Динамические характеристики взаимодействия как основа формирования рекомендаций для семьи с ребенком раннего возраста с расстройствами аутистического спектра

694

Аннотация

В статье описывается применение методики «Оценка детско-родительского взаимодействия» (Evaluation of child-parent interaction; ECPI), которая направлена на выявление индивидуальной чувствительности коммуникативных маркеров ребенка к изменению в родительском поведении на основании анализа динамических характеристик. В статье подробно описывается случай применения данной методики для диады родителя и ребенка 2,8 лет с диагнозом расстройства аутистического спектра с целью составления индивидуальных рекомендаций. Согласно последним исследованиям, специфические особенности социально-коммуникативных навыков проявляются во взаимодействии детей с расстройствами аутистического спектра со значимым взрослым уже на первом году жизни. Для исследования особенностей протекания взаимодействия недостаточно изучить те или иные характеристики субъектов по отдельности, необходимо наблюдать партнеров во взаимодействии. Предметом исследования явились особенности взаимодействие родителя и ребенка раннего возраста с РАС в процессе спонтанной игры. В статье описывается применение методики «Оценка детско-родительского взаимодействия» (Evaluation of child-parent interaction; ECPI), которая направлена на выявление индивидуальной чувствительности коммуникативных маркеров ребенка к изменению в родительском поведении на основании анализа динамических характеристик. В статье подробно описывается случай применения данной методики для диады родителя и ребенка 2,8 лет с диагнозом расстройства аутистического спектра с целью составления индивидуальных рекомендаций. В заключении отражены возможности и ограничения применяемого метода для детей данной категории.

Общая информация

Ключевые слова: ранний возраст, расстройства аутистического спектра

Рубрика издания: Методы и методики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070211

Для цитаты: Рубченя С.Л. Динамические характеристики взаимодействия как основа формирования рекомендаций для семьи с ребенком раннего возраста с расстройствами аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 162–173. DOI: 10.17759/cpse.2018070211

Литература

  1. Баенская Е.Р. Мы: общение и игра взрослого с младенцем: Книга для родителей / под ред. Е.Р. Баенской, Ю.А. Разенковой, И.А. Выродовой. М.: Полиграф сервис, 2002. 132 с.
  2. Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Методика «Оценка детско-родительского взаимодействия» Evaluation of child-parent interaction (ECPI). М.: Перспектива, 2017. 304 с.
  3. Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. Руководство для родителей ребенка
    с расстройством аутистического спектра: вопросы самопомощи и социального развития ребенка.  М.: РИТМ, 2016. 203 с.
  4. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста / под общ. ред. Е.А. Стребелевой. 3-е изд. М.: Экзамен, 2007. 127 с.
  5. Фролов С. С. Общая социология: учебник. М.: Проспект, 2011. 384 с.
  6. Asan О., Montague E. Using video-based observation research methods in primary care health encounters to evaluate complex interactions // Journal of Innovation in Health Informatics.  2014. Vol. 21. № 4. P. 161–170. doi: https://doi.org/10.14236/jhi.v21i4.72
  7. Jones E., Gliga T.,Bedfordc R., Charmanb T., Johnsona M. Developmental pathways to autism: A review of prospective studies of infants at risk // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2014. №39. P. 1–33. doi: https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2013.12.001
  8. Picles A. Parent-mediated social communication therapy for young children with autism (PACT): long-term follow-up of a randomised controlled trial // The Lancet. 2016. №10059. Vol. 388. №10059. P.2501–2509. doi: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(16)31229-6
  9. Ozonoff S., Iosif A., Baguio F., Cook I., Hill M., Hutman T., Rogers S., Rozga A., Sangha S., Sigman M., Steinfeld M., Young G. Prospective Study of the Emergence of Early Behavioral Signs of Autism // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2010. Vol. 49. № 3. P. 256–266. doi: https://doi.org/10.1016/j.jaac.2009.11.009

 

Информация об авторах

Рубченя Светлана Леонидовна, преподаватель-стажер, кафедра специальной педагогики Института Инклюзивного Образования, Белорусский Государственный Педагогический Университет им. Михаила Танка, Минск, Беларусь, e-mail: svetarubchenya@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2045
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 694
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2