М |
М |
М |
|
Продуктивность совместной деятельности |
1,63 |
1,75 |
2,38 |
2,56 |
Умение договариваться |
1,56 |
1,56 |
2,44 |
2,56 |
Взаимный контроль по ходу выполнения |
1,25 |
1,50 |
2,31 |
2,44 |
Взаимопомощь |
1,19 |
1,06 |
1,94 |
2,19 |
Эмоциональное отношение |
1,81 |
1,88 |
2,50 |
2,56 |
Так, дети с типичным развитием отличаются от сверстников с нарушениями речи умением слушать партнера по деятельности (p=0,004), они способны спокойно, терпеливо слушать партнера. Дошкольники с типичным развитием легко договариваются со сверстниками (p=0,000). Игра детей объединяет большое количество ровесников, где они распределяют роли в игровом коллективе, учатся находить компромиссные решения. Дошкольники с типичным развитием чаще проявляют симпатию к сверстникам и ориентируются на эмоциональное состояние партнера по общению (p=0,000), чем дети с ТНР.
У детей с ТНР компоненты способности к партнерскому диалогу имеют близкий к среднему уровень развития. Дошкольники с нарушениями в развитии не умеют слушать, перебивают партнера по общению, не способны понять собеседника, часто не соглашаются, раздражаются и настаивают на своем решении. Вероятно, низкий уровень способностей к партнерскому диалогу связан с имеющимися речевыми дефектами. Дети часто становятся непонятыми, стремятся выйти из диалога, не понимают эмоциональное состояние и настроение сверстников, их игровой коллектив малочисленный (не более двух детей), они предпочитают играть в одиночестве, что связано с низким уровнем социального развития детей данной категории.
Для выявления коммуникативных качеств личности ребенка и коммуникативных действий и умений использовалась методика «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников». Было обнаружено, что по всем показателям дошкольники с ТНР и типичным развитием значительно различаются (табл. 6).
Таблица 6
Выявление уровня сформированности коммуникативных качеств личности
и коммуникативных действий и умений в группах детей
Показатели коммуникативных способностей |
Дети с тяжелыми нарушениями речи (n=32) |
Дети с типичным развитием (n=32) |
U-критерий Манна- Уитни |
p-level |
M (SD) |
M (SD) |
|||
Эмпатийность |
1,25 (1,6) |
3,56 (1,5) |
76,0 |
0,000 |
Доброжелательность |
1,25 (1,5) |
3,34 (1,5) |
100,0 |
0,000 |
Непосредственность, искренность |
1,47 (1,1) |
2,53 (1,4) |
211,0 |
0,000 |
Открытость |
1,31 (1,5) |
3,34 (1,5) |
117,0 |
0,000 |
Конфронтация |
1,19 (1,4) |
3,16 (1,5) |
89,0 |
0,000 |
Инициативность |
1,31 (1,6) |
3,16 (1,5) |
127,0 |
0,000 |
Организационные умения |
1,34 (1,5) |
3,22 (1,5) |
189,5 |
0,000 |
Перцептивные умения |
1,28 (1,5) |
3,19 (1,5) |
101,5 |
0,000 |
Операционные умения |
1,25 (1,5) |
3,38 (1,50 |
84,0 |
0,000 |
Отмечаются статистически значимые различия (при p=0,000) между группами детей по уровню проявления личностных качеств в общении, таких как «эмпатийность» и «доброжелательность». Дети с ТНР при общении не способны проявить позитивный настрой и не готовы к переживанию чувств своего собеседника и партнера. По данным исследователей, высокая степень эмпатии взаимосвязана с мягкостью, доброжелательностью и общительностью, а низкая степень эмпатии - с замкнутостью и недоброжелательностью [3]. Также отмечается, что способность к сопереживанию связана с широким кругом общения со сверстниками [3].
В двух группах были выявлены различия по уровню проявления инициативности (p=0,000). Мы предполагаем, что проявление инициативности в общении и степени воздействия друг на друга находятся во взаимосвязи с уровнем владения детьми с ТНР предметно-содержательной деятельностью. Низкий уровень развития игровых действий и манипуляций с предметами выступают факторами, обуславливающими низкий уровень проявления инициативности в общении. Мотивационные трудности детей также определяют формирование положительных личностных качеств дошкольников с речевыми нарушениями.
Далее нами были определены взаимосвязи между следующими коммуникативными способностями в группах дошкольников с ТНР и типичным развитием: коммуникативные действия, способности партнерского диалога и коммуникативные качества личности.
В группе дошкольников с речевыми нарушениями получено большее количество положительных взаимосвязей. Проявление детьми взаимного контроля положительно связано с коммуникативными чертами личности: непосредственностью (r=0,44, p=0,01), открытостью (r=0,45; p=0,009), инициативностью (r=0,45, p = 0,009), организационными (r=0,53, p=0,002) и операционными умениями (r= 0,45, p=0,01), способностью договариваться (r=0,40, p=0,02). Как видим, коммуникативные качества личности и коммуникативные действия повышаются за счет взаимного контроля со стороны сверстников. Выявлено, что умение договариваться и проявление терпения в беседе положительно связаны с коммуникативными чертами личности: эмпатией (r=0,38, p=0,03), доброжелательностью (r=0,61, p=0,000), инициативностью (r=0,49, p=0,004), организационными (r=0,39, p=0,02), перцептивными (r=0,61, p=0,000) и операционными (r=0,49, p=0,004) умениями. Таким образом, проявление эмпатийности и дружелюбности к другим, инициативы и организаторских навыков, стремление понять другого и владение средствами общения зависят от коммуникативных действий ребенка. Способность договариваться и проявление терпения в общении выступают факторами развития важных коммуникативных черт личности дошкольников.
Корреляционный анализ с использованием критерия Спирмена показал, что в группе дошкольников с типичным развитием наблюдаются единичные связи. Способность к эмоционально-экспрессивной пристройке по отношению к партнеру положительно связана с доброжелательностью (r=0,43, p=0,01), открытостью (r=0,41, p=0,02), перцептивными умениями (r=0,31, p=0,05) и отрицательно - с непосредственностью (r=-0,33, p=0,04). Вероятно, чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению предполагает более высокий уровень сформированности коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий и умений. Развитие дружелюбности, открытости и понимания чувств другого у дошкольников с типичным развитием зависит от уровня эмоционального настроя по отношению к другому.
Полученные результаты могут быть использованы в практике работы с детьми дошкольного возраста. В процессе формирования коммуникативных способностей у детей с речевыми нарушениями особое внимание следует уделять формированию у них контроля за совместными действиями при взаимодействии со сверстниками, а у дошкольников с типичным развитием - чувствительности к изменению состояний и переживаний партнера по общению.
Выводы
Таким образом, анализ специфики коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий дошкольников с разным психическим развитием показал следующее.
Группы дошкольников с разным психическим развитием имеют ряд особенностей личности. В группе дошкольников с типичным развитием наблюдается благоприятная картина коммуникативных действий и навыков, по сравнению с группой детей с ТНР, имеющих существенное отставание уровня развития коммуникативных действий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Коммуникативные действия у детей с ТНР улучшаются с возрастом, они становятся более ориентированными на сотрудничество и на совместное выполнение задания со сверстниками.
Дошкольники с речевыми нарушениями не всегда способны понять чувства сверстника, сопереживать партнеру, адекватно вербально выразить свои чувства, в связи с чем реже проявляют доброжелательность, эмпатию к собеседнику. Дети данной категории проявляют враждебность и неумение конструктивно отстаивать свою позицию, неготовность сотрудничать и договариваться.
Определенную роль в развитии коммуникативных качеств личности у детей с речевыми нарушениями играет сформированность контроля над совместными действиями, а у дошкольников с типичным развитием - чувствительность к изменению состояний и переживаний партнера по общению и взаимодействию, что следует учитывать педагогам и психологам при работе с дошкольниками.
Финансирование
Работа подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-06-00607).
Литература
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4.
Детская психология.
М.: Педагогика, 1984. 432 с. - Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 20 с.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
- Колесникова А.Е. Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР: новый подход // Логопед. 2015. № 3. С. 23–31.
-
Куфтяк Е.В. Дети с дефицитами развития: особенности
психологических защит и копинг-стратегий // Вопросы психического здоровья детей
и подростков. 2017.
№ 3. С. 25–33. -
Куфтяк Е.В., Самохвалова А.Г. Особенности
адаптивного поведения детей
в ситуации школьных и коммуникативных трудностей // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 4. doi:10.17759/cpse.2015040404 (дата обращения: 01.10.2017). -
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии:
Ранняя диагностика
и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 95 с. - Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-Пресс, 2007. 224 с.
- Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: Практическое пособие. М.: Владос, 2001. 157 с.
- Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2872
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 3113
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 16